Открытый урок русского языка по теме "Наречие. значение и вопросы"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Русский язык 9 специальный (коррекционный) класс 8 вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 9 классе

Тема урока: Наречие. Значение и вопросы

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи:

  1. (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.
  2. (направленные на достижение метапредметных  результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
  3. (направленные на достижение предметных  результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Формы работы:

  • фронтальная
  • самостоятельная
  • в паре

Методы работы:

  • наглядный
  • диалог

Оборудование: учебник «Русский язык»  Н.Г. Галунчикова 9 класс, план-конспект для каждого ребенка, карточки с заданиями, карточки для рефлексии

                                                      Ход урока.

Организационный момент.

Психологический настрой.

Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.

Пусть девизом нашего урока является следующее  высказывание:

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».

Бенедикт Спиноза

- Запишем число, классная работа.

Письмо под диктовку

Скоро наступит лето.

- Какое задание можно предложить к данному предложению? (Разобрать по членам предложения и частям речи)

Поднимите руку, кто разобрал всё предложение без сомнений.

А теперь тот, кто засомневался?

Проблема

С какой проблемой вы столкнулись?

1 уч. Как обозначить слово « скоро» в предложении?

2 уч. Какой частью речи и членом предложения выражено слово « скоро»?

Давайте разберемся. Ваши предположения. Поставьте вопрос и назовите словосочетание.

1 уч. Это не имя сущ., т.к. слово отвечает на вопрос  «как?».

2 уч. Это и не имя прилаг., т.к. слово « скоро» поясняет глагол, а  не имя сущ.

3 уч. Это и не глагол, т.к. слово не обозначает действие предмета.

Выход на тему урока учащимися. Дети называют тему и цели урока

А кто знает, что это за часть речи?

4 уч. Это наречие.

Откуда знаете?

Какой будет тема урока?  

5уч. Тема урока: « Наречие»

Сегодня на уроке вы побываете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи?  

Какой частью речи являются слова, которые отвечают на вопрос к а к?

Что обозначают слова этой части речи?

Как изменяются слова данной части речи?

Каким членом предложения является?

Какие существуют  правила правописания слов данной части речи?

Что будет, если  исчезнут эти слова из нашей речи?

Для чего используем эти слова в нашей речи?

Как вы думаете, на какие ещё вопросы могут отвечать эти слова?

У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но  у нас всё это получится, если будем работать сообща,  помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.

Осмысление содержания.

Поиск решения учебной задачи. («Открытие нового знания»)

Составим план изучения данной части речи, ведь мы не раз изучали части речи.

План-конспект

  1. Часть речи …….
  2. Отвечает на ? ………
  3. Роль ……….
  4. Обозначает …………..
  5. Изменяемая или неизменяемая часть речи …………
  6. В предложении является …………..
  • План – конспект у каждого из вас, который мы будем заполнять по ходу наших открытий.
  • Для открытия нового знания выполним задание по учебнику (с. 157 упр. 213).

Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами. (работаем в паре). Проверка.

Какой же частью речи являются выделенные слова? (это наречия)- запись в таблицу

  • Ответили мы на один из поставленных вопросов? (да)
  • На какие же ещё вопросы может отвечать наречие.

Правило с.157 – Найдите, используя правило на с.157, какие вопросы мы не выделили? – запись в таблицу

Отвечаем на следующий пункт плана:

  • Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.
  • Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)
  • Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной)

Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.  Запись в таблицу.

  Прослушайте  один  разговор. Найдите наречия и докажите.

Встретил я вчера одного приятеля. Давно не виделся с ним. Спрашиваю:

- Как живешь?

- Нормально.

- А с учебой как?

- Нормально.

- Ты, говорят, болел. Теперь – все в порядке?

- Нормально.

- Хорошо, значит?

- Ну, я же говорю – нормально.

- Странно ты говоришь.

- Почему? Нормально.

- Ты считаешь – нормально?

- Нормально.

Приятель ушел, а я подумал: «Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!» (А. Шибаев)

- Ребята, что у вас вызвало улыбку? Почему нельзя использовать слово нормально так, как один из приятелей в рассказе?

   Русский язык богат синонимами. Чтобы не повторять на письме, в рассказе или беседе одно слово, надо заменить его другим, близким по смыслу. Надо стремиться выражаться яснее и уметь ценить это в других людях.

Рассказ о наречии. Словарь

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое,  оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также.

  • А почему? Вы догадались?

Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.

  • Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?

Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.

Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос

Физминутка.

  • Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: ...
  • Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: ...
  • Скажу я слово «потолок», А ты ответишь: ...
  • Скажу я слово «потерял», и скажешь ты: ...

Проверим пункт 5 нашего плана. Понаблюдаем, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.

Работа  в паре.

Работа по учебнику с.158 упр.215

      (Проверка)

  • Какое исследование вы провели? Какой вывод сделали?
  • Какой вывод напрашивается из выше сказанного? – запись в таблице

Отвечаем на последний пункт нашего плана.

  • Как вы думает, каким членом предложения является наречие?

1уч. Это не главный член предложения – значит, не подлежащее и не сказуемое.

2 уч. Это второстепенный член предложения.

Вернулись к нашему предложению и подписали наречие скоро.

Составьте правило, пользуясь планом о наречии.

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопрос как? когда? где?  и в предложении является второстепенным членом.

Вторичное закрепление Включение в систему знаний

Самостоятельная работа.

В качестве закрепления полученных знаний выполним упр.214 с.157

 - Прочитайте задание.( выписать только наречия)

Мы много на уроке работали в паре, а теперь каждый поработает самостоятельно.  Дети работают самостоятельно. Проверим работу  у доски.

Самопроверка. Оцените свою работу.

Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся)

Рефлексия.

 Выберите фразеологизм, который характеризует вашу  работу сегодня.

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами (у детей в конверте, дети должны выбрать себе подходящий)

Домашнее задание 

Наречия нужны, необходимы в нашей речи. Они как будто заполняют пробелы в тексте. Наречия делают нашу речь точной, конкретной, красивой. Это   как буквы: есть буквы - есть слова , есть наречия - есть хороший конкретный текст.(дать каждому, на обратной стороне домашнее задание)

Упр.217 с.159


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями" УМК "Перспектива"

урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями"...

Открытый урок русского языка во 2 классе на тему «Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам»

Открытый урок русского языка во 2 классе на тему «Развитие умения задавать  вопросы  кто? что? к словам»,...

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён существительных по вопросам»

Городской семинар «Формирование творческого потенциала ученика и учителя»Тема: Изменение имён существительных по вопросамЦель: Организация деятельности учащихся по открытию способа изменения имён суще...

Самоанализ открытого урока русского языка, проведенного во классе, по теме «От значения слова к правильной букве» учитель начальных классов: Долженкова Т.И., МОУ СОШ п. Баляга

Самоанализ открытого урокарусского языка, проведенного во  классе,  по теме «От значения слова к правильной букве»учитель начальных классов: Долженкова Т.И. МОУ СОШ п. Баляга...

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе "Значение суффиксов"

Урок-закрепление по теме "Значение суффиксов" проводится в игровой форме. Дети работаютв группах....

Открытый урок русского языка по теме "Суффикс.Значение суффиксов в речи"

Технологическая карта к уроку русского языка По теме "Суффикс"...