Русский язык
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему

Федорова  Лидия Сергеевна

  Рабочая программа по русскому языку для 2 А класса составлена  в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МОАУ СОШ № 3, школьным положением  о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов учебным планом МОАУ СОШ № 3,  примерной  образовательной программой начального общего образования по русскому языку с учетом авторской программы В. П. Канакиной «Русский язык».(Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы.М.: Просвещение, 2011..)

     Данная программа рассчитана на 170 учебных часа (5 часов в неделю).

     Рабочая программа ориентирована на использование учебника УМК «Школа России». Авторы  Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.  2 класс. В 2 ч., М.: «Просвещение», 2011.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА по русскому языку  для 2 КЛАСС

 Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

По окончанию 2 класса обучающиеся научатся:

  •  анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
  • озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
  • распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
  • составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
  • составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
  • письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
  • определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
  • понимать характеристику звука, представленную в модели (взвуком обозначении);
  • анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
  • определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
  • определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
  • определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
  • определять ударный и безударные слоги в слове;
  • правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
  • использовать знание алфавита при работе со словарями;
  • определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

• осознавать слово как единство звучания и значения;

  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
  • различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
  • иметь представление о синонимах и антонимах;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
  • подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
  • наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
  • на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
  • владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
  • распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
  • определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

 

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

Обучающийся научится:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
  • находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
  • находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
  • находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
  • находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
  • находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
  • подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
  • выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
  • различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
  • выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

 

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
  • находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
  • различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
  • устанавливать связи слов между словами в предложении;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • восстанавливать деформированные предложения;
  • составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

  • опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
  • находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

— применять изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов в предложении;
  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
  • отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
  • разделительный мягкий знак (ь);
  • знаки препинания конца предложения (. ? !);
  • раздельное написание предлогов с именами существительными;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;

— применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

— безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;

— писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;
  • разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
  • пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.

 

Личностные результаты

  • представление о своей этнической принадлежности;
  • развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
  • представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
  • осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
  • осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
  • представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
  • положительное отношение к языковой деятельности;
  • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
  • представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.

 

Метапредметные результаты

 

Регулятивные универсальные учебные действия

 

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

 

Познавательные УУД

 

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

 

Коммуникативные УУД

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
  • признавать существование различных точек зрения;воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

  • понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
  • понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
  • первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
  • начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
  • овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
  • применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
  • первоначальные умения проверять написанное;
  • овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
  • формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

Предметные результаты освоения

основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
  • (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
  • пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
  • различать устную и письменную речь;
  • различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
  • понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
  • читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
  • составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА по русскому языку 2 КЛАСС.

Раздел 1. Развитие и совершенствование основных видов рече­вой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).

     Данное направление связано с развитием дара слова, фор­мированием умения выражать свои мысли в устной и пись­менной форме. Речевое развитие детей — основной принцип всех  занятий  по  русскому  языку,  именно  оно  содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников. Осознавание детьми изучаемых единиц языка и синтак­сиса речи, специальных речевых умений заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи, позволит младшим школьникам правильно восприни­мать, анализировать свою и чужую речь, а также создавать собственное речевое высказывание.

 

Раздел 2. Формирование научных, доступных младшим школь­никам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практичес­кой деятельности.

Предметом изучения и языкового анализа становится для учащихся широкий круг сведений, относящихся к разным сто­ронам языка: лексике, фонетике, графике, орфографии, словооб­разованию, морфологии, синтаксису, культуре речи, стилистике.

Программа и учебники построены так, чтобы дать детям основы знаний о языке (о тексте как единице языка и речи, типах текста, предложении, типах предложений по цели вы­сказывания и интонационной оформленности, главных и вто­ростепенных членах предложения, об обращении, о простых и сложных предложениях, о словосочетании, слове и его со­ставе, частях речи, слоге, звуке, ударении, ударных и без­ударных гласных, твердых и мягких, глухих и звонких, ши­пящих согласных звуках). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, свя­зи и отношения.

 

 Раздел 3. Активизация  мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.

     Одним из эффективных средств обеспечения активности учащихся в процессе изучения русского языка является учебно-познавательная задача. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся участниками наблюдений над языком, проводят микроисследования в об­ласти языка и речи, постепенно открывают для себя опреде­ленные стороны языковых понятий, явлений, фактов. Поис­ковая деятельность детей может быть организована и за счет использования материалов толкового и других словарей, иных материалов справочного характера учебника, обеспечи­вающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.

     В процессе языковой деятельности младшие школьники овладевают приемами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым -единицам языка и речи), приемами сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, будет способствовать умственному и рече­вому развитию, развитию потребности в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Раздел 4.Создание у школьников мотивации к изучению язы­ка, воспитание чувства уважения к слову и русскому язы­ку в целом.

     Условием реализации этого направления может стать со­держание языкового материала учебника и рабочей тетради. Оно создаст хорошую языковую базу для организации рабо­ты на уроке, позволит учителю использовать его для реше­ния определенных учебно-познавательных задач, будет спо­собствовать воспитанию чувства уважения к русскому языку, способности понимать, чувствовать его богатство и емкость, красоту и выразительность. Методический аппарат учебни­ка, рабочей тетради, методического пособия позволит под­держать у младших школьников устойчивый познавательный интерес к изучению родного языка.

 

 

 

 


    

 

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 2А классе по учебнику Канакина В.П., Горецкий В.Г . Русский язык.  2 класс. В 2 ч., М.: «Просвещение», 2011.

 

   170 часов (5часов в неделю)

 

 

Дата

Тема урока

Тип урока.

 

Планируемые результаты 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

Наша речь (4 ч)

 

 

1/1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Язык и речь

 

 

 

 

 

Вводный урок

 

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

Различать устную, письменную речь и речь про себя.

Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложе­ние».

 

 

 

 

 

2/2

 

Виды речевой деятель ности человека

Комбини-

рованный

 

Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

Различать устную, письменную речь и речь про себя.

Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложе­ние».

 

 

3/3

 

Диалог и монолог

Комбини-

рованный

 

Отличать диалогическую речь от монологической.

Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диа­логе.

Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собесед­нику.

Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимо­логией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику и электронному приложению

*Слова с непроверяемым написанием: здрав­ствуй (здравствуйте), прощай (прощайте

 

4/4

 

Проверка знаний. Тест по теме «Наша речь»

Контроль знаний и умений

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику

 

Текст (5 ч)

 

5/1

 

Признаки текста

Комбини-

рованный

 

Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста.

Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тек­сту.

 

Составлять текст по заданной теме.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуника­тивной задаче.

 

Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или со­ставленного текста.

 

Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

*Слова с непроверяемым написанием: сентябрь.

 

6/2

 

Входной диктант

Контроль знаний и умений

 

 

7/3

12.09

Тема и главная мысль текста.

Комбини-

рованный

 

 

8/4

 

Построе  ние текста

Комбини-

рованный

 

Составлять текст по заданной теме.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуника­тивной задаче.

 

Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или со­ставленного текста.

 

 

9/5

 

Развитие речи. Составление рассказа по рисун­ку.

Комбини-

рованный

 

Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

 

 

Предложение (12 ч)

 

10/1

 

Пред      ложение (3 ч)

Предложение как единица речи. Словарный диктант.

Комбини-

рованный

 

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выби­рать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интона­цию конца предложения. Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы.

Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно

 

11/2

 

Предложения по цели высказывания.

Комбини-

рованный

 

 

112/3

 

Знаки препина ния в конце предложе ния

Комбини-

рованный

 

Определять границы предложения в деформированном тексте, выби­рать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

 

 

13/4

 

Члены предложения (9 ч)

Главные члены предложения (основа).

 

Комбини-

рованный

 

Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу.

 

 

 

14/5

 

Второстепенные члены предложения

Комбини-

рованный

 

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

 

 

15/6

 

Подлежащее и сказуемое — главные члены пред­ложения

Комбини-

рованный

 

Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.

Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах

*Слова с непроверяемым написанием: родина, скоро, быстро, ветер (ветерок), рисунок (ри­совать), яблоко (яблочко), яблоня.

 

16/7

 

Распространённые и нераспространённые пред­ложения.

 

Комбини-

рованный

 

Различать распространённое (с второстепенными членами) и нерас­пространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения

 

17/8

 

Связь слов в предложении.

 

 

Комбини-

рованный

 

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами пред­ложения.

Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связан­ных по смыслу).

 

 

18/9

 

Развитие речи.

Обучающее сочинеие по картине

Комбини-

рованный

 

Рассматривать репродукцию картины  И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника.

Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золо­тая осень», используя данное начало и опорные слова. Научиться строить предложения, излагая свои мысли.

 

 

 

19/10

 

Анализ сочинений

Комбинированный

Выполнить работу над ошибками, допущенными в сочинении, проверит знания по теме «Предложение»

 

20/11

 

Диктант по теме «Предложение»

Контроль знаний и умений       

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику и электронному приложению

 

21/12

 

Работа над ошибками

Урок систематизации  и обобщение знаний и умений

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику и электронному приложению, учить классифицировать и исправлять ошибки.

 

Слова, слова, слова... (18 ч)

 

22/1

 

Слово и его значение (4 ч)

Лексичес кое значение слова

Комбини-

рованный

 

Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам

Работать с толковым и орфографическим словарями.

*Слова с непроверяемым написанием: берёза (берёзка), ягода (ягодка), лопата (лопатка), осина (осинка), дорога (дорожка),

 

23/2

 

Определение лексического значений слова

Комбинированный

 

24/3

 

Однознач ные и многозначные слова

Комбиниро

ванный

 

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном зна­чениях.

Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимо­логией слова лопата

 

25/4

 

Прямое и переносное значение слов

Комбини-

рованный

 

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном зна­чениях.

Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимо­логией слова лопата

 

26/5

 

Синонимы и антонимы (4 ч)

Синонимы и антонимы

Комбини-

рованный

 

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных.

 

 

 

27/6

 

Работа со словарями синонимов и антонимов

Комбини-

рованный

 

Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с опреде­лёнными жизненными ситуациями.

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языко­вых средств.

 

28/7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речи. Обучающ. изложение текста по данным к нему вопросам

Комбини-

рованный

 

Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.

 

 

29/8

 

Диктант по теме «Слова, слова»

Контроль знаний и умений

 

Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

 

 

30/9

 

Одноко ренные слова     (4 ч)

Однокоренные слова.

Словарный диктант.

Комбини-

рованный

 

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными кор­нями. Группировать однокоренные слова с разными корнями.

 

 

 

Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

Работать с памяткой «Как найти корень слова».

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них

корень.

Работать со словарём однокоренных слов учебника.

 

 

 

 

 

 

 

31/10

 

Корень слова

Комбини-

рованный

 

 

32/11

 

Различие однокоренных слов и слов с омонимичными корнями

Комбини-

рованный

 

Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.

Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

*Слова с непроверяемым написанием: сахар (сахарный).

 

 

33/12

 

Единообразное написание корня в однокоренных словах

Комбини-

рованный

 

 

 

34/13

 

Слог. Ударение. Перенос слова    (6 ч)

Слог как мини мальная произно сительная еди­ница.

Комбини-

рованный

 

Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов

 

35/14

 

Словесное и логическое кое ударение

Комбини-

рованный

 

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударе­ния.

Различать ударные и безударные слоги.

Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

 

36/15

 

Работа с орфоэпическим словарём

Комбини-

рованный

 

Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную инфор­мацию о произношении слова.

Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произно­шения слов.

Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов.

 

 

37/16

 

Перенос слов по слогам

Комбини-

рованный

 

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Переносить слова по слогам.

Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь­чик).

 

 

38/17

 

 

Обобщение по теме «Слово и слог. Ударение»Поверочная работа

Урок контроля знаний и умений

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

 

 

39/18

 

 

Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков  и опорным словам

Комбини-

рованный

 

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

 

 

 

Звуки и буквы (59 часов)

 

40/1

 

Звуки и буквы (1ч.)

 

 

Звуки и буквы

Комбинированный

 

Обобщить знания о буквах и звуках; развивать умение различать звуки и буквы

 

41/2

 

Русский алфавит, или Азбука  (3 ч)

 

 

Значение алфавита

 

 

Комбинированный

 

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном по­рядке.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристи­ке звука, который они обозначают.

Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к за­данной.

Работать с памяткой «Алфавит».

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

 

Использовать знание алфавита при работе со словарями.

Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной

буквы в словах.

Использовать правило написания имён собственных и первого слова

в предложении.

непроверяемым Слова с написанием: октябрь, алфавит, ноябрь

 

42/3

 

Запись слов  алфавитном порядке

Комбинированный

 

43/4

 

Развитие речи. Обучающ.

коллективное составление рас­сказа по репродукции картины.

Комбини-

рованный

 

Составлять рассказ по репродукции картины 3. Е. Серебряковой «За обедом», используя опорные слова (под руководством учителя).

 

 

 

44/5

 

 

 

 

 

Гласные звуки    (2 ч)

Гласные звуки. Словарный диктант.

Комбини-

рованный

 

Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных зву­ков.

Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют.

Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со сведени­ями из истории русского языка (о букве э). Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова.

 

45/6

 

Развитие речи. Работа с текстом. Запсиь ответов на вопросы к тектсу

Комбини-

рованный

 

Поверить умения обучающихся писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами

 

47/8

 

Особенности проверяемых и проверочных слов

Комбини-

рованный

 

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного глас­ного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов

 

48/9

 

Правопи сание слов     с безудар ным гласным звуком в корне 

Комбини-

рованный

 

 

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного глас­ного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов

 

49/10

 

Правопи сание слов     с безудар ным гласным звуком в корне 

Комбини-

рованный

 

 

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного глас­ного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов

 

50/11

 

Правопи сание слов     с безудар ным гласным звуком в корне 

Комбини-

рованный

 

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного глас­ного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов

 

51/12

 

 

Развитие речи

Коллективное составление рассказа по репро­дукции картины.

 

Комбини-

рованный

 

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного глас­ного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов

 

52/13

 

Анализ сочинений

Комбини-

рованный

 

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного глас­ного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов

 

53/14

 

Правопи сание слов     с безудар ным гласным звуком в корне 

Комбини-

рованный

 

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного глас­ного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов

 

54/15

 

Правопи сание слов     с безудар ным гласным звуком в корне 

Комбини-

рованный

 

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного глас­ного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов

 

55/16

 

Правопи сание слов     с безудар ным гласным звуком в корне 

Комбини-

рованный

 

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного глас­ного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов

 

56/17

 

Проверяемые и непрове ряемые орфограммы. Словарный диктант.

 

 

 

Комбини-

рованный

 

 

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного глас­ного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов

 

57/18

 

Слова с непрове ряемыми орфограммами.

 

 

Комбини-

рованный

 

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного глас­ного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов

 

58/19

 

Слова с непрове ряемыми орфограммами

Комбини-

рованный

 

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного глас­ного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов

 

59/20

 

Диктант по теме «Звуки и буквы»

Контроль знаний и умений

 

Проверка написания  орфограмм безударного глас­ного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов

 

60/21

 

Анализ ошибок

Урок систематизации и обобщения знаний

Проверка ошибок написания  орфограмм безударного глас­ного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов

 

 

61/22

 

Соглас ные звуки  (2ч)

Признаки согласного звука

Комбини-

рованный

 

Находить в слове согласные звуки.

Правильно произносить согласные звуки.

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка».

*Слова с непроверяемым написанием: мороз

(морозный).

 

62/23

 

Согласный звук [й'] и буква «и краткое»

 

Комбини-

рованный

 

Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведения­ми о звуке-невидимке [й']. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка).

Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный).

 

63/24

 

Слова с удвоенными согласными (2 ч)

Слова с удвоенными согласными

 

Комбини-

рованный

 

Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными

согласными.

Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на).

*Слова с непроверяемым написанием: суббота (субботний

 

64/25

 

Развитие речи. Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины и опорным словам.

 

Комбини-

рованный

 

Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ.

 

 

65/26

 

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. (2ч).

Твердые и мягкие согласные звуки.

Комбини-

рованный

 

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Пла­нировать учебные действия при письме по памяти.

 

66/27

 

Обозначение мягкости согласного звука на письме

Комбини-

рованный

 

 

67/28

 

Мягкий знак (ь) (3 ч)

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными

 

 

 

 

Комбини-

рованный

 

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих сло­вах.

Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению

 

68/29

 

Обозначение мягкости согласных на письме при помощи буквы ь

Комбинированный

Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголо­вок, определять части текста.

Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для от­ветов на вопросы, записывать ответы.

 

 

69/30

 

 

Проект «Пишем письмо»

Комбини-

рованный

 

Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголо­вок, определять части текста.

Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для от­ветов на вопросы, записывать ответы.

 

Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу.

 

 

70/31

 

 

 

 

 

 

Правописание буквосо четаний с шипящими звуками (8 ч)

Буквосо четания чк, чн, чт, щн, нч

 

Комбини-

рованный

 

 

Различать непарные мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать при­меры слов с такими сочетаниями

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с со­четаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарём.

Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.

 

71/32

 

Правопи сание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу.

 

Комбини-

рованный

 

 

 

 

72/33

 

 

Развитие речи.

Работа с предложением и текстом

 

Комбини-

рованный

 

 

 

 

73/34

 

 

Анализ ошибок. Словарный диктант.

Урок систематизации и обобщения знаний

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению

 

74/35

 

Буквосо четания чк, чн, чт, щн, нч жи,ши и т. д.

 

Комбини-

рованный

 

Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать при­меры слов с такими сочетаниями

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с со­четаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарём.

Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.

 

75/36

 

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч жи,ши и т. д.

 

Комбинир

ованный

 

 

76/37

 

Контрольный диктант по теме «Безударные гласные, слова с удвоенными согласнымиМягкий знак.»

Урок контроля знаний и умений

Формировать навыки правопсания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

 

77/38

 

Работа над ошибками

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Формировать навыки правопсания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

 

78/39

 

Звонкие и глухие соглас ные звуки (1ч.)

Звонкие и глухие согласные звуки

Комбинир

ованный

 

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непар­ный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).

 

79/40

 

Правописание слов с парным по глухости-звонкос ти соглас ным на конце слова и перед соглас ным     (14 ч)

Правопи сание слов с парным соглас ным

Словарный диктант.

Комбинир

ованный

 

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.

Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой

надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и под­бора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз — моро­зы, морозный Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости соглас­ным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Слова с непроверяемым написанием: народ, завод, вдруг, сапог

 

80/41

 

Особенности проверяемых и проверочных слов

Комбиниро

ванный

 

Познакомить со способом проверки парных согласных в корне путём изменения формы слова и путём подбора однокоренных слов

 

81/42

 

Распознав1ание проверяемых и проверочных слов

Комбиниро

ванный

 

Формировать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; развивать орфографическую зоркость

 

82/43

 

Проверка парных согласных в корне слова

Комбинированный

Формировать умение проверять написание парных согласных разными способами; учить распознавать парные звонкие и глухие  согласные в словах.

 

83/44

 

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Комбинированный

Проверить умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова.

 

84/45

 

Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости в конце слова

Комбинированный

Проверить умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова.

 

85/46

 

Правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука

Комбинированный

Проверить умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова, делать звуко-буквенный анализ слова

 

 

86/47

 

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Комбинированный

Формировать умение проверять написание парных согласных разными способами, развивать навыки грамотного письма.

 

87/48

 

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласными в корне

Комбинированный

Формировать умение проверять написание парных согласных разными способами, развивать навыки грамотного письма.

 

88/49

 

Упражнение в написании слов с парными согласными в конце слова

Комбинированный

Формировать умение проверять написание парных согласных разными способами, развивать навыки грамотного письма.

 

89/50

 

Проверка парных согласных

Комбинированный

Формировать умение проверять написание парных согласных разными способами, развивать навыки грамотного письма.

 

90/51

 

Правописание парных согласных

Комбинированный

Формировать умение проверять написание парных согласных разными способами, развивать навыки грамотного письма.

 

91/52

 

Упражнение в написании слов с парными согласными в конце слова

Комбинированный

Формировать умение проверять написание парных согласных разными способами, развивать навыки грамотного письма.

 

92/53

 

Формировать умение решать орфографическую задачу

Комбинированный

Формировать умение проверять написание парных согласных разными способами, развивать навыки грамотного письма.

 

93/54

 

Обобщение знаний об изученных правилах письма (2ч.)

 

Обобщение по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова»

Урок систематизации и обобщения знаний

Формировать умение проверять написание парных согласных разными способами, развивать навыки грамотного письма.

 

94/55

 

Диктант по тете «Правописание слов с парными согласными в корне слова»

Урок контроля знаний и умений

Проверить умения писать слова на изученные орфограммы, делать звуко-буквенный анализ слова

 

95/56

 

Разделительный мягкий знак (ь) (4 ч)

 

Разделительный мягкий знак

 

 

Комбинир

ованный

 

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшеству­ющего согласного звука и с разделительным мягким знаком.

Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах.

 

 

96/57

 

Разделительный мягкий знак

 

Комбинир

ованный

 

 

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшеству­ющего согласного звука и с разделительным мягким знаком.

Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах.

 

 

97/58

 

Развитие речи. Обучающее сочинение «Зимние забавы»

Комбинир

ованный

 

Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учи­теля)

 

98/59

 

Контрольная работа по теме Звук и буквы. Правописание изученных орфограмм.

Урок контроля знаний и умений

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

 

 

                                        

ЧАСТИ  РЕЧИ (58 ч.)

 

99/1

 

Части речи (2 ч.)

 

Работа над ошибками.

Общее представление о частях речи

Крмбинированный

Дать понятие о трёх самостоятельных частях речи

 

100/2

 

Распознавание частей речи

 

 

 

Комбинир

ованный

 

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Формировать умение распознавать самостоятельные части речи

 

101/3

 

Имя существительное (19 ч.)

 

Имя существительное как часть речи

 

Словарный диктант

Комбинированный

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексиче­ским значением имён существительных.

*Слова с непроверяемым написанием: январь, февраль.

 

102/4

 

 

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

 

 

Комбинир

ованный

 

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существи­тельных Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушев­лённые по значению и объединять их в тематические группы.

 

Слова с непроверяемым написанием: картина

(картинка).

 

103/5

 

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

 

Комбинированный

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существи­тельных Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушев­лённые по значению и объединять их в тематические группы.

 

Слова с непроверяемым написанием: картина

(картинка).

 

104/6

 

Упражнения в различении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных

Комбинированный

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существи­тельных Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушев­лённые по значению и объединять их в тематические группы.

 

Слова с непроверяемым написанием: картина

(картинка).

 

105/7

 

Собственные и нарицательные имена существительные

Комбинированный

Формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные. Подбирать примеры таких слов самостоятельно

 

106/8

 

Заглавная буква в именах собственных.

 

Словарный диктант

 

 

 

Комбиниро

ванный

 

Различать собственные и нарицательные имена существительные, под­бирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные собственные и нарицатель­ные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные.

Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литера­туры в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и на­звании своего города (или села, посёлка, деревни).

*Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, город, улица, Россия.

 

107/9

 

Заглавная буква в именах собственных.

 

Комбинированный

Классифицировать имена Различать собственные и нарицательные имена существительные, под­бирать примеры таких существительных.

существительные собственные и нарицатель­ные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные.

Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литера­туры в библиотеке, интернета) о

 

 происхождении своей фамилии и на­звании своего города (или села, посёлка, деревни).

*Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, город, улица, Россия.

 

108/10

 

Заглавная буква в именах собственных.

 

Комбинированный

 

109/11

 

Заглавная буква в именах собственных.

 

Комбинированный

Различать собственные и нарицательные имена существительные, под­бирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные собственные и нарицатель­ные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные.

 

 

110/12

 

Развитие речи. Составление рассказа по картине

Комбинированный

Формировать умения составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста, учить устанавливать связи слов в предложении, способствовать развитию речи учащихся, развивать орфографическую зоркость

 

111/13

 

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы

Урок систематизации и обобщения знаний

Обобщить знания об употреблении заглавной буквы в иенах собственных. Закрепит навыки правописания изученных орфограмм

 

112/14

 

Проверочная работа по теме «Правописание имён собственных

Урок контроля знаний и умений

Урок контроля знаний и умений

 

113/ 15

 

 

Число имён существительных

 

Комбиниро

ванный

Комбинированный

 

Определять число имён существительных (единственное и множествен­ное).

Изменять имена существительные по числам (книга — книги). Правильно произносить имена существительные в форме единствен­ного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — просты­ни). Работать с орфоэпическим словарём

Имена существительные,    употребляющиеся   только в одном числе (ножницы, молоко). *Слова с непроверяемым написанием: топор.

 

114/ 16

 

Изменение имён существительных  по числам

 

115/ 17

 

Употребление в речи формы единственного и множественного числа

Комбинированный

 

116 /18

 

 

Развитие речи. Работа с текстом. Обучающ. подроб ное изложе ние повество вательн ого текста по данным вопросам

 

Комбиниро

ванный

 

 

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и глав­ную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, со­ставлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст.

 

 

117/ 19

 

Обобщение знаний по теме «Имя существительное»

Урок актуализации знаний и умений

Обобщить знания об имене существительном. Закрепит навыки правописания изученных орфограмм

 

118/ 20

 

 

 

 

Диктант по теме «Имя существительное»

 

 

Урок контроля знаний и умений

 

 

 

 

 

 

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

 

 

119/ 21

 

Работа над ошибками

Урок систематизации  обобщение знаний

Провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданий

 

120/ 22

 

Глагол (12 ч)

 

Глагол как часть речи

Комбиниро

ванный

 

 

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению.

 

121/ 23

 

Употребление глагола в речи

Комбинированный

 

122/ 24

 

Синтаксическая функция глагола в предложении

Комбинрованный

 

123/25

 

 

Развитие речи. Составление рассказа по репро­дукции картины худож ника.

 

Комбиниро

ванный

 

 

Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилете­ли» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, со­ставлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ.

 

 

124/26

 

 

Число глагола

 

Комбиниро

ванный

 

 

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зави­симости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём.

Изменение глагола по числам. Формирование навыка правильного употребле­ния глаголов (одеть и надеть) в речи. *Слова с непроверяемым написанием: обед (обедать), магазин

 

125/27

 

Формирование навыка правильного употребления глагола

Комбинированный

 

126/28

 

 

Правописание частицы не с глаголом

 

 

Комбиниро

ванный

1

 

Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать

 

127/29

 

Обобщение знаний о глаголе

Урок систематизации и обобщения знаний

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зави­симости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём.

 

128/30

 

 

 

 

 

Текст-повествование и роль в нём глаголов

 

 

Комбиниро

ванный

 

Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании

Распознавать текст-повествование.

 

 

129/31

 

Развитие речи. Составление текста-повествова­ния.

Комбиниро

ванный

 

Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нуж­ную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.

 

130/32

 

Проверка знаний.

 

Тест.

Урок контроля знаний и умений

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

 

 

131/33

 

Работа над ошибками

Урок корррекции знаний и умений

Провести работу над ошибками, допущенными в тесте и грамматических заданий

 

132/34

 

Имя прилага тельное (13 ч)

 

Связь имени прилага­тельного с именем существительным (6 ч).

 

Словарный диктант

Комбиниро

ванный

 

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу.

Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагатель­ному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики ка­честв, присущих людям и животным.

Синтаксическая функция имени прилагательно­го в предложении.

Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык.

Сравнение как одно из выразительных средств языка.

*Слова с непроверяемым написанием: облако

(облачко), метро.

 

133/35

 

Значение и употребление имени прилагательного в речи

Комбинированный

 

134/36

 

Связь имени прилагательного с именем существительным

Комбинированный

 

135/37

 

Имена прилагательные близкие и противоположные по смыслу

Комбинированный

Формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах.

 

136/38

 

Что такое текст - описание

Комбинированный

Формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах.

 

137/39

 

Сравнение как одно из выразительных средств языка

Комбинированный

 

 

138/40

 

 

Единст венное и множественное число имён прилагательных (2 ч)

 

 

Единст венное и множественное число имён прилагательных

 

 

 

 

Комбинир

ованный

 

 

Определять число имён прилагательных, распределять имена прила­гательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагатель­ные по числам.

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагатель­ного от формы числа имени существительного.

Воспитание чувства уважения к родным, к маме на основе анализа текстов о маме. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

 

139/41

 

Изменение имен прилагательных по числам

Комбинированный

Определять число имён прилагательных, распределять имена прила­гательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагатель­ные по числам.

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагатель­ного от формы числа имени существительного.

Воспитание чувства уважения к родным, к маме на основе анализа текстов о маме. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

 

140/42

 

 

Обобще ние знаний об имени прилага тельном

 

 

Урок систематизации и обобщения знаний

 

Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении

 

141/43

 

Контрольный диктант по теме «имя прилагательное»

Урок контроля знаний и умений

 

 

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

 

142/44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст-описание и роль в нём имён прилага­тельных (3 ч).

 

Понятие о тексте-описании

 

Комбиниро

ванный

 

Распознавать текст-описание.

Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании.

 

 

 

143/45

 

Роль имен прилагательных в тексте-описания.

Комбинированный

 

144/46

 

Разви тие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание до­машнего животного либо комнатного растения).

 

Комбиниро

ванный

 

Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллектив­ное обсуждение плана подготовительной работы).

 

 

145/47

 

Место имение  (4 ч)

 

 

 

Место- имение (личное) как часть речи

 

 

Комбиниро

ванный

 

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других

слов и в предложении.

Различать местоимения и имена существительные.

*Слова с непроверяемым написанием: платок. Формирование экологических представлений (природу надо беречь).

 

146/48

 

Редактирование текста с повторяющимися именами существительными

Комбинированный

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) сред других слов в предложении. Различать имена существительные и имена прилагательные

 

147/49

 

 

Текст-рассуждение  Структура текста-рассуждения.

 

 

Комбиниро

ванный

 

 

Распознавать текст-рассуждение.

Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.

Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.

 

148/50

 

Проверка знаний.

Тест.

 

Урок контроля знаний и умений

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению

 

149/51

 

Предлоги (6 ч)

 

Роль предлогов в речи.

 

Комбиниро

ванный

 

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).

Раздельно писать предлоги со словами.

Правописание предлогов с именами существи­тельными. *Слова с непроверяемым написанием: апрель, шёл.

Ознакомление с наиболее употребительными

предлогами. Функция предлогов.

 

150/52

 

Раздельное написание предлогов со словами

Комбинированный

 

 
 

151/53

 

Правописание предлогов с именам существительными

Комбинированный

 

152/54

 

 

Разв тие речи.

 

Редактирование текста; восста­новление деформированного повествовательно­го текста

 

Комбинированный

 

 

Редактироватьтекст; восстанавливать деформированный повествова­тельный текст.

 

 

153/55

 

Работа над ошибками

Урок коррекции знаний и умений

Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении

 

154/56

 

Обобщение знаний о частях речи

Урок систематизации и обобщения знаний

Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении

 

155/57

 

Контрольный диктант за 2 класс

Урок контроля знаний и умений

Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении

 

156/58

 

Проект «В словари за частями речи»

Комбинированный

Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов  синонимов, соврем однокоренных слов. Находить полезную информацию о словарях, придумывать собственные задания для выполнения которых требуются словари

 

                                                                         

ПОВТОРЕНИЕ (14 часов)

 

 

 

157/1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст. Виды текста.

Комбинированный

Повторить изученный материал

 

158/2

Развитие речи. Сочинение по репродукции

Комбинированный

Повторить изученный материал

 

159/3

Предложение. Второстепенные члены предложения.

Комбинированный

Повторить изученный материал

 

160/4

Слово и его лексическое значение

Комбинированный

Повторить изученный материал

 

161/5

Однокоренные слова.

Комбинированный

 Повторить изученный материал пл тепе «Слово и его значение»

 

162/6

Прямое и переносное значение слов. Слова-синонимы. Слова-антонимы

Комбинированный

Повторить изученный материал пл тепе «Слово и его значение»

 

163/7

Итоговое контрольное тестирование

Урок контроля знаний и умений

Проверить знаний учащихся о правилах правописания

 

164/8

Части речи и их отличительные признаки

Комбинированный

Повторить изученный материал «Части речи»

 

165/9

Упражнение в распознавании частей речи

Комбинированный

Повторить изученный материал «Части речи»

 

166/10

Контрольный диктант по теме «Части речи»

Урок контроля знаний и умений

 

 

167/11

 Работа над ошибками. Упражнение в распознавании частей речи

Комбинированный

 

 

168/12

Повторение по теме «Звуки и буквы»

Комбинированный

Повторить изученный материал по теме «Звуки  и буквы»

 

169/13

Повторение по теме «Звуки и буквы»

Комбинированный

Повторить изученный материал по теме «Звуки  и буквы»

 

170/14

Повторение по теме «Звуки и буквы»

Комбинированный

Повторить изученный материал по теме «Звуки  и буквы»

 
        

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

 

Наименование объектов и средств

Материально-технического обеспечения

примечание

Книгопечатная продукция

 

Горецкий В.Г.,Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебники

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1.

 

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.2.

 

 

 

 

Рабочие тетради

 

1. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 

3 класс. В 2 ч. Ч.1.

 

2.Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 

3класс. В 2 ч. Ч.2.

 

 

 

 

 

Методические  пособия

 

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс.

 

 

 

 

 

 

 

В программе определены цели начального обучения русскому языку; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

 

 

В учебнике используются схемы, алгоритмические предписания. Задания к упражнениям имеют комплексный характер. Методический аппарат учебников позволяет организовать систематическое повторение. В учебнике включены задания для работы в парах и материалы по проектной деятельности.

 

 

 

Пособие предназначено для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлены учебные задачи, решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики группируют явления языка, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пособие содержит рекомендации по проведению уроков, раскрывают особенности работы с учебниками и рабочими тетрадями, включают систему планирования уроков, контрольные вопросы и задания к каждой теме.

 

 

 

Пособие включает словарь слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, языковой материал для организации словарно- орфографической работы на уроках и во внеурочной деятельности, рекомендации по работе с трудными словами.

Печатные пособия

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой. Определённой в программе по русскому яыку (в том числе и в цифровой форме).

 

 

 

Пособие включает яркие . образные таблицы, схемы, памятки, структурирующие основные темы программы русского языка. Их назначение- активизировать познавательно-мыслительную и речевую деятельность младших школьников при изучении каждого раздела курса русского языка.

Могут быть использованы при объяснении учебного материала, его закреплении и систематизации знаний.

Технические средства обучения

Классная доска Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор

Экспозиционный экран

Компьютер

 

 

 

С диагональю не менее 72 см.

 

 

Экранно-звуковые пособия

Канакина В.П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронные пособия.

 

 

 

 

 

 

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку ( по возможности).

Мультимедийные ( цифровые ) образовательные ресурсы соответствующие тематике программы по русскому языку ( по возможности).

 

Аналог учебника используется при объяснении и закреплении программного материала. Содержит задания для словарной работы, по развитию речи, игровые задания. Пособие может быть использовано для организации фронтальной и индивидуальной работы в классе, а также для самостоятельного изучения программного материала дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...