Правописание сочетаний чк,чн,чт.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Светлана Петровна Будз

Цели: развивать умения определять в словах орфограммы и правильно записывать эти слова, совершенствовать навык звуко–буквенного анализа слов, развивать связную речь учащихся, воспитывать старательность, аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chkchn.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык ________________________

Тема. Правописание сочетаний чк, чн, чт.

Цели: развивать умения определять в словах орфограммы и правильно записывать эти слова, совершенствовать навык звуко–буквенного анализа слов, развивать связную речь учащихся, воспитывать старательность, аккуратность.

Личностные УУД: 

интерес к учебному материалу, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

Коммуникативные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. 

Предметные:

- познакомить с правилом правописания ЧК,ЧН,ЧТ;

- формировать умение правильно писать сочетание ЧК,ЧН,ЧТ;

- закрепить знания изученных слов с  непроверяемым написанием;

- продолжить работу по формированию умения оформлять предложение на письме;

- развивать словарный запас учащихся.

                                                               Ход урока:

1.Орг.момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

- Ребята, а какой у вас девиз?

Мы - дружные,

мы - внимательные,

Мы- старательные,

Мы отлично учимся,

У нас все получится.

2. Актуализация опорных знаний

Минутка чистописания.

В начале нашего урока мы проведём минутку чистописания. Посмотрите, на доске записаны буквы, но писать все мы  не будем, а напишем только те, которые выберем, ответив на вопросы.

Н, я, ч, х,  и, к, т. (Слайд 1)

- Какая согласная буква в русском языке из всех написанных, обозначает

   только мягкий звук? (ч)

- Какая буква относится к парным по глухости и звонкости согласным? (К)

- Какая буква обозначает звонкий непарный  звук? (Н)

-Назовите пару- Д-(Т)

Мы с вами выбрали 4 буквы, их и будем писать на минутке чистописания

Ч К Н Т

- Скажите, пожалуйста, какие орфограммы можно составить из этих написанных букв? чк, чн, чт.

3. Сообщение темы и цели урока.

- Так какова же тема сегодняшнего нашего урока?

ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЧК, ЧН, ЧТ. (Слайд 2)

А кто сегодня нам будет помогать на уроке?

Герои из какого мультфильма?

4. Работа по теме урока.

Сегодня к нам на урок пришёл Бараш. Он принёс нам слова, которые приготовил для нашего урока, но пропустил в них буквы, он так затрудняется, что просит вас помочь ему вставить пропущенные буквы.

Прочитайте их! (Слайд 3)

Ноч.ка

Поч.ка

Доч.ка

Ноч.ной

Соч.ный

- Помогите Барашу, подумайте и скажите, какую букву нужно вставить в слова? (Никакую, т.к. мягкий знак в сочетаниях ЧН, ЧК,  не пишется.)

Назовите во всех словах согласные буквы, которые обозначают только мягкий согласный звук. (Ч, Й. Они обозначают только мягкие согласные звуки.)

Запишите эти слова в тетрадь через запятую.

На доске написано правило, которое нужно знать всем: и вам и Барашу.

Послушайте это правило и запомните

Читают наизусть дети (Слайд 4)

Точный, скучный и мучной,

Вечный, сочный и речной,

Кочки, бочки, точки,

Дочки и сыночки,

Есть в словах ЧК, ЧН.

Знаем точно: в тех словах

Мы не пишем мягкий знак.

В сочетании ЧК

Места нет для смельчака.

Мягкий знак не нужен там,

Это сразу ясно нам!

Вывод: в сочетаниях ЧК, ЧН  – ь знак не пишется. (Слайд 5)

ФИЗМИНУТКА

Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, ЧТ, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.

  ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, МАЧТА,  УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА, ЧТЕНИЕ.

-  О каком сочетании мы ещё не вспомнили? – спрашивает нас Кар Карыч.

- Придумайте слова с таким сочетанием.

Выберите и запишите слова с данным сочетанием. ( Слайд 6)

Чтение, почта, почка, почтальон, мачта, чтец, мечта, почёт.

Вывод: в сочетании ЧТ– ь знак не пишется.

2) Вставь пропущенные буквы и составь предложения. ( Слайд 7)

3)  Выборочное списывание (Слайд 8-10).

Выписать слова с сочетаниями чн, чк.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит.

Милые синички

Ростом невелички,

Так что жить не тужить

Могут в рукавичке.

Я за свечку, свечка – в печку.

Жёлтые комочки,

Лёгкие, как вата,

Бегают за квочкой

Это кто? (Цыплята)

Чёрная собачка весь дом стережёт (Замок)

Физминутка

5. Закрепление изученного.

1) Письмо с комментированием.

Малыши построили песочный замок.  В саду созрели сочные груши. У Артёма родилась сестричка Людочка.

2) Я показываю предмет, а вы произносите его название ласково и это слово записываете с красной строки и подчеркиваете сочетания. (Слайд 11)

белка                    яблоко                                      

ёлка                      птица          

рука                       туча                                            

собака                   щука

        Проверьте.

Белочка, ёлочка, ручка, собачка, яблочко, птичка, тучка, щучка.

3)Тест. Работа в парах. (Слайд 12)

Укажи номера слов, в которых допущена ошибка.

  1. птичька
  2. редька
  3. ночьной
  4. деньки
  5. ласточка
  6. мучьной

9. Итог урока

  • Чему учились на уроке?
  • Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными)
  • Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний

           чк, чн, чт

10. Рефлексия.

 Закончи предложение (Слайд 13)

  Сегодня  я узнал…

  Теперь я могу…

  Я научился…

  Я попробую …

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне,правописание парных согласных. Закрепление пройденного материала.

КВН по русскому языку в рамках кустового объединения начальных классов по теме "Нетрадиционные формы проведения урока"...

Диктант с грамматическим заданием по теме«Правописание падежных окончаний имён существительных, правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.» 3 класс ПНШ

3класс Программа «Перспективная начальная школа»Диктант с грамматическим заданиемпо теме «Правописание падежных окончаний имён  существительных, правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.»...

Обобщение знаний. Правописание о,е после ц и шипящих согл,;правописание ы,и после ц.

Урок посвящен повторению орфограмм на правописание о,е после ц и шипящих согл,;правописание ы,и после ц. Урок сопровождается презентацией и допол.материалом...

Конспект урока по русскому языку 3 класс, программа "Начальная школа 21 век" Тема: "Повторение правил правописания и их применение. Проверяемые безударные гласные." (раздел правописание)

Урок направлен на формирование навыков написания слов с безударной гласной, умению работать по алгоритму. Учащиеся учатся работать в парах, группах, осуществлять само и взаимоконтроль совместной деяте...

Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...