Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему:
    Правописание сочетаний чк,чн,чт.

    Светлана Петровна Будз

    Цели: развивать умения определять в словах орфограммы и правильно записывать эти слова, совершенствовать навык звуко–буквенного анализа слов, развивать связную речь учащихся, воспитывать старательность, аккуратность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chkchn.docx22.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Русский язык ________________________

    Тема. Правописание сочетаний чк, чн, чт.

    Цели: развивать умения определять в словах орфограммы и правильно записывать эти слова, совершенствовать навык звуко–буквенного анализа слов, развивать связную речь учащихся, воспитывать старательность, аккуратность.

    Личностные УУД: 

    интерес к учебному материалу, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД.

    - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

    Познавательные УУД.

    - уметь оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

    Коммуникативные УУД.

    - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. 

    Предметные:

    - познакомить с правилом правописания ЧК,ЧН,ЧТ;

    - формировать умение правильно писать сочетание ЧК,ЧН,ЧТ;

    - закрепить знания изученных слов с  непроверяемым написанием;

    - продолжить работу по формированию умения оформлять предложение на письме;

    - развивать словарный запас учащихся.

                                                                   Ход урока:

    1.Орг.момент.

    Прозвенел звонок и смолк,

    Начинается урок.

    На меня все посмотрели

    И за парты тихо сели.

    - Ребята, а какой у вас девиз?

    Мы - дружные,

    мы - внимательные,

    Мы- старательные,

    Мы отлично учимся,

    У нас все получится.

    2. Актуализация опорных знаний

    Минутка чистописания.

    В начале нашего урока мы проведём минутку чистописания. Посмотрите, на доске записаны буквы, но писать все мы  не будем, а напишем только те, которые выберем, ответив на вопросы.

    Н, я, ч, х,  и, к, т. (Слайд 1)

    - Какая согласная буква в русском языке из всех написанных, обозначает

       только мягкий звук? (ч)

    - Какая буква относится к парным по глухости и звонкости согласным? (К)

    - Какая буква обозначает звонкий непарный  звук? (Н)

    -Назовите пару- Д-(Т)

    Мы с вами выбрали 4 буквы, их и будем писать на минутке чистописания

    Ч К Н Т

    - Скажите, пожалуйста, какие орфограммы можно составить из этих написанных букв? чк, чн, чт.

    3. Сообщение темы и цели урока.

    - Так какова же тема сегодняшнего нашего урока?

    ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЧК, ЧН, ЧТ. (Слайд 2)

    А кто сегодня нам будет помогать на уроке?

    Герои из какого мультфильма?

    4. Работа по теме урока.

    Сегодня к нам на урок пришёл Бараш. Он принёс нам слова, которые приготовил для нашего урока, но пропустил в них буквы, он так затрудняется, что просит вас помочь ему вставить пропущенные буквы.

    Прочитайте их! (Слайд 3)

    Ноч.ка

    Поч.ка

    Доч.ка

    Ноч.ной

    Соч.ный

    - Помогите Барашу, подумайте и скажите, какую букву нужно вставить в слова? (Никакую, т.к. мягкий знак в сочетаниях ЧН, ЧК,  не пишется.)

    Назовите во всех словах согласные буквы, которые обозначают только мягкий согласный звук. (Ч, Й. Они обозначают только мягкие согласные звуки.)

    Запишите эти слова в тетрадь через запятую.

    На доске написано правило, которое нужно знать всем: и вам и Барашу.

    Послушайте это правило и запомните

    Читают наизусть дети (Слайд 4)

    Точный, скучный и мучной,

    Вечный, сочный и речной,

    Кочки, бочки, точки,

    Дочки и сыночки,

    Есть в словах ЧК, ЧН.

    Знаем точно: в тех словах

    Мы не пишем мягкий знак.

    В сочетании ЧК

    Места нет для смельчака.

    Мягкий знак не нужен там,

    Это сразу ясно нам!

    Вывод: в сочетаниях ЧК, ЧН  – ь знак не пишется. (Слайд 5)

    ФИЗМИНУТКА

    Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, ЧТ, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.

      ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, МАЧТА,  УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА, ЧТЕНИЕ.

    -  О каком сочетании мы ещё не вспомнили? – спрашивает нас Кар Карыч.

    - Придумайте слова с таким сочетанием.

    Выберите и запишите слова с данным сочетанием. ( Слайд 6)

    Чтение, почта, почка, почтальон, мачта, чтец, мечта, почёт.

    Вывод: в сочетании ЧТ– ь знак не пишется.

    2) Вставь пропущенные буквы и составь предложения. ( Слайд 7)

    3)  Выборочное списывание (Слайд 8-10).

    Выписать слова с сочетаниями чн, чк.

    По дороге зимней, скучной

    Тройка борзая бежит.

    Плутовка к дереву на цыпочках подходит.

    Милые синички

    Ростом невелички,

    Так что жить не тужить

    Могут в рукавичке.

    Я за свечку, свечка – в печку.

    Жёлтые комочки,

    Лёгкие, как вата,

    Бегают за квочкой

    Это кто? (Цыплята)

    Чёрная собачка весь дом стережёт (Замок)

    Физминутка

    5. Закрепление изученного.

    1) Письмо с комментированием.

    Малыши построили песочный замок.  В саду созрели сочные груши. У Артёма родилась сестричка Людочка.

    2) Я показываю предмет, а вы произносите его название ласково и это слово записываете с красной строки и подчеркиваете сочетания. (Слайд 11)

    белка                    яблоко                                      

    ёлка                      птица          

    рука                       туча                                            

    собака                   щука

            Проверьте.

    Белочка, ёлочка, ручка, собачка, яблочко, птичка, тучка, щучка.

    3)Тест. Работа в парах. (Слайд 12)

    Укажи номера слов, в которых допущена ошибка.

    1. птичька
    2. редька
    3. ночьной
    4. деньки
    5. ласточка
    6. мучьной

    9. Итог урока

    • Чему учились на уроке?
    • Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными)
    • Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний

               чк, чн, чт

    10. Рефлексия.

     Закончи предложение (Слайд 13)

      Сегодня  я узнал…

      Теперь я могу…

      Я научился…

      Я попробую …

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне,правописание парных согласных. Закрепление пройденного материала.

    КВН по русскому языку в рамках кустового объединения начальных классов по теме "Нетрадиционные формы проведения урока"...

    Диктант с грамматическим заданием по теме«Правописание падежных окончаний имён существительных, правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.» 3 класс ПНШ

    3класс Программа «Перспективная начальная школа»Диктант с грамматическим заданиемпо теме «Правописание падежных окончаний имён  существительных, правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.»...

    Обобщение знаний. Правописание о,е после ц и шипящих согл,;правописание ы,и после ц.

    Урок посвящен повторению орфограмм на правописание о,е после ц и шипящих согл,;правописание ы,и после ц. Урок сопровождается презентацией и допол.материалом...

    Конспект урока по русскому языку 3 класс, программа "Начальная школа 21 век" Тема: "Повторение правил правописания и их применение. Проверяемые безударные гласные." (раздел правописание)

    Урок направлен на формирование навыков написания слов с безударной гласной, умению работать по алгоритму. Учащиеся учатся работать в парах, группах, осуществлять само и взаимоконтроль совместной деяте...

    Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс

    Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...

    Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

    Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...