Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кудрявцева Галина Александровна

Урок русского языка в 3 кл. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_prilag-e.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

                      Урок русского языка в 3 классе.  УМК «Школа России»

Тема: «Имя прилагательное»

 Цель: провести наблюдение над именем прилагательным, как частью речи.

Задачи:

  • выявить особенности изменения имен прилагательных;
  • распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
  • развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
  • развивать орфографическую зоркость;
  •  продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.

Ход урока

I этап  - Самоопределение к деятельности

1.Организация детей к уроку

-Наш урок мне хотелось бы начать с мудрого высказывания советского писателя-фантаста Петрония Гай (1916-1982): «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя». (слайд 1)

-К чему нас призывают эти мудрые мысли?

-Как их можно связать с нашим уроком?

-Тогда за работу!

- Мы с вами сегодня будем исследователями.

-А кто такие исследователи? (Исследователь – это человек, создающий или открывающий новые знания)

2. Введение в раздел. Формулирование темы и цели урока.

- Чтобы узнать, что мы будем исследовать, отгадайте мою загадку:

(слайд 2)

…рост, …хвост, …шубка, …зубки.

- Почему вы ее не поняли?

-Какой частью речи выражены эти слова? (имена сущ-е)

- Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь?

- Послушайте еще раз: (открываются слова на слайде 4)

Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.

- Кто это? (мышка)

- Какие слова помогли отгадать загадку?

-Почему эти слова помогли отгадать загадку?

(Потому что они указывают на признаки)

- Кто из вас догадался,  что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке? (Имя прилагательное)

- Сформулируйте тему урока. (слайд 5)

- Давайте определим задачи нашего урока.

-Прочитайте на с.63 учебника, чему мы будем учиться, работая над этой темой.

( слайд 6)

-Перед вами  схема, которую мы постепенно будет заполняться по ходу урока: (слайд 7)

Имя прилагательное

II этап - Изучение нового материала

 1. Актуализация опорных знаний. Наблюдение над признаками имен прилагательных.

Задание 1. Игра «Узнай»  (слайд 8)

Серый, хищный, жадный…

Косой, слабый, трусливый…

Ясная, холодная…

Серое, хмурое…

_ Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком или о чём идет речь?

-Какой частью речи они являются?

-С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (Делают речь более полной, точной, яркой, красочной.)

- Какой вывод мы можем сделать?

 Вывод: имена прилагательные обозначают признак предмета   (на доске заполняется первая часть схемы)

Имя прилагательное

        

                 

2. Открытие «новых» знаний. Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным.

  1. Работа по учебнику:  Упр.109 с.64  (слайд 10)

—  Прочитайте стихотворение. О чём в нём идёт речь?

—  В какое время года автор описывает берёзки?

-     Назовите имена прилагательные.

-С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?

- Давайте это исследуем.

—  Какую роль выполняют имена прилагательные? (Делают речь более полной, точной, яркой, красочной.)

—  Что обозначают имена прилагательные? (Признаки предметов.)

- Так с какой частью речи связано имя прилагательное? Сделайте вывод.

Вывод: имя прил-е связано с именем сущ-м

(на доске дополняется схема – связь с именем существительным)  (слайд 11).

Имя прилагательное

Проблемный

вопрос

- Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? (ребята высказывают свои версии) (Не может быть признака без предмета).

3.Упр.109

- Продолжаем исследование. Установите между ними связь с помощью вопроса. Выпишем словосочетания с вопросами.

Берёзки (какие?) сонные,

косы (какие?) шёлковые,

серёжки (какие?) зелёные,  

росы (какие?) серебряные

-Назовите слова с орфограммой «Парные согласные по звонкости-глухости». (берёзки,серёжки) –Подберите проверочные слова к ним.

-Назовите слова с проверяемой безударной гласной. (зелёные)

-Подберите к нему проверочное слово.

-С какими ещё орфограммами вы написали слова?

-На какие ещё вопросы отвечают имена прилагательные?

-Какой вывод можете сделать?

Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы:  какой?, какое?, какая?, какие?

(дополняется схема вопросами). (Слайд 12).

Имя прилагательное

        

                

III этап  – Интеллектуально-преобразовательная деятельность

1. Наблюдение над изменением имени прилагательного.

- Исследуем дальше имена прилагательные. Понаблюдаем, как они изменяются.

-В каком числе стоят данные имена прилаг-е  (мн.ч.)

-А можно ли их поставить в ед.числе? –Назовите их.

Берёзки (какие?) сонные,

косы (какие?) шёлковые,

серёжки (какие?) зелёные,  

росы (какие?) серебряные

-Какой вывод сделаем?

Делаем вывод: имена прилагательные изменяются по числам. (Дополняется схема на доске)

Имя прилагательное

        

                

2. Упр. 111  (с. 65).

—  Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Докажите.

—  Прочитайте словосочетания.

 -    Выполните письменные задания к упражнению.

—  Назовите окончания имён прилагательных. (Далее работа по последнему     заданию упражнения.)

-Как изменяются имена прилаг-е? Сделайте вывод

Вывод: имена прилагательные изменяются по родам. (Дополняется схема на доске)

Имя прилагательное

        

                

-Какие из имён прилаг-х обозначают признак предмета по запаху, величине, цвету, весу, звуку, температуре, размеру?

Вывод: Имена прилагательные обозначают признак предмета по запаху, величине, цвету, весу, звуку, температуре, размеру.

3.Обобщение

- Что мы сегодня исследовали?

-Что же такое имя прилагательное?

-Как изменяются имена прилагательные?

-С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (Имена прилагательные делают речь более полной, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне.)

- Сравните его с именем существительным. (Общее – самостоятельная часть речи, изменяются по числам. Различаются тем, что имена прилагательные отвечают на другие вопросы и изменяются по родам.)

-Сравните своё определение имени прилаг-го с тем, что дано в учебнике на стр.64

IV этап  Развитие речи. Работа по картине Исаака Левитана «Март».(Работа в парах)

-Люди разными средствами выражают чувство восхищения природой, поэты – стихами, композиторы – музыкой, художники – картинами. Великий русский художник Исаак Ильич Левитан говорил: «Природа не терпит ничего безобразного, и его в ней нет. Посмотрите, рядом с нами ничего мёртвого, всё дышит, живёт, понимает. Она волнуется в бурю, зябнет в снегу, задумывается спокойным вечерком, отдыхает от солнца, ветров, гроз».

- Левитан по-особому любил русскую природу. Рассмотрите внимательно его картину « Март». Какое настроение она у вас вызывает? (радостное, она полна солнечным светом).

На слайде предложения:

Солнце светит.  Снег тает.   Берёзы тянутся.

- Составьте по картине предложения, используя эту грамматическую основу и прилагательные. Я предлагаю вам поработать в парах. Одна голова - хорошо, а две – это сила! Помните о том, что результат работы в парах зависит от работы каждого из вас.

(Дети составляют распространённые предложения, записывают их)

На голубом небе светит яркое солнце. Тает рыхлый снег. Высокие белоствольные берёзки тянутся к солнечному свету.

-Докажите, что мы написали текст.

- Подчеркните им. прилаг-е  волнистой линией.

V.Итог урока

-Какую часть речи исследовали?

- Для чего служат в нашей речи имена прилаг-е?

-Что обозначают им. прилаг-е?

- Какими членами предложения являются? (второстепенными, определениями)

VI.Домашнее задание: упр.110, правило – стр.64

VII.Рефлексивная деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

УМК "Перспектива" конспект урока русского языка 3 класс Тема: «Имя прилагательное»

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о понятии «имя прилагательное»; функции прилагательных в речи; формирование умения распознавать прилагательные в тексте и в...

Урок русского языка 2 класс ТЕМА: Имя прилагательное. Значение имен прилагательных.

ТЕМА: Имя прилагательное. Значение имен прилагательных....

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Изменение прилагательных по падежам». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний об изменении имен прилагательных по падежам, умений изменять прилагательные по падежам.Планируемые результатыПредметные: знать, как изменяются прилагател...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Склонение прилагательных во множественном числе в И.п. и В.п.». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения склонять имена прилагательные во множественном числе.Планируемые результатыПредметные: знать таблицу склонения имен прилагательных во множественном числе...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п. и П.п.». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения склонять имена прилагательные во множественном числе в Р.п., В.п., П.п.Планируемые результатыПредметные: знать таблицу склонения имен прилагательных во м...