Взаимные диктанты
методическая разработка по русскому языку на тему

Кравченко Екатерина Максимовна

Взаимные диктанты 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimnye_diktanty_mozhno_nachinat_uzhe_v_i_klasse.docx14.2 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимные диктанты можно начинать уже в I классе, осуществляя их с помощью разрезной азбуки. Потом ученики могут записывать текст диктанта себе в тетради. Первоначально это может быть одно-два слова: рука, мама, Миша, Оля. Затем ученики друг другу диктуют простые предложения: человек идёт, ученик сидит, птица летит. Количество слов во взаимных диктантах постепенно должно нарастать, но диктант не должен быть большим. В I классе на диктант даётся 5-6 мин, а это для первоклассника не более 10-12 слов.

Примеры диктантов: 1. Папа купил часы. 2. Часы висели на стене. 3. Весна пришла рано.

Используются также деформированные тексты: 1. На опушке леса ст...ит дом л...сника. 2. В...сной д...твора сажает цв...ты. 3. В школьном с...ду созр...вает урожай яблок.

Чтобы проводить взаимные диктанты в парах сменного состава, нужно предварительно заготовить достаточно текстов. Все такие тексты нужно проверить и наклеить на картонки. Получится большое количество карточек с разнообразными текстами, но примерно на одни и те же правила. Каждому ученику даётся текст (карточка). Тексты разные. Все ученики рассаживаются по парам. Работа идёт в следующем порядке:

Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет (диктуют друг другу так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом).

Другой ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.

Потом каждый берёт тетрадь своего соседа (партнёра) и без заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант.

Открывают карточки и по карточкам проверяют вторично (но уже вместе) сначала один диктант, потом - второй.

Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор своих ошибок.

Каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок.

Снова берут тетради друг друга, ещё раз всё просматривают и ставят свои подписи: "Проверял Петров", "Проверяла Стрельцова".

Совместная работа пары заканчивается. Её участники находят себе новых партнёров для продолжения работы и расходятся. Перед уходом к новому товарищу производится обмен карточками. Новенькому диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Таким образом, над диктантом каждый ученик работает дважды: один раз он пишет сам и делает под контролем товарища разбор допущеных ошибок; другой раз он диктует этот текст, проверяет, требует разбора ошибок, а иногда даже ставит свою оценку. Закончив работу со вторым партнёром, участники обмениваются карточками и расходятся, чтобы приступить к работе с третьим партнёром, и т.д. При каждой новой встрече - новый текст диктанта.

Для того, чтобы ученики научились друг другу диктовать, проверять, выполнять работу над ошибками, оценивать, учитель вызывает учеников и показывает перед классом всю процедуру взаимных диктантов. Но и этого бывает недостаточно. Очень важно, чтобы учитель включился в непосредственную работу в парах сменного состава, выполняя всё то, что требуется от каждого "рядового" ученика. Работая с отдельными учениками, учитель предупреждает: "Все делайте, как я. От других тоже этого требуйте".

Тексты диктантов периодически обновляются в связи с изучением новых тем. В карточки нужно включать слова с непроверяемыми согласными, а также синонимы, антонимы.

Когда ученики освоят методику взаимных диктантов, тогда можно вводить карточки с деформированным текстом. Но тексты не должны быть громоздкими. Работа в парах должна проходить живо, по-деловому. Тексты должны быть насыщены орфограммами, не быть большими по объёму. В III классе - не более 20-30 слов, в IV - не более 35 слов.

К текстам диктантов можно присоединять вопросы теоретического характера и на правописание: как пишется частица НЕ с глаголами? Чем отличаются глаголы второго спряжения от глаголов первого спряжения? Каковы особенности деепричастия?

Опыт взаимных диктантов показал, что почти любое упражнение может служить текстом для диктанта, если оно даёт возможность проверить знание правил. Кроме того, многие упражнения с деформированным текстом можно выполнять в парах сменного состава, ограничиваясь устным разбором. Это значительно ускоряет темпы изучения нового материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики с презентацией по теме "Взаимное расположение фигур на плоскости"

Конспект урока по УМК «Начальная школа XXI века» с использованием ИКТ. На уроке прослеживается дифференцированное обучение, создаётся ситуация свободного выбора....

Взаимное расположение пересекающихся линий

Урок "Взаимное расположение пересекающихся линий"...

Классный час "Взаимное уважение"

классный час по теме: "Взаимное уважение"...

Родительское собрание Тема: "Домашнее задание. Как избежать взаимного стресса"

Вы можете познакомиться со сценарием  собрания, памятками для родителей, презентацией данного собрания....