технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку на тему

«Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих.»

Цель: развитие умения наблюдать за написанием слов, включающих шипящие звуки ж, ш.

- развивать умение слушать, наблюдать, анализировать.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обработать и закрепить написание гласных букв после шипящих ,
  • продолжить работу по формированию навыков каллиграфического письма,
  • уметь производить звукобуквенный анализ слов,
  • способствовать обогащению словарного запаса детей.

Развивающие: 

  • развивать устную речь и фонематический слух,
  • совершенствовать культуру речи,
  • развивать орфографическую зоркость,
  • развивать психологические процессы: память, мышление, восприятие, внимание, эмоции,
  • способность к самоконтролю;
  • развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя;
  • развивать способность к рациональной организации своего труда и рабочего места.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний;
  • формировать интерес к изучению родного языка;
  • воспитывать чувство уважения, взаимовыручки, аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность.

Создать условия для формирования УУД

  1. личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);
  2. познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
  3. коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнёра;
  4. регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии;

Оборудование: проектор, компьютер, экран, компьютерная презентация,  карточки букв –«человечков» жи-ши, ча-ща, чу-щу, учебник, рабочая тетрадь.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация  знаний.

- Традиционно мы начинаем урок с небольших стихотворений:

  Мы – дружные!

  Мы – умные!

  Мы – внимательные!

  Мы – старательные!

А сейчас вниманье всем
В тетради много перемен
Число запишем, а потом
К работе в классе перейдем
 

- Ребята, работа на  уроке  нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на  урок. За каждое правильно выполненное задание вы получите лепесток ромашки. И в конце урока сможете унести свою ромашку в кармашке.  Если вы соберёте пять «лепестков», то за работу на уроке получите оценку пять, четыре «лепестка» – оценку четыре.

- Загляните в себя, какое у вас настроение? Перед вами лежат смайлики. Выберите один смайлик, который соответствует вашему настроению,  положите перед собой, наклейте в середину ромашки. (Дети приклеивают смайлики.)  

- Сегодня мы работаем в группе, и значит,  будем учиться договариваться и выслушивать друг друга.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.  

Метод: наблюдение над языковым материалом.

Почтальон Печкин принес письмо. Оно необычное, исследуйте его и скажите о чем идет речь.

«А все это из-за долгой и трудной биографии. Дело в том, что когда-то они были мягкими. В это трудно поверить, но в древних текстах слова выглядели так: мужь, похожю, лечю. Да и сегодня остались следы этой « мягкости»: ложь, ночь, цифра.В связи с этой исторической путаницей появилась путаница орфографическая. Даже зная правило, мы стремимся писать так, как слышим. Вы себя сегодня сами и проверите, сколько раз вам захотелось написать так, как слышите».

- О чем идет речь. Какая тема урока?

- Поставьте перед собой задачи урока.

  1. - Воспринимать на слух слова с буквосочетаниями ча-ща.
  2. Находить и правильно писать в словах буквосочетания ча-ща, жи-ши, чу-щу.
  3. Графическое обозначение буквосочетаний.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

- Ребята, а какими звуками обозначены Ж,Ш,Ч,Щ? (глухие, шипящие)

-С какими гласными буквами не дружат? (Ы,Ю,Я)

-Как называется эта «ссора» букв в русском языке? ( орфограмма)

- Проговорите правило по теме урока.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

 

Наблюдение над написанием гласных буквы  после шипящих.

1. Минутка чистописания.

 Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие на веселом поезде, нам нужны билеты. Вагоновожатый говорит, что получат билеты все, кто справится с заданием: красиво напишет буквы  и отгадает загадки.
Чч Шш Щщ Жж

Ча-ща, чу-щу, жи-ши

-Что у человека одна и он ею очень дорожит? ( ЖИЗНЬ)

- Какую пословицу знаем с этим словом?

Жизнь дана на добрые дела. Запишите в тетрадь.

-Молодцы! Вы все получаете билет на поезд. Путешествие продолжается.

2. Словарная работа.

Наш поезд отправляется на станцию Чащино. Посмотрите, какие пассажиры стоят у поезда, назовите их:

ВОРОНА, ЛИСИЦА, СОБАКА, ЗАЯЦ, КОРОВА, РЕБЯТА

- Что это за слова? Запишите. Какое слово лишнее? (заяц- 2 слога, 4б 5 зв)

- Вспомните словарное слово связанное с нашим путешествием и темой урока. (МАШИНА)

- Назовите однокоренные слова: МАШИНКА, МАШИНИСТ, МАШИНИСТКА. Укажите корень, поставьте ударение.

3. Правописание имен собственных.

Вместе с нами в вагонах едут дети -мальчик и девочка, а с ними их братья меньшие -собачка и кошечка. Запишите предложение, дав имена и клички нашим пассажирам.

- Вспомните правило правописания имен собственных.

Девочка Оля ,  Вася и Юра, щенок Веселый, кот Рыжик едут  в соседнем купе.

Физминутка

Поезд остановился и пассажиры вышли погулять. Вдруг начался дождик.

Капля раз, капля два.

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом,бегом.

Мы зонты свои раскрыли

От дождя себя укрыли.

4. Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих.

-Наше путешествие продолжается и мы приехали на станцию Чащино. В лесу есть волшебное озеро, где живут звери, птицы, рыбы, растут растения, в названиях которых мы встретим нашу орфограмму.

1. Запишите слова, убрав лишнее в каждой строке.

1. Камыш_,  ш…повник, душ..ца, ёж_ки, ландыш_.

2. Морж_,мыш.. , уж…, волч_та, ж_знь.

3. Стриж_, свеч_, чиж…, ч..йка, щ_рята.

4. Галош.., ш..на, лыж_, ш_ло, ч_шка, туч..

-Вставьте пропущенные буквы и сделайте графические обозначения.

- Мы в лесу. Какие правила поведения знаете?

2.-Запишите предложение:

В чаще растут душистые ландыши.

-Подчеркните грамматическую основу предложения.

3. Комментированное письмо.

Чайкин чай из чашки пил.

Щукин щук в реке ловил.

Чушкин чушку рисовал.

Ча и ща, чу и щу

Всегда правильно пишу.

4. Работа с текстом. (на карточках)

5. Учебник стр.115 правило

6. Эстафета.

Написать слова на изучаемые орфограммы ( по рядам).

Вопросы к ученикам (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось вам выполнить задание?

– Вы сделали всё правильно или были недочёты?

– Какие умения формировали?  (Умение опознавать орфограмму.)

Сейчас мы вместе учились оценивать выполненную работу.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, в группе.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил пять или четыре лепестка? Вы сегодня хорошо поработали на уроке. А у кого  три и два «лепестка», вам необходимо  быть внимательными и стараться внимательнее  работать на уроке. (Выставление оценок.)

Рефлексия.

- Какое у вас настроение? Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению, приклейте на другую сторону ромашки. На доске вывешивается зелёная полянка, на которую дети крепят свои ромашки.

- Посмотрите, какая полянка у нас получилась!

V. Домашнее задание.

Домашнее задание : учебник стр. 115 упр.170



Предварительный просмотр:

1.ПИСЬМО.

«А все это из-за долгой и трудной биографии. Дело в том, что когда-то они были мягкими. В это трудно поверить, но в древних текстах слова выглядели так: мужь, похожю, лечю. Да и сегодня остались следы этой « мягкости»: ложь, ночь, цифра.В связи с этой исторической путаницей появилась путаница орфографическая. Даже зная правило, мы стремимся писать так, как слышим. Вы себя сегодня сами и проверите, сколько раз вам захотелось написать так, как слышите».

2. Запишите слова, убрав лишнее в каждой строке.

1. Камыш_,  ш…повник, душ..ца, ёж_ки, ландыш_.

2. Морж_,мыш.. , уж…, волч_та, ж_знь.

3. Стриж_, свеч_, чиж…, ч..йка, щ_рята.

4. Галош.., ш..на, лыж_, ш_ло, ч_шка, туч..

3. Станция Конечная

Совет на память сохранив,
Запомни навсегда:
ЖИ– ШИ пишите с буквой И!
ЧУ–ЩУ пишите с буквой У!
ЧА–ЩА пишите с буквой А!

 4. Рефлексияhttp://festival.1september.ru/articles/574762/img1.gif

Какова была тема нашего урока?        

Какие правила мы повторили? 

Что нового узнали? 

Кому понравился урок?

Кому скажем спасибо?

Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?

Что интересного было на уроке? Как вы оцените свою работу?

Игра « Мы рассыпались»

1. Чайкин , из, пил, чай, чашки .

2. Щукин, в, ловил, реке, щук .

3.рисовал,Чушкин, чушку

Игра « Сказки А.С.Пушкина».

1 группа

1.В синем небе звезды блещ.. .т,

В синем море волны хлещ.. .т;

Туч... по небу идет,

Бочка по морю плывет.

2 группа

2.Не хоч... быть вольною царицей,

Хоч... быть владычицей морскою,

Чтобы ж.. .ть мне в Окияне-море,

Чтоб служ.. .ла мне рыбка золотая».

3 группа

3.Свет мой, зеркальце! Скаж...

Да всю правду долож...:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Логическое упражнение

-Ёжик, щука, чайка решили приехать к нам на поездe и послушать, какие знания вы получили сегодня на уроке. А приехали они на поезде в красном, синем и зелёном вагонах. В вагоне какого цвета приехал ёжик, если известно, что чайка в синем вагоне, а ёжик не в красном.

- Почему эти животные приехали к нам?

Ланды…….  

                                   

Ма……на

Кув……нки

Ры….ки

Бель….та

Ко…..н   капусты

Пло…..дь

Кри…..

…….пальца

Ланды…….  

                                   

Ма……на

Кув……нки

Ры….ки

Бель….та

Ко…..н   капусты

Пло…..дь

Кри…..

…….пальца

Ланды…….  

                                   

Ма……на

Кув……нки

Ры….ки

Бель….та

Ко…..н   капусты

Пло…..дь

Кри…..

…….пальца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...