Главные вкладки

    «Безударные гласные в корне» Конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК «Школа России»
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе (УМК "Школа России") по теме "Безударные гласные в корне". На уроке использованы такие технологии: дифференцированный подход и технология  разноуровневого обучения. Даны карточки для индивидуальной работы с разноуровневыми заданиями

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект урока33 КБ
    Файл Презентация к уроку1.77 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение                                

     Кулуевская средняя общеобразовательная школа                                     Аргаяшского района Челябинской области

    «Безударные гласные в корне»

    Конспект урока                                                            по русскому языку в 3 классе

    УМК «Школа России»

    подготовила

    учитель начальных классов

    с. Кулуево

    2013

     Каюмова Гульфия Тимергазеевна


    Тема урока: «Безударные гласные в корне»

    Тип урока: Урок закрепления изученного материала.

    Цели урока:  формировать  умения правильно писать корень слова с безударным    гласным;

    отрабатывать умения подбирать проверочные слова к слову с безударным гласным в корне.

    Предполагаемый результат: ученик знает виды орфограмм гласных; два способа проверки безударных гласных в корне;

    умеет видеть в словах орфограмму безударная гласная в корне; находить проверочные слова; проверять по словарю

    Технология: дифференцированный подход и технология  разноуровневого обучения

    Оборудование: мультимедийный  проектор; компьютер; карточки для индивидуальной работы с разноуровневыми заданиями; учебник В.П. Канакина  и  В. Г. Горецкий. Русский язык 3 класс. – М.: Просвещение, 2013. В 2 частях.

    Этап урока

    Содержание

    Формирование

    УУД

    I.  Орг. момент

    Создание психологического комфорта на уроке (дети стоят)

    -Необычный день у нас

    И гостями полон класс.

    Что гостям сказать нам надо?

    Видеть вас мы очень рады!

    -Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры. Приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните…Урок русского языка. И тот, кто считает, что готов к уроку, может садиться

    РУУД

    Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

    Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

    II. Самоопределение к деятельности

    -Сформулируйте тему урока (Приложение 1)

    (По модели видно, что тема урока «Безударная гласная в корне»)

    -Что означают эти  гласные?

    (Гласные а, о, е, и, я - наиболее опасные)

    -Теме «Безударная гласная в корне» мы посвятили ни один урок, продолжаем и сегодня. С какой целью, как вы думаете?

    (Чтобы правильно писать слова с безударной гласной в корне; отрабатывать умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне.)

    -Совпали у нас цели? Хорошо. Подумайте, что вам нужно знать и уметь, чтобы достичь эти цели?

    (знать: виды орфограмм гласных; два способа проверки безударных гласных в корне;

    уметь: видеть в словах орфограмму безударная гласная в корне; находить  проверочные слова; проверять по словарю)

    -А насколько хорошо это вы всё знаете и умеете, оценим в конце урока. А сейчас за работу. Приготовили тетради.

    Я тетрадь свою открою

    И наклонно положу.

    Я, друзья, от вас не скрою

    Ручку я вот так держу,

    Сяду прямо, не согнусь,

    За работу я возьмусь.

    РУУД:

    Формулировать тему урока по модели.

    Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.

    К УУД:

    Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

    III. Тренировка в чистописании. Связь со словарно-орфографической работой

    - Начнём с разминки «чистописание»

    Каждый прописывает «свою» букву. Кто готов рассказать о букве, которую написал?

    (Возможный ответ: Я прописал букву «я», она гласная. Бывает в словах ударная, бывает безударная. Обозначает два звука, в словах может обозначать 2 звука после гласной и если стоит 1-я, например…. Может обозначать 1 звук после согласной, например…)

    -Оценили свою работу по чистописанию. Критерии оценивания все помним? Кто поработает на камеру?

    (Я прописал (а) букву «а»  правильно, как по образцу; расстояние между буквами одинаковые, значит ставлю на высокий уровень.)

    -Встали, кто поставил на высокий  уровень …..              средний….

    низкий…… Почему?

    -А теперь, напишите три словарных слова. Условие: безударная гласная в слове должна быть ваша буква.

    -Взаимопроверка. Как проверить?

    (По орфографическому словарю или по памяти, если хорошо помнишь словарные слова)

    -Критерии оценивания: если все три слова выбраны и написаны правильно – ставим на верхний уровень, если 1-2 слова – на средний уровень, ни одного правильного слова – на низкий уровень.

    -Что скажите?

    (Дети высказывают своё мнение о работе соседа)

    -Обобщим работу. С какими безударными гласными писали слова?

    (С гласными а, о, е, и, я)

    -Как проверяли?

    (По орфографическому словарю или по памяти, если хорошо помнишь словарные слова)

    - Почему надо запоминать некоторые слова с безударными гласными или проверять их по словарю?

    (Они непроверяемые)

    РУУД: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

    КУУД:

    Контролировать действия партнера.

    IV. Физминутка

    -Молодцы! Разминка с гласными.

    Каждый делает свои упражнения, контролируя себя сами

    А – 2-3-2

    О – 1-2-1

    Е – 3-2-3

    И – 2-2-2

    Я – 1-4-1

    ЛУУД:

    Самоконтроль,

    установка на здоровый образ жизни

    V. Повторение пройденного о проверяемых безударных гласных

    1. Работа по алгоритму

    -Внимание на доску, что скажите?

    Б*РЁЗА –

    Д*РЖАТЬ –

    С*ЛИТЬ –

    П*ТНИСТЫЙ –

    Х*Л*ДА –

    (Возможные рассуждения: написаны слова и в них нужно вставить буквы; лишнее слово берёза – оно словарное, а остальные – можно проверить; возможно, лишнее слово холода – два безударных гласных….)

    - Вставим буквы, чем будем пользоваться?

    (Алгоритмом проверки безударной гласной в корне) Приложение 2

    -Работаем по алгоритму в тетради, один желающий на доске

    2. «Устный диктант»

    -Игра «Поймай букву», для этого «свернём» алгоритм, т. е. рассуждаем про себя сокращённо и быстро. Я диктую слова, а вы показываете безударную гласную в корне.

    САДЫ, ВАРЕНЬЕ, ВОДА, ОЗЕРО, ПИСЬМО, ЛЕТАЮТ

    РУУД:

    Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

    Осуществлять пошаговый контроль.

    VI. Обобщение. Рассказ по таблице

    -Молодцы те, кто умеет работать по «свёрнутому» алгоритму. Для каких безударных гласных  подходит этот алгоритм?

    (Для проверяемых безударных гласных)

    -Сколько видов орфограмм безударных гласных вы знаете?

    (Два)

    -Кто желает рассказать по таблице?

    (Виды орфограмм гласных. Есть проверяемые гласные корня, есть непроверяемые гласные корня. Если безударный гласный проверяемый, то надо помнить два способа проверки: изменить слово, например: столы – стол или подобрать родственные слова, например: котёнок – кот.

    Если безударный гласный проверить нельзя, то надо посмотреть в словарь, запомнить или спросить у кого-нибудь. Например: морковь, морковный, морковка.)

    РУУД:

    Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

    VII. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой, проверкой в группе

    -Поработаем самостоятельно. (Приложение 3)Задания на карточках с минимальным уровнем – зелёного цвета, средний уровень – на жёлтой карточке, максимальный уровень – на красной карточке. Самопроверка по эталону для минимального уровня (з) – на обратной стороне доски, для среднего уровня – на листочках, которые лежат на столе у учителя, а с максимальным уровнем – будут проверять в группе. Приступаем, право выбора за вами.

    Читаем, карточки можно поменять на более лёгкую или наоборот на более сложную. Определились?

    -Кто проверит, оценивает:

    ! – всё понял

    + - остались вопросы, надо повторить

    - -ничего не понял, нужна помощь

    -У кого на полях -? +? !?

    РУУД:

    Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

    ПУУД:

    Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

    VIII. Рефлексия

    -Я знаю….

    -Я умею…

    - Что дал мне урок русского языка сегодня?

    - Оцените с помощью смайлика…

    -Я хочу открыть вам секрет великих людей, которые добились успехов, точнее научу: для этого все вдохнули и выдохнули….а теперь, вспомните весь урок и момент, где вам особенно что-то удалось, похвалите себя одним спокойным предложением: «Я молодец!»

    -Вы действительно молодцы! Помните: это очень важно уметь самостоятельно замечать всё хорошее, что вы сделали, и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом новых побед!

    РУУД:

    Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

    Л УУД

    смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок.

    - нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

    IX. Итог. Домашнее задание

    - Подготовиться к проверочным тестам по теме «Безударная гласная в корне»

    Список использованной литературы:

    1. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М. ВАКО, 2014
    2. Шаталина З. С. Пути повышения грамотности младших школьников. Учебно-методическое пособие. – Челябинск: изд-во Марины Волковой, 2007
    3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя – М.: Просвещение, 2008
    4. Львов М. Р. Правописание в начальных классах. Пособие для учителя – М.: Флинта, Наука, 1998

    Приложение 1

    Приложение 2

    Алгоритм  проверки безударной гласной в корне

    -Прочитай слово.

    -Поставь ударение.

    -Выдели корень.

    -Подчеркни безударные гласные в корне.

    -Подбери проверочные слова.

    (Сколько безударных гласных в корне,

     столько проверочных слов)

    -Напиши слово, вставь буквы.

    -Обозначь орфограмму.

    Виды орфограмм гласных (таблица)

    Орфограм-

    мы

    Способы действия

    Примеры

    Проверяе-

    мые гласные корня

    - измени слово

    - подбери родственное слово,

    чтобы в корне был ударный гласный

    стена – стены

    зима - зимний

    Непроверяемые гласные корня

    - смотри словарь, запомни, спроси

    морковь, морковка, морковный

    Приложение 3

    Карточки

    Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне, напиши в скобках проверочные слова, обозначь орфограмму и выпиши 1 слово с непроверяемой  безударной гласной в корне

          Байкал – одно из древнейших озёр мира. Это гордость России. Байкал знаменит чистый водой. Вода озера – удивительный природный клад.

    Списать предложения, вставляя пропущенные буквы.

    В скобках написать проверочные слова. Обозначить орфограмму.

          С….ва -  н..чная птица.  Днём совы спят на ств…лах д…ревьев.

    Спиши, вставляя пропущенные буквы,  подбери проверочные слова, обозначь орфограммы:

    С…ды - …,   дв…ры - …,   цв…тут - ….,   п…сьмо - …..  .


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема урока: «Безударные гласные в корне » УМК «Школа России» Урок русского языка в 3 классе подготовила Каюмова Гульфия Тимергазеевна учитель начальных МОУ Кулуевская СОШ с. Кулуево а о е и я

    Слайд 2

    Цели урока : формировать умения правильно писать корень слова с безударным гласным; отрабатывать умения подбирать проверочные слова к слову с безударным гласным в корне.

    Слайд 3

    Предполагаемый результат : ученик знает : ученик умеет : видеть в словах орфограмму безударная гласная в корне; находить проверочные слова; проверять по словарю виды орфограмм гласных; два способа проверки безударных гласных в корне;

    Слайд 4

    Чистописание Самопроверка

    Слайд 5

    Словарь Напишите два словарных слова. Условие: безударная гласная в слове должна быть ваша буква. Взаимопроверка

    Слайд 6

    Разминка А – 2- 3 -2 О – 1- 2 -1 Е – 3- 2 -3 И – 2- 2 -2 Я – 1- 4 -1 Самоконтроль

    Слайд 7

    Алгоритм проверки безударной гласной в корне -Прочитай слово. -Поставь ударение. -Выдели корень. -Подчеркни безударные гласные в корне. -Подбери проверочные слова. (Сколько безударных гласных в корне, столько проверочных слов) -Напиши слово, вставь буквы. -Обозначь орфограмму.

    Слайд 8

    Орфограм - мы Способы действия Примеры Проверяе - мые гласные корня - измени слово - подбери родственное слово, чтобы в корне был ударный гласный ст е на – стены з и ма - зимний Непроверяемые гласные корня - смотри словарь, запомни, спроси м о рковь, м о рковка, м о рковный Виды орфограмм гласных

    Слайд 9

    Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне, напиши в скобках проверочные слова, обозначь орфограмму и выпиши 1 слово с непроверяемой безударной гласной в корне Байкал – одно из древнейших озёр мира. Это гордость России. Байкал знаменит чистой водой. Вода озера – удивительный природный клад. Выбор за тобой! Спиши, вставляя пропущенные буквы, подбери проверочные слова, обозначь орфограммы. С… ды - …, дв … ры - …, цв …тут - …., п… сьмо - ….. . Списать предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках написать проверочные слова. Обозначить орфограмму. С…. ва - н.. чная птица. Днём совы спят на ств … лах д… ревьев .

    Слайд 10

    Высокий – 4-5 «+» Средний – 2-3 «+» Низкий – 0-1 «+» Я правильно поставил ударение. Я правильно выделил корень. Я правильно подобрал проверочное слово. Я правильно записал данное слово. Я правильно выделил орфограммы в проверяемом и проверочном слове.

    Слайд 11

    Рефлексия Я знаю… Я умею…

    Слайд 12

    - всё понял - остались вопросы, надо повторить - ничего не понял, нужна помощь

    Слайд 13

    Я молодец!

    Слайд 14

    Список использованной литературы : 1. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М. ВАКО, 2014 2. Шаталина З. С. Пути повышения грамотности младших школьников. Учебно-методическое пособие. – Челябинск: изд-во Марины Волковой, 2007 3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя – М.: Просвещение, 2008 4. Львов М. Р. Правописание в начальных классах. Пособие для учителя – М.: Флинта, Наука, 1998


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка 3 класс(школа России)

    На уроке использовалась групповая работа. Урок построен в технологии деятельностного подхода. На этапе закрепления проведено интересное творческое задание....

    Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

    формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

    Конспект урока русского языка 3 класс "Школа России".

    Цель урока-правильно писать родовые окончания имён прилагательных....

    "Правописание безударных гласных в корне слова" - урок русского языка во 2 классе

    Тема "Безударные гласные в корне слова" является достаточно сложной для учащихся начальных классов. Как показывает практика при проведении контрольных работ учащиеся допускают ошибки на даннную орфогр...

    Открытый урок. Безударные гласные в корне. Зима в природе.3 класс УМК Школа России.

    Урок  построен с учетом возрастных особенностей младших школьников. Использование стихов русских  писателей,  музыкальное оформление создают  положительный  эмоциональный...

    Конспект урока русского языка 2 класс "Школа России" Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.

    Конспект урока по системе "Школа России" во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами....