Конспект урока по русскому языку по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Строкина Нина Витальевна

Тип урока - изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-narechie.docx136.6 КБ

Предварительный просмотр:


Тема урока: НАРЕЧИЕ. Наречие как часть речи (решение частных задач).

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с наречием как частью речи и для организации исследовательской деятельности учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи; развивать умение находить наречия в тексте;

совершенствовать умения задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются; создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; научить объяснять способы образования наречий от имен прилагательных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с грамматическими признаками наречия как части речи; научатся называть имена прилагательные, от которых образовались наречия; выделять суффикс  в наречиях; находить наречия в тексте; задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются; выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; употреблять наречия в письменной и устной речи; подбирать антонимы и синонимы к данным наречиям; выполнять морфологический разбор слова; классифицировать слова на группы по грамматическим признакам

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению

Личностные
результаты

Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т. д.; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Готовы к работе? Молодцы. Я думаю, что у нас

с вами всё получится.

– Откройте тетради, положите их правильно, запишите сегодняшнее число и «классная работа». Какая орфограмма встретилась в написании числа?

Сообщают о готовности к уроку. Определение самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

Слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи

II. Актуализация знаний, необходимых

для изучения

и понимания нового материала.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, упражнение).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Прочитайте задание 114. Укажите над каждым словом часть речи.

– Подчеркните основу предложения. Выпишите словосочетания, ставя вопрос от главного слова

к зависимому.

– Прочитайте наречия в упражнении 127.

– Какие из данных наречий отвечают на вопрос «когда?» («где?», «куда?», «откуда?»).

– Назовите наречия, которые указывают на время действия; на место действия.

– Запишите наречия в том порядке, в каком вы распределяли их по вопросам.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Указывают части речи.

Сегодня (нареч.) вдруг (нареч.) исчезло (гл.) лето 

(сущ.).

Исчезло (когда?) сегодня, исчезло (как?) вдруг.

Записывают наречия по вопросам.

Когда?

Где?

Куда?

Откуда?

Сегодня,

утром, рано, летом, сейчас, вчера, теперь

Здесь, вдалеке, везде, тут, вверху, повсюду, там, вблизи

Направо, вниз,

домой,

налево

Сверху,

сзади,

издалека

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Отгадайте загадку и скажите, какую букву мы будем писать:

Неваляшке Насте

Не страшны напасти,

Слезы лить не станет –

Упадет, так встанет,

И предпочитает всем

Букву алфавита … («н»).

– Дайте характеристику звуку, который обозначен буквой «н» в слове «неваляшка».

– Дайте характеристику звуку, который обозначен буквой «н» в слове «Настя».

– Продолжите закономерность букв.

– На следующей строке запишите слова «неваляшка», «Настя», подчеркните орфограммы.

– Сколько орфограмм встретилось в этих словах? Назовите их.

Выполняют чистописание. Записывают буквы, слова. Подчеркивают орфограммы.

Н н Н н н Н н н н

Настя неваляшка 

– Согласный, звонкий непарный, мягкий парный.

– Согласный, звонкий непарный, твердый парный.

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

(См. РМ, Приложение 1.)

– Подберите однокоренные слова, синонимы к словам «здесь» «скоро», «теперь»

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

С

З

К

Д

О

Т

Е

П

Е

Р

Ь

С

О

Ь

Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

Беседа «Части речи»

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Дайте характеристику по грамматическим признакам всем изученным частям речи.

– Какие части речи вы знаете? (Самостоятельные

и служебные.)

– Назовите все самостоятельные части речи и дайте им характеристику.

– Назовите все служебные части речи. Что вы о них

знаете?

– Прочитайте тему урока. (См. РМ, Приложение 2.)

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым

материалом.

Работа по учебнику

(упражнение 128).

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте. Назовите автора этих строк.

(А. С. Пушкин.)

– Найдите в предложении наречия. На какой вопрос отвечает каждое из них?

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Выписывают наречия с вопросом.

(Когда?) днем, (когда?) ночью, (как?) кругом, (куда?) направо, (куда?) налево.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

Работа по учебнику (упражнение 129).

– Прочитайте. Найдите в предложениях наречия.

– Какие из них отвечают на вопрос «где?». (Вверху, впереди, позади, справа, слева.)

– Какие из них отвечают на вопрос «как?». (Робко, вокруг.)

– Какие из них отвечают на вопрос «когда?». (Вчера, завтра, сначала, потом.)

– Спишите первое предложение. Над словами укажите части речи. Выпишите из других предложений наречия.

Списывают первое предложение. Над словами указывают части речи.

На (предлог) синем (прил.) небе (сущ.) робко (нареч.)

выступают (глаг.) первые (прил.) звездочки (сущ.).

Выписывают из других предложений наречия.

Вверху, впереди, позади, справа, слева, робко, вокруг, вчера, завтра, сначала, потом.

Работа в группах

– Прочитайте стихотворение русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева «Весенние воды», найдите наречия вместе с теми словами, признаки которых они обозначают

Работают в группах. В стихотворении Ф. И. Тютчева находят наречия. (См. РМ, Приложение 3.)

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа по учебнику (упражнение 130)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Наречия могут быть образованы от имен прилагательных с помощью суффикса .

– Прочитайте. Спишите, расставляя пропущенные буквы.

– Подберите к каждому наречию антоним.

– Назовите имена прилагательные, от которых образовались выделенные наречия.

– Назовите наречия, к которым можно подобрать синонимы

Выполняют дидактические упражнения, отвечают
на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Списывают, расставляя пропущенные буквы.

Подбирают к каждому наречию антоним.

Называют имена прилагательные, от которых образовались выделенные наречия.

Называют наречия, к которым можно подобрать синонимы. (См. РМ, Приложение 4, 5.)

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи

VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений.

Работа по учебнику (упражнение 131).

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Прочитайте. Спишите, заменяя выделенные сочетания слов подходящими по смыслу наречиями.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Записывают текст. (См. РМ, Приложение 6.)

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания

Работа по учебнику (упражнение 132).

– Прочитайте. В каких словах выделенная часть является окончанием, в каких – суффиксом, в каких – соединительными буквами «о» и «е»?

– Выпишите слова, в которых выделенная часть является суффиксом. К какой части речи относятся эти слова? (Наречие.)

(См. РМ, Приложение 7, 8.)

Делят слова на группы.

Окончание

Суффикс

Соединительная гласная

Страна, лампа, молоко, тетради, лошади

Справа, слева, налево, направо, впереди, сзади, вдалеке

Самосвал, землеройка, снегоход, водопад

Работа в тетради (задание 115)

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте словосочетания. Какие части речи образовали каждое словосочетание? Впишите пропущенные вопросы «как?», «когда?», «куда?», «откуда?», «где?».

– Подчеркните орфограммы в словах-наречиях

Выполняют задание в рабочей тетради.

Петь (как?) весело, пойти (когда?) завтра, свернуть (куда?) направо, быть (где?) здесь, плыть

(как?) медленно, приехать (откуда?) издалека, посмотреть (куда?) вверх, вернуться (когда?) ночью

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какое задание вам показалось самым легким?

– Самым трудным? 

– Самым интересным?

– Как вы чувствовали себя на уроке? Скажите, используя наречия.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Нарисуйте на полях в тетради кружок зеленого цвета, если вы оцениваете свою работу на уроке на «5», желтого – если на «4», ну а если еще не всё понятно – кружок красного цвета

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Продолжают фразы:

•  Сегодня я узнал…

•  Было трудно…

•  Я выполнял задания…

•  Я понял, что…

•  Теперь я могу…

•  Я приобрел…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 116 в рабочей тетради

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

Приложение 1

Работа над словами с непроверяемым написанием

ЗДЕСЬ – 1. В этом месте. 2. В какой-то момент. Слово «здесь» произошло от старинного слова СЕ – «этот» и старинной части слова – ДЕ. Эта же часть есть в словах ГДЕ и ВЕЗДЕ.

ТЕПЕРЬ – 1. В настоящее время, сейчас. 2. В знач. союза. Употребляется при переходе к новому предмету мысли, повествования. В древнерусском языке существовало слово ТОПЕРВО, сложенное из местоимения ТО и прилагательного ПЬРВЪ. В среднем роде ПЕРВЪ. В народной речи и сейчас можно услышать ТОПЕРЬВО, ТАПЕРЯ. Значение было вначале близко к нашему «во-первых», «первым делом».

СКОРО – короткий промежуток времени. В греческом языке есть слово СКАРИО – «прыгаю, скачу». Видимо, СКОРО произошло от слова, которое в древности имело значение «прыгать, скакать». СКОРО – СКАРИО = «прыгать, скакать».

Однокоренные слова: теперь – теперешний, по-теперешнему; скоро – скорый, скорость, скоростной.

Синонимы: теперь – сейчас, сегодня; скоро  стремительно, торопливо, быстро.

Антонимы: скоро – медленно, неторопливо.

Фразеологизмы:

НА СКОРУЮ РУКУ (сделать что-нибудь) – быстро и небрежно, торопливо.

СКОР НА РУКУ – быстро делает что-нибудь; быстро и легко раздаёт удары, колотушки.

СКОРАЯ ПОМОЩЬ – медицинское учреждение, оказывающее срочную помощь при острых состояниях и несчастных случаях, а также автомашина этого учреждения, приезжающая с врачом к пострадавшему или больному.

Пословицы и поговорки:

Здесь сорвалось, так там удалось.

Одна нога здесь, другая там.

Счастье скоро покидает, а добрая надежда – никогда.

Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят.

Царство разделится – скоро разорится.

Всё скоро сказывается, да не всё скоро делается.

В полезном медлен, а в шалостях скор.

Скоро, да не споро.

Скоро бегающий скоро устанет.

Предложения:

Искать клад будем здесь! Скоро настанет лето. Теперь я стал умней. Скоро в птичьих домиках будут птенцы.

Приложение 2

Кроссворд «Части речи»

Разгадывают кроссворд. Читают ключевое слово «наречие».

Вопросы к кроссворду:

1. Население государства, жители страны. (Народ.)

2. Местожительство определённого лица. (Адрес.)

3. Изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, красками. (Рисунок.)

4. Дерево  символ России. (Берёза.)

5. Цвет сажи, угля. (Чёрный.)

6. Документ, удостоверяющий право пользоваться чем-либо за плату. (Билет.)

7. Выдающийся своей храбростью, доблестью человек, совершающий подвиги. (Герой.)

1

Н

А

Р

О

Д

2

А

Д

Р

Е

С

3

Р

И

С

У

Н

О

К

4

Б

Е

Р

Ё

З

А

5

Ч

Ё

Р

Н

Ы

Й

6

Б

И

Л

Е

Т

7

Г

Е

Р

О

Й

Приложение 3

Работа в группах

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят.

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!
Мы модой весны гонцы,
Она нас выслала
вперёд

Весна идёт, весна идёт!
И тихих, светлых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится
весело за ней.

                              (Ф. Тютчев.)

Приложение 4

Работа по учебнику (упражнение 130)

Списывают, расставляя пропущенные буквы.

Приветливо, прекрасно, медленно, аккуратно, завтра, хорошо, быстро, вместе, далеко, впереди, вдалеке, теперь, вчера, интересно, весело, налево.

Подбирают к каждому наречию антоним.

Приветливо – враждебно, прекрасно – ужасно, медленно – быстро, аккуратно – небрежно, завтра – сегодня, хорошо – плохо, быстро – медленно, вместе – врозь, далеко – близко, впереди – сзади, вдалеке – вблизи, теперь – потом, вчера – сегодня, интересно – неинтересно, весело  – грустно, налево – направо.

Называют имена прилагательные, от которых образовались выделенные наречия.

Приветливый – приветливо, прекрасный – прекрасно, медленный – медленно, аккуратный – аккуратно, хороший – хорошо, быстрый – быстро, интересный – интересно, весёлый – весело.

Называют наречия, к которым можно подобрать синонимы.

Приветливо – дружелюбно, медленно – тихо, аккуратно – чисто.

Приложение 5

Разгадывание ребусов

– Рассмотрите ребусы. Какие наречия здесь зашифрованы? Запишите данные наречия с вопросом.

Разгадыают ребусы. Записывают наречия.

(Где?) внизу, вокруг, сзади, около, внутри, рядом.

Приложение 6

Работа по учебнику (упражнение 131)

Издалека доносилось воркование голубя. Слева и справа звенели трели певчих дроздов. Конь жевал траву, гремел уздечкой и мотал хвостом налево и направо, отгоняя мух. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Поезд двигался медленно.

Приложение 7

Игра «Подбери наречие»

– Замените данные фразеологизмы наречиями. Запишите полученные наречия в столбик.

Встать чуть свет – РАНО.

Черепашьим шагом – МЕДЛЕННО.

Как по маслу – ХОРОШО.

Кот наплакал – МАЛО.

Встать с первыми петухами – ЗАСВЕТЛО.

Рукой подать – БЛИЗКО.

Яблоку негде упасть – ТЕСНО.

Время от времени – ИЗРЕДКА.

Положа руку на сердце – ЧЕСТНО.

У чёрта на куличках – ДАЛЕКО.

Как в аптеке – ТОЧНО.

Битый час – ДОЛГО.

На вес золота – ДОРОГО.

Душа в душу – ДРУЖНО.

Записывают наречия в столбик.

Приложение 8

Графический диктант

– Выполните графический диктант. Если высказывание верно, то поставьте знак «+», если неверно  то знак «–».

  1. Наречие – часть речи? (Да.)
  2. Наречие – изменяемая часть речи? (Нет.)
  3. Наречие поясняет глаголы? (Да.)
  4. Наречие поясняет существительные? (Нет.)
  5. Наречие является второстепенным членом предложения – обстоятельством? (Да.)
  6. Сегодня – наречие, которое отвечает на вопрос «когда»? (Да.)
  7. Легко – наречие, которое отвечает на вопрос «где»? (Нет.)
  8. Вдалеке – наречие, которое отвечает на вопрос «откуда»? (Нет.)
  9. Вчера – наречие, которое отвечает на вопрос «когда»? (Да.)
  10. Опасно – наречие, которое отвечает на вопрос «когда»? (Нет.)
  11. Внизу – наречие, которое отвечает на вопрос «где»? (Да.)

Ключ: + – + – + + – – + – +


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....