Конспект урока русского языка "Отрицательная частица НЕ. Правописание НЕ с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Степанова Наталия Львовна

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы “Правописание частицы НЕ с глаголами”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ne_s_glagolami.docx47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название предмета: русский язык.            Класс: 3          Урок № 42          Дата: _______

Тема: Отрицательная частица НЕ. Правописание НЕ с глаголами.

Тип урока: ознакомление с новым знанием.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному

                       закреплению орфограммы “Правописание частицы НЕ с глаголами”.

Планируемые результаты:

предметные: ученик научится

  • выделять в речи частицу НЕ
  • правильно писать частицу с глаголами

ученик получит возможность научиться:

  • писать частицу НЕ с глаголами-исключениями
  • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

личностные: ученик

·    проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

·    понимает причины успеха в учебной деятельности

 Универсальные учебные действия:

регулятивные     ученик

·   определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

·   учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные    ученик

·  делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

·  составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные   ученик

·   слушает и понимает речь других;

·   договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности

Оборудование урока.

  • Интерактивная доска, презентация.
  • Раздаточный материал.
  • Учебник: Л. Я. Желтовская. О.Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель.
  • Жетоны зеленого и красного цвета для  самооценки и взаимооценки

Методы и приемы использования ИКТ.

  •    Цель применения средств ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация                                                                                                                                                              познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя.
  • Формы взаимодействия учащихся с электронным образовательным ресурсом: условно-пассивные, активные, деятельностные, частично-поисковые.

Структура урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация и фиксирование затруднений в пробном действии.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Физминутка
  6. Реализация построенного проекта.
  7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  9. Включение в систему знаний и повторение.
  10. Рефлексия учебной деятельности.
  11. Подведение итогов.
  12. Инструктаж о домашнем задании.

Технологическая карта урока

Этап урока

Задачи этапа

Формы и методы

Планируемый результат

Результатив-ность этапа

1. Мотивация к учебной деятельности.

1. Психологиче-ски подготовить учащихся к общению

2. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке.

Словесный

Кратковремен-ность этапа

Быстрое включение учащихся в деловой ритм

2.Актуализация и фиксирование затруднений в пробном действии.

Формулирование темы урока.

Частично-поисковые

Формулирование учащимися темы и цели урока

Учащиеся формулируют тему и цель урока

3 . Выявление места и причины затруднения.

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.

Частично-поисковые, словесные

Уметь правильно писать частицу не с глаголами

Знают правило написания не с глаголами

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Проверить применение изученного правила на практике.

Словесные, проблемно-поисковые

Уметь применять новое правило на практике

Умеют применять правило написания не с глаголами

5. Реализация построенного проекта.

Обеспечить закрепление изученного материала с учетом групповой работы.

Практические

Умение работать в группе, применять правило написания частицы не с глаголом

Умеют работать в группе, применяют изученное правило

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Диагностика понимания и усвоения нового материала.

Самост. работа

Уметь писать частицу не с глаголами

Знают правило написания частицы не с глаголами

7.Включение в систему знаний и повторение.

Выявление пробелов в изучении нового материала.

8. Рефлексия.

Учить адекватно оценивать свою работу на уроке

Словесные

Уметь правильно оценить себя на уроке

Адекватно оценивают свою работу

9. Подведение итогов.

Развивать умение делать выводы на основе проделанной работы на уроке

Словесные

Уметь делать выводы о полученных знаниях на уроке

Делают выводы

10. Инструктаж о домашнем задании

Обеспечить понимание способа выполнения домашнего задания

Словесные

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

(Слайд 1)

Учитель: 

Прозвенел и смолк звонок –

Начинается урок.

- И начать я его хочу с пословицы, которая записана на доске. Прочитайте ее и объясните смысл.

(Слайд 2)

Знанье не водица –

В рот само не станет литься.

Дети: Знания надо добывать самому, надо трудиться.

 Учитель: Верно. И добывать знания мы будем сегодня, работая в парах и в группах. Давайте вспомним правила совместной работы на уроке.

(Слайд 3)

- Будь вежлив

- Умей слушать

- Доказывай свою точку зрения

- Умей работать с источником информации.

2. Актуализация и фиксирование затруднений в пробном действии.

  • Минутка чистописания
  •  «Вспомни правило»

На доске написаны слова: м_рщины, ел_ник, тр_вяной, разв_ лил, об_жал.

Прочитайте их. Объясните написание пропущенных орфограмм.

  • Проверка работы (сигнальные жетоны)

(Слайд 4)

Учитель: - Сгруппируйте данные слова по частям речи. Какие группы получились? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол).

(Слайд 5)

- Назовите имена существительные (глаголы, имена прилагательные).

- Найдите среди написанных слов лишнее.

Дети: 1. Лишнее слово ельник, т.к. в нем встретилась орфограмма «Мягкий знак после

               согласных», а в остальных словах «Проверяемые безударные гласные в корне

               слова».

2. Лишнее слово развалил, т.к. в нем есть приставка, а в остальных нет.

3. Лишнее слово ельник, т.к. в нем 2 слога, а в остальных - 3 слога.

Учитель: Обратим внимание на слоги, записанные в минутке чистописания. Среди них есть известные вам части речи. Назовите их (Союз но; предлог на). Для чего они служат в речи? (Чтобы связывать слова в предложении). Какое слово вызвало трудность в определении части речи? (не). Название этой части речи вы узнаете, отгадав ребус.

(Слайд 6)

Дети: Частица.

Учитель: Для чего частица НЕ служит в речи, мы выясним, когда послушаем отрывок из сказки. 

        В некотором царстве, в некотором государстве жил царь. И была у него дочка. Целыми днями она рыдала и лила слезы. Каждый день между царём и дочкой происхо-дил один и тот же диалог:

-   Улыбнись, доченька!

-   Не улыбнусь!

-   Вытри слёзки, красавица ненаглядная!

-   Не вытру!

-   Выйди прогуляться в сад с подружками!

-   Не пойду!

(Слайд 7)

- Как звали дочку? (Царевна Несмеяна). Какой смысл имеют слова Несмеяны: положи-тельный или отрицательный?(Отрицательный). Что помогло вам это определить? (Частица НЕ). Для чего же служит НЕ в речи?(Для построения отрицания). Приведите примеры.

Вывод: Частица НЕ употребляется, если в предложении есть отрицание.

3. Выявление места и причины затруднения.

- Обратите внимание на глаголы, которые вы записали. Какой смысл они имеют: положительный или отрицательный? (Положительный смысл)

- Почему вы так считаете? (Действия, которые обозначают данные глаголы, осуществлялись, происходи)

-Что нужно сделать с этими глаголами, чтобы они стали иметь отрицательный смысл?

(Подставить перед глаголом частицу не)

-Почему?( Частица НЕ употребляется, если в предложении есть отрицание).

- Запишите на приготовленных листах полученные отрицательные формы глаголов с частицей НЕ.

- Сравните свои записи. Почему получились разные варианты написания? (Мы не знаем правила написания НЕ с глаголами). Кто теперь может сформулировать тему нашего урока? (Ответы детей)

(Слайд 8)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Да, тема нашего урока: "Правописание не с глаголами". 

- Какую цель поставим сегодня перед собой? (Учиться правильно писать глаголы с частицей НЕ)

- Что для этого необходимо сделать? (Выработать правило).

(Слайд 8)

- А Царевна все грустит, и от слез Несмеяны не растут цветы, не поют птицы. Даже кузнечики не трещат в траве.

- Найдите в тексте глаголы с частицей НЕ. Выпишите НЕ с глаголами, подчеркните частицу, над глаголами укажите часть речи.

(Дети записывают в тетрадь глаголы)

(Слайд 9)

Самопроверка работы: не росли, не пели, не трещал

Учитель: Как пишется частица НЕ с глаголами? (Частица НЕ пишется с глаголами раздельно).

Учитель: Сравним полученное правило с текстом учебника на с. 66. Молодцы. Вы сами добыли новое знание. Пришла пора отдохнуть, но будьте внимательными, слушайте каждое мое слово.

5. Физминутка.

Аутогенная тренировка.

- Сядьте удобно. Не сутультесь. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Не напрягайте мышцы шеи, плеч, ног. Ваше дыхание становится свободным, спокойным, ровным. Не открывайте глаза.

                                        Звучит музыка "Наедине с природой"

Вы на берегу моря, ярко светит солнце, лёгкий ветерок развивает ваши волосы. Ничто не тревожит вас. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое задание. Глубокий вдох. Я считаю до пяти, и мы начинаем работать. Один, два, три, четыре, пять.

6. Реализация построенного проекта.

Учитель: Какие глаголы в отрицательной форме встретились во время аутогенной тренировки? Как будет записана частица НЕ с этими глаголами?(Раздельно). Давайте определим последовательность шагов –алгоритм- при написании НЕ с глаголами.

(Слайд 10)

(Пошаговый алгоритм «Как написать глагол с частицей НЕ?». Показать действие на примере)

Учитель: Перед вами лежат карточки №1

(Слайд 11)

Работа в парах. Составьте пословицы, соединив начало и конец

Кто (не) стыдится спрашивать,

Чего (не) знаешь,

Можно (не) знать,

Под лежачий камень

о том (не) говори.

узнаёт многое.

вода (не) течёт.

стыдно (не) учиться.

(Проверка на слайде с помощью стрелок)

Учитель: С красной строки запишите любые 2 пословицы, раскрывая скобки. Не забудьте про алгоритм. Объясните значение пословицы.

(Слайд 12)

-Чья пара готова отвечать? Перед какой частью речи стоит НЕ? Как пишется с глаголами?

Проверка работы. (Слайд 13)

Учитель: Обратите внимание, если убрать частицу НЕ, будет ли иметь слово смысл? (Да). Наблюдаем дальше. Опять Несмеяна льет слезы!

(Слайд 14)

           Негодует царь. Упрекает дочку: «Ненавижу эти слезы! Тебе что, нездоровится?»

-Какой частью речи являются подчёркнутые слова? Что интересного вы заметили в написании этих слов? Почему они написаны слитно?

- Давайте уберем частицу НЕ. Можно ли так сказать?

Вывод: Это глаголы-исключения, без НЕ они не употребляются. Их надо запомнить.

Глаголы, не любя безделья,
С частицей пишутся раздельно!
Бывает все же, что глагол
Совсем без “НЕ” не может!
Тогда, куда бы он ни шел, -
И “НЕ” с ним вместе тоже.

Неволить, ненавидеть, негодовать, невзлюбить, нездоровится, недоумевать

- Объясните значение данных слов. Где можно посмотреть значение незнакомых слов?

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель: Как изменится наш алгоритм? (Ответы детей)

(Слайд 15)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в группах.

(не)звонил  

(не)здоровится

(не)взлюбить  

(не)навидеть

(не)узнает  

(не)горели

(не)пойму  

(не)доумеваю

(не)горели  

(не)читает

Проверка работы.

Учитель: Давайте проверим, как вы справились с работой

(Слайд 16)

Учитель: Молодцы!

Учитель: А сейчас каждый из вас проверит себя. Вам надо записать предложения, раскрыв скобки.

Пингвины хоть и птицы, но (не) летают.

Людей пингвины (не) боятся.

Белый медведь (не) страшится мороза и ледяной воды.

На Луне никто (не) живет.

На тигра никто (не) охотится.

Проверка работы. Самоконтроль. (Слайд 17)

9. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: Какую учебную задачу вы решали на уроке? Удалось ли ее решить? С каким новым знанием вы уходите с урока? (Новое правило)

7. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: Ребята, на партах лежат два жетона: красный и зеленый. Если вы считаете, что тема вами усвоена, то поднимите жетон зеленого цвета, если возникли трудности, по каким-либо причинам не усвоили материал, то поднимите жетон красного цвета.

(Использование таблицы с опорными словами)

8. Подведение итогов. 

- Мы еще с вами будем работать на уроках над этой темой. А сейчас примите подарок: алгоритм, который мы выработали с вами на уроке. Он вам поможет в правильном написании частицы НЕ с глаголами.

 - Запомните,  друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе

9. Инструктаж о домашнем задании: упр. 87 с. 67

(Слайд 18)

Работа на карточках (по группам ).

Карточка 2. Придумай предложения с глаголами и частицей не.

I группа.

Впиши в предложения пропущенные глаголы, используя слова для справок.

1. Мама сегодня легла спать пораньше, ей _____________.

2. В лесу весна ещё _________, снег ещё ___________, подснежники ________.

З. Федя __________, куда могли подеваться все ребята.

Слова для справок: недоумевал, не наступила, не расцвели, не растаял, нездоровится.

II группа.

Впиши в стихотворение пропущенные глаголы. Вам помогут
слова подсказки, если ты добавишь к ним частицу не.

Вот тараторка для ребят:
Когда молчат, ________.
Когда стоят на том же месте,
____________ путешествий...
Никто сидеть __________ стоя,
Лить из порожнего в пустое.
Нельзя писать на белом мелом
И называть безделье делом.
                                        Д. Родари.

Слова-подсказки: говорят, совершают, может.

III группа.

Впиши в пословицы глаголы. Определи, слитно или раздельно нужно писать не.

(не) видал - (не) бывал
Кто на море _________, тот и горя _________.
(не) шути - (не) верь
С огнём _________, ветру _________.
(не) говори - (не) знаешь
О чём __________, о том ______________ .

<Слайд 20, 21, 22>

Проверка.

XIII. Рефлексия.

-Как вы себя ощущали на уроке, какие чувства у вас вызвал урок, покажите цветом (жёлтый, синий квадраты).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний глаголов » в 4 –м классе УМК « Начальная школа XXI века»

Урок русского языка по теме " Правописание безударных окончаний глаголов" в 4-м классе разработан согласно программе.Использование на уроке парной. групповой. самостоятельной форм работы позволяют каж...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица"

Подробный план-конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица". К конспекту прилагается красочная презентация с музыкальной физмин...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание» (Образовательная программа «Школа 2100»)

Урок проводился в рамках районного конкурса «Урок в начальной школе». Форма проведения урока: урок-путешествие с применением групповой формы работы. На уроке решаются личностные, познавательные, регул...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание не с глаголами"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание не с глаголами"...

Конспект урока русского языка на тему "Правописание частицы НЕ с глаголами" (2 класс)

Учебные задачи, направленные на достижение метопредметных результатов (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролир...

Конспект урока русского языка на тему: "Правописание -ться и -тся в глаголах"

Техническая карта урока русского языка на тему: "Правописание -ться и -тся в глаголах" 4 класс УМК "Школа России"...