Конспект урока русского языка "Вспоминая ветеранов"
план-конспект урока по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему

семенова-савицкая наталья владимировна

Конспект урока русского языка. Великая Отечественная война. Ветераны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока. 48.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока русского языка

«Вспоминая ветеранов»

Подготовила: Семенова Наталья Владимировна

C:\Users\Гость\Desktop\6b2f321477.jpg

Тип урока: развитие речи.

Формы работы: коллективная, фронтальная, в парах.

Предметные результаты: знать виды письма, понятие «начало и конец письма», уметь высказывать логически собственные мысли в письме.

Метапредметные результаты: способность осознавать цель учебной деятельности и пояснять её, умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные результаты: осознание эстетической ценности русского языка, гордость за него, потребность в сохранении его чистоты, стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование: листы А-4, компьютер, проектор, экран, презентация, фонограмма песни «Письмо отца», информация о ветеране у каждого ученика.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Доброе утро! Встаньте ровней.

-Здравствуйте, - скажем друг другу скорей.

Этот урок проведём мы с успехом.

Славной работы! Желаю успехов!

2.Актуализация опорных знаний.

*Что такое письмо?

*Чем отличаются короткие электронные сообщения от писем?

3.Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Между самой первой весточкой в бумажном конверте и современной электронной почтой – столетия, а сегодня они рядом.

С нетерпение мы ожидаем электронное письмо, вглядываясь в монитор компьютера, и традиционный почтовый конверт, открывая каждый день почтовый ящик.

В нашей жизни встретилось прошлое, настоящее и будущее.

В письмо человек вкладывает душу. По письму можно узнать характер его автора.

Этикет составления письма берёт начало в Англии. Но само искусство письма существует с древних времён.

Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, «рассказ в картинках». Рисунки на камнях, скалах, предметах быта – это и была первая попытка письма, которая существовала много столетий.

Со временем появилась необходимость записывать длинные тексты, поэтому рисунки стали упрощаться, появились условные знаки, называющиеся иероглифами. А уже вслед появился алфавит.

Каждый народ создавал своё алфавитное письмо.

Письма бывают разные:

*деловые;

*личные;

*поздравительные;

*просьба;

*благодарственное;

*обращение;

*рассказ.

Каждое письмо подчиняется плану:

1.Зачин. Вступление.

2.Информационная часть. Основная часть.

3.Концовка. Заключение.

4.PS: («послесловие»)

Знакомство с темой урока.

Сегодня в письмах мы будем вспоминать бойцов, которые в далёкие 1941-1945 годы защищали нашу Родину от фашистских захватчиков.

Мы напишем письмо своему другу, рассказав историю своего бойца.

Но, прежде, чем мы приступим к написанию письма, я хочу Вас познакомить с историей, которая когда-то в детстве очень тронула моё сердце.

(На экране картина П.Семенова «Н.Ф.Сидоров – отец восьми погибших сыновей».

Тут молчи в тиши, не молчи,

Или сам с собой говори!

А душа в надрыве кричит..

Сколько слёз ты пролил, старик?

Сколько лет стонал в тишине,

Проклиная боль и беду?

Сыновья полегли на войне

И приходят к тебе в бреду.

Всё случилось как будто вчера,

Не забыться тебе вовек…

Воют в ночь за окном ветра

Да засыпал могилы снег…

Всем судьбину сломал июнь,

Сорок первым беда вершит…

И старик седой словно лунь,

В нашей Памяти вечно стоит…

Константин Сазонов

На фронтах Отечественной войны погибли семь из восьми сыновей крестьянской семьи Сидоровых из Удмуртии. Страшное горе выпало на плечи Никанора Федоровича и Елизаветы Александровны.

Родились и выросли они в деревне Большой Пинезь Можгинского района. Прожили всю жизнь в деревне, растили хлеб..Воспитали восемь сыновей и одну дочь. Детей было много, земли недостаточно, да и та неплодородная. Так как семья большая, им разрешили вырубить и раскорчевать лес. Так в 1928 году семья основала выселок. До 16-ти дворов разросся выселок. Все Сидоровы, как одна семья, вступили в колхоз, а семья эта была дружная, трудолюбивая. Состояла она из пяти братьев Никанора и его сыновей. Хоть и были дети разные по характеру, но любовь к труду взяли от отца.

Старший из сыновей Пётр был мастеровым плотником. Если кто в деревне дом строил, его всегда приглашали ставить оконные косяки. Печки класть тоже приглашали Петра Никаноровича. За трудолюбие, умение разговаривать с людьми, за хорошую работу в строительстве колхозного амбара его назначили бригадиром.

О сыне Арсентии, родившемся в 1941 году, в деревне рассказывали, как о бесстрашном и умелом охотнике.

Сын Павел тоже любил работу. Он вместе с Петром занимался бортничеством. Медовые кадушки у них никогда не пустовали.

Яков очень красиво пел и на гармошке играл лихо. Ни одно веселье не обходилось без него. И к службе в армии он лучше всех был подготовлен: считался отличным бегуном и прыгуном. Шумно его проводили в армию в 1939 году. А через год пришла пора служить Александру, 1921 года рождения.

В начале июня 1941 года пришла повестка Арсентию. Односельчане, да и сам Арсентий, думали, что это обычные военные сборы на месяц или два. Но молнией разнеслась по стране Страшная весть: началась война. Прервалась мирная жизнь.

На войну ушёл первым старший сын – Пётр. Ему было 35 лет, отец двоих детей. Был август 1941 года.

Не прошло и месяца – повестка Фёдору, 1909 года рождения. Он в поле жал хлеб, когда заплаканная жена принесла бумагу из военкомата.

В мае 1942 года призвали Василия, ему было 19 лет. Следом за ним ушёл Павел.

Морозным февральским утром 1943 года проводили Алексея.

Большой, добротно срубленный дом Сидоровых притих в ожидании и тревоге. Изо дня в день ждали родители писем от своих сыновей. Чаще всего писал Яков. Его письма приходили до осени 1942 года. А в новогодние дни пришёл Сидоровым незнакомый казённый пакет, в котором было сообщение о его гибели.

В марте 1943 года пропал без вести Алексей, которого только что проводили.

Летом этого же года пришла похоронка на Василия.

Пропали без вести Пётр, Александр, Фёдор, Арсентий.

Из восьми братьев вернулся только Павел. Израненный и искалеченный, он долго лечился, но от тяжёлых ран вскоре умер.

А в 1958 году Никанору и Елизавете пришлось пережить ещё одно горе. В деревне был пожар, и у Сидоровых всё сгорело: письма, похоронки, фотографии сыновей.

Елизавета Александровна до самой смерти выходила за околицу, смотрела на дорогу и ждала, не появится ли хоть один из её сыновей. В 1965 году она заболела от горя и умерла. Никанор Фёдорович пережил супругу на 7 лет. И все эти годы тоже ждал.

4.Физминутка.

А сейчас давайте прослушаем песню «Письмо отца».

*О чём эта песня?

*О чём просит солдат?

5.Работа со стихотворением.

Перед Вами на партах стихотворение  Е.Благининой « Папе на фронт».

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился —
До чего ты прежний был во сне!

Прежний-прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.

Мама будто плачет и смеётся,
Я визжу и висну на тебе.
Мы с тобою начали бороться,
Я, конечно, одолел в борьбе.

А потом принёс те два осколка,
Что нашёл недавно у ворот,
И сказал тебе: «А скоро ёлка!
Ты приедешь к нам на Новый год?»

Я сказал да тут же и проснулся,
Как случилось это, не пойму.
Осторожно к стенке прикоснулся,
В удивленье поглядел на тьму.

Тьма такая — ничего не видно,
Аж круги в глазах от этой тьмы!
До чего ж мне сделалось обидно,
Что с тобою вдруг расстались мы...

Папа! Ты вернёшься невредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдёт?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю-прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб как прежде можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром
Днём и ночью был весёлый свет...
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев, как один...
...Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так... от радости...
Твой сын.

*Прочитайте это стихотворение.

*Найдите, посовещавшись в парах, в тексте приветствие, обращение, просьбы, заключение.

*От чьего лица написано это стихотворение?

*Какое чувство вызвало у Вас содержание этого письма?

6.Написание письма.

Дома вы подготовили информацию о своём ветеране. Подумайте, кому будет адресовано Ваше письмо. Кому из друзей Вы напишите?

Возьмите разлинованные листочки и приступайте к написанию письма, опираясь на ту информацию, что Вы подготовили дома. Выбирайте самое главное, самое интересное.

7.Изготовление треугольника-письма.

Сложите своё письмо треугольником по схеме.

8.Итог.

Треугольником сложен потемневший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.

Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником, такую форму письма придумали находчивые воины и они занимают особое место в нашей истории. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых всегда не хватало на фронте.

Конверт-треугольник – обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое письмо не заклеивалось – его должна была прочитать цензура, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.(показ письма) Доставляли письма полевые почтальоны.   Они же забирали у солдат письма родным.

Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. Письма эти были светом в окошке для родных, солдатские треугольники носили из дома в дом, они озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, о его фронтовых друзьях. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"

Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.Цели:Познавательные:Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;Формировать умения определять с...