конспект урока по развитию речи - мастерская творческого письма "Моя мама"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока русского языка по развитию речи - сочинение "Моя мама" в разных жанрах: рассказ, стихотворение, сказка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya_tvorcheskogo_pisma.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерская творческого письма

Сочинение «Моя мама».

Подготовила учитель

начальных классов МБОУ «СОШ №22»

Швецова Валентина Александровна

Цель: учить выражать словами чувства и мысли каждого ребенка, развивать эмоциональную сферу ребенка; воспитывать уважение друг к другу и культуру поведения.

Задачи:

1) расширять кругозор в области языкознания; обогащать словарный запас;                                                                                                                                                      

2) развивать  письменную и устную речь учащихся; добиваться  психологической  раскрепощённости учащихся;

3)способствовать воспитанию любви и уважения к самому близкому человеку; любовь к родному языку;уважение друг к другу и культуру поведения.

Оборудование

Музыка на релаксацию,  рисунки с изображением мамы, солнышко с лучами, трудные слова, словари

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формирование УУД

1.Организационный этап.

Цель этапа: создание эмоционального настроя, нацеливание

-Ребята, начинаем урок.

Необычный день у нас

И гостями полон класс,

Что гостям сказать нам надо?

= Видеть вас мы очень рады

-Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Улыбка располагает к приятному общению.

СЛАЙД (Творческая мастерская письма)

-Ребята, сегодня я приглашаю в творческую мастерскую письма, где будем развивать свою речь. В мастерской каждый работает сам, выполняя работу по своим чувствам, желаниям.

- Если что-то вызовет у вас затруднение, действуйте по этой рекомендации:

СЛАЙД

Когда не знаешь, что сказать

Не опускай свой нос!

Попробуй просто отвечать

На каждый мой вопрос!

2. Речевые упражнения

3. Беседа

4.Работа  с рисунками

5. Физминутка

6. Попарная работа

7.Самостоятельная работа

8. Самопроверка

9. Обсуждение работ

10. Итог

- Начнем с речевых упражнений, чтобы четко и красиво говорить.

 1)   Кто хочет разговаривать?

=  Мы будем разговаривать

    Тот должен выговаривать

=  И будем выговаривать

    Все правильно и внятно

= Так правильно и внятно

=   Чтоб было всем понятно

2) самостоятельно прочитайте скороговорку

СЛАЙД

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щеки

    - потренируемся в выборе интонации

    - кто сможет прочитать ее 3 раза без ошибок?

- Сейчас проверим, как вы сможете сказать скороговорку другими словами, если произнести ее  восторженно

= Какой усердный ученик!

_ А если с осуждением?

= Какой не аккуратный ученик

- С удивлением

= Почему щеки в чернилах?

3) Добавьте эпитеты к словам, взятых из сказок

- Что такое эпитеты?

(хором)  

СЛАЙД

Коса… (Девичья , русая)

Лес…(темный, дремучий)

Палаты …(расписные)

Мороз…(трескучий)

Сокол…(ясный)

- Не плохо получилось

- Ребята, мы с вами продолжим раскрывать секреты родных слов, Будем использовать все богатство и всю красоту языка в устной и письменной речи.

- Слова – это строительный материал языка

(Ученик рассказывает)

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить, и заклинать,

И словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать

Призывом стать и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют и славят, и чернят

-Нужно быть внимательным в выборе слова. Слово может обидеть.

Сперва подумай, потом говори.

 Вспомните 29 ноября. Кому посвящен этот день?

- Сегодня наша работа посвящена самому близкому, дорогому человеку – маме

-близкая, дорогая, родная милая, любимая

Это мои слова, которыми я характеризую свою маму

- А вы?

- Много красивых слов!

- Подойдите к своим художественным работам и расскажите о своей работе (Общие дела увлечения, мечта, книги)

-вглядитесь в лица своих мам

= Я вспомнила и нарисовала маму в тот момент, когда ей было грустно

- А почему твоя мама улыбается?

= Моя мама улыбается, у нее отличное настроение

- О чем ты вспомнила, рисуя маму?

= Моя мама собиралась в магазин за покупками

= У моей мамы большие красивые глаза

( Садитесь)

- Ребята, а как можно назвать рисунки одним словом?

= выставка

- Давайте обратимся к толковому словарю

=Выставка – собрание каких- нибудь предметов, расположенных для обозрения

- А теперь давайте придумаем название нашей выставке

(дети говорят строчки из песен, пословиц, поговорок

= Моя мама

= При солнышке тепло , при матери добро

= Нет такого дружка, как родная матушка

= Мама милая, мама

 = Материнская ласка конца не знает

 = Самая лучшая мама  на свете

-А  теперь выберите одно и запишите в тетрадь

- Отдохнем немножко! Сядьте поудобнее. Закройте глазки и представьте свою маму. Я вижу на ваших лицах появились улыбки, конечно, приятно увидеть свою маму, даже если ее нет рядом

(Звучит песня  «Моя мама лучшая на свете»)

- Какие красивые нежные  слова и словосочетания вы услышали в песне? (ответы детей)

- Давайте прочитаем поэтический совет:

 

Когда ты хочешь молвить слово,

 Мой друг, подумай,  не спеши!

Оно бывает то свинцово

То рождено теплом души

-В чем смысл этого совета?

= есть пословица: Сперва подумай , потом говори

Вспомните, как можно больше строчек о маме из каких-либо произведений

 - Мне  хотелось бы, чтобы в вашем словаре все слова были рождены теплом души

-Сядьте все, слегка склонив голову , проверьте расстояние от глаз до тетради. Запишите несколько словосочетаний в тетрадь.

-А теперь обменяйтесь тетрадями, прочитайте записи

- прочитайте орфографически на доске мои слова и словосочетания, выберите понравившиеся, вы можете использовать их во время работы, если они, конечно, вам подойдут.

А сейчас подарите , прочитав вслух свои слова всем , поясните , если хотите, почему выбрали именно эти слова (читают)

- Вот видите , ребята, как много в русском языке теплых и точных слов и словосочетаний

Древняя пословица права.

Да, язык – великое богатство.

Только надо записать слова,

А не то бесследно разлетятся.

- Все слова , которые вы подобрали, пригодятся вам сейчас, когда вы будете выполнять письменную творческую работу.

 - В каком жанре можно написать о маме?

(Рассказ, сказка,  стихотворение или письмо)

- Доверьтесь, дети, своим чувствам, тогда и рука и мысли будут вам послушны.

- Положите тетради наклонно , сядьте , слегка склонив голову.

(пишут, индивидуальная работа учителя)

 

- При самопроверке можно пользоваться словарем.

( карточки раздать)

 

- Кто написал рассказ? Давайте посмотрим , что у вас получилось

( читают)

-Хорошие работы!

- Во всех работах видно, как вы любите свою маму, относитесь к ней с уважением

Ученые предполагают, что в нашем языке более 500 тысяч слов.

Наверное, нет ни одного человека, который бы не знал их все.  Но я думаю, что ваш словарный запас сегодня пополнился

Я хочу процитировать  слова Вадима Луговского:

СЛАЙД

«Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте егои вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».

Эпитеты- это слова, которые описывают признаки предметов, явлений и отвечают на вопросы какой? какая? Какие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии в 1 классе "Подарок маме. Аппликация из бумажных шариков. Гвоздика "

Цели данного урока:1. Вызвать желание приготовить для мамы подарок ко дню Матери.2. Развивать умение работать с бумагой и картоном.3. Развивать мелкую моторику рук.4. Воспитывать заботливое отно...

Конспект урока по технологии на тему "Подарок маме. 8 марта" 3 класс

                                                      ...

Конспект урока литературного чтения «Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»» (2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Э. Мошковской «Я маму мою обидел…»Планируемые  результатыПредметные:знать биографию Э. Мошковской;уметь анализирова...

Конспект урока литературного чтения Э. Мошковская «Я маму мою обидел» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Э. Э. Мошковской, со стихотворением «Я маму мою обидел»; совершенствование навыка осознанного и выразительного чт...

Конспект урока литературного чтения Э. Мошковская "Я маму мою обидел.."

Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Э. Мошковской «Я маму мою обидел…»Планируемые  результатыПредметные:знать биографию Э. Мошковской;уметь анализировать ст...

Конспект урока по технологии "Аппликации. Цветочек для мамы" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся в совместной учебно-познавательной деятельности по способу знакомства с видами техники склеивания выпуклой апп...