Главные вкладки

    Неопределённая форма глагола.
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Киселёва Лариса Николаевна

    Познакомить с неопределенной формой как начальной формой глагола. Продолжить знакомство с глаголами звучания,  как средством выразительности речи. Развивать умение правильно употреблять слова, относящиеся к глаголам. Формировать умение употреблять ь после ч в неопределенной форме и умение правильно писать. Воспитывать любовь к русскому языку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    ________________ Урок №

    Тема. Неопределённая форма глагола.  

    Цель. Познакомить с неопределенной формой как начальной формой глагола. Продолжить знакомство с глаголами звучания,  как средством выразительности речи. Развивать умение правильно употреблять слова, относящиеся к глаголам. Формировать умение употреблять ь после ч в неопределенной форме и умение правильно писать. Воспитывать любовь к русскому языку.

    Тип урока: «открытие « новых знаний».

    УУД.

    Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

    Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия, формулировать свои затруднения.

    Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, фонограмма «Звуки леса».

    Ход урока.

    I. Организационная часть урока.

    II. Самоопределение к деятельности.

    - Послушайте стихотворение о том, как один мальчик учил глаголы и ответьте на вопрос: Какие глаголы учил мальчик?

    1. Стихотворение «Я учу глаголы».

    Я пришел из школы,

    Я учу глаголы.

    Мне их выучить - пустяк!

    У меня свой метод!

    Применяется он так

    Новый этот метод:

    «Кричать» - кричу,

    «Вертеть» - верчу,

    «Двигать» - двигаю.

    «Прыгать» - прыгаю.

    Я и прыгал! Я и двигал!

    Я и топал! Я и пел!

    Пел, пока у нас в прихожей

    Вдруг звонок не зазвенел!

    Открываю: наш сосед

    (Он живет под нами).

    Не причесан, не одет –

    В тапках и пижаме.

    Он кричит:

    - Прошу прощенья!

    Это что – землетрясенье?

    Или, может быть, слоны

    Надо мной поселены?!

    -Уважаемый сосед,

    Никого в квартире нет.

    Я пришел из школы

    И учу глаголы…

    - Какие глаголы учил мальчик? (Кричать, вертеть, двигать, прыгать.)

    - К данным глаголам поставьте вопросы:

    кричать – что делать?

    вертеть – что делать?

    двигать – что делать?

    прыгать – что делать?

    - Верно. А теперь задайте вопросы к другим глаголам:

    испечь – что сделать?

    исполнить – что сделать?

    обуть – что сделать?

    обеднеть – что сделать?

    - Чем различаются глаголы. Какой можно сделать вывод? (Различие в вопросах.)

     III. Объяснение нового материала.

    1. Проблемный вопрос.

     Спорили Петя и Вася об этих глаголах. Петя сказал, что  эти глаголы изменяются по временам, числам, лицам. Вася доказывал свою точку зрения, что у этих глаголов нельзя определить время, число и лицо.

    -Давайте, ребята, поможем мальчикам разобраться и выясним, кто же из них прав.

    - Давайте попробуем определить время глагола слышать (Нельзя определить. Мы не можем сказать «сейчас слышать», в будущем  тоже «слышать»)

    - Верно. Время нельзя определить. Как бы мы правильно сказали? (В прошедшем времени – я слышал, в настоящем я слышу, в будущем – я буду слышать или услышу.)

    - Можно ли определить число, лицо? (Нет.)

    - Рассмотрим таблицу:

                                                                           Что делать?   Что сделать?

    ТИ                                           ТЬ                                 ЧЬ

    нести                                     слышать                        беречь

    унести                                   услышать                      сберечь

    Учащиеся приходят к выводу: глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать?  и что сделать? (Это начальная форма глагола, она не показывает ни времени, ни числа, ни лица; неопределенная форма оканчивается на –ть, -ти, -чь.)

    - Прочитайте отрывок:

    Кто-то в поле стал ходить

    И пшеницу шевелить

    Мужички такой печали

    Отродяся не видали:

    Стали думать да гадать –

    Как бы вора соглядать.

    Наконец себе смекнули,

    Чтоб стоять на карауле,

    Хлеб ночами поберечь,

    Злого вора подстеречь.

    - Из какой сказки отрывок? (Из сказки П.Ершова «Конек-Горбунок».)

    - Найдите и назовите глаголы в неопределенной форме.

    - Давайте проверим: ходить, шевелить, гадать, соглядать, поберечь, подстеречь.

    - Как вы определили, что это глаголы в неопределенной форме?  (По вопросу.)

    - Какой из глаголов в современном русском языке не употребляется? (Соглядать.)

    - Как вы понимаете значение данного слова? (Соглядать – смотреть, глядеть.)

    IV. Закрепление изученного материала.

    1. Работа по учебнику.

    • Упр. 155.

    2. Чтение стихотворения Д. Самойлова «Перед снегом».    

    И начинает уставать вода

    И это означает близость снега.

    Вода устала быть ручьями, быть дождем,

    По корню поднима (-ться,- тся), падать с неба.

    Вода устала петь, устала теч..(ь?),

    Сиять, струи (-ться, -тся) и перелива(-ться,- тся).

    Ей хочется утратить речь, зале…(ь?),

    И там, где залегла, там остава (-ться,-тся).

    - Выпишите из текста глаголы в неопределенной форме и выделите окончание.

    - Давайте проверим правильность написания глаголов: уставать, быть, подниматься, падать, петь, течь, сиять, струиться, переливаться, залечь, утратить, оставаться.

    - В русском языке есть глаголы, обозначающие действие, процесс речи и мысли, со значением чувств, с которыми мы уже знакомы. А есть глаголы со значением звучания и цвета.

    - Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звонка будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжий грузовик, на кухне гремят посудой. В дождливый день крупные капли дождя барабанят по стеклам. Снег в морозный день скрипит под ногами.

    3. Фонограмма «Звуки леса».

    - А сколько новых звуков мы слышим в лесу! Разноголосо поют птицы, журчит ручей, шумят столетние сосны, шелестит листва, жужжат пчелы, добывая нектар из цветов, а у нас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.

    - Русский писатель Мельников-Печерский, описывая лес, его красоту, создает яркую картину цветущих трав и по-разному звучащих звуков.

    4. Текст «Природа».

          Все деревья в полном соку, все травы цветут, благоухают.  Куда ни оглянись, все цветы, цветы, цветы…

       Там желтеет зверобой, синеют темно-голубые бубенчики и средь яркой изумрудной зелени белеет благовонная купена и алеют зрелые ягоды костяники.

    Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в высокой сочной траве кузнечики, вьются серо-сизые дикие голуби, стучат по деревья дятлы, пищат рябчики, уныло взвизгивают желтенькие иволги, трещат сойки, жалобно кукует кукушка и на разные голоса весело щебечут свиристели, малиновки, лесные жаворонки.

             И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни.

    - Прочитав текст, многие из вас, наверно, удивились, как велико их многообразие и как мало знаем таких глаголов.

    - С помощью каких глаголов автор передает цвет и звуки леса. Назовите их. (Желтеет, синеют, белеет, алеют, трещат, воркуют, стучат,  пищат, взвизгивают, кукует, щебечут.)

    - Умеете ли вы различать лесные звуки, слушать лес?

    -А сейчас попробуйте отредактировать текст, вставляя глаголы со значением звучания.

    5. Текст «Лесной оркестр».

    На утренних и вечерних зорях не только птицы, все лесные жители …(поют) и…(играют), кто на чем и как умеют.

    Звонкими, чистыми голосами…(поют) зяблики, соловьи, певчие дрозды. …(Скрипят) жуки и кузнечики, …(барабанят) дятлы. …(Свистят) флейтой иволги и маленькие дрозды-белобровики.

    …(Лают) лисицы и белая куропатка. …(Кашляет) козуля. …(Воет) волк. …(Ухает) филин. …(Жужжат) шмели и пчелы. … и …(урчат и квакают) лягушки.

    Никто не смущается, если у него нет голоса. Каждый выбирает себе музыкальный инструмент по своему вкусу.

    - Ребята, зачитайте свои работы.

    - А теперь послушайте оригинал, написанный В.Бианки. (Читает учитель)

    - Обратите внимание, что глаголы становятся художественным центром в таких текстах.

    - Поставьте данные глаголы в неопределенную форму.

    V. Итог урока.

    -  Какие учебные задачи ставили в начале урока?

    - Ответили на поставленные вопросы?

    - Что такое инфинитив?

    - Расскажите о глаголе в н.ф., используя алгоритм:

    - название,

    - вопросы,

    - суффиксы,

    - член предложения.

    VI. Домашнее задание (стр. 74, упр. 152, 154).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Неопределённая форма глагола

    презентация к уроку руского языка УМК "Гармония"...

    Урок русского языка в 3 классе Неопределённая форма глагола

    Многие учителя стремятся к тому, чтобы урок в начальной школе был деятельностным, чтобы учащиеся были активными участниками учебного процесса, как источника получения знаний и, что не менее важно, осо...

    Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы.

    Урок русского языка в 3 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок составлен с учетом требований ФГОС. Цель изадачи урока:познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой ...

    Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»

    ·         Цель: раз­витие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.Задачи:  ·...

    Урок по русскому языку, 3 класс "Глагол. Неопределённая форма глагола"

    Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС  с применением современных образовательных технологий....

    Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А

    Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола.  Суффиксы начальной формы Батищева Н.А...