Неопределённая форма глагола.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Киселёва Лариса Николаевна

Познакомить с неопределенной формой как начальной формой глагола. Продолжить знакомство с глаголами звучания,  как средством выразительности речи. Развивать умение правильно употреблять слова, относящиеся к глаголам. Формировать умение употреблять ь после ч в неопределенной форме и умение правильно писать. Воспитывать любовь к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

________________ Урок №

Тема. Неопределённая форма глагола.  

Цель. Познакомить с неопределенной формой как начальной формой глагола. Продолжить знакомство с глаголами звучания,  как средством выразительности речи. Развивать умение правильно употреблять слова, относящиеся к глаголам. Формировать умение употреблять ь после ч в неопределенной форме и умение правильно писать. Воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока: «открытие « новых знаний».

УУД.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия, формулировать свои затруднения.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, фонограмма «Звуки леса».

Ход урока.

I. Организационная часть урока.

II. Самоопределение к деятельности.

- Послушайте стихотворение о том, как один мальчик учил глаголы и ответьте на вопрос: Какие глаголы учил мальчик?

1. Стихотворение «Я учу глаголы».

Я пришел из школы,

Я учу глаголы.

Мне их выучить - пустяк!

У меня свой метод!

Применяется он так

Новый этот метод:

«Кричать» - кричу,

«Вертеть» - верчу,

«Двигать» - двигаю.

«Прыгать» - прыгаю.

Я и прыгал! Я и двигал!

Я и топал! Я и пел!

Пел, пока у нас в прихожей

Вдруг звонок не зазвенел!

Открываю: наш сосед

(Он живет под нами).

Не причесан, не одет –

В тапках и пижаме.

Он кричит:

- Прошу прощенья!

Это что – землетрясенье?

Или, может быть, слоны

Надо мной поселены?!

-Уважаемый сосед,

Никого в квартире нет.

Я пришел из школы

И учу глаголы…

- Какие глаголы учил мальчик? (Кричать, вертеть, двигать, прыгать.)

- К данным глаголам поставьте вопросы:

кричать – что делать?

вертеть – что делать?

двигать – что делать?

прыгать – что делать?

- Верно. А теперь задайте вопросы к другим глаголам:

испечь – что сделать?

исполнить – что сделать?

обуть – что сделать?

обеднеть – что сделать?

- Чем различаются глаголы. Какой можно сделать вывод? (Различие в вопросах.)

 III. Объяснение нового материала.

1. Проблемный вопрос.

 Спорили Петя и Вася об этих глаголах. Петя сказал, что  эти глаголы изменяются по временам, числам, лицам. Вася доказывал свою точку зрения, что у этих глаголов нельзя определить время, число и лицо.

-Давайте, ребята, поможем мальчикам разобраться и выясним, кто же из них прав.

- Давайте попробуем определить время глагола слышать (Нельзя определить. Мы не можем сказать «сейчас слышать», в будущем  тоже «слышать»)

- Верно. Время нельзя определить. Как бы мы правильно сказали? (В прошедшем времени – я слышал, в настоящем я слышу, в будущем – я буду слышать или услышу.)

- Можно ли определить число, лицо? (Нет.)

- Рассмотрим таблицу:

                                                                       Что делать?   Что сделать?

ТИ                                           ТЬ                                 ЧЬ

нести                                     слышать                        беречь

унести                                   услышать                      сберечь

Учащиеся приходят к выводу: глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать?  и что сделать? (Это начальная форма глагола, она не показывает ни времени, ни числа, ни лица; неопределенная форма оканчивается на –ть, -ти, -чь.)

- Прочитайте отрывок:

Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить

Мужички такой печали

Отродяся не видали:

Стали думать да гадать –

Как бы вора соглядать.

Наконец себе смекнули,

Чтоб стоять на карауле,

Хлеб ночами поберечь,

Злого вора подстеречь.

- Из какой сказки отрывок? (Из сказки П.Ершова «Конек-Горбунок».)

- Найдите и назовите глаголы в неопределенной форме.

- Давайте проверим: ходить, шевелить, гадать, соглядать, поберечь, подстеречь.

- Как вы определили, что это глаголы в неопределенной форме?  (По вопросу.)

- Какой из глаголов в современном русском языке не употребляется? (Соглядать.)

- Как вы понимаете значение данного слова? (Соглядать – смотреть, глядеть.)

IV. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

• Упр. 155.

2. Чтение стихотворения Д. Самойлова «Перед снегом».    

И начинает уставать вода

И это означает близость снега.

Вода устала быть ручьями, быть дождем,

По корню поднима (-ться,- тся), падать с неба.

Вода устала петь, устала теч..(ь?),

Сиять, струи (-ться, -тся) и перелива(-ться,- тся).

Ей хочется утратить речь, зале…(ь?),

И там, где залегла, там остава (-ться,-тся).

- Выпишите из текста глаголы в неопределенной форме и выделите окончание.

- Давайте проверим правильность написания глаголов: уставать, быть, подниматься, падать, петь, течь, сиять, струиться, переливаться, залечь, утратить, оставаться.

- В русском языке есть глаголы, обозначающие действие, процесс речи и мысли, со значением чувств, с которыми мы уже знакомы. А есть глаголы со значением звучания и цвета.

- Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звонка будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжий грузовик, на кухне гремят посудой. В дождливый день крупные капли дождя барабанят по стеклам. Снег в морозный день скрипит под ногами.

3. Фонограмма «Звуки леса».

- А сколько новых звуков мы слышим в лесу! Разноголосо поют птицы, журчит ручей, шумят столетние сосны, шелестит листва, жужжат пчелы, добывая нектар из цветов, а у нас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.

- Русский писатель Мельников-Печерский, описывая лес, его красоту, создает яркую картину цветущих трав и по-разному звучащих звуков.

4. Текст «Природа».

      Все деревья в полном соку, все травы цветут, благоухают.  Куда ни оглянись, все цветы, цветы, цветы…

   Там желтеет зверобой, синеют темно-голубые бубенчики и средь яркой изумрудной зелени белеет благовонная купена и алеют зрелые ягоды костяники.

Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в высокой сочной траве кузнечики, вьются серо-сизые дикие голуби, стучат по деревья дятлы, пищат рябчики, уныло взвизгивают желтенькие иволги, трещат сойки, жалобно кукует кукушка и на разные голоса весело щебечут свиристели, малиновки, лесные жаворонки.

         И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни.

- Прочитав текст, многие из вас, наверно, удивились, как велико их многообразие и как мало знаем таких глаголов.

- С помощью каких глаголов автор передает цвет и звуки леса. Назовите их. (Желтеет, синеют, белеет, алеют, трещат, воркуют, стучат,  пищат, взвизгивают, кукует, щебечут.)

- Умеете ли вы различать лесные звуки, слушать лес?

-А сейчас попробуйте отредактировать текст, вставляя глаголы со значением звучания.

5. Текст «Лесной оркестр».

На утренних и вечерних зорях не только птицы, все лесные жители …(поют) и…(играют), кто на чем и как умеют.

Звонкими, чистыми голосами…(поют) зяблики, соловьи, певчие дрозды. …(Скрипят) жуки и кузнечики, …(барабанят) дятлы. …(Свистят) флейтой иволги и маленькие дрозды-белобровики.

…(Лают) лисицы и белая куропатка. …(Кашляет) козуля. …(Воет) волк. …(Ухает) филин. …(Жужжат) шмели и пчелы. … и …(урчат и квакают) лягушки.

Никто не смущается, если у него нет голоса. Каждый выбирает себе музыкальный инструмент по своему вкусу.

- Ребята, зачитайте свои работы.

- А теперь послушайте оригинал, написанный В.Бианки. (Читает учитель)

- Обратите внимание, что глаголы становятся художественным центром в таких текстах.

- Поставьте данные глаголы в неопределенную форму.

V. Итог урока.

-  Какие учебные задачи ставили в начале урока?

- Ответили на поставленные вопросы?

- Что такое инфинитив?

- Расскажите о глаголе в н.ф., используя алгоритм:

- название,

- вопросы,

- суффиксы,

- член предложения.

VI. Домашнее задание (стр. 74, упр. 152, 154).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неопределённая форма глагола

презентация к уроку руского языка УМК "Гармония"...

Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы.

Урок русского языка в 3 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок составлен с учетом требований ФГОС. Цель изадачи урока:познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой ...

Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»

·         Цель: раз­витие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.Задачи:  ·...

Урок по русскому языку, 3 класс "Глагол. Неопределённая форма глагола"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС  с применением современных образовательных технологий....

Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А

Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола.  Суффиксы начальной формы Батищева Н.А...

Глагол. Неопределённая форма глагола. Правила. 4 класс.

Глагол. Неопределённая форма глагола. Правила. 4 класс....