Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему:
    Неопределённая форма глагола.

    Киселёва Лариса Николаевна

    Познакомить с неопределенной формой как начальной формой глагола. Продолжить знакомство с глаголами звучания,  как средством выразительности речи. Развивать умение правильно употреблять слова, относящиеся к глаголам. Формировать умение употреблять ь после ч в неопределенной форме и умение правильно писать. Воспитывать любовь к русскому языку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    ________________ Урок №

    Тема. Неопределённая форма глагола.  

    Цель. Познакомить с неопределенной формой как начальной формой глагола. Продолжить знакомство с глаголами звучания,  как средством выразительности речи. Развивать умение правильно употреблять слова, относящиеся к глаголам. Формировать умение употреблять ь после ч в неопределенной форме и умение правильно писать. Воспитывать любовь к русскому языку.

    Тип урока: «открытие « новых знаний».

    УУД.

    Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

    Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия, формулировать свои затруднения.

    Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, фонограмма «Звуки леса».

    Ход урока.

    I. Организационная часть урока.

    II. Самоопределение к деятельности.

    - Послушайте стихотворение о том, как один мальчик учил глаголы и ответьте на вопрос: Какие глаголы учил мальчик?

    1. Стихотворение «Я учу глаголы».

    Я пришел из школы,

    Я учу глаголы.

    Мне их выучить - пустяк!

    У меня свой метод!

    Применяется он так

    Новый этот метод:

    «Кричать» - кричу,

    «Вертеть» - верчу,

    «Двигать» - двигаю.

    «Прыгать» - прыгаю.

    Я и прыгал! Я и двигал!

    Я и топал! Я и пел!

    Пел, пока у нас в прихожей

    Вдруг звонок не зазвенел!

    Открываю: наш сосед

    (Он живет под нами).

    Не причесан, не одет –

    В тапках и пижаме.

    Он кричит:

    - Прошу прощенья!

    Это что – землетрясенье?

    Или, может быть, слоны

    Надо мной поселены?!

    -Уважаемый сосед,

    Никого в квартире нет.

    Я пришел из школы

    И учу глаголы…

    - Какие глаголы учил мальчик? (Кричать, вертеть, двигать, прыгать.)

    - К данным глаголам поставьте вопросы:

    кричать – что делать?

    вертеть – что делать?

    двигать – что делать?

    прыгать – что делать?

    - Верно. А теперь задайте вопросы к другим глаголам:

    испечь – что сделать?

    исполнить – что сделать?

    обуть – что сделать?

    обеднеть – что сделать?

    - Чем различаются глаголы. Какой можно сделать вывод? (Различие в вопросах.)

     III. Объяснение нового материала.

    1. Проблемный вопрос.

     Спорили Петя и Вася об этих глаголах. Петя сказал, что  эти глаголы изменяются по временам, числам, лицам. Вася доказывал свою точку зрения, что у этих глаголов нельзя определить время, число и лицо.

    -Давайте, ребята, поможем мальчикам разобраться и выясним, кто же из них прав.

    - Давайте попробуем определить время глагола слышать (Нельзя определить. Мы не можем сказать «сейчас слышать», в будущем  тоже «слышать»)

    - Верно. Время нельзя определить. Как бы мы правильно сказали? (В прошедшем времени – я слышал, в настоящем я слышу, в будущем – я буду слышать или услышу.)

    - Можно ли определить число, лицо? (Нет.)

    - Рассмотрим таблицу:

                                                                           Что делать?   Что сделать?

    ТИ                                           ТЬ                                 ЧЬ

    нести                                     слышать                        беречь

    унести                                   услышать                      сберечь

    Учащиеся приходят к выводу: глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать?  и что сделать? (Это начальная форма глагола, она не показывает ни времени, ни числа, ни лица; неопределенная форма оканчивается на –ть, -ти, -чь.)

    - Прочитайте отрывок:

    Кто-то в поле стал ходить

    И пшеницу шевелить

    Мужички такой печали

    Отродяся не видали:

    Стали думать да гадать –

    Как бы вора соглядать.

    Наконец себе смекнули,

    Чтоб стоять на карауле,

    Хлеб ночами поберечь,

    Злого вора подстеречь.

    - Из какой сказки отрывок? (Из сказки П.Ершова «Конек-Горбунок».)

    - Найдите и назовите глаголы в неопределенной форме.

    - Давайте проверим: ходить, шевелить, гадать, соглядать, поберечь, подстеречь.

    - Как вы определили, что это глаголы в неопределенной форме?  (По вопросу.)

    - Какой из глаголов в современном русском языке не употребляется? (Соглядать.)

    - Как вы понимаете значение данного слова? (Соглядать – смотреть, глядеть.)

    IV. Закрепление изученного материала.

    1. Работа по учебнику.

    • Упр. 155.

    2. Чтение стихотворения Д. Самойлова «Перед снегом».    

    И начинает уставать вода

    И это означает близость снега.

    Вода устала быть ручьями, быть дождем,

    По корню поднима (-ться,- тся), падать с неба.

    Вода устала петь, устала теч..(ь?),

    Сиять, струи (-ться, -тся) и перелива(-ться,- тся).

    Ей хочется утратить речь, зале…(ь?),

    И там, где залегла, там остава (-ться,-тся).

    - Выпишите из текста глаголы в неопределенной форме и выделите окончание.

    - Давайте проверим правильность написания глаголов: уставать, быть, подниматься, падать, петь, течь, сиять, струиться, переливаться, залечь, утратить, оставаться.

    - В русском языке есть глаголы, обозначающие действие, процесс речи и мысли, со значением чувств, с которыми мы уже знакомы. А есть глаголы со значением звучания и цвета.

    - Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звонка будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжий грузовик, на кухне гремят посудой. В дождливый день крупные капли дождя барабанят по стеклам. Снег в морозный день скрипит под ногами.

    3. Фонограмма «Звуки леса».

    - А сколько новых звуков мы слышим в лесу! Разноголосо поют птицы, журчит ручей, шумят столетние сосны, шелестит листва, жужжат пчелы, добывая нектар из цветов, а у нас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.

    - Русский писатель Мельников-Печерский, описывая лес, его красоту, создает яркую картину цветущих трав и по-разному звучащих звуков.

    4. Текст «Природа».

          Все деревья в полном соку, все травы цветут, благоухают.  Куда ни оглянись, все цветы, цветы, цветы…

       Там желтеет зверобой, синеют темно-голубые бубенчики и средь яркой изумрудной зелени белеет благовонная купена и алеют зрелые ягоды костяники.

    Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в высокой сочной траве кузнечики, вьются серо-сизые дикие голуби, стучат по деревья дятлы, пищат рябчики, уныло взвизгивают желтенькие иволги, трещат сойки, жалобно кукует кукушка и на разные голоса весело щебечут свиристели, малиновки, лесные жаворонки.

             И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни.

    - Прочитав текст, многие из вас, наверно, удивились, как велико их многообразие и как мало знаем таких глаголов.

    - С помощью каких глаголов автор передает цвет и звуки леса. Назовите их. (Желтеет, синеют, белеет, алеют, трещат, воркуют, стучат,  пищат, взвизгивают, кукует, щебечут.)

    - Умеете ли вы различать лесные звуки, слушать лес?

    -А сейчас попробуйте отредактировать текст, вставляя глаголы со значением звучания.

    5. Текст «Лесной оркестр».

    На утренних и вечерних зорях не только птицы, все лесные жители …(поют) и…(играют), кто на чем и как умеют.

    Звонкими, чистыми голосами…(поют) зяблики, соловьи, певчие дрозды. …(Скрипят) жуки и кузнечики, …(барабанят) дятлы. …(Свистят) флейтой иволги и маленькие дрозды-белобровики.

    …(Лают) лисицы и белая куропатка. …(Кашляет) козуля. …(Воет) волк. …(Ухает) филин. …(Жужжат) шмели и пчелы. … и …(урчат и квакают) лягушки.

    Никто не смущается, если у него нет голоса. Каждый выбирает себе музыкальный инструмент по своему вкусу.

    - Ребята, зачитайте свои работы.

    - А теперь послушайте оригинал, написанный В.Бианки. (Читает учитель)

    - Обратите внимание, что глаголы становятся художественным центром в таких текстах.

    - Поставьте данные глаголы в неопределенную форму.

    V. Итог урока.

    -  Какие учебные задачи ставили в начале урока?

    - Ответили на поставленные вопросы?

    - Что такое инфинитив?

    - Расскажите о глаголе в н.ф., используя алгоритм:

    - название,

    - вопросы,

    - суффиксы,

    - член предложения.

    VI. Домашнее задание (стр. 74, упр. 152, 154).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Неопределённая форма глагола

    презентация к уроку руского языка УМК "Гармония"...

    Урок русского языка в 3 классе Неопределённая форма глагола

    Многие учителя стремятся к тому, чтобы урок в начальной школе был деятельностным, чтобы учащиеся были активными участниками учебного процесса, как источника получения знаний и, что не менее важно, осо...

    Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"

    Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"...

    Неопределённая форма глагола

    На разных упражнениях закрепляется умение находить и образовывать глаголы неопределённой формы...

    Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы.

    Урок русского языка в 3 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок составлен с учетом требований ФГОС. Цель изадачи урока:познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой ...

    Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»

    ·         Цель: раз­витие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.Задачи:  ·...