Образование слов путём слияния двух основ. Сложные слова.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Чувилова Татьяна Анатольевна

Открытый урок учителя начальных классов МОУ «СОШ № 84» Чувиловой Татьяны Анатольевны (16.03.2017). 1.     Тема урока: Образование слов путём слияния двух основ. Сложные слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.rar2.97 МБ
Файл prilozhenie_no3_k_uroku.rar80.8 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок учителя начальных классов МОУ «СОШ № 84» Чувиловой Татьяны Анатольевны (16.03.2017)

Дидактическое обоснование

  1. Учебник «Русский язык», 2 класс, автор Н.А. Чуракова.
  2. Тема урока: Образование слов путём слияния двух основ. Сложные слова.
  3. Дидактическая цель: познакомить детей с образованием сложных слов с помощью сложения  (слияния) двух основ и соединительной гласной.
  4. Тип урока: Урок «открытия»  нового знания.
  5. Задачи урока:

Образовательные: познакомить  со способом  образования сложных слов (сложением двух основ с помощью соединительных гласных); расширять знания о составе слова; формировать умение писать в сложных словах соединительные гласные и безударные гласные в первой основе; продолжить  формирование  учебно-информационных умений  учащихся, умения выражать «открытое знание» в виде творческого продукта (схемы).

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, развивать  навыки  исследовательской  деятельности, развивать коммуникативные умения и творческие способности через исследовательскую деятельность, обогащать письменную и устную речь учащихся,  формировать  навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитательные: формировать  умения  учащихся работать индивидуально, в  парах; формировать  коммуникативные  умения учащихся (включение  в  беседу, умение  слушать и слышать  друг друга, сопоставлять  свою  точку  зрения  с  другой, умение  формулировать и задавать  вопрос); воспитывать интерес к языку, слову.

  1. Планируемые результаты:

личностный результат

  • способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,
  • формирование желания выполнять учебные действия,
  • использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий;

предметный результат

  • познакомиться с понятием «сложные слова»,
  • создание условий для исследовательской деятельности учащихся,
  • научиться  составлять и  правильно писать слова с двумя корнями  с  помощью соединительных гласных О и Е, используя алгоритм;
  • умение находить сложные слова;

метапредметный результат

-формирование регулятивных универсальных учебных действий:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки,
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • высказывать своё предположение;

-формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

  • умение оформлять свои мысли в устной  и письменной форме,
  •  слушать и понимать речь других,
  •  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

- формирование познавательных универсальных учебных действий:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя,
  •  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную

на уроке.

  1. Методы обучения: проблемный, исследовательский, информационно-коммуникативный, объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный.
  2. Формы организации деятельности: фронтальная работа,  работа в парах, индивидуальная работа.
  3. Средства обучения: учебники по русскому языку  часть № 2 и № 3, проектор, компьютер, презентация,  рабочая тетрадь,  тетрадь на печатной основе, раздаточный материал для конструирования «сложных» слов в паре, карточки для самостоятельной работы и взаимопроверке по образцу, светофорики для самооценки.

Технологическая  карта  урока «открытия» новых знаний (усвоения и первичного закрепления новых знаний)

№ п/п

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия***

1

Организация начала урока. Этап мотивации (самоопределения)

 к учебной деятельности.

- Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Ребята, вы готовы к уроку? Итак, мы начинаем урок русского языка. Я желаю вам плодотворной работы на уроке.

Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова, 
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов!

мотивация (самоопределения) к учебной деятельности 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(Коммуникативные УУД).

Целеполагание (Регулятивные УУД).

Самоопределение (Личностные УУД).

2

Актуализация знаний

Слайд № 2

- Откройте тетради (правила при письме). Запишите в рабочие тетради, число, классная работа.

Слайд № 3  Минутка чистописания.

- Напишите, чередуя строчные буквы  о и  е на следующей строке.

Дети записывают, число, классная работа.

Обучающиеся прописывают строчные гласные буквы О и Е.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

3

Этап выявления места и причины затруднения.

Подготовка учащихся к усвоению.

- И так, ребята. Опираясь на знания, которые у нас есть, выполним задание «Найди лишнее».

Слайд № 4

 На доске:

Вода, водица, снегопад, водяной, подводный. (Слова на полосках- листочках).

- Какие слова называются однокоренные?

- В 1-ый столбик однокоренные слова

(Знаю). А во 2-ой столбик не однокоренные (Не знаю).

- Это слова однокоренные, а эти не однокоренные.

-Что в них особенного?

-А в слове снегопад ?нет общего корня. (Есть трудность, есть проблема, надо решить эту проблему)

- Если слово разложить. Что мы получим?

Слайд № 5

- Как же можно назвать эти слова?

Выскажите  свои гипотезы  

( предположения).

Слайд № 6

 - Слова, образованные путём слияния  (сложения как в математике) двух основ разных слов, называются сложными.

- Один корень, одно значение.

- Однокоренные слова.

- Нет общего корня.

 - Два корня, две основы разных слов.

- В слове два корня.

- Сложными словами.

Регулятивные УУД:

1. формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2.формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3. формируем умение прогнозировать.

4

Этап построения проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Изучение нового материала.

- Назовите тему нашего урока?

Слайд № 7

-Сформулируйте цель урока.

Слайд № 8

Слайд № 9

- Откройте учебник часть № 3

 на с. 91.

Слайд № 10

- Как из двух слов ЛЕС и ПАРК можно образовать новое слово? – спросила Волшебница.

- Как называется участок ЛЕСА, который используется как ПАРК? – уточнила Анишит Йокоповна.

-  Лесопарк! Он называется лесопарком! – обрадовалась Маша и Миша.

- Догадываетесь, из каких частей они образовались? А как соединились эти части?

- Давайте понаблюдаем как образовано это слово.

Слайд № 11

- Слова ЛЕС и ПАРК сначала лишаются своих окончаний:

Слайд № 12

- Получились две ОСНОВЫ РАЗНЫХ СЛОВ.

Слайд № 13

- Потом этим основам понадобилась буква СОЕДИНИТЕЛЬНОГО гласного – буква  О.

Слайд № 14

- Запишите словообразование в тетрадь.

Слайд №  15

- Сложные слова. 

- Научиться писать, отличать сложные слова, выделять корни в сложных словах.

Ученики выполняют инструкцию учителя.

Обучающиеся записывают схему образования сложного слова ЛЕСОПАРК  в рабочую  тетрадь.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

познавательные:  моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

5

Этап реализации построенного проекта.

Первичная проверка усвоения знаний.

Электронная физминутка для глаз.

Слайд № 16

Гимнастика для глаз «Филин»

- Закройте глаза на 3-4 секунды, затем широко раскрыть и смотреть вдаль, не моргать.

Слайд № 18

- Ребята, у вас на парте конверты  с заданиями для 1-го и 2-го вариантов.

- Сложные слова рассыпались на разные основы слов, а буквы соединительных гласных потеряли свою силу.

- Образуйте сложные  слова из  разрезных карточек основ разных слов  с буквами соединительных гласных О и Е.

- Выполните работу в парах.

Слайд № 18

- При помощи чего соединяются основы в сложных словах?

Слайд  № 19

- Какова роль сложных слов в речи?

Динамичная пауза.

-Все встаём. Нашу разминку проводим так: если я называю сложное слово – вы хлопаете два раза, если слово с одним корнем – один раз.

Снегоход,  мышеловка, парта, подводный, водопад,  домик,  листопад, садовник, рукомойник, морской, мореход, утюг, пылесос, машина, самовар, пароварка.

Выполняют гимнастику для глаз «Филин».

Обучающиеся образуют сложные слова из разных карточек.

- Основы в сложных словах соединяются буквами соединительных гласных

 О и Е .

- Сложные слова используют для краткости слов в речи.

 Обучающиеся во время динамической паузы хлопают один раз в ладоши, если  слышат слово с одним корнем.

Два раза – если сложное слово.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Первичное закрепление знаний.

- Откройте тетрадь на печатной основе на с. 45.

- Прочитайте инструкцию к № 59.

-Расскажите, что нужно сделать.

- Назовите сложные слова из текста стихотворения.

Обучающиеся выполняют инструкцию учителя.

-Выписать сложные слова. Подчеркнуть буквы соединительных гласных.

- Гололёд, косолапый, лежебока, водомерка, толстопятые, сыроежки.

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

познавательные:  моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Контроль и самопроверка знаний.

- Достаньте из индивидуальных конвертов карточку для самостоятельной работы. Подпишите и выполните  её.

 - После выполнения поменяйтесь карточками с соседом по парте и выполните проверку по образцу на слайде. Напишите фамилию и имя проверяющего. Оцените работу.

Слайд № 20

Обучающиеся выполняют самостоятельную работу  с последующей взаимопроверкой по эталону.

Коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

8

Этап включения в систему знаний и повторения. 

Информация о домашнем задании.

- Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание.

Слайд № 21

- Образовать три сложных слова и составить с ними предложения.

Задание по выбору.

- Сочините сказку о сложных словах.

Записывают домашнее задание в дневники.

9

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 

Подведение итогов урока.

- Как вы считаете, мы достигли наших целей?

Слайд № 22

- Закройте глаза на минутку и вспомните, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали.

Слайд № 23

Слайд № 24

Слайд № 25

- Проанализируйте и оцените свою работу с помощью светофорика у вас в индивидуальных конвертах.

 -  Зелёный кружок – Я справился!

- Жёлтый кружок –  Я сомневаюсь.

- Красный кружок – Я не понял.

- Сегодня на уроке вы потрясающе поработали!

Самыми активными были …

благодарю вас за работу на уроке. - Кстати,  чем интересно слово «благодарю»?  (дарю  благо, дарю добро.) Когда ты благодаришь человека, ты даришь добро.

Слайд № 26

-  Чаще дарите добро людям, благодарите их, и это добро к тебе вернётся. Урок окончен!

Слайд № 27

-  Спасибо за урок!

- Выполняют инструкцию учителя.

Дети оценивают свою работу на уроке  с помощью светофорика.

- Спасибо за урок!

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).



Предварительный просмотр:

Карточка  по теме «Сложные слова»

Ф.И. _______________________________

Составь и запиши из двух слов сложные слова

 с  соединительной гласной.     

Ходит пешком - ___________________________.

Сам летит  - _______________________________.

На носу рог - ______________________________.

Лес рубит - ________________________________.

Проверил (а) _____________________.     Оценка: ____

Карточка  по теме «Сложные слова»

Ф.И. _______________________________

Составь и запиши из двух слов сложные слова

 с  соединительной гласной.     

Ходит пешком - ___________________________.

Сам летит  - _______________________________.

На носу рог - ______________________________.

Лес рубит - ________________________________.

Проверил (а) _____________________.     Оценка: ____

Карточка  по теме «Сложные слова»

Ф.И. _______________________________

Составь и запиши из двух слов сложные слова

 с  соединительной гласной.     

Ходит пешком - ___________________________.

Сам летит  - _______________________________.

На носу рог - ______________________________.

Лес рубит - ________________________________.

Проверил (а) _____________________.     Оценка: ____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по русскому языку для 2 класса ПНШ Тема“ Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»

“ Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»...

Сложение двух основ. Сложные слова. Русский язык. 3 класс. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Урок русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Сложение двух основ. Сложные слова. 3 класс....

Урок русского языка 3 класс (Зеленина) Слова, состоящие из двух основ. Игра «Счастливый случай»

Урок – игра "Счастливый случай".  Формировать умение в распознавании основ слов и частей слова, образование и правописание  сложных   слов ....

Урок русского языка 3 класс (Зеленина) Слова, состоящие из двух основ. Игра «Счастливый случай»

Урок – игра "Счастливый случай".  Формировать умение в распознавании основ слов и частей слова, образование и правописание  сложных   слов ....

Презентация Слова, состоящие из двух основ 3 класс

Развивать творческую активность, орфографическую зоркость; память, логическое мышление, внимание, наблюдательность, фонематический слух. Обогатить словарный запас учащихся....

Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"

Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов....

Учебно-методическая разработка урока по русскому языку "Образование сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной."

Презентация знакомит детей  с образованием сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной. Представлены практические задания....