Рабочая программа по русскому языку для 2 класса, УМК "Школа России".
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Татьяна Владимировна Лунёва

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии ФГОС. УМК " Школа России", автор В.П. Канакина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx95.39 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

Обучение грамоте, авт. В.Г. Горецкий.

Русский язык, авт. В.П. Канакина.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварныйпериод является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный(заключительный)— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте[1] и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 24 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Личностные результаты

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

        4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

       10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема (раздел)

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся (число контрольных, самостоятельных, практических, лабораторных, исследований, проектов, экскурсий и т.п.)

Примечание (объяснение расхождения в количестве часов с авт.программой)

1 класс – 165 ч

1

Добукварный период

17

  1. Контрольный диктант с грамматическим заданием (ВШК) – 1.
  2. Контрольное списывание – 1.
  3. Проверочная работа – 4.
  4. Нестандартные уроки – 33.
  • Урок-викторина – 3.
  • Урок-сказка – 3
  • Урок-игра – 7.
  • Урок-экскурсия – 5.
  • Урок-проект – 1.
  • Урок-соревнование – 3.
  • Урок-путешествие – 6.
  • Урок «Эврика» - 5.

2

Букварный период

78

3

Послебукварный период

20

4

Систематический курс (50ч)

Наша речь

2

5

Текст, предложение, диалог

3

6

Слова, слова, слова…  

4

7

Слово и слог. Ударение.

6

8

Звуки и буквы

34

9

Повторение

1

2 класс – 170 ч

1

Наша речь

3

  1. Контрольный диктант с грамматическим заданием (ВШК) – 2.
  2. Тематический диктант – 5.
  3. Обучающее изложение – 4.
  4. Обучающее сочинение – 4.
  5. Контрольный словарный диктант – 1.
  6. Контрольное списывание – 2.
  7. Проверочная работа – 6.
  8. Нестандартные уроки – 34.
  • Урок КВН – 1.
  • Урок-викторина – 3.
  • Урок-сказка – 3
  • Урок-игра – 7.
  • Урок-экскурсия – 3.
  • Урок-проект – 1.
  • Урок-соревнование – 3.
  • Урок-аукцион – 3.
  • Парный опрос – 2.
  • Урок-путешествие – 3.
  • Урок-взаимообучения – 2.
  • Урок «Эврика» - 3.

2

Текст

3

3

Предложение

11

4

Слова, слова, слова…

18

5

Звуки и буквы

60

6

Части речи

57

7

Повторение

18

3 класс – 170 ч

1

Язык и речь

2

  1. Контрольный диктант с грамматическим заданием (ВШК) – 2.
  2. Тематический диктант – 7.
  3. Обучающее изложение – 3.
  4. Контрольное изложение – 1.
  5. Обучающее сочинение – 4.
  6. Контрольный словарный диктант – 1.
  7. Контрольное списывание – 2.
  8. Проверочная работа – 6.
  9. Нестандартные уроки – 34.
  • Урок-викторина – 4.
  • Урок-игра – 3.
  • Урок-экскурсия – 2.
  • Уроки, которые ведут ученики – 3.
  • Урок-проект – 2.
  • Урок-зачет – 3.
  • Урок-конференция – 1.
  • Урок-соревнование – 3.
  • Урок-аукцион – 2.
  • Парный опрос – 2.
  • Урок открытых мыслей – 2.
  • Урок-путешествие – 2.
  • Урок-взаимообучения – 2.
  • Урок «Эврика» - 3.

2

Текст. Предложение. Словосочетание

14

3

Слово в языке и речи

19

4

Состав слова

16

5

Правописание частей слова

29

6

Имя существительное

30

7

Имя прилагательное

20

8

Местоимение

5

9

Глагол

21

10

Повторение

14

4 класс – 170 ч

1

Повторение

11

  1. Контрольный диктант с грамматическим заданием (ВШК) – 3.
  2. Тематический диктант – 5.
  3. Обучающее изложение – 3.
  4. Контрольное изложение – 1.
  5. Обучающее сочинение – 3.
  6. Контрольный словарный диктант – 1.
  7. Контрольное списывание – 1.
  8. Проверочная работа – 6.
  9. Нестандартные уроки – 34.
  • Урок КВН – 1.
  • Урок-викторина – 4.
  • Урок-игра – 3.
  • Уроки, которые ведут ученики – 4.
  • Урок-проект – 2.
  • Урок-зачет – 3.
  • Урок-конференция – 2.
  • Урок-соревнование – 3.
  • Урок-аукцион – 2.
  • Парный опрос – 2.
  • Урок открытых мыслей – 2.
  • Урок-взаимообучения – 3.
  • Урок «Эврика» - 3.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку на 2  класс 2016-17 учебный  год

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Вид учебной деятельности (исследование, практические работы и т.п.)

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

НАША РЕЧЬ – 3 часа

01.09

Знакомство с учебником. Виды речи.

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

Различать устную, письменную речь и речь про себя.

Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение». Отличать диалогическую речь от монологической.

Использовать в речи диалог и монолог.

Участвовать в учебном диалоге.

Соблюдать в речи правила речевого этикета,

оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

Работать со страничкой для любознательных.

Знакомиться с этимологией слов диалог и монолог.

02.09

 Виды речи. Что можно узнать о человеке по его речи?

05.09

Диалог и монолог.

ТЕКСТ – 3 часа

06.09

Что такое текст? Тема текста.

урок-путешествие

Отличать текст от других записей по его признакам.

Осмысленно читать текст.

Определять тему и главную мысль текста.

Соотносить текст и заголовок. Подбирать

заголовок к заданному тексту.

Составлять текст по заданной теме.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.

Передавать устно содержание прочитанного

текста-образца или составленного текста.

Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной

задачей. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

Оценивать результаты выполненного задания.

07.09

Главная мысль текста.

Части текста.

08.09

Контрольное списывание.

Контрольное списывание №1

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - 11 часов

09.09

Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Логическое  ударение в предложении.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обо-

значения конца предложения.

Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Составлять предложения из слов.

Составлять (устно и письменно) ответы на

вопросы.

Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в

конце предложения.

Писать слова в предложении раздельно. Находить главные члены (основу) предложения.

Обозначать графически грамматическую основу.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.

Анализировать схему и составлять по ней

сообщение о главных членах предложения.

Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.

Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без

второстепенных членов) предложения.

Составлять нераспространённые и распространённые предложения.

Распространять нераспространённые предложения.

Устанавливать при помощи вопросов связь

слов между членами предложения.

Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). Рассматривать репродукцию картины

И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картин-

ной галерее» учебника.

Составлять рассказ по репродукции картины

И. С. Остроухова «Золотая осень», используя

данное начало и опорные слова.

Оценивать результаты выполненного задания.

12.09

Знаки препинания в конце предложения.

урок-игра

13.09

Главные члены предложения (основа предложения).

14.09

Второстепенные члены предложения.

15.09

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.

16.09

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Закрепление.

19.09

Распространённые и нераспространённые

предложения.

урок-викторина

20.09

Развитие речи. Обучающее сочинение   по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

Сочинение №1

21.09

Работа над ошибками. Связь слов в предложении.

22.09

Связь слов в предложении.

23.09

 Диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение».

Диктант №1

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… - 18 часов

26.09

Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение.

Определять значение слова по толковому

словарю.

Объяснять лексическое значение слова.

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим

группам.

Распознавать многозначные слова, слова в

прямом и переносном значениях.

Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать за этимологией слова лопата.

Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках.

Оценивать эстетическую сторону речевого

высказывания.

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Работать со страничкой для любознательных.

Знакомиться с этимологией слов синоним и

антоним.

Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

Определять смысловое значение пословиц и

соотносить их с определёнными жизненными

ситуациями.

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.

Подбирать заголовок к тексту. Излагать

письменно содержание текста по данным вопросам.

Оценивать результаты выполненного задания. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.

Выделять корень в однокоренных словах,

различать однокоренные слова и синонимы,

однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Группировать однокоренные слова с разными

корнями.

Доказывать правильность выделения корня

в однокоренных словах.

Работать с памяткой «Как найти корень слова».

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.

Работать со словарём однокоренных слов

учебника.

Производить анализ, сравнение, обобщение

при выделении в словах корня.

Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Наблюдать за разноместностью и подвижностью русского ударения.

Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели.

Сравнивать модели слогоударной структуры

слова и подбирать к ним слова.

Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.

Соблюдать в практике речевого общения

изучаемые нормы произношения слов.

Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов.

Сравнивать слова по возможности переноса

слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).

Переносить слова по слогам.

Определять способы переноса (ко-локольчик,

коло-кольчик, колоколь-чик).

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

27.09

Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов.

урок-заочная экскурсия

28.09

Однозначные и многозначные слова.

29.09

Прямое и переносное значение слов.

30.09

Синонимы и антонимы.

03.10

Синонимы и антонимы. Закрепление.

урок-игра

04.10

Синонимы и антонимы (обобщение знаний).

Проверочная работа.

Проверочная работа № 1

05.10

Развитие речи. Обучающее изложение текста по данным к нему вопросам.

Изложение №1

06.10

Работа над ошибками. Родственные слова.

07.10

 Родственные слова и слова с омонимичными корнями.

10.10

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание

корня в однокоренных словах.

урок-аукцион

11.10

Однокоренные слова. Корень слова.

Словарный диктант.

Словарный диктант № 1

12.10

Слог как минимальная произносительная единица.

13.10

Слогообразующая роль гласных звуков.

14.10

Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении.

Словообразующая функция ударения.

17.10

Перенос слов по слогам.

урок- «Эврика»

18.10

Перенос слов по слогам.

Письмо по памяти.

Письмо по памяти №1

19.10

Коллективное составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

ЗВУКИ И БУКВЫ – 60  часов

20.10

Звуки и буквы.

Различать звуки и буквы.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.

Объяснять, где могут пригодиться знания

об алфавите.

Называть буквы правильно и располагать их

в алфавитном порядке.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.

Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу,

называть соседние буквы по отношению к

заданной.

Работать с памяткой «Алфавит».

Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со

словарями.

Сопоставлять случаи употребления заглавной

(прописной) и строчной буквы в словах.

Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении.

Работать со cтраничками для любознательных (знакомство со сведениями из истории

русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.).

Составлять рассказ по репродукции картины

З. Е. Серебряковой «За обедом», используя

опорные слова (под руководством учителя).

Находить в слове гласные звуки. Объяснять

особенности гласных звуков.

Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы

для их обозначения».

Определять «работу» букв, обозначающих

гласные звуки в слове.

Соотносить количество звуков и букв в таких

словах, как клюв, юла, поют.

Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, река).

Определять качественную характеристику

гласного звука: гласный ударный или безударный звук. Работать с текстом. Определять тему и глав-

ную мысль текста. Составлять и записывать

ответы на вопросы к тексту с опорой на текст

и рисунок. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава —травы, травка). Наблюдать за единообразным написанием

корня в однокоренных словах.

Использовать правило при написании слов

с безударным гласным в корне.

Планировать учебные действия при решении

орфографической задачи (обозначение буквой

безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

Объяснять правописание слова с безударным

гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Различать проверяемые и непроверяемые

орфограммы.

Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах,

предусмотренных программой 1 и 2 классов.

Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Работать со страничками для любознательных. Знакомиться со сведениями о происхождении слов орфограмма, малина, земляника.  Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др.

Составлять текст из предложений.

Составлять рассказ по репродукции картины

С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под

руководством учителя).

Оценивать свои достижения при выполнении

заданий «Проверь себя» в учебнике.

Находить в слове согласные звуки.

Правильно произносить согласные звуки.

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка».

Составлять предложения из слов, данных в

начальной форме, из составленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком.

Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и].

Различать способы обозначения согласного

звука [й’] буквами. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й’].

Использовать правило при переносе слов с

буквой «и краткое» (чай-ка).

Наблюдать за произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.

Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на).

Составлять рассказ по репродукции картины

А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам,

записывать составленный рассказ.

Находить совместно со сверстниками и

взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий.

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки

(парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.

Работать с памяткой «Как подготовиться к

письму по памяти». Планировать учебные

действия при письме по памяти. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо.

Объяснять причины расхождения количества

звуков и букв в этих словах.

Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).

Переносить слова с мягким знаком (ь) (пальцы, паль-то).

Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком (ь) на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Работать c текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста.

Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы. Различать непарные мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое

произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.).

Работать с орфоэпическим словарём.

Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.

Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы.  Записывать предложение из текста на заданную тему.

Находить в тексте рифмующиеся строки,

подбирать рифмующиеся слова, сочинять

стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы.

Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания жи—ши,

ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с

такими буквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Работать с предложением и текстом. Составлять предложения из слов, обсуждать, со-

ставляют ли они текст, подбирать к тексту

заголовок, записывать составленный текст.

Различать глухие и звонкие согласные звуки,

парные и непарные.

Характеризовать согласный звук (глухой —

звонкий, парный — непарный) и оценивать

правильность данной характеристики.

Правильно произносить звонкие и глухие

согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).

Определять на слух парный по глухости-

звонкости согласный звук на конце слова и в

корне перед согласным.

Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Находить в словах букву парного согласного

звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных

слов (травка — трава, травушка; мороз — морозы, морозный).

Использовать правило при написании слов

с парным по глухости-звонкости согласным

звуком на конце слова и перед согласным в

корне.

Объяснять правописание слов с парным по

глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Сопоставлять приёмы проверки написания

гласных и согласных в корне слова.

Объяснять правильность написания слов с

изученными орфограммами.

Работать с памяткой «Как подготовиться к

диктанту».

Работать с памяткой «Как провести звукобуквенный разбор слова». Составлять (под руководством учителя) текст поздравительной открытки; излагать письменно текст по вопросам.

Наблюдать за произношением слов с разделительным мягким знаком (ь).

Соотносить количество звуков и букв в таких

словах, как семья, вьюга.

Подбирать примеры слов с разделительным

мягким знаком (ь).

Различать слова с мягким знаком (ь) показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком (ь).

Использовать правило при написании слов

с разделительным мягким знаком (ь).

Объяснять написание разделительного мягкого знака (ь) в словах.

Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя).

21.10

Различие звуков и букв.

Звуки и их обозначение буквами на письме.

24.10

Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями.

урок-сказка

25.10

Диктант  с грамматическим заданием.

Диктант №2

26.10

Работа над ошибками. Употребление прописной (заглавной) буквы.

27.10

Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины 3. Е. Серебряковой «За обедом».

Сочинение № 2

28.10

Работа над ошибками. Гласные звуки.

07.11

Гласные звуки. Слова с буквой э.

урок-игра

08.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

Ударные и безударные гласные звуки.

09.11

Правило обозначения буквой безударного гласного звука.

10.11

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

11.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

Проверочная работа.

Проверочная работа №2

14.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

урок-сказка

15.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

16.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Закрепление.

17.11

Способы проверки написания буквы, обо-

значающей безударный гласный звук в корне слова.

18.11

Диктант с грамматическим заданием.

Диктант № 3

21.11

Работа над ошибками. Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать.

22.11

Правописание словарных слов.

урок-парный опрос

23.11

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

24.11

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

25.11

Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

Сочинение № 3

28.11

Работа над ошибками.  Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

урок-соревнование

29.11

Согласные звуки.

Словарный диктант.

Словарный диктант №2

30.11

Согласный звук [й’] и буква й и краткое»).

01.12

Слова с удвоенными согласными.

02.12

Коллективное составление

рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и по опорным словам.

05.12

Подготовка к выполнению проекта «И в шутку и всерьёз».

06.12

Проект «И в шутку и всерьёз». 

Проект № 1

урок-проект

07.12

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

08.12

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Обозначение мягкости согласных звуков

на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.

09.12

Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука на письме.

Письмо по памяти.

Письмо по памяти №2.

12.12

Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным.

урок-игра

13.12

Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным.

Проект «Пишем письмо».

Проект № 2

14.12

Буквосочетания с шипящими звуками.

15.12

Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

16.12

Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, нч и других изученных орфограмм.

19.12

Проект «Рифма».

Проект № 3

20.12

Контрольный диктант с грамматическим заданием за первое полугодие.

Контрольный диктант - ВШК

21.12

Работа над ошибками. Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу.

22.12

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в словах.

урок-аукцион

23.12

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Закрепление.

26.12

Проверочная работа по изученной теме.

Проверочная работа №3.

27.12

Звонкие и глухие согласные звуки.

урок-взаимообучения

28.12

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

29.12

Произношение и написание парных звонких и глухих согласных.

13.01

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным

на конце слова или перед согласным.

16.01

Особенности проверочного и проверяемого слов.

Списывание текста.

Списывание.

17.01

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

урок-игра

18.01

Правописание слов с парным по

глухости звонкости согласным на конце слова или перед согласным.

19.01

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости

согласный звук, на конце слова или перед

согласным в корне.

20.01

Обобщение знаний об изученных правилах письма. Изложение текста по вопросам.

Изложение №2

23.01

Обобщение знаний об изученных правилах письма. Работа над ошибками, допущенными в изложении.

24.01

Обобщение знаний об изученных правилах письма.

Контрольный словарный диктант.

Контрольный словарный диктант-МО

25.01

Обобщение знаний об изученных правилах письма.

урок-соревнование

26.01

Разделительный мягкий знак (ь).

27.01

Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

30.01

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

31.01

Диктант с грамматическим заданием.

Диктант №4

01.02

Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным ь и другими изученными орфограммами.

ЧАСТИ РЕЧИ - 57 часов

02.02

Части речи

Соотносить слова-названия (предметов, при-

знаков, действий), вопросы, на которые они

отвечают, с частями речи.

Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение.

Находить в тексте части речи с опорой

на признаки частей речи, пользуясь схемой.

Распознавать имя существительное среди

других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Объяснять лексическое значение слов —имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.

Работать со страничкой для любознательных:

знакомство с лексическим значением имён

существительных. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные

одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.

Различать собственные и нарицательные

имена существительные, подбирать примеры

таких существительных.

Классифицировать имена существительные

собственные и нарицательные по значению и

объединять их в тематические группы.

Писать с заглавной буквы имена собственные.

Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке,

из Интернета о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни).

Составлять устный рассказ по репродукции

картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под ру-

ководством учителя).

Составлять устный рассказ о своём домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя. Определять число имён существительных  (единственное и множественное).

Изменять имена существительные по числам

(книга — книги).

Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — простыни).

Работать с орфоэпическим словарём.

Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.

Определять грамматические признаки имён

существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное;

число (единственное или множественное),

роль в предложении.

Обосновывать правильность определения

грамматических признаков имени существительного.

Классифицировать имена существительные

по определённому грамматическому признаку.

Выбирать из ряда имён существительных

имя существительное с определённым при-

знаком. Работать с повествовательным текстом:

определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части

текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст.

Проверочная работа. Оценивать свои достижения. Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.

Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей

речевого высказывания.

Рассматривать репродукцию картины

А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным

вопросам, обсуждать план предстоящего рас-

сказа, составлять (под руководством учителя)

по картине рассказ, записывать рассказ. Определять число глаголов, распределять

глаголы по группам в зависимости от их

числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём.

Раздельно писать частицу не с глаголом

(не кричать).

Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное),

роль в предложении.

Обосновывать правильность определения

признаков глагола.

Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему на-

звание и записывать составленный текст.

Распознавать текст-повествование.

Наблюдать за ролью глаголов в повествовательном тексте. Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Работать со страничкой для любознательных:

ознакомление с историей появления названия

имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Выделять из предложения словосочетания с

именами прилагательными.

Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам.

Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе,мышь, фамилия, шампунь и др.

Распознавать текст-описание.

Наблюдать за ролью имён прилагательных в

тексте-описании.

Составлять текст-описание на основе личных

наблюдений (коллективное обсуждение плана

подготовительной работы).

Составлять текст-описание натюрморта по

репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет

цветов, бабочка и птичка» (под руководством

учителя). Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении. Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении.

Различать местоимения и имена существительные. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

Составлять из предложений текст, подбирать

к нему заголовок, записывать составленный

текст.

Составлять по рисункам диалоги. Находить

в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях. Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.

Оценивать свои достижения при выполнении

заданий «Проверь себя» в учебнике.

Узнавать предлоги в устной и письменной

речи.

Правильно употреблять предлоги в речи

(прийти из школы).

Раздельно писать предлоги со словами.

Редактировать текст; восстанавливать де-

формированный повествовательный текст.

Оценивать свои достижения при выполнении

заданий «Проверь себя» в учебнике.  Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий.

03.02

Части речи. Соотнесение слов-названий, вопросов,

на которые они отвечают, с частями речи.

06.02

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

урок-игра

07.02

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

Письмо по памяти.

Письмо по памяти №3

08.02

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

09.02

Неодушевлённые имена существительные.

10.02

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Распределительный словарный диктант.

13.02

Собственные и нарицательные

имена существительные.

урок-заочная экскурсия

14.02

Правописание собственных имён существительных.

15.02

Развитие речи. Обучающее изложение.

Изложение №3

16.02

Работа над ошибками. Правописание собственных имён существительных. Названия и клички животных.

17.02

Правописание собственных имён существительных. Географические названия.

20.02

Единственное и множественное число имён существительных.

урок-«Эврика»

21.02

Изменение имён существительных по числам.

22.02

Число имён существительных.

Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном.

27.02

Обобщение знаний об имени

существительном.

урок-соревнование

28.02

Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста.

Изложение № 4

01.03

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном.

02.03

Проверочный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

Диктант № 5

03.03

Работа над ошибками. Глагол как часть речи. Значение глаголов в речи.

06.03

Значение глаголов в речи.

07.03

Признаки глагола.

урок-парный опрос

09.03

Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Сочинение № 4

10.03

Работа над ошибками. Единственное и множественное число глаголов.

13.03

Единственное и множественное

число глаголов.

14.03

Правописание частицы не с глаголами.

Словарный диктант.

Словарный диктант №3

15.03

Правописание частицы не с глаголами. Обобщение знаний о глаголе.

16.03

Обобщение знаний о глаголе.

урок-путешествие

17.03

Текст-повествование и роль в нём глаголов.

20.03

Текст-повествование. Составление текста-повествования на заданную тему.

21.03

Проверочная работа.

Проверочная работа № 4

22.03

Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.

23.03

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.

урок-взаимообучения

24.03

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.

03.04

Употребление в речи имён прилагательных.

урок-игра

04.04

Употребление в речи имён прилагательных.   Письмо по памяти.

Письмо по памяти №4

05.04

Связь имени прилагательного с именем существительным. Сравнение как одно из выразительных средств языка.

06.04

Единственное и множественное

число имён прилагательных.

07.04

Изменение имён прилагательных по числам.

Списывание текста.

Списывание

10.04

Текст-описание и роль в нём

имён прилагательных.

урок-сказка

11.04

Текст-описание и роль в нём

имён прилагательных. Закрепление.

12.04

Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

13.04

Обобщение знаний об имени прилагательном.

14.04

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».

Проверочная работа № 5

17.04

Местоимение как часть речи (общее представление).

18.04

Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи.

урок-викторина

19.04

Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи.

20.04

Местоимение как часть речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.

21.04

Местоимение как часть речи.  Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования.

24.04

Текст-рассуждение.

Составление по рисункам текста-диалога.

25.04

Проверочная работа по теме «Местоимение как часть речи».

Проверочная работа № 6

26.04

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.

урок-заочная экскурсия

27.04

Правописание предлогов с именами существительными.

28.04

Раздельное написание предлогов со словами.

02.05

Правописание предлогов с именами существительными. Восстановление деформированного повествовательного текста.

03.05

Контрольный диктант с грамматическим заданием за год.

Контрольный диктант-ВШК

04.05

Проект «В словари — за частями речи!».

Проект № 4

ПОВТОРЕНИЕ - 18 часов

05.05

Повторение по теме «Наша речь».

10.05

Повторение по теме «Текст».

11.05

Повторение по теме «Предложение».

урок-путешествие

12.05

Повторение по теме «Предложение». Письмо по памяти.

Письмо по памяти №5

15.05

Повторение по теме «Слово и его значение».

урок- «Эврика»

16.05

Повторение по теме «Части речи».

17.05

Повторение по теме «Имя существительное».

18.05

Повторение по теме «Глагол».

19.05

Повторение по теме «Имя прилагательное».

22.05

Повторение по теме «Местоимение».

урок-викторина

23.05

Контрольное списывание.

Контрольное списывание№2

24.05

Повторение по теме «Звуки и буквы».

25.05

Повторение по теме «Твердые и мягкие согласные ».

26.05

Повторение по теме «Правила правописания».

урок-аукцион

29.05

Повторение по теме «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне».

30.05

Повторение по теме «Правописание буквосочетаний с шипящим звуками».

31.05

Повторение и закрепление изученного материала.

урок-КВН

01.06

Обобщение знаний по курсу русского языка.


[1]         На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языкудля 2 класса УМК "Гармония"

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями  Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования нового поколения...

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку3 класс "Школа России"

рабочая программа, календарно тематическое планирование порусскому языку 3 класс (Канакина "Школа России")...

рабочая программа по русскому языку1 класс. Школа России.

календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по русскому языку1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"...