ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Миронова Татьяна Николаевна

Тема: «Имя существительное. Обобщение знаний»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku.docx42.17 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Имя существительное. Обобщение знаний»

Дата:23.12.2014 г.

Класс: 2 «В»

Учитель: Миронова Т.Н.

Присутствующие: учителя начальной школы, заместитель директора Купаева Т.В.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Дидактическая цель урока: создание условий для обобщения единичных знаний по теме «Имя существительное», приведение их в систему.

Цель урока по содержанию: повторение знаний об имени существительном как части речи.

Учебные задачи:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

1.Повторить знания об имени существительном.

2.Уметь различать  имя существительное среди других частей речи по его признакам.

3.Проверить умение классифицировать имена существительные на одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, изменять форму имён существительных.

Развивать словарный запас, речь, мышление, внимание учащихся, умение работать в парах.

1.Воспитывать интерес к русскому языку, внимание к слову, толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника.

2.Повышать учебную мотивацию путём использования средств ИКТ.

Планируемые результаты:

Личностные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • интереса к познанию русского языка;
  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
  • ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Регулятивные УУД

  • Обучающийся научится:
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • строить сообщения в устной форме;
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • строить монологическое высказывание.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • обобщению знаний об имени  существительном;
  • находить в тексте имена существительные;
  • использовать специальную терминологию при определении частей речи;
  • подбирать и классифицировать имена существительные на одушевлённые и неодушевлённые;
  • пользоваться словарём, соотносить произношение и написание.

Методы работы:

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический, проблемный.

Оборудование:        

Учебник, доска, экран, проектор, компьютер, карточки с дифференцированным заданием, индивидуальные тетради.

Педагогические технологии:

  • здоровьесберегающие технологии,
  • технология критического мышления,  
  • личностно-ориентированное обучение,
  • ИКТ-технология,  
  • технология группового обучения

Компьютерное сопровождение урока используется для проведения словарной работы, повторения знаний и для использования электронного приложения.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха;

включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку,  организует внимание.

«Прозвенел и смолк звонок

 Начинаем мы урок

Улыбнулись, подтянулись

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.»

Приветствуют учителя, друг друга,  

проверяют готовность к уроку.

Регулятивные:

готовность рабочих мест для дальнейшей работы.

Личностные:

положительный эмоциональный, интеллектуальный  настрой обучающихся на урок.

Ориентировочно – мотивационный этап.

Цель: психологическая установка на работу.

Создает благоприятную атмосферу, настраивает учащихся на успех.

 - Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, которые пришли посмотреть, как вы занимаетесь и чему вы уже научились. Поэтому, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше.

Ребята, повернитесь друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, передайте глазами, что вы желаете ему хорошего настроения и доброй работы. Для того, чтобы вы поверили в свои силы, и вам легко работалось на уроке, давайте повторим за мной следующие слова:

  • Я на уроке русского языка.
  • Я все знаю!
  • Я все умею!

психологически настраиваются на урок.

Личностные:

положительный эмоциональный, интеллектуальный  настрой обучающихся на урок.

Проверка  пройденного материала

Цель: установление правильности, полноты и осознанности знанию;

выявление  и устранение в ходе проверки обнаруженных проблем.

Стимулирует внимание,  выявляет затруднения обучающихся по пройденному материалу.

Фонетическая работа:

1) Откройте тетради, отступите 2 строчки и запишите число, классная работа.

«Я тетрадочку открою,

уголочком положу

я от вас, друзья, не скрою

ручку я вот так держу! (показывают)

Сяду прямо, не согнусь

за работу я возьмусь»

- Какая орфограмма в слове февраль, классная, работа?

2) А сейчас внимание на экран (слайд 1)

-Что изображено, назовите? (рыба, роза, радуга)

- Что общего у этих слов? (они начинаются с буквы р)

- Молодцы! С какой буквой будем работать на чистописании. (открываю букву на доске рРРрр)

- Буква «эр», а звук ? (р)

- Охарактеризуйте букву как звук ( согл, звон, непар, тверд, мягк)

- Чистописание :РрРрррРрРррр

- В чем закономерность написания букв Рр.

(заглавная и маленькая, заглавная и три маленьких)

- Пропишите.

3) Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы.

Пров…р…нила  в…р…на  в…р…нёнка. ( на доске )

-Выделите грамматическую основу и подпишите части речи. (один ученик у доски, остальные в тетрадках)

- Что общего у слов этого предложения? (орфограмма оро, все слова однокоренные).

- Выделите корень.

- Что это за слова? (словарные слова)

- К какому следующему этапу мы перейдем? (словарная работа)

Словарная работа.

- На экране будут появляться изображения, ваша задача, хором назвать и записать слова в нужный столбик.

- Что выделяем в словарной работе? (орфограмму, ударение)

Кто?  Что?(слайды)

Класс, тетрадь, пенал, карандаш, ученик, учитель, дежурный.

- К какой большой теме относятся эти слова? (школа)

- Взаимопроверка в парах и у доски.

 - У кого нет ни одной ошибки?

- У кого 1 или 2 ошибки?

- А почему именно так распределили эти слова по столбикам. Докажите!

( кто? – одушевленные сущ, что? – неодушевленные сущ.)

Выделяют,  находят, сравнивают, аргументируют, доказывают свое мнение, действия.

2 человека выполняют у доски, остальные фронтально в тетрадях

Работают в парах, осуществляют взаимопроверку

Познавательные:  анализировать, сравнивать, обобщать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах;

Коммуникативные

излагать свое мнение, аргументируя его.

Регулятивные:

выдвигать свои версии, работать по плану.

Мотивация к  учебной деятельности.

Цель:      мотивирование обучающихся к учебной деятельности, определение содержательных рамок  урока.

Способствует включению в деловой ритм, организует работу с известной информацией, уточняет тематические рамки.

  • К какой части речи относятся эти слова? (имя существительное)
  • Какова же тема нашего урока? (имя существительное)
  • Какие цели мы поставим перед собой? (повторить всё об имени существ), а именно: одуш. и неодуш, собств. и нариц, изменения по числам).
  • В конце урока проверим, достигли мы целей, которые поставили перед собой.

Участвуют в обсуждении, выводят тему и цели урока.

Коммуникативные:

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные:

 самостоятельно формулировать  познавательную цель, формулировать проблему.  

Актуализация знаний.

Цель:

повторение имеющихся знаний.

Подводит учащихся к формулировке  проблемы, включает обучающихся в обсуждение проблемного вопроса, организовывает индивидуальную работу.

В стране Морфологии в городе Предметинске жили – были слова одной части речи, которые сочинили о себе хвастливую песенку:

«Давно живем мы в мире этом

Даем названья всем предметам!»

  • О каких хвастунишках идет речь? (об имени существительном)
  • Что вы знаете об имени существительном? (вспоминают все правила).
  • Почему эта часть речи получила такое название? (существительное обозначает, именует всякий предмет, может иметь общее лексическое значение).

Игра с мячом.

  • Придумайте свой пример существительных  с общим лексическим значением:

1) Предметы школьной принадлежности: (ручка, пенал, тетрадь)

2) Явления природы: (дождь, солнце)

3) Люди (девочка, папа)

4) Животные (кошка, медведь)

5) Посуда (кастрюля, ложка)

Создание проблемной ситуации. (слайд)

  • Слова хвастунишки жили на огромном древе познания и представляли собой листики с именами.

Как только появлялось в мире новое понятие, на древе познания вырастал новый листик с именем.

Были слова – листочки с древа познания совсем не любопытные и задавали всего два вопроса кто? и что? За этими вопросами скрывается тайна.

  • Попробуем сегодня на уроке раскрыть её.
  • Что за тайна скрывается в вопросах кто? что?

Определяют, каких знаний не хватает;

формулируют собственное мнение, аргументируют его;

работают индивидуально,

коллективно.

Познавательные:

представлять информацию в виде таблицы, схемы;

проводить наблюдения под руководством учителя, осуществлять сравнения.

Коммуникативные

устанавливать и сравнивать разные точки зрения;

выражать свои  мысли, аргументировать личное  мнение.

Применение знаний и умений.

Цель: применение способов действия, вызвавших затруднения, повторение ранее изученного.

Организует работу на повторение, координирует деятельность обучающихся, оказывает помощь.

Работа в парах.

Каждому раздаются карточки с пословицами:

1) Волков бояться – в лес не ходить.

2) Дальше в лес – больше дров.

3) Муравей не велик, а горы копает.

  • Объясните друг другу, как вы понимаете эти пословицы?
  • Выпишите только существительные. Распределите их  в два столбика по вопросам  кто? и  что?Обозначьте число.
  • Какие еще пословицы вы знаете?
  • Для чего мы употребляем их в своей речи?
  • Так какая тайна скрывается за вопросами кто? что? (кто? – одушевленные существительные, что? – неодушевленные существительные)

Физкультминутка.

Вот я сейчас посмотрю, как быстро вы можете находить имена существительные. Если я произнесу имя существительное, то вы хлопаете в ладоши, если другую часть речи, то вы подпрыгиваете.

Списывание с доски.

  • Подберите подходящие по смыслу имена детей.

Подарки.

Вырос слонёнок в Москве, в зоопарке.

Дети готовят слонёнку подарки.

Вяжет --------------- слонёнку носочки.

---------------- ему вышивает платочки.

  • Что вы можете сказать об именах детей? ( Они пишутся с заглавной буквы – это собственные имена существительные, отвечающие на вопрос кто?)
  • Какие еще собственные имена существительные вы знаете, что они обозначают?
  • Какие еще бывают имена существительные? (нарицательные).
  • Как пишутся имена нарицательные? (с маленькой буквы ).

Запишите 3 любых нарицательных существительных  вместе с собственными существительными (кот Мурзик, город Москва) (зачитывают).

Работа с интерактивной доской ( электронное приложение)

Упражнение:

« Помоги лосям спуститься на землю!» (распределить правильно карточки с вопросами кто? и что? по корзинам).

Работа в парах со  словарем учебника (упр. 82).

  • Подберите к каждому имени существительному синоним.
  • Запишите тот ряд слов, где все имена существительные – одушевленные.
  • Взаимопроверка. Комментирование своей работы.

Работа с интерактивной доской (электронное приложение)

Даны существительные во множественном числе.

  • Запишите все имена существительные в единственном числе (проверка с комментированием).

Работают в парах

выполняют упражнения,

выбирают, анализируют информацию, аргументируя своё мнение.

работают индивидуально,

коллективно,

работа в парах, осуществляют взаимопроверку

работают, индивидуально,

коллективно.

Коммуникативные:

уметь договариваться с людьми, выполнять различные роли в группе, сотрудничать.

Регулятивные:

выдвигать  версии, выбирать средства достижения цели в группе,  в парах.

Рефлексия

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, оценивание результатов собственной деятельности

Организует рефлексию, предлагает соотнести цель и результаты собственной учебной деятельности.

Давайте подведем итог урока по данной схеме:

На доске: Я повторил…

Я научился…

  • Какие цели мы ставили  себе на уроке?
  • Справились ли мы с этими задачами?
  • Раскрыли тайну вопросов кто? и что?
  • Понравился ли вам урок?
  • В чем вы испытывали трудность?
  • За что вы бы похвалили себя?

А сейчас, я попрошу вас показать мне, какое настроение у вас оставил сегодняшний урок.

  • Поставьте настроение личику.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, сопоставляют цель и результаты, степень их соответствия;

высказывают личное мнение об уроке и способах работы на нем.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: аргументированно оценивать свои поступки, адекватно понимать  причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь  оценивать правильность выполнения действия.

Информация о д/з,

инструктаж  по его выполнению.

Цель:

закрепление знаний, полученных на уроке;

обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения, проверяет понимание учащимися содержания работы и способов ее выполнения.

Домашнее задание разного уровня сложности, поэтому вы должны выбрать для себя, то задание, которое вам по силам:

Упр. 7 –стр. 42.

Упр. 9-стр. 42.(повышенной сложности )

Комментирование оценок

  • Оцените себя! (самооценка)
  • Оценивание учителем.

Спасибо за урок!

Осознают важность выполнения д/з, записывают  д/з.

Осуществляют  самооценку

Познавательные:

находить ( в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебной задачи;

представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, план).

Регулятивные: планировать деятельности в учебной ситуации.

Заместитель директора_______________________/Купаева Т.В. /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...