ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Соловьева Ирина Алексеевна

      Цели:   

      обучающие:

 

                  уметь различать и сравнивать наречия;

                  уметь образовывать наречия;

                  уметь определять гласные на конце наречий;

        

     развивающие:

 

                    уметь формулировать учебную задачу урока и

                    отвечать на поставленные вопросы;   

               развивать умение слушать и слышать друг друга, сотрудничать;

                     расширять словарный запас;

 

 

     воспитательные:

 

                     воспитывать любовь и интерес к родному языку;

                     воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_narechiy_4kl.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 1

Конспект урока русского языка

4класс

           Тема: « ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ»

             

      Цели:    

      обучающие:

                  уметь различать и сравнивать наречия;

                  уметь образовывать наречия;

                  уметь определять гласные на конце наречий;

         

     развивающие:

                    уметь формулировать учебную задачу урока и

                    отвечать на поставленные вопросы;   

               развивать умение слушать и слышать друг друга, сотрудничать;

                     расширять словарный запас;

     воспитательные:

                     воспитывать любовь и интерес к родному языку;

                     воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь. 

Ход  урока

Деятельность учителя

      Деятельность учащихся

                   

  I.Организационный момент.

    (Самоопределение деятельности)

     Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-

                 - значимом уровне.

     1). Девиз   «Мало уметь писать,

     2). Проверка домашнего задания.

           - Какие 6 наречий вы нашли в тексте?

 

           - Какую работу выполняют наречия?

           - Назовите словосочетания с наречиями.

      3). - Ребята, как вы считаете, всё ли вы узнали о наречиях?

           -  Готовы узнать что-то ещё о наречии.

   II.Актуализация знаний.

       (Возникновение проблемной ситуации)

        Цель: повторение изученного материала, необходимого

                     для «открытия нового знания», и выявление

                      затруднений в индивидуальной деятельности

                      каждого учащегося.

     

        - Слова какой части речи записаны на доске?

           Докажите.

                                слева                 вправо

                                справа               направо

                                изредка              начерно

                                досыта               засветло

                                дочиста              запросто

         - Подумайте, от чего зависит написание букв о и а на

            конце наречий.

 

    III. Постановка учебной задачи.

         Цель: обсуждение затруднений;

                         проговаривание темы урока в виде вопроса,

                         на который предстоит ответить.

          - На какой вопрос нам предстоит ответить?

 

          - Какова же тема нашего урока?

 

    IV. «Открытие нового знания»

           (Построение проекта выхода из затруднения)

             Цель: решение учебной задачи.

     

            - Продолжаем работу со словами на доске.

            - Какие есть предложения?

                     (подводящий к открытию диалог)

         

                     (побуждающий диалог)

            - Ребята, а оказывается, можно использовать ещё другой  

              способ проверки написания суффиксов а и о в наречи-

              ях с приставками.

              Открываем задачник- тетрадь №1 стр.39 упр.142.

              Выполните задание «Заполни таблицу» и сами попро-

              буйте составить и сказать правило выбора суффиксов

              -а или -о в записанных наречиях.

              Физкультминутка.

         Я называю слова, если это наречие – хлопаем в ладоши,

            а если другая часть речи – приседаем.

                   Ярко, быстро, даль, воркуют, солнце, налево, гуляю,

                   прекрасно, прекрасный, украсить, направо.

     V. Первичное закрепление.

           Цель: проговаривание нового знания, запись в виде                                                

                           опорного сигнала - подсказки, составление

                           алгоритма.

   

              - В паре задайте друг другу вопросы по данной теме.

     

            - Ребята, составьте алгоритм действий, который помо-

              жет нам в дальнейшей работе при написании суффик-                                                                                              

            сов наречий.

                               таблица- подсказка

                 на-                                          из-

               за-              о                           до-           а

                в-                                            с-

                   в окно                                      с окна

         

  1. Самостоятельная работа

              с самопроверкой по эталону.    

                   Цель:   каждый для себя должен сделать вывод о

                                 том, что он умеет. 

             

                - Сделайте буквенную запись слов.

                          I вариант                          II вариант

                          изредк а                            запрост а

                          засветл а                          начерн а

                          досыт а                             вправ а

                          занов а                              издалек а

                          справ а                              дочист а

               - Проверьте, как вы выполнили задание по эталону.

             

               На доске:

                   I вариант.

                    Изредка, засветло, досыта, заново, справа.

                   II вариант.

                     Запросто, начерно, вправо, издалека, дочиста.

           

                - Оцените свою работу.

                  Кто не допустил ошибок, поставь на полях «+»;

                  кто немного сомневался «?»;

                  кто допустил ошибки и ему нужно тренироваться «- «.

             

               - Что не получилось?

               - Над чем ещё нужно работать?

VII. Включение нового знания в систему

                 знаний.

                      Цель: закрепление новых знаний и изученных

                              раннее.

           

                 1). Образуйте наречия от кратких прилагательных по

                   моделям. Запишите их и отметьте приставки и суф-

                       фиксы.

                  На доске:

              на-                                           до-

                           сух ?                                           чист ?

              до-                                           на-

  

                с-                                             с-

                            лев ?                                            прав ?

               на-                                          на

               

               2). Работа по учебнику:  стр.65 упр.143.

                    Со словарной страницы тетради-задачника выпиши

                    все наречия с суффиксом –о в один столбик, а в дру-

                    гой с суффиксом –а.

                - Каких больше?

                - Там, где это важно для выбора суффикса, выделяй

                   приставку.

            VIII. Итог урока.

                  (Рефлексия деятельности)

                     Цель: осознание учащимися своей учебной

                                     деятельности, самооценка результатов

                                     деятельности своей и всего класса.

               

                - Над какой темой сегодня работали?

                - Каким образом сделали вывод?

                - Какой вывод мы сегодня сделали?

                - Над чем нам надо ещё поработать?

                - Будем тренироваться!!!

                 Домашнее задание: учебник стр.64 упр.142.

                - Оцените свою работу на уроке, работу всего класса.

                    А главное уровень ваших знаний по сегодняшней                    

                    теме.

                    « Понял, могу помочь другим»

                    « Понял»

                    « Понял, но нужна помощь»

                    « Ничего не понял»

               

   Надо уметь думать и рассуждать»

  - Громко, одновременно, вверх, долго,

     сначала, потом.

  - Помогают точнее называть действия.

  Дети читают словосочетания с наречиями.

  - Нет. Мы только начали с ними знакомиться.

  - Да.

 

  - Наречия. (Доказывают, используя                      опознавательные признаки наречий)

  Работают в парах, затрудняются в ответе

  на вопрос.

   - В каких случаях на конце наречий

      пишется буква о, а в каких – а?

   - Правописание букв о и а на конце

      наречий.

                          1 способ

   - В наречиях с приставками  в-, на-,за-

      на конце пишется буква о.

   - В наречиях с приставками  из-,до-,с-

       на конце пишется буква а.

                          2 способ

   -  В наречиях с приставкой  в-, на-,

      пишем на конце о, проверяем

                      на окно       в окно

   -  В наречиях с приставкой  с-

      пишем на конце а, проверяем

                                с окна

 

     Задают вопросы по теме друг другу:

   - В каких случаях на конце наречий

      пишется буква  а?

  - Отчего зависит правописание гласных

     а и о на конце наречий?

   - Какая буква пишется на конце наречий

     с приставками из-, до-, с-?

   - Выделить в наречии приставку;

      если приставка  на-, за-, в-, то

      на конце пишем суффикс о

         (на окно,  за окно,  в окно);

       если приставка  из-, до-, с-, то

       на конце пишем суффикс а

           ( из окна,  до окна,  с окна).

   

     

    Дети самостоятельно выполняют

    упражнение по вариантам.

    Дети проверяют свои работы.

     Дети на полях тетради оценивают

     свою работу знаками.

    - Нужно ещё потренироваться в правопи-

       сании гласных на конце наречий.  

     Выполняют, вместе обсуждая, используя

      алгоритм.

   -  Насухо, досуха, дочиста, начисто,

      слева, налево, справа, направо.

       Дети работают самостоятельно, но могут

       посоветоваться с соседом.

       Дети отвечают.

        Дети пишут учителю записку тайно от

        других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе. «Правописание гласных на конце наречий»

Тема: . «Правописание гласных на конце наречий» Цель: познакомить с правописанием гласных на конце наречий            Совершенствовать каллиграфичес...

Правописание гласных на конце наречий

Урок русского языка был дан для молодых учителей. Получил высокую оценку ШМО....

Правописание гласных на конце наречий

Методическая разработка урока поможет провести хороший урок по русскому языку в 4 классе....

Урок русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий" (4 класс)

Урок русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий". Данный урок является 6 уроком по теме "Наречие" и представляет собой урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Работа на...

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий" (4 класс)

В течение всего урока шла работа над правописанием суффиксов -а, -о в наречиях. На уроке дети учились анализировать, делать выводы. К этому уроку была составлена презентация, которая была хорошим помо...

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание гласных на конце наречий"

Данный урок поможет:уточнить представления детей о наречии;познакомить с правописанием суффиксов –а и –о в наречиях;продолжить работу по формированию орфографической зоркости;продолжить работу над кал...

"Правописание гласных на конце наречий"

Тема урока: "Правописание гласных на конце наречий". Урок изучения нового материала. Форма проведения: индивидуально-групповая....