Конспект и презентация урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Каледина Лариса Григорьевна

Урок русского языка.

3 класс

Образовательная программа "Школа 2100"

Тема: «Части слова. Приставка, её роль в слове. Различение приставок и предлогов.  Развитие умения находить в слове приставки».

Тип урока: урок повторения и закрепления знаний

Цель урока: закрепление знаний учащихся об изученных частях слова, представление о приставке как значимой части слова, с помощью которой можно образовывать родственные слова, продолжение работы  по формированию алгоритма разбора слова по составу, развитие умения находить в слове приставку, отличать её от предлога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._chasti_slova._pristavka.rar1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

 3 класс

Тема: «Части слова. Приставка, её роль в слове. Различение приставок и предлогов.  Развитие умения находить в слове приставки».

Цели:

  • Образовательные:  продолжить работу по формированию алгоритма разбора слова по составу; формировать представление о приставке как значимой части слова, с помощью которой можно образовывать родственные слова; учить различать приставки и предлоги, находить приставки в словах.
  • Развивающие:  развивать интеллектуальные умения (анализировать, обобщать, систематизировать), практические умения (работать с опорными схемами, словообразовательным моделям), развивать память, внимание, речь учащихся;
  • Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.

Оборудование: учебник Р. Н. Бунеев,Е. В. Бунеева, О. В. Поронина «Русский язык», тетради-словарики для морфемного анализа слов,  опорные таблицы «Состав слова», «Приставки»;  детские работы на тему «Космос»; карточки с заданиями, телевизор, компьютер, мультимедийная презентация, видеоклипы.

ХОД УРОКА

1. Организованное начало урока.

(Клип «Полёт на Марс»)

 

У:   50 лет прошло с тех пор, как человек впервые полетел в космос. Наука и техника продолжают стремительно развиваться. Когда-то сама мысль о полётах в небо была фантастична, а сегодня в космос отправляются первые туристы.  Благодаря таким ученым, как Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королев, начался этап освоения космоса. Полетели первые искусственные спутники Земли, космические корабли. Но на сегодняшнем уроке русского языка мы будем учиться конструировать не космические спутники и корабли, а слова. Итак,  наше конструкторское бюро начинает работу. Наша цель – загадочная планета Марс. Давайте откроем рабочие тетради и запишем сегодняшнюю дату.

2. Актуализация знаний.

У:  Как вы понимаете смысл слова «конструктор»? Что оно обозначает?

Выслушиваются ответы детей. Учитель подводит итог.

– Конструктор – тот, кто конструирует что-либо, создает конструкцию чего-либо; набор частей, деталей, из которых дети строят разные сооружения.
Вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора?

Дети отвечают.

– Как вы понимаете выражение «словесный конструктор»? Что это такое?

Д:  Наверное, это набор из частей слова.

У:  Разгадав этот кроссворд, вспомним, какие части слова мы знаем.

 Слайд 3.     Внимание, кроссворд:

http://festival.1september.ru/articles/590930/img1.gif

1. Мной заканчивается слово,
Я служу для связи слов.
Послужить тебе готово,
Если ты учить готов.

2. С окончанием не дружу,
Хоть и рядом с ним живу.
Чтоб в словах меня найти,
Окончание убери.

3. Я к слову приставлена, как пастушок,
Без слов не могу, как без мамы.
И если меня ты отделишь, дружок,
То сразу предлогом я стану.

4. Если слово разберёшь,
То меня всегда найдёшь
После корня. Роль моя –
Делать новые слова.

5. В семье слов я самая
Часть общая и главная.
Меня из слова уберёшь
И родственников не найдёшь.

Слайд 4.

У: Итак,  мы повторили морфемы или части слова и вспомнили, как они обозначаются. Теперь давайте вспомним, каков алгоритм разбора слова по составу?

Слайд 5

1.Найди окончание. (Для этого измени форму слова.)

2.Отдели основу от окончания.

3.В основе найди корень. (Для этого подбери однокоренные слова.)

4.Выдели приставку.

5.Выдели суффикс.

3. Словарно-орфографическая  работа.

У:  Как мы называем пространство, простирающееся за пределами земной атмосферы? (космос)

Слайд 6.

 Слово космос появилось в нашем языке с момента начала его освоения. Подберем к нему родственные слова. Как называют человека, совершающего полет в космос с целью испытания космической техники и проведения научных наблюдений?

Д:  Космонавт.

У: Слово космонавт образовано от слова космос и греческого навт, что означает мореплаватель. Как называется теория и практика полётов в космос?

Д: Космонавтика.

У:  Навтик в переводе с греческого кораблевождение. Как называют комплекс сооружений и технических средств для запуска космических летательных аппаратов?

Д:  Космодром.

У:  Дромос переводится как место для бега. Как называют предмет, относящийся к космосу, к мировому пространству?

Д:  Космический.

Слайд 7.

У. Запишите эти слова в тетрадь, вставьте пропущенную букву. Поставьте ударение. Какая часть повторяется во всех этих словах? Выделите корень -косм-. Подберите проверочное слово (космос).

Дети выполняют задание.

Космонавт, космонавтика, космодром, космический

У: В чем заключается секрет корня слова?

Д:  Корни родственных слов пишутся одинаково.

4. Формулирование  темы и цели урока.

У: Откройте учебник на стр. 101. Прочитайте название раздела.

Чем занят Афанасий?

Сколько значений у слова приставка?

Д:  1) То, что приставлено, присоединено к чему-либо. 2) Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

У: Так какой части слова мы будем уделять сегодня больше внимания?

5. Работа по теме урока.

а) работа по учебнику    

упр. 143

У:  Прочитайте задание к упражнению 143. Спишите слова, обозначьте эти части слова.

(на доске написаны слова: звездолёт, полёт, лётчик, вылет, отлёт).

(Вызванный к доске ученик разбирает слова по составу).

Прочитайте слова с приставками. Давайте еще раз вспомним, для чего нужны приставки. Как они пишутся со словами?

упр. 144 (под руководством учителя)

У: Прочитайте первые 2 предложения из упр. 144 и скажите, почему за написано то слитно, то раздельно?

Образец рассуждения:

(В 1 предложении в слове закрасила за – это приставка, часть слова. Есть однокоренные слова с другими приставками; кроме того, между за- и словом красила нельзя вставить другое слово. Т. к. приставка – часть слова, она написана слитно. Во 2 предложении за – предлог, т. к. служит для связи слов в предложении; между ним и словом можно вставить другое слово. Предлог пишется раздельно с другим словом).

Прочитайте следующие 2 предложения.

Физминутка

У: Кто такой инопланетянин? (Житель другой планеты, не Земли). Как вы думаете, что обозначает первая часть слова ино? (Иной, другой)

Кто из нас не мечтает встретиться с инопланетянами, познакомиться с представителями иной, внеземной цивилизации! Ваши фантазии и мечты мы можем увидеть на этих замечательных рисунках. Ксюша и Марина подготовили для нас физминутку под шуточную песенку, которая так и называется «Инопланетянин».

б) работа в словариках.

У:  Издавна человеку хотелось научиться летать, как птица. Мечты человека о полетах нашли отражение в народных сказках и песнях: вы читали о ковре-самолете, ступе Бабы-Яги. Люди придумывали воздушных змеев, воздушные шары, а затем – планеры, дельтапланы, самолеты, вертолеты.

Слайд 8.

У: Составим предложение со словом «ракета». Что делает ракета?

Д: Летит.

У: Летит куда?

Д: В космос.

У: Какое предложение получилось?

Д: Ракета летит в космос.

У: Назовите слово, обозначающее действие предмета.

Д: Летит.

У: Какая орфограмма встретилась в слове?

Д: Безударная гласная в корне.

У: Как мы ее проверяем?

Д: Подбираем проверочные слова – взлет, полет.

 Слайд 8.

Ракета D:\Documents\Состав слова\Состав слова_files\articlef_files\1.gif

летит

вы-; от-; за-; при-; у-; до-; в-; пере-; под-; с-

У: Прочитайте приставки, которые вы видите на экране. Образуйте с их помощью новые слова.

Откройте тетради-словари для морфемного анализа слов на стр. 10

Запишите эти слова и выделите приставки.

Дети выполняют задание.

У: Что меняет приставка?

Д: Значение слова.

Слайд 9.

У: Прочитайте текст. Вставьте  подходящие по смыслу приставки. Допишите полученные слова. Приставки выделите.

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин впервые ...летел в космос. За 108 минут он ...летел Землю.

У: Много ли приставок в русском языке? Часто ли они встречаются? Прочитайте приставки на стр.11.     Каждая приставка несет определенный смысл, значение. Поэтому мы говорим, что это значимая часть слова. Написание приставок нужно запоминать. На наших уроках мы будем составлять «Справочник приставок русского языка», чтобы облегчить их запоминание.

6. Повторение и закрепление пройденного материала.

а) соотнеси слово со схемой.

Слайд 10.

У: Подберите  слово к каждой схеме. (Учитель соединяет линией схему и соответствующее ей слово на экране).

Гимнастика для глаз

б) упражнение в словообразовании (работа в парах).  Поморфемное письмо.

Дети получают карточки с заданием.

У: Составьте слово из частей других слов. Запишите новые слова поморфемно в словарях.

Дети выполняют задание. После самостоятельной работы осуществляется проверка. Дети читают полученные слова поморфемно.

в)  разгадывание шарад.

У: Перед вами шарады. Попробуйте разгадать их. (Устно)

Проверка. Слайд 12.

7. Подведение итогов урока.

Слайд 13

У: Давайте ещё раз сформулируем тему урока.

Д: Разбор слова по составу. Приставка, её роль в слове. Различие приставок и предлогов.

У: Что такое приставка?

Д:  Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

У: Как пишутся приставки? А предлоги? В каких словах чаще встречаются приставки?

Д:  В словах-действиях.

8. Домашнее задание.

Упр. 145 (инструктаж)

9. Рефлексия.

Слайд 14.

Дорогие ребята. Вы отлично потрудились.

Я поздравляю вас с успешным прибытием на Марс. Перед вами маршрутные листы. Прочитайте, что написано на вашей ракете и заштрихуйте её соответствующим цветом:

Отлично (красный).  Сомневаюсь (жёлтый).  Не получается (синий).

(Клип «Полёт на Марс».  Продолжение)

http://festival.1september.ru/articles/595277/2.gif

Дополнительный материал

Рифмовки по разделу «Состав слова»

Слово делится на части!
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
делать слово из частей!

Окончание в слове – это
изменяемая часть.
Оно при помощи предлога
между словами держит связь.

Без окончания всё слово
называется основой.

А чтобы корень нам найти
на родственные слова смотри:
общую часть родственных слов
выдели – и корень готов!

Суффикс в слове после корня,
образует слово он.
Суффиксы мы будем помнить,
чтоб был богатым лексикон!

Перед корнем есть приставка,
слитно пишется она.
А при помощи приставки
образуются слова.

1. Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.   

                                                                                                                            

2. Корень извлечь из «начинки» несложно,

Приставка в «сосуде» хранится надёжно,

Суффикс в «гудении» ясно услышишь,

Вместе – на темы различные пишешь.

3. В «списке» вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,

В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

В целом – по мне на уроки пойдёте.

                                                 

 4. Мой корень в «просьбе» заключён

 (в ней он озвучен и смягчён);

 Приставка – в «воплощенье» где-то,

 На целое – все ждут ответа.

1. Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.   

                                                                                                                            

2. Корень извлечь из «начинки» несложно,

Приставка в «сосуде» хранится надёжно,

Суффикс в «гудении» ясно услышишь,

Вместе – на темы различные пишешь.

3. В «списке» вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,

В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

В целом – по мне на уроки пойдёте.

                                                 

 4. Мой корень в «просьбе» заключён

 (в ней он озвучен и смягчён);

 Приставка – в «воплощенье» где-то,

 На целое – все ждут ответа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект и презентация урока русского языка во 2 классе "Слова с безударной гласной в корне"

Урок русского языка разработан по развивающей системе Л.В.Занкова.  Учащиеся анализируют, сравнивают, обобщают, делают самостоятельные выводы.  Идёт развитие творческих способностей детей, к...

Конспект и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Образование сложных слов"

Конспект и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Образование сложных слов" Цель. Познакомить с понятием  «сложные слова», с их образованием.Задачи: 1. Познаком...

Конспект и презентация урока русского языка 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: "Антонимы"

Урок-исследование по теме :"Антонимы" 2 класс,УМК "Начальная школа 21 века" с презентацией...

конспект и презентация урока русского языка 4 класс планета знаний

план-конспект урока русского языка по теме "Безударные личные окончания глаголов"...

Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"

Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"...

Конспект и презентация урока русского языка (2 класс) по теме "Двойные согласные"

Конспект урока русского языка во 2 классе.УМК «Школа России»Учебник «Русский язык 2класс» Канакина В.П., Горецкий В.Г.Учитель Христенко Л.Ю. МОУ «СОШ №15 с УИОП» г.о. ЭлектростальАвторский медиапродук...

Конспект и презентация урока русского языка в 4 классе по теме "Развитие умения написать глаголы с безударными личными окончаниями." Программа "Школа 2100"

Здесь представлены материалы конкурсного урока Краевого отборочного этапа конкурса  "Учитель года- 2015" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с. Тахта Ипатовского района Ставопольского края Остр...