Главные вкладки

    Русский язык. 1 класс. УМК Перспектива.Слова, близкие по смыслу.
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Запровская Елена Николаевна

    Конспект урока по данной теме с презентацией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx27.22 КБ
    Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx316.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Слова, близкие и противоположные по значению»

    Цель: знакомство с понятием «синонимы».

    Задачи: 1. Показать значение синонимов в речи, учить подбирать синонимы к     словам.

                  2. Расширять кругозор учащихся.

                  3. Воспитывать любовь к родному языку.

    Тип урока: урок открытия нового знания 

    Форма проведения: 

    Фронтальная

    Групповая

    Работа в парах

    Индивидуальная

    Методы, приемы: проблемно-поисковый,

                                        Планируемые результаты :

    Предметные:

    создать условия для развития у учащихся умения:

    - использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

    - находить слова-синонимы в тексте;

    - работать со словарем;

    - осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.

    Личностные:

    Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Коммуникативные :

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;

    слушать и понимать речь других;

    совместно договариваться о правилах работы в группе.

    Познавательные:

    Уметь анализировать объекты

    Выделять общие признаки

    Формулировать понятие

    Сравнивать объекты (находить общее и отличия)

    Обобщать

    Искать  информацию в словаре синонимов.

    Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

    Регулятивные:

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  работать по коллективно составленному плану;

    оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

    вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. 

    Оборудование: ноутбук, презентация, раздаточный материал (карточки), разноцветные карточки, шапочки-карточки

                                           

                                                Ход урока

    Орг.момент.

     - Долгожданный дан звонок, начинается урок!( класс садится )

     - Добрый день , уважаемые гости и ребята! Если день начинается с улыбки. То можно надеяться , что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок начнем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное трудолюбивыми.

    Минутка чистописания.

    Слайд №1

    - А теперь внимание! У нас чистописание.

    - Откройте тетради- тренажёры по закладочке (страница 47, 2 строчка)

    - Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?

    - Обведите слова в этой пословице, правильно соединяя все буквы.  

    Актуализация ранее изученного.

     - Что вы можете рассказать про слово «язык»? (оно словарное , оно многозначное )

    Словарь:

    - Какие словарные слова мы с вами выучили ?

    - Откройте  рабочие тетради, запишите число, классная работа.

    Запишем слова: русский, ученик, ученица.

    - поставим ударение, подчеркнём букву, написание которой надо запомнить.

    Проверим: ( слова выставляются на доску)

    - Вернёмся к слову « язык». Чем оно ещё  удивительно?

    - Какие слова называют « многозначные» ? (слова которые слышатся и пишутся одинаково ,но имеют несколько значений, обозначают разные предметы)

    - Приведите примеры.

     - Где же мы можем посмотреть значение слов? ( в толковом словаре)

    -Сегодня на уроке словарь тоже будет  наш  помощник.

    - Как вы думаете почему ? ( мы сегодня продолжим говорить о словах )

    - А о каких славах я, надеюсь, вы догадаетесь сами .

    Постановка темы и цели урока

     - У вас на столе лежит карточка под номером 1, прочитайте задания (читает Игорь )

    - Прочитайте строчки стихотворения Б. Бобылева и определите, какие животные разговаривают. ( Читает Аня Проскурякова )

    Гиппопотама бегемот

    Однажды повстречал:

     – Вы кто? – спросил.

     – Я бегемот, –

    Гиппопотам сказал.

    Тут возмутился бегемот:

     – Кто ж я тогда такой?!

     – А вы, – ему ответил тот,

    Гиппопотам простой.

    Гиппопотаму бегемот

    Сказал: – Вы просто лжец!

    С гиппопотамом бегемот

    Рассорился вконец.

    Они уже который год

    И здесь шумят и там –

    Всё не решат:

    Кто бегемот,

    А кто гиппопотам.

    - Разговаривают разные животные или одинаковые? (Одинаковые).

    Слайд №2

    - У этого животного два названия: бегемот и гиппопотам.  Это одинаковые по значению слова, такие слова называются синонимы

    - Синонимы – это слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию.

    Слайд №3

    - Догадались,  с какими словами мы будем сегодня работать на уроке ?

    Слайд №4

    - Сегодня на уроке мы будем учиться:

    1. Учиться узнавать слова синонимы .
    2. Подбирать слова синонимы к словам .
    3. Использовать в речи слова синонимы.

    - Итак,  внимание: отгадайте  загадку, доскажи словечко 

    Все дороги мне знакомы,
    Я в кабине словно дома.
    Мне мигает светофор,
    Знает, он что я ....(
    шофер - водитель)

    - подберите, слово, близкое по смыслу ( слова на доску )

    - как мы назовём такое слово? ( синоним)

    Четыре колеса,
    Резиновые шины,
    Мотор и тормоза
    И что это?... (
    машина – автомобиль)

    Для меня конюшня – дом
    Угости меня овсом!
    Грива вьётся за спиной,
    Не угонишься за мной! (
    лошадь – конь)

    -Назовите пары слов.

    - Как они называются?

    - Какие слова мы можем назвать синонимами?

    - Запишите в тетрадь любую пару слов – синомимов.

    - На какой вопрос отвечаю т эти слова?

    Физминутка

    - Из какой сказки пришла к нам эта девочка?( Дюймовочка)

    - Может кто-нибудь знает автора этой сказки?( Г. Андерсен)

    - А это герой какой сказки? ( Незнайка)

    • Слайд № 5,1
    • Слайд № 5,2

     Слушаем задание: 

    - Перед вами карточка со словами( крошечная, шалун, озорник, маленькая, непоседа) миниатюрная.  

    - Девочки записывают  слова – синонимы для Дюймовочки, а мальчики слова – синонимы для Незнайки( в столбик)

    Проверим:     - Выберите нужные слова для Дюймовочки, для Незнайки ( ученики по очереди выходят к доске, перемещают слова)

    -Почему мы можем назвать эти слова синонимами? (близки по смыслу)

     - На какой  вопрос отвечают слова?

    Слайд № 6

    - Теперь  вы будете работать в парах.

    - Прочитайте слова на карточках.

    - Соедините карандашом  слова так, чтобы получились пары синонимов

    Слайд № 7 (проверка )

    бежать                  блестеть    

    сверкать

    трудиться             мчаться

    играть                 работать

    -Все ли слова нашли свою пару ? ( нет )

    -У какого слова нет пары (Играть )

    -  А что нам поможет в нахождении пары ? ( словарь )

     - (Страница учебника 32)

    - В каком словаре живут синонимы? ( в словаре синонимов )

    - Найдите в словаре синонимов слово « играть».

    - Какие синонимы у этого слова?

     - Составьте предложение со словом « играть».

    -Запишем лучшее предложение под  мою диктовку.

    Заключительная часть урока.

    - С какими словами мы познакомились на уроке? ( синонимами)

    -  Что нового о них узнали?( близки по смыслу)

    -  Где мы можем найти слова – синонимы?( в словаре – синонимов)

    Рефлексия.

    Слайд № 9

    -Ребята, для того что бы оценить свою работу на уроке я вам раздала шарики. Раскрасьте их .

    - Красным – я всё понял и поработал на отлично

    - Желтым – было трудно, но я справился

    -Зелёным – надо поработать ещё, тема мне осталась непонятна

     - Прикрепите свои шарики на доску. Покажем нашим гостям результат своего труда.

    - Спасибо за урок! Очень хорошо поработали на уроке, особенно….(отметить активно работающих детей)

    Слайд № 10


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Минутка чистописания

    Слайд 4

    бе­ге­мот - гип­по­по­там

    Слайд 5

    Синонимы – это слова, близкие по смыслу, разные по звучанию .

    Слайд 6

    Учится узнавать слова синонимы Подбирать слова синонимы к словам Использовать в речи слова синонимы

    Слайд 8

    б лестеть м чаться работать бежать сверкать трудиться играть

    Слайд 9

    - Красным– если считаете , что нужно еще раз объяснить пройденную сегодня тему урока. - З еленым –если считаете, что все поняли и поработали на отлично. -Желтым – если считаете, что все поняли, но остались вопросы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Имена прилагательные , противоположные по смыслу".

    Данный материал использовался  как урок русского языка в классе компенсирующего обучения ( дети цыганской национальности), поэтому  применяется много наглядности ( развито наглядное мышление...

    конспект урока по русскому языку на тему: "Имена прилагательные близкие и противоположные по значению"

    Цели: 1.     Совершенствовать навык отличать прилагательные близкие и противоположные по значению.2.     Познакомить с понятием синоним и антоним.3....

    Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

    Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

    Технологическая карта урока русского языка "Предложение, как группа слов связанных по смыслу"

    Технологическая карта урока русского языка "Предложение, как группа слов связанных по смыслу"...

    Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

    Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

    Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

    Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....