Правописание ча-ща, чу-щу
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

1

Тип  урока.

Урок рефлексии

2

Класс.

1 «г»

3

Тема

Правописание ча-ща, чу-щу

4

Образовательная программа, автор.

«УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»

Пропись

5

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе.

 

6

Цели  урока

Деятельностная: учить детей правильно писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу

Содержательная:закрепить усвоенные знания детей о правописании ча-ща, чу-щу

7

Планируемые результаты

Личностные: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.

Метапредметные: развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность,  ход выполнения задания; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. развивать умение работать с разными видами информации.

Предметные: научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания; писать слова с сочетаниями  ча–ща, чу–щу;

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке

В соответствии с системой развивающего обучения Л.В. Занкова, УМК Н.Я. Дмитриевой, А.Н.Казакова.

Формы работы на уроке:

Методы: проблемно - поисковый.

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные. Повышение эффекта урока за счет использования мультимедийных средств и интернет - технологий.

11

Средства

Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, видеоролик.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p_1_kl_cha-shcha_chu-shchu.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по письму в соответствии с ФГОС НОО

1

Тип  урока.

Урок рефлексии

2

Класс.

1 «г»

3

Тема

Правописание ча-ща, чу-щу

4

Образовательная программа, автор.

«УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»

Пропись

5

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе.

6

Цели  урока

Деятельностная: учить детей правильно писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу

Содержательная:закрепить усвоенные знания детей о правописании ча-ща, чу-щу

7

Планируемые результаты

Личностные: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.

Метапредметные: развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность,  ход выполнения задания; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. развивать умение работать с разными видами информации.

Предметные: научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания; писать слова с сочетаниями  ча–ща, чу–щу;

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке

В соответствии с системой развивающего обучения Л.В. Занкова, УМК Н.Я. Дмитриевой, А.Н.Казакова.

Формы работы на уроке:

Методы: проблемно - поисковый.

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные. Повышение эффекта урока за счет использования мультимедийных средств и интернет - технологий.

11

Средства

Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, видеоролик.


Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание, время этапа

1.Мотивационный этап

Здравствуйте, ребята.

- Для чего нужен урок письма?

- Важно ли научиться писать?

- Как нужно писать?

-Здравствуйте.

2. Этап актуализации и осуществление первичного действия

1. Повторение знаний о [ч'] и [щ'] ,буквах Ч ч, Щ щ

- Ребята, давайте отгадаем загадки.

Черепаха понимает,

Что домой не опоздает

При луне, как при свече,

Подползает к букве…

Что вы можете рассказать об этой букве?

Ребята, что вы можете рассказать о звуке [ч']?

Ребята, отгадайте вторую загадку.

Щуке в речке каждый день

Щёткой зубы чистить лень.

Позвала к себе леща

От леща осталась…

Ребята, что мы знаем о букве ща?

Ребята, что вы можете рассказать о звуке [щ']?

2. Минутка чистописания.

- Напишем  в тетрадях пропишем буквы «ч» и «щ».

- Вспомним правила посадки при письме.

- Как нужно положить тетрадь?

- Как правильно держать ручку?

- Правильная посадка и правильное расположение тетради, умение правильно держать ручку – это необходимые условия красивого письма.

- Из каких элементов состоит буква «ч»?

- Что необходимо соблюдать при письме букв?

- Напишите букву «ч» в воздухе.

- Запишите в тетради 5 букв «ч». Сравните их с образцом и подчеркните самые правильные буквы.

(АНАЛОГИЧНО _ БУКВУ Щ)

- Еще раз посмотрите на прописанные буквы.

-Поднимите руку те, кто может похвалить себя за правильное и красивое письмо.

-Поднимите руку те, кто может сказать: «Я старался, но у меня еще не все получается.»

- Я верю, что если вы будете стараться, то у вас все получится. Не зря есть пословица: «Терпенье и труд все перетрут»

3. Повторение правописания ча-ща, чу-щу

- Что вы знаете о правописании буквосочетаний ча-ща,чу-щу?

Буква ч.

Обозначает звук {ч}. Он согласный, непарный, глухой, мягкий, шипящий.

Ща

Обозначает звук [щ'].

Согласный, глухой, мягкий, непарный и шипящий.

3. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

- Ребята, посмотрите на слайд, запишите в тетрадь названия предметов (картинки чашка, чулок, роща, щука)

- Проверьте себя по слайду.

- Поднимите руку те, кто не допустил ошибок.

- Поднимите руку те, кто допустил 1 ошибку.

- как вы думаете, почему можно допустить ошибку в словах с сочетаниями ча-ща, чу-щу?

Это орфограмма ча-ща, чу-щу.

-

4. Построение плана по разрешению возникших затруднений.

1. Поставьте цель урока

2. Как будем действовать? Составим план урока.

Повторить правила написаниясочетанийча-ща, чу-щу. Учиться писать слова с этими сочет аниями

.

5. Этап реализации построения проекта

1.Откройте в прописях страницу 23. Прочитаем правило.

2. Предлагаю выучить  стишки, чтобы лучше запомнить правило:

Плавником бьёт чудо-щука:

“Буква У нужна, а ну-ка!”

И шумит лесная чаща:

“Ты стихи читай почаще,

Там волшебные слова:

ЧА и ЩА пишите с А!” (слайд)

3. Прочитайте задание к упражнению.

Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова.

На какое правило слова, которые вы будете вставлять?

Поднимите руку те, кто выполнил упражнение. Выполнившие упражнение должны карандашом найти и подчеркнуть в словах сочетания ча-ща, чу-щу.

Ребята, в последнем предложении нужно подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Она угощала внучат душистым чаем с сушками.

Ребята, чтобы не ошибиться в правописании ча-ща и чу-щу что нужно сделать?

Давайте теперь проговорим вслух ча- ща пиши с буквой А, чу-щу пиши с буквой У

А

6. Обобщение выявленных затруднений.

При выполнении этого упражнения у вас возникли затруднения?

Почему можно ошибиться в правописании слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу?

Выполните упражнение в прописи, в котором слова, отвечающие на вопрос что делать? переделать в слова, отвечающие на вопрос что делаю? и записать.

Проверьте себя по слайду. Какая орфограмма встрепчается в этих словах  

Отвечают на вопросы

7. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

Запишите слова под диктовку.

Проверьте себя по слайду.

8. Включение в систему знаний и умений

Придумайте предложение, употребив слова на изученное правило.

Дятел.

Учитель. Как же дятлы нарушают тишину?

Ученик. Дятлы стучат по деревьям.

Учитель. Запишите предложение в тетрадь, подчеркните орфограмму в слове «стучат».

Учитель. Зачем дятлы стучат по деревьям?

Ученик. Они ищут пищу.

Учитель. Запишите предложение.

Какие орфограмму подчеркнём?

Учитель. В слове «ищут» - щу, в слове «пищу» - щу.

9. Осуществление рефлексии

Учитель. Какая цель была перед нами в начале урока?

Ученик. Научиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Учитель. Предлагаю дополнить предложения.

Слайд 13

ЧА – ЩА пиши с буквой …

ЧУ – ЩУ пиши с буквой …

-Ребята, поднимите руку те, у кого такое настроение и справился со всеми заданиями.

- Теперь, поднимите руки те, у кого такое настроение и кого остались вопросы.

-А те у кого настроение такое и вы не очень хорошо поняли тему.

 

акое задание можете предложить?

Ученик. Разгадать ребусы.

Учитель. Попробуем их разгадать.

Ученик. Чашка, щука.

Учитель. Что можете сказать о написании этих слов?

Ученик. В этих словах встретились сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.

Учитель. С какой буквой не дружат буквы ч и щ?

Ученик. Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.

Учитель. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Ученик. Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Учитель. Какая же цель стоит перед нами на уроке?

Ученик. Будем учиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу –щу.

Учитель. Хором, по моей руке произнесём правило.

Дети. ЧА –ЩА пиши с буквой А.

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

Слайд 7 (картинки животных)

На интерактивной доске появляются картинки: волка, зайца, галки, сороки, белки.

Учитель. Кто изображён на картинках?

Ученик. Животные.

Учитель. Вспомним, как зовут детёнышей этих животных?

Ученик. Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.

4. Применение и добывание знаний. Работа в парах

Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.

Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки.

Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий (р), позицию по отношению к своей работе в группе (л), быть исследователем , организовывать совместную работу(к).

Учитель. Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы.

На какие группы у вас получилось разбить слова?

Ученик. Детёныши зверей и детёныши птиц.

Учитель. Продолжая работать в паре, выпишите слова по группам.

Один ученик из пары выписывает названия детёнышей птиц, другой зверей.

Что общего у всех слов?

Ученик. Все слова предметы во множественном числе.

Учитель. Какое задание предложите выполнить с этими словами?

Ученик. Подчеркнуть правило ча, зелёным карандашом подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук, синим карандашом буквы, обозначающие твёрдый согласный звук.

Учитель. Обменяйтесь тетрадями и оцените выполненную работу.

Сигналами светофора дети оценивают работу. Рисуют зелёный кружок, если всё верно, жёлтый - есть 1-2 ошибки, красный - требуется помощь. Учитель при проверке тетрадей проверяет работу и если согласен с оцениванием ставит +, если не согласен -, затем обсуждается с ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне,правописание парных согласных. Закрепление пройденного материала.

КВН по русскому языку в рамках кустового объединения начальных классов по теме "Нетрадиционные формы проведения урока"...

Диктант с грамматическим заданием по теме«Правописание падежных окончаний имён существительных, правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.» 3 класс ПНШ

3класс Программа «Перспективная начальная школа»Диктант с грамматическим заданиемпо теме «Правописание падежных окончаний имён  существительных, правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.»...

Обобщение знаний. Правописание о,е после ц и шипящих согл,;правописание ы,и после ц.

Урок посвящен повторению орфограмм на правописание о,е после ц и шипящих согл,;правописание ы,и после ц. Урок сопровождается презентацией и допол.материалом...

Конспект урока по русскому языку 3 класс, программа "Начальная школа 21 век" Тема: "Повторение правил правописания и их применение. Проверяемые безударные гласные." (раздел правописание)

Урок направлен на формирование навыков написания слов с безударной гласной, умению работать по алгоритму. Учащиеся учатся работать в парах, группах, осуществлять само и взаимоконтроль совместной деяте...

Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...