Разработки уроков
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Марина Владимировна Киндер

послебукварный период

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no_2.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_no_1.doc40.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_no_3.doc46 КБ
Microsoft Office document icon urok_no_4.doc44.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_no_5.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  № 2

Тема  : Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»

Цели

Формировать у учащихся умение различать слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»; продолжить работу по формированию умения записывать предложение, находить в нем основу; развивать навыки письменной речи; развивать орфографическую зоркость

Планируемые результаты

Умение работать с текстом; выделять в речи ключевые слова; определять особенности устной и письменной речи; осуществлять самоконтроль и самопроверку.

Этапы

Деятельность учителя и ученика

Включение в учебную деятельность

На предыдущем уроке мы много говорили о предложении.

  • Чем является предложение?
  • Что оно выражает?
  • Из чего состоит предложение?
  • Для чего человеку дана возможность общения при помощи слов?
  • Может ли человек обойтись без устной речи, если он живет среди других людей?
  • Что помогает людям понимать друг друга? (Слова.)
  • Назовите любые слова, которые наиболее вам приятны или важны для вас.

Каждое слово что-либо означает, обращаться со словом нужно аккуратно и бережно.

Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать.

Я. Козловский

Чистописание

  • Прочитайте запись на доске. Катаются, на, дети, коньках.
  • Можно ли эту группу слов назвать предложением?
  • Почему эту запись нельзя считать предложением?
  • Составьте из этих слов предложение. Запишите его.
  • Докажите, что словосочетание, которое вы записали, — предложение.
  • Как вы укрепляете свое здоровье?
  • Какими видами спорта любите заниматься? Какие спортивные игры знаете?

Постановка целей и определение темы урока

(Учитель показывает слайды: корова, пенал, собака, пальто и др.)

  • На какие две группы можно разделить эти слова?
  • Какой вопрос вы поставите к каждой группе слов? (Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались    о целях и теме урока.)

Работа по теме урока

  • Слов, отвечающих на вопросы «Кто?» и «Что?», в русском языке, по-вашему, много или мало?
  • Что обозначают эти слова? Определите название каждой группы.

(Учитель показывает слайды.)

  • Книга, тетрадь, ручка. (Учебные вещи.)
  • Именины, карнавал, война, парад. (События.)
  • Дождь, снег, град, молния. (Явления природы.)
  • Грусть, радость, удивление. (Чувства.)

  • На какие вопросы отвечают эти слова?
  • Прочитайте стихотворение, записанное на доске.

Солнце землю греет слабо, По ночам трещит мороз, Во дворе у снежной бабы Побелел морковный нос.

-        Выпишите слова, отвечающие на вопрос «Что?». (Учащиеся выполняют задание, после чего проводится проверка.)

Физминутка  

Продолжение работы по теме

Ай-люли, ай-люли, Гости к Дашеньке пришли! Петушок — в сапожках, Курочка — в сережках, Селезень — в кафтане, Утка — в сарафане! Котик в новой свитке, Кошечка — в накидке С перстеньком на лапке, А собака - в шляпке. Все по лавкам сели, Сели и запели.

Е. Благинина

  • Что общего у этих слов?
  • Запишите слова, обозначающие одушевленные существа, по памяти, кто сколько запомнил.
  • Поиграем в игру «Доскажи словечко».
  1. Пейте, дети... (молоко), Будете здоровы.
  2. Берегите, дети, нос — На доре такой... (морозу.
  1. Эта птица белобока, И зовут ее... (сорока).

Отгадайте загадки и запишите отгадки в 2 столбика: слова, отвечающие на вопрос «Кто?», и слова, отвечающие на вопрос «Что?».

  • Выпишем слова, отвечающие на вопрос «Что?», из стихотворения В. Ланцетти.
  • Что общего у этих слов?
  • Выпишем слова, отвечающие на вопрос «Кто?», из стихотворения Б. Заходера.
  • Что у них общего?
  • Прочитайте с доски слова. Кто? Медведь, заяц, сорока, ворона. Что? Осина, береза, пшеница, овес.
  • Объясните орфограммы.
  • Разделите слова на слоги.
  • Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.

Итог урока

(На столах у детей лежат картинки.)

  • Покажите, какие слова отвечают на вопрос «Кто?».
  • Покажите, какие слова отвечают на вопрос «Что?».
  • Что нового вы узнали о словах?



Предварительный просмотр:

Урок  № 1

Тема  : Оформление предложений

Цели

Продолжить формировать у учащихся знания о предложении; развивать умение составлять предложения; вырабатывать навыки грамотного письма.

Планируемые результаты

Умение собирать, анализировать и оценивать информацию на уроке письма; задавать вопросы по составлению предложения; правильно ставить знаки препинания в конце предложения; составлять простые и распространенные предложения

Этапы

Деятельность учителя и ученика

Включение в учебную деятельность

  • Чему был посвящен урок чтения?

Почему говорят: «Хлеб — всему голова»?

Чистописание

  • Проведите слого-звуковой анализ слова «хлеб». (Хлеб -1 слог, 4 буквы, 4звука.)
  • Написание какого звука расходится с произношением?
  • Написание каких букв содержат в себе элементы букв X, хЧ

—        Запишите в рабочей тетради предложения. Весна красна цветами, а осень хлебами.

Элла Харитоновна Смирнова — знаменитый хлебороб.

—        Что мы знаем о написании предложения?

  • Почему некоторые слова в середине предложения написаны с заглавной буквы?

Проведем орфографическую работу над словами предложений

Постановка целей и определение темы урока

Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

Работа по теме урока

  • Прочитайте предложения и определите, какие из них являются лишними в каждой группе.
  • Дайте им характеристику.
  • Лишние предложения запишите по порядку.
  • Можно ли считать написанные предложения текстом?

Склонила тяжелую голову рожь. Колосится спелая пшеница. Хлеб не падает к нам с неба. Две недели пшеница колосится. Отведаете хлеба пшеничного? Две недели пшеница отцветает. Хлеб — это труд многих людей. Слава тем, кто хлеб растил! Хлебороб — важная профессия.

(Перед записью каждого предложения нужно провести орфографическую работу.)

Физминутка  

Продолжение работы по теме

  • Прочитайте с доски слова: овес, горох, пшеница, ячмень
  • Придумайте предложения с этими словами (Работа проводится устно.)
  • Что мы знаем о предложении?
  • Составьте предложения из слов.
  • Все, поле, из, конец, вспахано, конца.
  • И, вдоль, бороновано, поперек.
  • Посадили, осенью, пшеницу, хлеборобы, озимую.

(Запись предложений с комментированием.)

Итог урока

  • Что вы повторили о предложении?
  • Какие новые словарные слова вы узнали?
  • Что у вас вызвало затруднение?



Предварительный просмотр:

Урок  № 3

Тема  : Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?»

Цели

   Формировать у учащихся знания о словах, отвечающих на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?»; учить находить в тексте эти слова, составлять предложения с такими словами; развивать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание; воспитывать самостоятельность, целеустремленность.

Планируемые результаты

Умение проверять свою деятельность по образцу; классифицировать слова по их значению; находить основу предложения; следовать инструкции при выполнении задания; работать самостоятельно; добиваться поставленной цели.

Этапы

Деятельность учителя и ученика

Включение в учебную деятельность

  • Каким словам мы уделили большое внимание на предыдущем уроке?
  • Что могут обозначать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» или «Что?»? Приведите примеры.

Чистописание

Орфографическая работа.)

  • Запишите в рабочей тетради по одной строчке букв Ь, Ъ; сочетаний ВЬЯ, БЬЯ.
  • Запишите предложения.

Лесник объяснил, что это за узоры на снегу. Это виднелись лисьи, заячьи, волчьи следы.

—        Какие слова отвечают на вопросы «Кто?» и «Что?»?

Постановка целей и определение темы урока

  • Что говорится о леснике?
  • Поставьте вопрос к слову «объяснил».
  • Что обозначает слово «объяснил?»
  • Что говорится о следах?
  • Поставьте вопрос.
  • Как вы думаете, с какими словами мы будем сегодня работать?

Работа по теме урока

  • Проанализируйте предложение и запишите его в тетрадь. Льется песня громкая про наш любимый край.
  • Найдите и подчеркните основу предложения.
  • Выделите и объясните орфограммы.
  • Подчеркните буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.

-        Выпишите основу предложений из стихотворения Е. Каргановой.

(Стихотворение записано на доске.)

Мы хотим, чтоб птицы пели, Чтоб вокруг леса шумели, Чтобы были голубыми небеса, Чтобы речка серебрилась, Чтобы бабочка резвилась И была на ягодах роса!

  • Какие это предложения по интонации?
  • Эти предложения распространенные или нераспространенные?
  • Сколько нераспространенных повествовательных предложений мы записали?

Устно распространите эти предложения.

  • Какой текст получился интереснее - тот, что мы записали, или тот, который составили устно?
  • От слов, отвечающих на вопрос «Что?», образуйте слова, обозначающие действие предмета.
  • Разделите их на слоги, поставьте ударение, работа -... (работать)

мороз —... (морозить) завод -... (заводить) город -... (городить)

-        Припишите слово с противоположным значением, стоять - ... (бежать)

молчать —... (кричать) любить - ... (ненавидеть) сеять -... (убирать)

Отгадайте загадки. К словам-отгадкам допишите слово, обозначающее действие предмета.

  1. Что за хрупкое стекло Вдруг на лужицу легло? Солнце в полдень припекло — Где же в лужице стекло? (Лед.)
  2. День ушел, и ночь пришла, В небе выплыла... (луна.)
  3. По дорожкам — прыг да скок — Скачет ледяной горох. Принесло его с дождем.

Мы его совсем не ждем. (Град.)

4.        Спрятал речку и лужок.
Мне не виден и лесок.

Кто посмел играть со мной, Все окутал пеленой? (Туман

Физминутка  

Продолжение работы по теме

На доске записаны пословицы.)

•        Дело вершить, не надо спешить.

■ Не надо скучать за работой, а надо скучать заботой.

•        Меньше надо говорить да больше делать.

  • Прочитайте пословицы. Назовите их общую тему.
  • Вспомните пословицу, с которой мы начали урок. Можно ли ее поместить в эту группу пословиц? 
  • Чему нас учит каждая из этих пословиц? 
  • Какие пословицы о труде вам еще известны?
  • Прочитайте пословицы, записанные на доске, еще раз. Запишите понравившуюся пословицу в тетрадь по памяти.

(Предложения закрываются.)

-        В записанных пословицах найдите слова, обозначающие действие предмета, и подчеркните их. Устно поставьте к ним вопрос.

(Дети называют слова вместе с вопросом.)

Итог урока

  • Кто доволен своей работой на уроке?
  • А кто не очень доволен? Почему?



Предварительный просмотр:

Урок  № 4

Тема  : Слова, отвечающие на вопросы  «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

Цели

    Продолжить формирование у учащихся знаний о словах, обозначающих признаки предметов, явлений, событий; учить использовать эти слова при составлении текста, делить текст на предложения; развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты

Умение строить ассоциативные ряды; подбирать слова, близкие и противоположные по значению; работать с различными источниками информации; находить нужную информацию в словарях; вести исследовательскую деятельность.

Этапы

Деятельность учителя и ученика

Включение в учебную деятельность

Прочитайте стихотворение, записанное на доске.

Слова бывают разные, Хорошие, простые, Слова бывают праздные — Ненужные, пустые.

  • -        Как вы понимаете смысл этих строк 
  • Есть ли в стихотворении слова, отвечающие на вопрос «Что?»?
  • Какое слово в стихотворение обозначает действие?
  • На какой вопрос отвечает слово «бывают»?
  • Что обозначают слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»?
  • Что обозначают слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»?

Чистописание

  • Запишите в рабочей тетради по одной строке заглавных букв Б, Р и строчных букв б, р.
  • Запишите предложения. Будь достоин Родины своей. Слава милой стороне! Слава русской стороне.
  • Найдите слова, которые отвечают на вопрос «Какой?».
  • На что указывают эти слова?

Постановка целей и определение темы урока

Сравните предложения. Солнце светит.

Веселое весеннее солнце светит.

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

Работа по теме урока

(Послоговое списывание с доски.)

Люблю дымок спаленной жнивы, В степи кочующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез.

М. Лермонтов

-        Объясните орфограммы.

-        Ответьте на вопросы, арбуз (какой?)... капуста (какая?)... ягода (какая?)...

язык (какой?)...

-        Составьте словосочетания, проставьте ударение, выделите точкой безударные гласные.

стальная        портфель

старенький        погода

ясная        игла

большое        ящерица

морская        ведро

сильный        свинка

Отгадайте загадки А. Кочергиной. К словам-отгадкам припишите слово, обозначающее признак предмета.

1.        Над цветком цветок тот пляшет,
Веерками крыльев машет.

Так прекрасен он, хорош,

Но на клумбе не найдешь. (Бабочка.)

2.        Домик — хатка на реке,
И плотина вдалеке.

Это кто ж такой, скажите, Архитектор и строитель? (Бобр.)

3.        Скачет птичка по дорожке,
Собирает шустро крошки.
А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей.)

  1. Куцехвостик, длинноушка, На пеньке ты как игрушка. Лапки ты свои поджал... От лисички убежал? (Заяц.)
  2. В море видим мы фонтан. Кто его устроил там? Почему фонтан плывет? Что за чудо-пароход? (Кит.)

Дремлют на подушке Маленькие ушки, Мягонькие лапки, Коготки-царапки. (Котенок.)

Физминутка  

Продолжение работы по теме

(Работа с карточками в парах. На каждой парте - карточка с несколькими прилагательными и существительными. 1-й ряд подбирает словосочетания, к которым можно подставить слово «он» (белый зайчик), 2-й ряд - слово «она» (хитрая лисица), 3-й ряд - слово «оно» (голубое небо). Каждая пара называет найденное словосочетание.)

(Словарный диктант с творческим заданием. Учитель диктует слова обозначающие предмет, а дети добавляют слова, обозначающие признак предмета: ворона (черная), собака (злая), корова (рябая), арбуз (сладкий), комментируют имена прилагательные.)

Итог урока

  • Понравился ли вам урок?
  • Что нового вы узнали? Чему научились?



Предварительный просмотр:

Урок  № 5

Тема  : Предлоги. Местоимения

Цели

Продолжить знакомство учащихся с предлогами; развивать речь, внимание, мышление, память; вырабатывать навыки каллиграфически правильного, грамотного письма; воспитывать стремление к лучшему результату; продолжить знакомство учащихся с местоимениями; прививать любовь к животным и воспитывать бережное отношение к ним.

Планируемые результаты

Умение правильно вести себя в коллективной игре; умение добывать дополнительную информацию; преобразовывать текст; самостоятельно выполнять задания учителя в соответствии с поставленной целью.

Этапы

Деятельность учителя и ученика

Включение в учебную деятельность

  • Знаете ли вы, какие еще у нас будут уроки, кроме обучения грамоте, письма и математики? (Ответы детей.)

Какой предмет поможет нам стать грамотными?

Чистописание

Запишите по одной строчке заглавные буквы И, Н, строчные буквы и, н.

-        Запишите предложения. Саша и Маша — школьники. Они учатся в первом классе.

-        Почему некоторые слова пишутся с заглавной буквы в середине предложения? Обратите внимание на подчеркнутое слово во втором предложении. Сегодня на уроке мы узнаем, как оно называется и для чего нужно в речи

Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

Работа по теме урока

Отгадайте загадку.

Испекла бабуля деду -

Дед остался без обеда:

В_лес мальчишка убежал,

На носок лисе попал. (Колобок.)

-        Обратите внимание на подчеркнутые слова. Что это такое? (Предлоги.)

  • Попробуйте прочитать текст без этих слов. (Слова закрываются.)
  • Нужны ли предлоги в речи? (Да.)

  • Для чего нужны предлоги в речи? Спишите загадку. Пишите предлоги со словами раздельно

Отгадайте загадки.

  1. День ушел, и ночь пришла, В небе выплыла... (луна).
  2. Кулик невелик, Целой сотне велит: То сядь да учись,

То встань, потянись. (Звонок в школе.)

3.        Над рекою поперек
Великан однажды лег.
Через реку по спине

Он ходить позволил мне. (Мост.)

  • Каждую отгадку напишите с предлогом. Запомните: предлог пишется отдельно. (Под луной, при луне, на луне; по звонку, до звонка; на мосту, под мостом, к мосту.)
  • Поиграем в игру.

(На доске изображены елка и белочки, сидящие на ветке, в дупле, под елкой, за елкой, около елки. Возле каждой белочки мешочек с орешками. На мешочках написаны слова «ветке», «дупле», «елкой», «елкой», «елки». Нужно по команде учителя взять карточки с предлогами и правильно поставить перед словами, т. е. накормить белочек.)

  • Запишите три любых слова с предлогами. Как пишутся предлоги со словами? (Предлоги со словами пишутся раздельно.)
  • Придумайте рассказ по рисунку. Как пишем предлоги со словами?

Физминутка  

Продолжение работы по теме

(Стихотворение записано на доске. В нем пропущены слова.)

—        Добавьте пропущенные слова.

... усатый, полосатый Лапки греет на солнышке. И глазами хитрыми ... следит за мышкой. Язычком ... красненьким Облизал свой носик, Лапочкой-подушечкой Умывает ротик.

С. Алеша

  • Какие слова пропущены? Поставьте к ним вопросы.

Кто? Он. Это слово обозначает предмет?

1.        Игра «Кто лишний?»

(На доске записаны слова.) Мальчики, девочки, мы, ученики, учителя. Анна Петровна, летчик, вы, генерал. Миша, я, Света, библиотекарь. Кукла, человек, ребенок, ты.

—        Назовите лишнее слово.

2.        Игра «Соедини по смыслу»

девочка

он

мяч кукла

она        '

яблоко

гриб

оно

окно

—        Спишите с доски стихотворение о слоне В. Степанова и вставьте пропущенные слова.

На арену вышел слон, К нам пришел с подарком... (он). ... (Он) принес друзьям цветок Красный, словно огонек.

—        Поиграем в игру «Замени местоимением».

Медведь (он), лиса (она), заяц (он), мышь (она), солнце (оно), ветер (он), облако (оно).

Итог урока

  • С какими словами вы сегодня познакомились?
  • На какой вопрос они отвечают? Какое отношение они имеют к предметам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...