Имя существительное
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Чудиновская Светлана Эдуардовна

Разработка урока  по направлению «Уроки в формате ФГОС: урок обобщения».

Предмет: русский язык.

Тема: «Имя существительное».

При проектировании урока обобщения задача учителя состоит прежде всего в создании условий для того, чтобы обучающиеся смогли:

-         получить целостное представление об основных единицах содержания изучаемой темы;

-         осознать взаимосвязь изучаемых единиц содержания с другими (изученными ранее) элементами и их взаимовлияние, логическое соотношение изученных и изучаемых единиц.

На уроке обобщения при изучении имени существительного учитель должен создать условия для того, чтобы обучающиеся смогли:

-         получить целостное представление об имени существительном как части речи;

-         осознать связь имени существительного с другими частями речи (именем прилагательным и глаголом), отношение имен существительных к другим словам в словосочетании и предложении (падеж), противопоставление трех родов (мужского, женского и среднего) и построение противопоставления двух рядов форм (единственного и множественного числа).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Обобщение знаний о имени существительном» Планируемые результаты.

Личностные

- сформируют учебную мотивацию и адекватную самооценку;

- смогут осознавать смысл учения и личной ответственности за будущий результат;

- закрепят навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в парах, группах.

Предметные

Будут знать

- об основных единицах языка и их признаках и особенностях употребления в речи.

Будут уметь

- находить имена существительные во внешней и внутренней речи;

- задавать вопросы, сравнивать и классифицировать имена существительные;

- определять их число, род и падеж.

Смогут

- определять число, род и падеж имен существительных через полученный опыт;

- использовать знания о непостоянных и постоянных признаках имен существительных в речи.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные (будут уметь):

- определять и формулировать цель и тему урока после предварительного обсуждения;

- обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- составлять план решения проблемы совместно с учителем;

- работать по коллективно составленному плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

Познавательные (будут уметь):

-  работать с текстовой информацией;

- осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные (будут уметь):

     - высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный этап

Психологический настрой

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости.

  Они хотят посмотреть, как вы работаете на уроке и изучаете русский язык.

- Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь друг другу.

- Подарите свои улыбки мне.

Пусть наша добрая улыбка наполнит всех своим теплом.

Напомнит нам, как важно в жизни делиться счастьем и добром.

Пусть ваше хорошее настроение будет с вами весь урок.

- Сегодня нам с вами предстоит плодотворно потрудиться!

- Давайте пожелаем друг другу удачи!

- Проверяем готовность к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, словарик, памятки.

Мотивация к учебной деятельности

Формулировка цели и задач

Школа, дом, трава, земля.

Любой предмет обозначаю я.

Кто? Учитель, врач, сосед.

Что? Диван, велосипед.

Бываю разного я рода:

Тротуар, окно, природа.

Изменяюсь по числам, по падежам.

Спешу я в гости к ученикам.

Вот какая я часть речи удивительная,

Называюсь я ... (имя существительное).

- Какова же тема сегодняшнего урока?

- Имя существительное называют удивительной частью речи – хлебом языка. Как вы думаете почему?

- Что вы уже знаете о имени существительном?

- Прежде, чем приступить к работе, мы должны определить, что мы хотим получить в результате этого урока.

- Заполним таблицу

Надо

Хочу

Могу

Обобщить знания об имени существительном.

  • закрепить свои знания об имени существительном
  • узнать новое об имени существительном
  • находить имя существительное
  • различать одушевленные и неодушевленные имена существительные
  • различать собственные и нарицательные имена существительные
  • определять число
  • определять род
  • определять падеж

- По ходу урока вы будете оценивать свою работу (показать оценочный лист). Плюс ставите в соответствующей графе, то есть как вы считаете выполнено вами задание.

  1. Основной этап

А) Актуализация опорных знаний

  • Индивидуальная работа

- Сегодня на уроке мы обобщим знания об имени существительном.

- Вы назвали признаки имени существительного.

  Посмотрите на экран, поможет ли эта информация сделать вывод об имени существительном, можно ли применить ее при выполнении работ, то есть пользоваться, как памяткой?

- Что необходимо сделать, чтобы пользоваться данной информацией?

- По ходу урока будем исправлять ситуацию - составлять схему «Имя существительное» (показать схему), которая поможет подвести итог и послужит вам в дальнейшем.

      - Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число. Классная работа.

ЗАДАНИЕ № 1

- Найдите в каждой строке лишнее слово (карточка № 1)

Сидоров, Дарья, Чернов, Макаров

искать, желать, побеждать, молодежь

топор, деревянный, каменный, железный,

приветливый, задорный, облако, ленивый

- Выпишите слова через запятую.

- Какие слова выписали?

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

- Почему вы решили, что эти слова лишние?

- Докажите.

ЗАПОЛНЕНИЕ СХЕМЫ – часть речи, предмет, вопросы, признаки (пост./непост.)

- Дополните правило.

- У имени существительного есть признаки. Какие?

- Что написали (дети зачитывают, что получилось).

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

- По каким признакам можно объединить эти слова.

  • Молодежь и Дарья – одушевленные существительные, а остальные – неодушевленные.

- Это какие признаки?

  • Дарья – имя собственное, остальные – нарицательные.

- Это какие признаки?

  • Молодежь – имеет только форму единственного числа, а остальные употребляются в форме единственного и множественного числа.

- Это какие признаки?

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ - одушевленные/неодушевленные, собственные/нарицательные, множественное/единственное число  

- В верхнем блоке – в скобках написать вопрос и пример.

- В нижнем блоке – записать примеры.

 - Приведите примеры (дети приводят свои примеры)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

ЗАДАНИЕ № 2

  • Фронтальная работа

- Прочитайте слова.

  Стрелочкой укажите, какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос – что?

ложка

капуста

учитель

ветер

громкий

                   КТО?                                 лисица                                     ЧТО?

карандаш

воробей

доброта

ягода

комната

медведица

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто?

- Какие это существительные?

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что?

- Какие это существительные?

- Как еще можно назвать эти существительные?

- Все ли слова соотнесли с вопросами?

- Все ли слова обозначают предмет?

- Что еще могут обозначать имена существительные?

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

ЗАДАНИЕ № 3

  • Самостоятельная работа (под диктовку)

Упражнение в определении рода имен существительных

- Назовите, какие постоянные признаки вы еще знаете?)

- Распределите слова по столбикам.

М. р.                                                 Ж. р.                                            С. р.

ключик                                           мышь                                         облако

букетик                                           рожь                                          одеяло

звоночек                                          дочь                                          солнце

садик                                               ложь                                           море

кусочек                                           ночь                                            лицо

                             

- Сверим работу с образцом (экран - образец). 

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

- При помощи чего образованы слова первого столбика?

- В каких случаях пишется суффикс ек-, а в каких ик-?

- Что можно сказать о словах второго столбика?

- Изменение имен существительных по родам, какая группа признаков (постоянная).

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ – род

- На верхней строке записать вспомогательные слова.

- На нижней строке – пример.

ЗАДАНИЕ № 4

  • Работа в парах (карточка № 2)

Упражнение в изменении числа имен существительных

- Вы сказали, что имя существительное изменяется по числам.

- Сказали, что это непостоянный признак.

-Как существительное изменяется по числам?

- Измени число данных существительных. Запишите получившиеся слова.

туча - _________________                           дождь - _________________

молоко - _______________                          зубы - __________________

книга - ________________                           ручка - _________________

окно - _________________                           брюки - ________________

сливки - ________________                          телята - ________________

- Изменение существительных по числам, какая группа признаков (непостоянная).

- Все ли слова могут изменяются по числам?

- Число этих имен существительных относятся к какой группе признаков?

- Сверим работу с образцом (экран - образец) 

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ –  число  

- Приведите примеры существительных единственного и множественного числа.

Б) Разминка

      - А сейчас поиграем в игру и немного отдохнем. Встали.

Имя существительное - очень удивительное (шагом)

На вопросы кто? и что? отвечать оно должно (хлопаем)

Руки вверх – с вопросом кто?

А вперед – с вопросом что?

А, часть речи вдруг другая – мы все дружно приседаем.

 люстра, мальчик, бегать, медведь, окно, зеленый, гроза, Борис, планета, скользкая, бабушка, эскалатор, любознательный, человек, трудолюбие, думать

ЗАДАНИЕ № 5

  • Самостоятельная работа 

Упражнение в определении падежей имен существительных

- Что еще знаете об имени существительном?

- Как определить падеж имени существительного?

- Спишите слова, которые вы видите на экране

- Укажите в скобках падеж имен существительных.

Сварить из малины (Р. п.)

Подъехал к дому (Д. п.)

Подарил цветы (В. п.)

Сидеть на диване (П. п.)

Налетел ветер (И. п.)

Посмотрел на слона (В. п.)

Наслаждался ароматом (Т. п.).

- Сверим работу с образцом (экран - образец) 

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

- Какие падежи имеют сходство между собой и в чем оно заключается?

- Как различить И. п. от В. п.

- Как различить Р. п. от В. п.

- Что такое косвенные падежи?

- Изменение существительных по падежам, это какая группа признаков

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ – падеж  

- просклоняйте слово мамочка

В) Применение знаний и умений в новой ситуации

ЗАДАНИЕ № 6

  • Работа в группе (карточка № 3) 

- Прочитайте текст.

- Выпишите из текста существительные по заданным параметрам.

На уроке пения ребята учили слова песни. Дети исполняли песню о маме. Они пели слова нежно, с любовью.  

Параметры

Существительные

Сущ., (на чём?), нач. форма _____________________

нариц., неодуш., м.р., в П. п., ед. ч., второстеп. член предложения.

на уроке

Сущ., (что?), нач. форма ________________________

нариц., неодуш, ж. р., в В. п., ед. ч., второстеп. член предложения.

песню

Сущ., (с чем?), нач. форма_______________________

нариц., неодуш., ж. р., в Т. п., второстеп. член предложения.

с любовью

- Сверим работу с образцом (экран - образец)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

- Какую работу мы сейчас делали, выполняя это задание?

  1. Итоговый этап

А) Проверка достижений поставленных целей и результата

- Вернёмся к теме нашего урока.

- Какую цель мы ставили?

- Достигли мы нашей цели?

- Для чего мы составляли схему?

Б) Контроль. Самопроверка знаний.

- Для подведения итога нашей работы – тест.

- Проверим результат теста

В) Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

  Выберите строчку и прикрепите своё солнышко.

Урок полезен. Всё понятно!

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да! Трудно всё-таки учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)

Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению....