Методическая разработка урока русского языка
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Ягудина Яна Мяруфовна

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века» по теме "Суффиксы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_uroka.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК «Начальная школа XXI век»

Учитель: Ягудина Яна Мяруфовна

Место работы: ГБОУ СОШ №413 Петродворцового района Санкт-Петербурга

УМК «Начальная школа XXI века»

Класс: 2

Предмет: русский язык

Используемое оборудование: учебник по русскому языку 2 класс С.В. Иванов, А.О. Евдокимова «Начальная школа ХХI века», карточки с отрывками из сказок А.С. Пушкина, таблицы «Состав слова», доска, мультимедийный проектор, лист самооценки.

Тема урока: «Суффиксы. Наблюдение за ролью суффиксов в словах на основе сказок А. С. Пушкина».

Тип урока: комплексное применение знаний и умений

Цель урока: создание условий для усвоения знаний о правописании суффиксов .

Задачи урока:

 предметные УУД: содействовать систематизации знаний по правописанию слов с суффиксами (организовать наблюдение над словами, используя литературные произведения А. С. Пушкина), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

метапредметные: способствовать формированию УУД:

регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.

Ход урока

Название этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент

 (самоопределение к учебной деятельности)

Цель: Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности

Приветствие обучающихся

- Самой историей навеки
Земле в советчики он дан.
Бывают языки, как реки,
А русский – это океан.

Ученики готовятся внимательно слушать учителя.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

II.Актуализация знаний

III.Постановка целей и задач урока.

IV. Обобщение и систематизация знаний

Минутка чистописания.

Формулирование темы урока

Постановка учебных целей

Знакомство с одним из героев сказки

Фронтальная работа

 -Посмотрите на доску. Скажите, какое слово здесь зашифровано?

Ктьратьсотьта(красота)

-А вы любите сказки?

-Послушайте мою сказку о скромном, но очень полезном господине. Помогите раскрыть его имя.

- Ребята, взгляните на доску. Прочитайте эти пары слов. Какая же часть слова помогает образовать новые слова? Кто же этот отзывчивый незнакомец?

-Итак, скажите, какова же тема нашего урока?

-Что вы знаете об этой части слова?

-Каковы цели нашего урока?

-Ребята, один из жителей этой страны Грамотеев –Всезнайка. Подготовил вам небольшое послание.

-Запишите пары слов из нашей первой сказки в тетрадь. И обозначьте в них главную часть-корень, и окончание.

-Что такое окончание?

-Что такое корень?

-Обозначьте суффикс.

Записывают число, классная работа

Прописывают

Слушание сказки. Обсуждение сюжета,

Наблюдение за примерами слов из сказки: час-часик, стул-стульчик. Данные пары слов отличаются суффиксом. Он «помог» образовать новые слова.

Объявление темы урока

-Эта часть слова стоит после корня, служит для образования новых слов, имеет значения.

-Продолжать учиться писать слова с суффиксами, образовывать новые слова с помощью них, учиться находить данную часть в словах.

Просмотр видеоролика, где Всезнайка сообщает о Сказочной стране Русского языка.

Запись слов с доски, обозначение частей: окончание, корень, суффикс.

-Та часть, слова, которая изменяется.

-Главная часть слова.

-Часть слова, стоящая после корня. Образует новые слова.

Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.

Личностные: применять правила делового сотрудничества

Регулятивные:        

определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить        

Познавательные: выделение частей из целого, построение логической цепочки рассуждений, Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Физ. минутка:

снятие усталости и напряжения, создание условий для эмоциональной разгрузки учащихся.

-Ребята, чтобы продолжить наше путешествие, думаю нужно немного отдохнуть и набраться сил.

-Здесь собрались все друзья: ты, мы, вы, я…

V.Применение знаний и умений в новой ситуации

VI.Контроль усвоения

VII.Рефлексия

Работа в парах на основе отрывка из сказки

«О мертвой царевне и о семи богатырях»

Фронтальная работа. Заполнение таблицы словами, соответствующими схемам на основе отрывка из сказки «О рыбаке и рыбке».

 Физминутка «Рыбка»

Игра на внимание

Работа по учебнику стр.118 упр.2

Работа с отрывком из сказки «О царе Салтане и его славном сыне богатыре князе Гвидоне Салтановиче  и о прекрасной царевне –Лебеди»

Работа в парах

Фронтальная работа с карточками утверждений

Подведение итогов урока. Оценка своей деятельности на уроке

-Ребята, а какие сказки вы знаете? Какие бывают сказки?

-На ваших карточках дано задание. Прочитайте.

Прочитайте отрывок из знакомого вам литературного произведения. Кто является автором этих строк?

-Работая в парах, найдите пару однокоренных слов одно из которых образовано с помощью суффикса.

-Запишем эти слова и обозначим части слова.

-В чем заключается их отличия?

-Какое значение имеет суффикс в этом слове?

-Как вы думаете, почему Елисей обращается к солнцу «солнышко»?

-Ребята, обратите внимание на ваши таблички.

-Как вы думаете, почему они такой формы?

- Прочитайте отрывок этой сказки.

-Подумайте, почему некоторые слова выделены курсивом?

-Что мы можем сказать о характере старика, наблюдая за тем, как он называет рыбку?

-Запишите слова в нужные столбцы нашей таблицы.

-Прочитайте задание. Дополните нашу таблицу словами данными в учебнике.

-Какое слово, ребята, в сказках нам не

встречается?

-Ребята, а какие волшебные предметы мы встречаем в сказках?

-И на нашем уроке есть необычный предмет. И в нем для вас новое сказочное задание.

 

-Что это за сказка?

-Запишем имя сына царя.

-Можем ли мы образовать отчество?

-С помощью чего?

-Запишите отчество князя Гвидона и обозначьте в нем части.

-Ребята, рядом, через Запятую запишите отчество свое и своего соседа. Покажите, какой суффикс помог

-Итак, какие суффиксы помогли вам в образовании отчеств. Какой вывод мы можем сделать?

-Ребята, в завершении нашей работы, мне хочется, чтобы вы выбрали одно из утверждений по каждому пункту,которые вам предложены на карточках.

-Скажите, чему мы учились на сегодняшнем уроке?

-На что мы опирались наблюдая за ролью суффиксов в словах?

-Достигнуты ли цели, поставленные нами в начале урока?

-Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.

Называют знакомые и любимые сказки.

Чтение задания. Обсуждение.

Чтение отрывка сказки

А. С. Пушкина

-В данном тексте есть два однокоренных слова: солнце-солнышко. Слово

«солнышко» образовано с помощью суффикса –ышк-

Работа у доски. Обозначение частей слова, с помощью известного алгоритма.

-В слове «солнышко» есть суффикс –ышк-

-Суффикс имеет уменьшительно-ласкательное значение.

 

-Елисей по-доброму относится к солнцу, называя его ласково, дает понять, что его помощь ему очень нужна.

-Сказка о рыбаке и рыбке.

Чтение отрывка сказки.

-Они однокоренные, но в слове «рыбка» есть суффикс –к- , который придает ему уменьшительно - ласкательное значение.

-Старик добр и честен.

Запись слов в таблицу. Работа у доски.

Работа у доски с комментированием.

-Слово «такси».

-Волшебные палочки, метлы, мечи и т.д.

Чтение задания с карточек по номером 3.

Вспомните название сказки А. С. Пушкина.

-Это Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

Работа у доски и в тетрадях. Запись имени под диктовку учителя.

-С помощью суффикса мы можем образовать отчество Салтанович.

Запись отчества на доске, обозначение частей слова с комментированием.

Самостоятельная работа учащихся. Самопроверка по учебнику стр.113.

-С помощью суффиксов образуются отчества.

Выбор верного утверждения с аргументированием своего решения.

Учились находить суффикс, и другие части слова. Наблюдали за его ролью в словах опираясь на тексты сказок А.С.Пушкина, учились различать значения суффиксов.

Регулятивные:        

постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий

Познавательные: 

анализ истинности утверждений

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение работать в парах.

Познавательные: структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок.

Коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: умение структурировать знания.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

Познавательные: структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: умение контролировать и оценивать результаты действий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с товарищем.

Регулятивные:, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...

Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)

Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....