Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:
    конспект урока русского языка. Число имён прилагательных. 3 класс.

    Конспект урока по русскому языку на тему:

    «Число имен прилагательных». 

    Цель урока: закреплять знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; развивать умения правильно писать окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе, выделять в предложении словосочетания.

    Планируемые результаты:

    Предметные:  закрепят умение определять число имен прилагательных; отработают умение составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное»; закрепят знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; закрепят умение распознавать имена прилагательные среди других частей речи; выделяют словосочетания с именем прилагательным в речи.

    Личностные:  развивают внимание и логическое мышление; расширяют словарный запас;  прививают любовь к окружающему миру; создание атмосферы доброжелательности между  уч-ся, учителем; учатся  работать в группах, парах.

    Оборудование: Учебник «Русский язык» 3 класс 2ч Школа России В.П. Канакина и В.Г.Горецкий, презентация, раздаточный материал.

    Тип урока: открытие нового знания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chislo_imyon_prilagatelnyh.doc72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Этап урока. Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока.

    Деятельность

    учителя

    Деятельность ученика

    Планируемые результаты (УУД)

    Организационный момент
    Словесный: слово учителя

    1 мин

    Здравствуй, небо голубое,

    Здравствуй, солнце золотое.

    Здравствуй, матушка – земля,

    Здравствуйте, мои друзья!

    Сейчас тихо сядут те, кто готов к уроку.

     Записываем число, сегодня третье  марта. Классная работа.

    Приветствовать учителя

    Проверять готовность к уроку

    Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

    Актуализация знаний

    Словесный: ответы на вопросы

    3 мин

    Как определить род имени прилагательного? (нужно задать вопрос от имени сущ.).

    Подберите к этим прил. подходящие по смыслу имена сущ.

    Запишите словосочетания и определите род имен прилагательных: крепкая дружба, наливное яблоко, увлекательное путешествие,  солнечный день,  весёлый мальчик.

    Проверка со слайда

    А теперь запишите эти предложения и разберите их по членам предложения.

    Ласточка свила гнездо под крышей дома.

    Рыжая собака крепко спала на крыльце.

    Проверять свои знания

    Повторять правило

    Р: осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

    Постановка учебной задачи
    Словесный: ответы на вопросы

    1 мин

    Прочитайте слова: пушистый, веселые, красная, спелое.

    Что в них общего? (Имена прилагательные)

    Найдите лишнее слово. (Весёлые, так как это имя прил. обозначает признак нескольких предметов, а остальные признак одного предмета)

    Как вы думаете, какая тема нашего урока. («Число имен прилагательных»)

    А какую цели и задачи, мы поставим перед собой  (Научиться определять число имен прилагательных)

    Задачи:

    -отработать умение составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное»;

    -закрепить знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в ед. числе;

    -выделять словосочетания с именем прилагательным в речи.

    Размышлять над темой урока и предстоящей деятельностью

    Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

    Решение частных задач

    Словесный: ответы на вопросы

    Практический: выполнение упражнений

    Прием: работа с правилом, определение числа у имён прил.

    Прием: разбор правила, определение числа у имён прил.

    34 мин

    3 мин

    На слайде картинки.  На одной – один синий воздушный шар, на другой их несколько.

    Что вы видите на 1 картинке?  На 2? Запишите (Воздушный шар, воздушные шары; синий шар, синие шары)

    Какие части речи вы использовали при записи? (сущ. и прил.).

     Определите и подпишите число имен существительных. В каком числе стоит слово шар? (ед.ч) Воздушный? (ед.ч)

     Шары? Воздушные? (во мн.ч).

    Какой вывод можно сделать? (Имена прилагательные стоят в том же числе, что и имена существительные)

    Откройте учебники на стр. 78 упр. 135

    Прочитайте.

    Какими вы представили цветы? (подснежник-голубенький, чистый; колокольчики-степные, тёмно-голубые).

    Слова, какой части речи, помогли представить вам цветы? (имени прил.). Объясните различие в значении слов голубой и голубенький, голубой и тёмно-голубой.  (голубой-это ярко голубой цвет, а голубенький-это оттенок голубого; тёмно-голубой-это значит с тёмным отливом, тёмный).

    А что обозначает слово сквозистый? (в данном случае сквозистый-это снежок, который начал и сквозь него уже видна земля).

    Запишите по памяти первое стихотворение. Проверьте себя.

    Голубенький, чистый (ед.ч).

    Подснежник-цветок!

    А подле сквозистый, (ед.ч)

    Последний снежок….(ед.ч)

    Определите, в каком числе употреблены имена прил.

    А теперь прочитайте правило на стр. 78

    Как определить число имени прилагательного? (по числу имени сущ. с которым оно связано).

    А как изменяются имена прилагательные? (по числам).

    Выполним упр. 136 на стр. 78

    Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных.

    Интересный фильм (ед.ч)- интересные фильм (мн.ч).

    Синий василёк (ед.ч)-синие васильки (мн.ч).

    Дальняя прогулка (ед.ч)- дальние прогулки (мн.ч).

    Белая фиалка (ед.ч) -белые фиалки (мн.ч)

    Лёгкое облако (ед.ч) -лёгкие облака (мн.ч).

    В чём сходство и различие каждой пары словосочетаний? (в первом столбике записаны словосочетания стоящие в ед.ч, а во втором во мн.ч). Какая часть слова указывает на то, что имя прил. изменилось по числам? (на это указывает окончание имён прил.).

    Укажите число имён прил. и имён сущ., выделите окончания имён прил.

    В каком числе стоят имена прил. с пропущенными окончаниями (в ед.ч).

    Прочитайте правило на стр. 79.

    На какой вопрос отвечают  имена прил. во мн.ч? (какие?).
    А какие окончания имеет? (-ие,- ые: высок
    ие (деревья), стройные (сосны).

    Анализировать иллюстрации

    Определять число имен

    существительных, прилагательных

    Отвечать на вопросы

    Самостоятельно выводить правило

    Действовать с учетом выделенных учителем ориентиров

    Вставлять окончания, определять род и число имён прил.

    Работать по учебнику

    К: участвуют в учебном диалоге; формулировать мысли с достаточной полнотой и точностью.

    Р: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

    П:

    подведение под понятие; строить логическую цепь рассуждений

    П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой

    информации.

    Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

    Физминутка

    Когда я назову имена прилагательные Ж.р.-руки вверх, М.р.-руки на пояс, Ср.р.- присесть, Мн.ч.-прыжок.

    зимний         спелая                 серое                    большие

    колючий         пушистая                низкое                умные

    звонкий        белая                        примерное          сильные

    новый        широкая                густое

    забавный        родная                кривое

    Определять род и выполнять упражнения

    Л: установка на ЗОЖ

    Первичное закрепление

    Метод: словесный;

    практический

    Прием: составление словосочетаний с учётом числа и рода; разбор слова поэт.

    Выполним упр. 137 на стр. 79

    Прочитайте задание.

    Что нужно сделать? ( составить словосочетания в ед и мн.ч).

    Запишите словосочетания в ед.ч

    Известный поэт, известная сказка, известное растение, ближний лес, ближняя роща, ближнее село.

    Назовите окончания. (ый, ая, ое, ий, яя, ее).

    Почему они  разные? (имена прил. в ед.ч изменяются по родам).

    Запишите словосочетания во мн.ч

    Известные поэты, известные сказки, известные растения, ближние леса, ближние рощи, ближние сёла.

    Назовите окончания. (ые, ие)

    Почему они одинаковые? (имена прил. во мн.ч по родам не изменяются).

    Ребята запишите слово поэт в тетрадь и отметьте орфограмму.

    А теперь подумайте и составьте со словом поэт предложение.

    Поэт это очень уникальная и творческая личность.

    Спишите, вставьте подходящие по смыслу имена прил. Продолжите рассказ. Укажите число и в ед.ч род имён прил.

    Пришла долгожданная (ж.р) весна. Проснулось теплое (с.р) солнце и бросило свои яркие  (мн.ч)  лучи на влажную землю.

    Откройте учебник на стр. 80 упр. 139.

    Прочитайте задание.

    Скажите, какие имена прил. пропущены в предложениях.

    Спишите, вставляя пропущенные буквы и имена прил. в нужном числе.

    Белые ромашки головками качают, к себе подзывают. Красные гвоздички глазками мигают, к себе приглашают. Голубые колокольчики головками звенят, тоже в букет хотят. Синие васильки лепестками-пёрышками шелестят; в Машин букет хотят.

    Алые незабудки и фиолетовый иван-чай Маше на ножку наступили, взять их попросили.

    Чем интересен этот текст? (он интересен тем, что в нём много названо цветов  и каждому назван цвет этого растения).

    Пофантазируйте: придумайте начало и конец к данному тексту.

    Начало.

    Однажды  пришла Маша на поляну. Здесь она увидела множество цветов. Все цветы начали проситься Маше  в корзинке. Дальше идет основная часть.

    Конец.

    Маша, чтобы не обидеть  не одно растение, взяла каждого из них по одному цветку и у неё получился очень красивый букет.

    Выполним упр. 141 на стр. 81

    Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные. Подбирая слова, помните, что предметы сравниваются по одному признаку: либо по размеру, либо по цвету, либо по качеству.

    1. Стебель тонкий, а ствол  толстый.
    2. У зайца хост короткий - а уши длинные.
    3. Слон большой, а мышь маленькая.
    4. Ворота широкие, а калитка узкая.
    5. Весна бывает ранняя и поздняя.
    6. Настроение у человека бывает весёлое и грустное.

    Выполнять упражнения

    Отвечать на вопросы

    Разбирать слово поэт

    Вставлять подходящие по смыслу прил.

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

    П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

    Домашнее задание

    1 мин

    Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: стр. 78-79, правило; №138, № 142

    Записывать домашнее задание

    Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

    2 мин

    Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Давайте повторим, как же определить число имен прилагательных? (по числу имени сущ. с которым оно связано) На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе? (какие?)

    Какие окончания у имен прилагательных во множественном числе? (-ие, -ые).  Если я называю прилагательное в единственном числе- вы хлопаете; если во множественном – топаете. Рефлексия с карандашами. Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

    Подводить итог урока

    Отвечать на вопросы

    Оценивать свои достижения

    Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

    Личностные: самооценка.

    Школа: № 18                            Учитель: Брускова О.М.

    Класс: 3                                                                                                                                                                      Студентка: Корякина Анастасия

    Дата:                                                  43 группа

            

    Конспект урока по русскому языку на тему:

    «Число имен прилагательных».  

    Цель урока: закреплять знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; развивать умения правильно писать окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе, выделять в предложении словосочетания.

    Планируемые результаты:

    Предметные:  закрепят умение определять число имен прилагательных; отработают умение составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное»; закрепят знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; закрепят умение распознавать имена прилагательные среди других частей речи; выделяют словосочетания с именем прилагательным в речи.

    Личностные:  развивают внимание и логическое мышление; расширяют словарный запас;  прививают любовь к окружающему миру; создание атмосферы доброжелательности между  уч-ся, учителем; учатся  работать в группах, парах.

    Оборудование: Учебник «Русский язык» 3 класс 2ч Школа России В.П. Канакина и В.Г.Горецкий, презентация, раздаточный материал.

    Тип урока: открытие нового знания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

    План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

    конспект урока русского языка "Изменение имён прилагательных по родам" в 3 классе

    Спомощью интерактивной доски дети играя знакомятся с новым материалом. Психологические особенности детей позволяют говорить о том,...

    конспект урока русского языка "Изменение имён прилагательных по родам" в 3 классе

    Спомощью интерактивной доски дети играя знакомятся с новым материалом. Психологические особенности детей позволяют говорить о том, что у них формируются познавательные навыки, навыки грамотной ре...

    Конспект урока русского языка "Число имен прилагательных" 3 класс УМК "Школа России"

    Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка "Число имен прилагательных"....