Учебно-методический комплект к уроку русского языка "Устная и письменная речь"
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Лустова Анастасия Дмитриевна

Устная и письменная речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnaya_i_pismennaya_rech.docx30.65 КБ
PDF icon ustnaya_i_pismennaya_rech1.pdf1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Школа: филиал 148                                                                                                                           Учитель: Кожемякина О. С.

Класс: 1 в                                                                                                                                        Методист: Кондратьева И. И.

Кабинет: 212                                                                                                                  Студентка: Лустова Анастасия, 43 гр.

Дата:

Конспект урока по письму на тему:

Устная и письменная речь

Цели деятельности учителя:

создать условия для формирования представления об интонации, умения правильно интонировать предложение в соответствии с целью высказывания.

Планируемые результаты:

Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; учатся наблюдать, анализировать, сравнивать; учатся навык работы в парах, в группах; учатся организовывать самооценивание  работы на уроке; научатся развивать фонематический слух, речь, критическое мышление.

Предметные: 

Сформировать  представление о звуках.

Развить умение распознавать слова.

Составлять звуковые схемы к словам с изученными буквами.

Совершенствовать навыки чтения слов и предложений с изученными буквами.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация.


Этапы, методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог

2 мин.

Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок письма

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Приветствовать учителя. Организовать себя и свое рабочее место.

Личностные: устанавливать связь между учителем и учениками. Настраивание на учебный лад.

Р.:

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

2. Мотивационный этап

Метод – словесный; практический;

5 мин.

Найдите лишнюю букву: а о е у ы э

Докажите ( показ. мягкость согл.). Дайте характеристику звуку.

Работа в тетради: прописывание Ее; работа над допускаемыми ошибками – неправильное расположение полуовалов.

Работа в парах.

- Придумайте слова с буквой Е:

1 вариант - Е показ. мягкость согл.,

2 вариант – Е обозначает 2 звука.

Вспомните словарные слова, в которых нужно запомнить буквой Е, запишите их:

телефон, телевизор 1 чел. у доски

Составьте предложения, в которых эти слова являются главныминеглавными.

Формулировать тему и цель урока.

Подготовка руки к письму.

Зрительный диктант.

К.:

Умение общаться, прислушиваться к высказываниям других.

Л.:

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Проявлять эмоциональную отзывчивость к веселым заданиям.

3. Постановка учебной задачи и ее решение.

Практический: рассматривание страницы азбуки.

Словесный: постановка вопросов по содержанию страниц и формулирование задач урока.

Метод – практический.

Прием –

развивать фонематический слух, конструировать слова.

10 мин.

- Ребята, мы с вами сейчас разговариваем. Как это называется?

(Речь)

- А какая речь на доске?

-Назовите тему нашего урока. (Устная и письменная речь)

На доске:

В народе говорят:

 Доброе слово лечит, а худое – калечит.

 Ласковое слово что солнышко.

 Слово не стрела, а пуще стрелы разит.

– Слово может рассмешить, огорчить, обидеть.

Вывод: речь – средство воздействия.

– Сегодня нам предстоит выяснить (вопросы записаны на доске), для чего еще нужна речь, какие виды речи бывают.

4. Изучение нового материала.

– Для чего человеку нужна речь? Рассмотрите картинки и постарайтесь сами ответить на этот вопрос.

Вывод: речь нужна для того, чтобы общаться, делиться своими мыслями, чувствами, впечатлениями с другими людьми. Речь состоит из предложений.

– Ребята, как вы думаете, хорошо, что мы люди умеем говорить, пользоваться речью? Почему?

– Что красит нашу речь?

– А что ее портит?

– Подумайте и скажите, почему сестра ничего не поняла из рассказа брата и почему я решила дать вам послушать это стихотворение?

СИЛЬНОЕ КИНО

Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет

Мой старший брат.

Он мне расскажет

Все подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

– Они ползут,

А он им – раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Она им – раз!

Они ей – раз!

Но тут как раз

Ее он спас,

Он был с ней заодно.

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала,

Я ничего не поняла.

(Девочка ничего не поняла, потому что брат ей плохо, непонятно рассказывал. Он рассказывать не умеет. Я тоже ничего не понял. Я думал, надо было рассказать, кто там полз, кто кого спас. Вы дали нам послушать это стихотворение для того, чтобы мы поняли, что надо уметь хорошо рассказывать.)

– Значит, важно научиться понятно, интересно и выразительно рассказывать. Вот мы и будем учиться этому на уроках.

– Какая бывает речь? (устная и письменная).

- Какую речь называем устной? (Устная, потому что мы пользуемся ртом, точнее, произносим звуки голосовым аппаратом, но хорошо видна работа губ. Губы раньше называли уста, так речь стала устной. Мы ею пользуемся каждый день, когда рассказываем, спрашиваем, удивляемся, огорчаемся.)

- Какая речь называется письменная. (Кроме устной речи есть речь, которая обозначается специальными знаками – буквами.)

– Чем отличается устная речь от письменной? (Различие между устной и письменной речью состоит в том, что устная речь связана с непосредственным общением. Письменная же речь возникает в ситуации, когда его участники отдалены друг от друга во времени и в пространстве. Такое общение возможно благодаря письменному тексту, который фиксирует речь говорящего и делает ее доступной для восприятия слушающего, что предполагает прочтение им текста.)

– Послушайте загадки, отгадайте их. О какой форме речи они напоминают?

– Распределите отгадки по столбикам.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Стальной конек по белому полю бегает,

За собой черные следы оставляет. (Ручка.)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам,

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета.)

Стоит черный сундучок,

Его не тронешь – он молчок,

А стоит пультом повертеть,

Он будет говорить и петь. (Телевизор.)

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон.)

– Продолжите предложения.

Кто-то рассказывает – мы … (слушаем).

Мы рассказываем – нас … (слушают).

Кто-то написал – мы … (читаем).

Мы напишем – кто-то … (прочитает).

Вывод: в жизни людей важна как устная, так и письменная речь.

– Какая речь появилась раньше? Объясните, почему вы так думаете?

Рубрика «Хочу все знать». На доске: «глашатай».

- Кто из вас слышал это слово?

- В былые времена человек, который обладал громким, звучным голосом, назначался глашатаем. Глашатай делал сообщения для большого количества людей, собирающихся на площади. На территории Кремля в Москве была Ивановская площадь, на которой собирался народ для прослушивания царских указов.

Отсюда пошло выражение «кричать во всю Ивановскую».

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать пословицы.

Анализировать стихотворение.

Отгадывать загадки.

Формулировать вывод.

Анализировать слово.

Коммуникативные:

допускать возможность различных точек зрения

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: 

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

4. Физ. минутка

5 мин.

– Анишит Йокоповна приглашает вас в гости на чай с пирогами.

– Рассмотрите иллюстрацию (с. 21).

-. Анишит Йокоповна не угостит нас пирогом, пока мы не научимся грамотно писать слово «пирог».

- В каком словаре можно посмотреть правильное написание?

-Найдите это слово в словарях. (Словарики на партах.)

– Прочитайте это слово, запишите в тетрадь, подчеркните безударную гласную «и».

– Что такое пирог?

Выполнять упражнения.

5. Решение частных учебных задач

Практический: «Чтение» одноуровневых моделей слов, выделение звуков на основе «чтения» слов-названий предметов по моделям под рисунками.

10 мин.

Справочный материал для учителя.

Пирог – печёное изделие из раскатанного теста с начинкой. Сладкий п. П. с мясом, с грибами, с капустой. Поживиться от общего пирога (перен.: урвать для себя; неодобр.). Пригласить на пироги (чтобы угостить пирогами).

Вот такие (какие) пироги (прост. шутл.) – вот как обстоят дела, вот что получилось (обычно о чём-нибудь сложном, неприятном).

-Составьте словосочетание по схеме: (вкусный пирог, пирог с мясом).

-Составьте предложение по схеме. (Мама испекла вкусный пирог.)

На доске:

Ты съел пирог?

Ты съел пирог?

Ты съел пирог?

- Прочитайте предложения. Сравните их. Назовите сходство и различие.

- Ответьте на вопросы.

- Почему разные ответы?

- Что есть в устной речи, чего нет в письменной? (В устной речи есть выделение слова голосом.)

 Работа по учебнику (с. 21).

- Прочитайте пословицы.

– Какая из них относится к письменной речи? («Что написано пером, не вырубишь топором».)

– Как вы догадались?

– Какая пословица относится к устной речи? («Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».)

– О какой особенности устной речи эта пословица? (Это живая речь, произносимая, звучащая.)

- Запишите одну пословицу в тетрадь.

Формулировать полные ответы на вопросы.

Работать самостоятельно.

Работать с учебником.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Познавательные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Выполнение заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно,  конверт для конструирования).

6. Итог урока.

Метод –Словесный;

Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

Составление обобщающего ответа.

5 мин.

Мы сегодня отлично потрудились. Подведем итог урока.

Ребята, какова тема урока? Какую цель мы поставили перед собой?

-Как вы считаете, достигли ли цели? ПОЧЕМУ?

-Каким образом вы сегодня учились писать под диктовку?

-Пригодилось ли новое умение?

Стало ли для вас новое знание ценным (полезным)? В чём его ценность?

- Действительно, новое знание и умение сделало вас еще умнее, более самостоятельными!

На следующем уроке нас ждут новые открытия! Вам поможет упорство и терпение! Урок окончен.

Обобщать изученное.

Оценивать работу на уроке.

Познавательные: 

строят речевые высказывания.

Коммуникативные: умение излагать свое мнение.

Личностные:

Участие в подведении итогов урока.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект к уроку русского языка "Весёлые наборщики: запись слов под диктовку, создание и запись с помощью заданных на доске слогов новых слов."

Весёлые наборщики: запись слов под диктовку, создание и запись с помощью заданных на доске слогов новых слов....

Контрольная работа. Тема: «Комплект рабочих материалов по преодолению нарушений письменной речи у учащихся начальной школы». Тема урока по русскому языку 2 класс. «Корень слова, образование однокоренных слов».

Тема урока по русскому языку  «Корень слова, образование однокоренных слов».Класс: 2Цель:-совершенствовать умения находить корень слова в однокоренных словах.Задачи: -учить находить корень в слов...