Урок по русскому языку "Рассматриваем старинные фотографии"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Костырева Татьяна Анатольевна

Данный урок по русскому языку - урок развития речи по УМК "Перспективная начальная школа". Цель урока: формируя у детей интерес к прошлому, к истории страны, совершенствовать устную речь школьников в процессе подготовки к сочинению – описанию по старинным фотографиям.  Материал урока содержит краткую историю создание первых фотографий, региональный компонент - появление первого фотоателье в городе Архангельске. Составление опорной схемы - плана описания фотографии обучает умению видеть детали, устанавливать причинно - следственные связи. Рефлексия в конце урока поможет оценить обучающимя свои чувства, способствует воспитанию бережного отношения в культурным и семейным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rassmatrivaem_starinnye_fotografii.docx46.19 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку ( развитие речи) в 4 классе на тему «Рассматриваем старинные фотографии»

Цель урока: формируя у детей интерес к прошлому, к истории страны, совершенствовать устную речь школьников в процессе подготовки к сочинению – описанию по старым фотографиям, учить видеть детали, устанавливать причинно-следственные связи.

Обучающийся научится: 

- рассматривать старые фотографии;

- работать с толковым словарем; высказывать свое мнение.

Коммуникативные УУД:

- коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний.

Диагностируемая цель (предметный планируемый результат урока): пользуясь составленным планом и опорными словами, дети составят устный текст-описание старинной фотографии.

Литература: М.Л.Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова «Русский язык. 4 класс. 2 часть, «Толковый словарь» С.И. Ожегова

Оборудование: компьютер, экран,  презентация Power Point, проектор,  карточки с опорными словами, карточки с планом, выставка детских фотографий, аудиозаписи., старинные фотографии, рамки, карточки для рефлексии.


Ход урока

1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося).

1). Введение в тему

 На экране появляются старые чёрно- белые фотографии. Звучит песня Эдиты Пьехи "Семейный альбом»

- Ребята! Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О фотографии)

- Кто из вас любит фотографии? Что такое фотография?

  • Словарная работа по словарю С.И. Ожегова.

Ученики читают: Слово фотография многозначное. Оно имеет 3 значения:

1) Получение изображений предметов на светочувствительных пластинках, пленках. 2) . Снимок, полученный таким способом. 3) Учреждение, мастерская для съемки и изготовления таких снимков.

-О каком значении данного слова мы будем говорить. ( О фотографических снимках).

- Прочитайте, какие образные слова придуманы для фотографии (на слайде), объясните, почему так говорят о фото: миг, момент, ситуация, эпизод, фрагмент жизни...

  • Кто из вас знает, когда была сделана первая фотография?

-Эти данные взяты в "Детской энциклопедии". Людям всегда хотелось запечатлеть образы окружающего мира. В 18 веке учёные обнаружили, что некоторые химические вещества реагируют на свет. Первую в мире фотографию сделал в 1826 году французский физик Жозеф Ньепс. Более чёткие фотографии в 1839 году удалось получить Луи Даггеру. Он сделал изображение на серебряной пластине. Почти 100 лет фотографии оставались чёрно - белыми. Только после изобретения фотобумаги и цветной фотоплёнки дело пошло быстрее. Сейчас почти все фотографии - цветные.

- Учитель: А как развивалось фотодело у нас, в Архангельске?

 Сообщения обучающихся:

 Самая первая фотостудия в нашем городе, Архангельске, принадлежала Якову Ивановичу Лейцингеру. Вот какую информацию мы нашали об этом человеке.

Яков Иванович Лейцингер родился в 1855 году в небольшом селе Вологодской губернии, в семье выходцев из Швейцарии. В Вологде Яков Лейцингер впервые познакомился с фотографией и, решив посвятить ей свою судьбу,  поступив учеником в фотосалон. Позднее он перебрался в Архангельск, где в 1883 году  открыл свой фотопавильон, который пристроил к собственному дому. Фотостудия Якова Лейцингера, открытая им на Среднем (Псковском) проспекте пользовалась большой популярностью у жителей города. Практически у каждого состоятельного архангелогородца хранились в семейном альбоме фотографии, сделанные в его салоне.

В 1903 году городская дума избрала его на пост городского головы. Оставаясь на этой должности 11 лет (вплоть до своей смерти в 1914 году) Яков Иванович смог увеличить городские доходы в два раза, построить несколько школ, два приёмных покоя, амбулаторию, проложить водопровод, провести много других работ по благоустройству города. Именно при нём было начато строительство городской электростанции и закладка трамвайных путей

В 1885 году, еще не будучи городским головой, Яков Лейцингер был приглашён губернатором  в поездку по отдалённым уездам Архангельской губернии. Во время этой экспедиции, прошедшей через весь Кольский полуостров, исследовавшей ПечоруМезеньПинегу, посетившей Новую Землю, архангельский фотограф запечатлел быт коренных народов севера: поморовненцевсаамов.

- Кстати, многие их них вы обнаружите в книге «Старый Архангельск».  (демонстрация книжной выставки, посвященной старому Архангельску) Рекомендуем почитать.

 - Уточните, какие фотографии вы видели на слайде? (Старинные)

- У старинных фотографий есть тайна. Давайте прочитаем высказывания о фотографиях. Выберите наиболее удачное на ваш взгляд, запишите в тетрадь. (на слайде)

  • Старые фотографии хранят вечную память о светлых днях нашей жизни.
  • Фотографии- это открытые двери в прошлое, но они позволяют заглянуть в будущее.
  • Фотография- это секрет в секрете. Чем больше она открывает, тем меньше вам известно.

 И на уроке мы попробуем открыть тайну старых фотографий.

- Прочитайте тему нашего урока (на слайде). Как вы думаете, какую цель поставим себе на урок?

2) Целеполагание

- Обдумаем тему нашего урока. Определите путь, который приведет нас к открытию тайны старинных фотографий. (Учиться рассматривать). Почему станем рассматривать фотографии, на которых вас нет? (О себе и о близких мы можем рассказать многое, учимся рассматривать и рассказывать о людях, которых не знаем). Если мы учимся рассматривать одну фотографию, какой тип текста должен у нас получиться? (Описание)

3) Постановка учебной задачи. (Цель этапа: обсуждение затруднения, почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем?)

  • Работа с учебником. Перед вами лежит учебник «Русский язык, 4 класс». Рассмотрим фотографию на 96-97 страницах. Что вы можете о ней сказать?

Дети рассматривают фотографию. Свободные высказывания детей.

  • Вопросы учителя (Направлены на выявление характера затруднений)

- Я рада, что вы пытались составить описание фотографии. Но вам сделать это трудно, выясним, почему у вас возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?

- Когда сделана эта фотография, в какое время? (Мы не знаем)

- Можно ли сказать, что она сделана вчера, или на прошлой неделе?

Обобщение 1: Нам недостаточно знаний из истории своей Родины, чтобы рассказать о том времени, когда была сделана эта фотография,

- Знакомы ли вам эти дети? Можно ли сказать, что это друзья? Или это семья? Как они живут?

Обобщение 2: Мы не знаем этих детей, их жизни, их характеров.

- Проанализируйте поставленные мною вопросы и расскажите, что значит, рассматривать старинные фотографии.

4) Открытие нового знания (Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения)

  • Поиск путей выхода из затруднения

- Что нужно делать, чтобы ответить на первый вопрос?

(Искать материалы по истории того времени в энциклопедиях, книгах, интернете).

- Чтобы описать фотографию (2 вопрос), на что обратим внимание? (На время изготовления фотографии, на одежду людей на фотографии, на их лица, позы, а также мы можем попытаться рассказать о некоторых чертах их характера , их возрасте, их вкусах) .

- Какой тип текста мы должны составить?

- Какие части содержит текст-описание?

- Докажите, что по одной фотографии можно составить текст-описание.

- Какие части текста-описания будут в нашем тексте- описании фотографии?

(Вступление, основная часть, в которой выделяются два-три признака описываемого предмета, и заключение)

  • Запись на доске: 1. История фотографии

2.

1)

2)

3)

3.

1) Работа над вступлением

- С чего начинается текст описание? (С названия предмета описания)

- Предложите варианты начала описания фотографии (дети вносят предложения)

  •  (Более ста лет назад, в 1907 году).
  • На фотографии есть ваши ровесники? Кто знает значение слова ровесники?
  • Обратимся к Толковому словарю учебника.

Ровесник - человек одинакового возраста с кем-нибудь, сверстник.

- Для начала сочинения-описания фотографии можно воспользоваться опорными словами, прочитайте их про себя (на слайде).

  • на фотографии изображен (запечатлен, увековечен, снят)...
  • схвачен такой момент...
  • остановлено мгновение, когда...
  • фотография отражает (показывает, воссоздает)...
  • с фотографии на нас смотрит...
  • взгляните на эти лица...
  • предстает на снимке...

- Какими словами вам захотелось начать ваш текст?

  • Вывод: Итак, что должно быть указано в начале текста описания? Что мы можем сказать при составлении текста по нашей фотографии?

2) Работа над основной частью

Описание детей

  • Работа над первым признаком

- О чем говорится в основной части текста-описания ? Продолжим рассматривание и выделим признаки описываемых объектов.

  • Каких детей с фотографии можно считать вашими ровесниками? (На фотографии шестеро детей. Трое из них по возрасту являются ровесниками четвероклассников)

1. Одежда 

Как выглядят ваши ровесники? Работа с учебником

- Какую информацию мы можем получить из текста учебника. На странице 95 представлен текст, прочитайте его про себя.

В начале двадцатого века фотографирование не было привычным делом. Люди не имели личных фотоаппаратов. Чтобы сделать фотографию, приглашали фотографа или ходили в фотоателье. И то и другое было большим событием. Когда фотографировали детей, то младших одевали, как правило, в светлую одежду, а тех, кто учился в гимназии, фотографировали в форменной, гимназической одежде.

  • В каком году была сделана фотография? (Они сфотографированы в форменной одежде? Да, они уже учатся в гимназии и одеты в форму, форма для девочек и мальчиков была разной)
  • Какой была форма для девочек-гимназисток? Для мальчиков – гимназистов?
  • А как одеты младшие дети? Почему так, - отвечая на вопрос, пользуйтесь словами текста из учебника. (Они одеты нарядно, в светлую одежду, как было принято для торжественных случаев).
  • Вывод: В каком порядке мы рассматривали фото? (Рассмотрели, кто изображенкак одет, и сделали вывод, почему изображенные так выглядят, как они живут). Какой первый признак описания выделили?

- Итак, каков первый признак описываемого предмета по фотографии?

2. Внешность, поза, чувства

- Увидеть на фотографиях людей не так уж и сложно. Гораздо сложней понять характер людей по фото. Для описания характеров пользуйтесь составленными мною словариками (раздаточный материал на партах). Словарик неполный, используйте и другие наиболее точные, с вашей точки зрения, слова.

весёлый – весело

грустный– грустно

бойкий - бойко

скованный - скованно

уверенный - уверенно

напряженный - напряженно

серьёзный – серьёзно

неуверенный - неуверенно

задумчивый - задумчиво

расстроился – расстроенный

озорной – озоровать

обиделся – обиженный

свободный - свободно

стесняется – стеснённо

- Продолжим рассматривание. Присмотритесь к лицам. По лицам можно понять характер детей. Рассмотрите лица трёх старших ребят

- Кто из них чувствует себя стесненно и скованно: мальчик или кто- то из девочек? (Видно, что из старших детей наиболее стеснённо и скованно чувствует себя мальчик. В его лице видно какое-то напряжение и неуверенность).

- Как вы думаете, если к нему обратиться с вопросом или просьбой, как бы он ответил? (Скорее всего он будет отвечать стесняясь и тихим голосом)

- К кому из троих вы бы скорее всего обратились с вопросом или просьбой?

(Старшая девочка с короткой стрижкой кажется более бойкой, чем другая девочка. С ней, возможно, легче завязать беседу. Вторая девочка с длинными волосами кажется серьёзной и задумчивой)

- А теперь рассмотрите лица малышей. О двоих из них известно, что они поссорились и во время съемки не захотели стоять рядом и держаться за руки. Вы догадываетесь, кто эти двое? (Если рассмотреть лица малышей, можно догадаться, что маленький мальчик (ему года три) и девочка, которая постарше (ей примерно пять лет), недавно поссорились: видно, что они расстроены и обижены, у мальчика надуты губки).

- Во время съемки они не захотели стоять рядом и держаться за руки. Видимо, сначала предполагалось поставить детей по росту, но пришлось нарушить этот порядок, чтобы разделить поссорившихся детей. Поэтому самая маленькая девочка (ей примерно два года), стоит не первая, а между ними.

- Кто из троих малышей чувствует себя наиболее уверенно и спокойно? (Самая младшая девочка. Она стоит очень уверенно и свободно, чуть отставив вперёд правую ножку).

  • Вывод:

- Что мы рассматривали? Какие связи установили?

Рассматривая лица, можно определить, что чувствует человек. Чувства часто являются проявлением характера.

Это второй признак описания фотографии.

3. Характеры

- Рассмотрите, как все дети держатся за руки. Кому каждый из них покорно доверяет свою руку, а кто сам держит за руку другого?

- Не во всех случаях на этой фотографии самых маленьких держат за руку более взрослые. Старший мальчик, например, только позволяет девочке с длинными волосами держать себя за руку, а сам не держит её.

- Как вы считаете, в этом проявляется характер?

- Да, верно, и в этой маленькой детали проявляется характер. Но дело не только в характере, иногда ещё и в возрасте. Самых маленьких всегда держат за руки более старшие дети.

  • Вывод :

- Что мы рассматривали? (Позы) Какие связи установили?

Обобщение по основной части текста:

- В основной части текста-описания указываются признаки предмета описания. Вспомним порядок указания признаков описания нашей фотографии.

3) Работа над заключительной частью

- Какую часть текста осталось составить?

  • Как вы думаете, эта фотография ценна только для родственников и потомков изображённых на ней людей? Или и для нас тоже? Обоснуйте своё мнение.
  • Сравните:потом и потомки. Кого называют потомками? (Это внуки, правнуки).
  • Фотография - это история страны

5)  Первичное закрепление (Цель этапа: проговаривание нового знания)

- Что значит составить описание фотографии? Прочитайте получившийся план текста-описания. План:

1. История фотографии

2. Описание детей

1)Одежда

2) Внешность, поза, чувства

3)Характер

3. Фотография - это история страны

  • Дополнение учителя: Готовясь к нашему уроку, я попыталась узнать, как зовут этих детей на фотографии. Оказалось, в городе Самара живет правнучка самой маленькой девочки, девочки Леночки, в будущем Елены Львовны Басс. Об отце детей известно, что он был купцом первой гильдии, управляющим чайной фирмой Высоцкого. Елена Львовна Хейфец – стала библиотекарем Самарской филармонии. Она создала одну из лучших музыкальных филармонических библиотек в России. Елену Львовну хорошо знал Иван Семёнович Козловский, она была знакома с композитором Дмитрием Шостаковичем.

Сестры учились в гимназиях, а братья - в коммерческом и реальном училищах. Старший брат Леночки, Григорий воевал в первую мировую войну.
Все дети очень любили музыку. В Самаре живет правнучка Катя Басс

6) Включение нового знания в систему знаний

1) Работа в группах.

- Пользуясь составленным планом, составьте текст- описание другой фотографии. Это фото из моего семейного альбома и они очень дороги мне. На каждой фотографии мои бабушка с дедушкой.

Учитель читает стихи:

Старые фото, как память из прошлого,
Хранятся они на альбомных страницах.
Такие родные, такие хорошие,
Такие любимые, милые лица.

Казалось, что жизнь не такая уж сложная,
Но только с годами сложней оказалась.
Старое фото беру осторожно я,
Так мало на память о прошлом осталось.

Каждая группа получает фотографию и попытается подготовить текст – описание., пользуясь планом и опорными выражениями.

В своём рассказе вы можете использовать следующие слова и выражения:

  • на фотографии изображен (запечатлен, увековечен, снят)...
  • схвачен такой момент...
  • остановлено мгновение, когда...
  • фотография отражает (показывает, воссоздает)...
  • с фотографии на нас смотрит...
  • взгляните на эти лица...
  • предстает на снимке...
  • становимся очевидцами тех далеких (удивительных, трагических, счастливых, необычных...) дней...
  • совершаем увлекательное путешествие в прошлое...
  • мы можем иметь представление о...
  • точь-в-точь такие, какими были... лет назад...
  • миг, момент, ситуация, эпизод, фрагмент жизни...
  • вот такую историю поведал (рассказал) мне снимок...
  • фотография - документ истории...

На экране сразу 3 фотографии. Обучающиеся  составляют описание фотографий.

Оценка самостоятельной работы

  • Как вы считаете, удалось ли первой группе составить описание фотографии по плану?
  • А как бы вы оценили описание этой фотографии?
  • Как вы считаете, сложно ли будет детям описать данную фотографию?

- Сегодня мы попытались остановить мгновение, остановиться и пристальнее вглядеться в лицо минувшего. Мы обнаружили, что прошлое, запечатленное на фотоснимках, близко и дорого нам, оно живет в нас.

- Старые фотографии учат нас помнить своих близких, с уважением относиться к их жизни. Они побуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на изменившихся за годы наших родных и знакомых.

7) Рефлексия

 Выберите и подчеркните те состояния, которые вы ощущаете в данную минуту:

Прием «Одним словом» (выбрать из 12 состояний три, подчеркнуть)

  • Раздражение
  • Задумчивость
  • Радость
  • Равнодушие
  • Удовлетворение
  • Вдохновение
  • Скука
  • Тревога
  • Покой
  • Уверенность
  • Неуверенность
  • Наслаждение

 - Кто хочет поделиться своими впечатлениями? (ответы ребят)

Обращение учителя:

Сегодня на уроке мы с вами бережно прикоснулись к истории одной семьи. У вас есть свои семьи и мы желаем, чтобы вы бережно хранили фотографии своего семейного альбома и передали их потом своим потомкам. Ведь мы сегодня поняли, что каждая старинная фотография уникальна, она несет с собой историю страны, города и семьи. Давайте хранить культурные и  семейные традиции!

Д.З. Подготовить рассказ по фотографии из своего семейного альбома, используя план, составленный на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "С.Махотин. Фотограф"

Урок литературного чтения "С. Махотин. Фотограф. Поход в Музейный дом.Ван Гог. Церковь в Овере". УМК Перспективная начальная школа, 2 класс. Содержит три презентации: о творчестве Ван Гога, Работа с к...

Урок: окружающий мир Тема: Старинная русская трапеза 3кл УМК "НШ21век"

Урок- экскурс в прошлое нашей страны, в традиции русского народа....

Конспект урока по изготовлению фоторамки к фотографии 10*15

Здесь вы найдёте список необходимых для проведения урока материалов и приспособлений, а так же и порядок выполнения работы по изготовлению подвесной фоторамки для фотографии размером 10*15 сантиметров...

Конспект урока по русскому языку "Рассматриваем старые фотографии" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся со старыми столетними фотографиями; формирование умения анализировать старые фотографии; формирование умения строить текст в определенной ко...

Проект по русскому языку "Старинные русские меры длины".

Проект по русскому языку "Старинные русские меры длины"....

Конспект урока по русскому родному языку "Как писали в старину"

Цель урока- познакомить учащихся с историей развития письменности...