Конспект урока по русскому родному языку "Как писали в старину"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Цель урока- познакомить учащихся с историей развития письменности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_rodnomu_yazyku_1_klass.docx76.27 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Присакарь Галина Семёновна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа г. Бодайбо»

Тема урока: Как писали в старину (урок № 1)

Цель: познакомить учащихся с историей развития письменности

Планируемые результаты:               

- учащиеся получат информацию о первых рукописных книгах;

- будут учиться  организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

- применять полученные знания в изменённых условиях;

- учиться слушать собеседника и вести диалог.

Оборудование:

  1. Презентация.
  2. Учебники.
  3. Индивидуальные карточки с кроссвордом.

Ход урока:

   1. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 1.

- Кто из вас прибежал в школу с таким же настроением? Кто не хочет лениться, а хочет трудиться и узнать что-то новое?

- Как вы будете узнавать новое? (Самостоятельно)

     - Какие функции я буду выполнять на уроке? (Вы будете нам помогать, организовывать нашу работу.)

   - Чтобы работа была успешной, что необходимо? (Внимательно слушать учителя, друг друга, быть активным, выполнять все задания.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

Слайд 2.

- Прочитайте, что написано на слайде на странице слева. Как вы сумели прочитать?

( Мы знаем буквы, умеем читать)

- Кто знает значение этих слов? ( Выслушать ответы детей).

- Прочитайте слова на правой странице. Что они означают?

3. Выявление места и причины затруднения

- Почему вы не можете ответить на этот вопрос? Что необычного вы заметили? (Мы не знаем значения этих слов)

- Древние славяне зашифровали  очень мудрые слова. В этих строках заключена философия жизни наших предков.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Вам интересно узнать что они означают? ( да). Давайте попробуем сформулировать, что мы должны:

Слайд 3.

Узнать….. (как писали в старину, какой писчий материал использовали)

Уметь….. ( отличать старинные буквы от современных)

Использовать….( своё умение для прочтения )

Учитель обобщает ответы учащихся.

5. Построение проекта выхода из затруднения.

- Где мы можем получить информацию о новом? Каким источником  воспользуемся?

 ( учебник стр.63, задание №1)

- Посмотрите на рисунки. Подумайте, чем занимается мастер? ( ответы детей)

Учитель читает текст учебника на стр.64.

- Какую работу выполнял мастер, изображённый на рисунке?

- Почему книги из пергамента ценили и берегли?

Слайд 4.

Текст читает хорошо читающий ученик.

- Чтобы узнать, какой ещё материал использовали для письма в древности, нужно прочитать текст на стр. 64-65.

- Что такое берёста?

- Как называлась тонкая палочка, которой писали на бересте?

Слайд 5, 6.

Читают учащиеся (по желанию) или учитель (зависит от уровня подготовленности класса)

-На чём ещё можно было писать писалом? Узнаем об этом, продолжим чтение.Стр.65-66 ( 1 абзац)

- Что такое цера?

Слайд 7.

- Ребята, был ещё один инструмент – перо. Как вы думаете на чём можно было писать пером и какие перья использовали для письма? (ответы детей)

Чтение 2 абзаца.

Слайд 9,10, 11

- Давайте прочитаем интересный вопрос  на стр.67.

ФИЗМИНУТКА

6. Первичное закрепление во внешней речи.

-Давайте ещё раз перечислим, о каких материалах для письма мы узнали и из чего их изготавливали. (ответы детей)

7. Самостоятельная работа.

Выполним задание № 4 в парах

Рассмотрите страницы рукописной книги, обсудите в парах, что особенного вы заметили, сравните их со страницами современных книг.

Дать возможность высказаться всем желающим. Дети слушают внимательно ответы одноклассников и дополняют их.

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Вы поработали вместе, в парах, что теперь вам необходимо сделать? (Проверить себя.)

- Я предлагаю вам разгадать кроссворд, записываем по горизонтали. (у каждого учащегося карточка с кроссвордом)

 

  1. Самый доступный материал, на котором писали на Руси?(береста)
  2. Как называлась переписанная от руки книга? (рукопись)
  3. Отступ от начала строки назывался « … строка» ( красная)
  4. Рисунок в начале книги или главы? (заставка)
  5. Жидкость для письма ( чернила)
  6. Дощечки, покрытые воском ( церы)
  7. Тонкая палочка для письма ( писало)

- Прочитайте по вертикали ключевое слово. (буквица)

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием. В кроссворде встретились слова, которые нам ещё мало знакомы, но вы справились с этим сложным заданием.

- Что такое буквица, заставка, как называлась древняя славянская азбука и кто её придумал мы узнаем на следующем уроке!

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд 12.

- К сожалению, ребята, мы сможем увидеть такие книги только в музеях, но всё же мы должны знать историю их возникновения.

-Итак, ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили вначале урока?

- Как вы считаете, мы узнали , как писали в старину, какой писчий материал использовали? Сделайте вывод- мы достигли намеченной цели?

- Сумеете ли вы отличить старинные страницы книг от современных?

Слайд 13.

- А теперь я предлагаю вам вернуться к первому слайду и попробовать понять смысл фразы, которую оставили нам древние мудрые славяне.

 -Как люди мыслят- таков есть наш мир.

- Какой смысл в этих строках? ( ответы детей)

- Я желаю вам, ребята, чтобы у вас рождались только добрые мысли, потому что тот человек, который думает о добром, светлом, будет совершать такие же поступки, а это значит и мир вокруг него будет добрым, светлым, созидающим!

Слайд 14.

- Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать письмо" 7класс

Конспект разработан для учвщихся школ 8 вида, 7 класс...

План -конспект урока по русскому языку для 2 класса "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова"

План -конспект урока по русскому языку для 2 класса. Урок посвящен юбилею М.В. Ломоносова. Задачи урока:Образовательные:-    определять наличие в корне слова изучаемых орфограмм (б...

Конспект урока по русскому языку в 1 классе УМК "Гармония" с презентацией. Тема урока "Учимся писать записки" (ФГОС НОО)

Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. Материалы для презентации взяла из электронного приложения УМК "Гармония"....

конспект урока по русскому языку "учимся писать письмо"

конспект урока по русскому языку "учимся писать письмо"...

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать слова с двумя корнями"

Данный материал содержит конспект урока по русскому языку "Учимся писать слова с двумя корнями"...

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать суффиксы ик, ек" 2 класс

Может быть использован на уроках русского языка с целью работы над суффиксами....

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» 2 класс "Начальная школа 21 века"

Цели и задачи:Формировать умение видеть орфограмму в корне слова;Уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;Развивать орфографическую зоркостьРазвивать внимание, мыш...