Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Разработка урока по русскому языку для 4 класса (УМК "Перспективная начальная школа")  содержит технологическую карту урока. Тема: "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь". Данный урок является уроком открытия новых знаний.  Образовательная задача урока:  научить исследовать глагол как самостоятельную часть речи, раскрывать его морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка. 4 класс42.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 72»

Ленинского района г. Саратова

Конспект урока по русскому языку

в 4 классе

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Тема:

« Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь».

Пыжова Галина Анатольевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Саратов

 2017

Учитель : Пыжова Г. А.

УМК « Перспективная начальная школа»

Класс 4

Учебный предмет: русский язык

Тема: Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс –чь

Цель:  создание условий для формирования  навыка спряжения глаголов,  имеющих в начальной форме суффикс - чь.; обобщение  знания о глаголе как части речи.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы: фронтальная (устные ответы), групповая , работа в парах, индивидуальная.

Задачи:

Обучающие: учить исследовать глагол, как самостоятельную часть речи, раскрывать его морфологические и синтаксические особенности;  показать его речевую функцию; учить работать с обратным словарем; сравнивать спряжение глаголов «жечь» и «печь»; учить находить чередование согласных в корне слова;

Развивающие: развивать связную речь школьников, языковое чутьё; логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

 

Воспитательные:  воспитывать внимательное отношение к слову,   организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач. 

Планируемые результаты:

  Предметные:

- закреплять  умения    определять грамматические признаки глагола;

– спрягать глаголы;

– образовывать личные формы глаголов с суффиксом –чь:

– определять проблемы правописания и произношения;

– объяснять правописание изученных орфограмм.

 

Метапредметные УУД:                                                                                                                            

Регулятивные  УУД: определять и формулировать  тему и цель  урока, проговаривать последовательность действий на уроке,  работать по  коллективно составленному плану,  оценивать правильность выполнения действия,  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,   самостоятельно оценивать свою деятельность и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата.

 

 Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме,  слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе,  обосновывать и доказывать собственное мнение.

 Познавательные УУД:  ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного,  добывать новые знания, находить ответы на вопросы,  используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,  работать с таблицами,  пользоваться  Обратным  словарём, сравнивать языковые явления и обобщать. 

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, воспитывать культуру учебного труда, проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

     

 Используемые источники:

Абрамова  М.Г., Байкова  Т.А.,  Малаховская  О.В. Русский  язык.  Методическое  пособие. - М:Академкнига/Учебник, 2014

Каленчук М.Л.,  Чуракова  Н.А., Байкова  Т.А. Русский  язык .Учебник (Част.1,  часть 2). -   М:Академкнига/Учебник, 2014

Тетрадь для самостоятельных работ № 1

Интернетресурсы.  

Ход урока

Этапы  урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность детей

Формируемые  УУД

I.Самоопределение к деятельности

Здравствуйте! Посмотрите  друг  на  друга.  Улыбнитесь  и  пожелайте  соседу  по  парте  удачного  дня. Садитесь.  Проверьте, пожалуйста,  готовность  к уроку. С каким настроением пришли на урок?

Что ждёте от урока?

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Пожелайте  всем удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!»

Приветствуют учителя

Отвечают на вопросы

Проверяют  наличие  на  парте  учебника, тетрадей.

Позн. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Проявлять  эмоциональную отзывчивость

Ком. Умение слушать и вступать в диалог

II.Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

-С какой  частью  речи  мы  работаем  на  уроках??

- Сегодня мы продолжим разговор о глаголе. У глаголов есть тайны, которые мы открываем   на  каждом  уроке.  И  сегодняшний  урок  не  исключение..

Давайте  вспомним  все об этой части речи

- Возьмите таблицу «Знаю - Хочу знать – Узнал».

Заполните  I  столбик «Знаю» (подумайте и поставьте в этой графе + или -)

 -Что  Вы  знаете  о  глаголе?

Продолжите  предложения ( СЛАЙД  1)

1.Глагол – это….

2.Глаголы изменяются по…

3.Спряжение – это

4.Глаголы прошедшего времени изменяются по…,а в единственном числе по…

5.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

6. Назовите суффиксы глаголов неопределенной формы.

7. Как изменяются глаголы  неопределенной  формы  с суффиксом  - чь?

-Можем ли мы дать ответ на последний вопрос?

-Почему возникли затруднения?    

Отвечают на вопросы учителя,

Выполняют  задание

Озвучивание   записанного обучающимися. Ответ начинают со слов «Я знаю …»

Не хватает знаний.  

Позн.:Структурирование знаний.

Осуществление различных мыслительных операций(сравнение, анализ, обобщение и др.)

оформлять свои мысли в устной форме

Рег.: Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Ком.:Умение слушать и вступать в учебный диалог.

Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать выводы, способность к рассуждению

III. Постановка учебной  задачи.

- Прочитайте следующие строки:

С небес Африканское солнце пе…,

Река под названием Конго те….

- Какой вопрос возникает?

- Исследуйте глаголы. (Поставьте глаголы в начальную форму, определите суффикс)

- Сформулируйте тему урока.

- Проверим наши предположения по учебнику (с.115-118)

- Заполните  2 столбик  таблицы   «Хочу  знать»

Отталкиваясь от темы, используя  опорные  слова второго столбца, поставьте перед  собой  цель урока.

- Спланируем работу.

- Много у  нас  задач  на  уроке?

-Какая  должна  быть  работа  на уроке?

- Спланируем работу.

- Подготовьте тетради к работе

Дети читают , предлагая разные варианты        ( печёт- пекёт, течёт- текёт)

- Какой вариант правильный?

-Глаголы в начальной форме имеют суффикс –чь

- Написание (спряжение)глаголов с суффиксом чь в начальной форме.

Дети читают в учебнике

Выполнение  задание.

- узнать, как изменяются глаголы , имеющие в начальной форме суффикс чь, научиться писать и правильно произносить

- Для работы нужны Обратные словари, будем работать с таблицами, рассуждать с героями учебника

Ответы детей.

Чёткая,  дружная.

Дети самостоятельно записывают в тетради дату, тему урока

 Позн.:  Поиск и выделение необходимой информации.

определять и формулировать  тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке,  работать по  коллективно составленному плану

анализировать, сравнивать различные объекты

Рег.: определять и формулировать  тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке;  принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Личн.: инициативное сотрудничество в поиске решения проблемной ситуации.

Ком.Умение слушать и вступать в диалог, учитывая различные мнения; аргументация своего мнения.

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

- С чего начнём? Прочитайте задание к упр.88.  Кто готов объяснить ?

С какими глаголами будем работать? Трудное задание? Справитесь самостоятельно? Работайте в парах.

Договоритесь в паре, кто будет работать с первыми тремя  предложениями, кто с остальными.

- Проверим.

- Для чего мы выполнили это задание?

- Продолжим работу. Упр.89.

- Чему учились, выполняя это задание?

- А другие глаголы, имеющие суффикс чь в начальной форме, как будут склоняться?

- Продолжим работу.  Упр. 90.

Сравните обе таблицы. В чём сходство данных глаголов (лечь и жечь)?

- Проспрягайте глаголы лечь и печь(у доски работают 2 ученика)

Проверим работу. Какие есть претензии?

Как оцените свою работу?

В каких формах есть звуки [г]/[к]?    Это формы какого лица и числа?

Что же необычного происходит с глаголами, оканчивающимися на  -чь?  

На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока?    Можем ли сейчас дать ответ? Сделайте вывод

Самостоятельно читают задание, работают с Обратными словарями.

Отвечают на вопросы учителя.

Договариваются в парах, при необходимости консультируются.

Выполняют проверку

Познакомились с глаголом на чь, учились правильно записывать родственные глаголы

Дети выполняют задание к упражнению 89,

Работают с таблицей на с. 116

- Учились склонять глагол жечь.

Высказывают предположения (так же)

Дети обсуждают задание к упражнению 90.

Дети отвечают, ориентируясь на таблицы (с.116)Происходит  чередование  звуков. В  форме  1 л. ед.ч. и 3л. мн. ч. - звук  [г], в остальных формах -  звук [ж].

Выполнение спряжение глаголов.

У доски работают 2 ученика.

Ответы детей.

Дети оценивают работу.

У  глаголов происходит чередование звуков. У  глаголов  в  форме 1 л.ед. ч. и 3 л.мн.ч.В остальных формах звук [ч].

Происходит  чередование  звуков.

Дети делают вывод.

Позн.: Работа с информацией, представленной в словаре

Умение осуществлять логические действия. Построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Рег.: Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выявлять отклонения от эталона, вносить необходимые коррективы. 

Ком.: Инициативное сотрудничество в поиске решения проблемной ситуации.

 Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

 Лич.: Формулирование и аргументация своего мнения

в коммуникации.

Физминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Дети выполняют физминутку

Ком.:формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.  

V. Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

Мы достигли цели, которую ставили в начале урока?

Теперь нам осталось только запомнить это правило, чтобы не делать ошибок при произношении и спряжении глаголов на - чь. Здесь нам помогут Маша и Миша. Прочитайте, как они предлагают вам быстрее запомнить это правило

- Что интересного Вам  удалось  обнаружить ?

-Дополните  то,  что  хотела  сказать  Маша.  В  каких  личных  формах  глаголов  на – чь  есть  звуки [г]  и [к],  А  в  каких  формах  эти  звуки  заменяются  на шипящие?  

Устно  проспрягайте  глагол   состричь.

Чтение диалога на стр. 117.

Повторение  вывода.

Спрягают глагол состричь

Позн.:овладение способами  переноса одного вида информации в другой, формулировать простейшие выводы на основе этой информации.

Рег.: Сравнение  языковых явлений и обобщение.

Ком.Умение слушать и вступать в диалог, учитывая различные мнения; аргументация своего мнения.

Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать выводы, способность к рассуждению

Ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного,  добывать новые знания, находить ответы на вопросы,  используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой.

А сейчас - самостоятельная работа.

Выполните упражнение 58 из тетради для самостоятельных работ № 1 (с. 56)., проверьте в парах (взаимопроверка)

- Какие были претензии?

Дети готовят тетради на печатной основе

Выполняют упражнение, работают в парах –выполняется взаимопроверка.

Позн. - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Рег.:  контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Умение вносить необходимые коррективы. 

Ком.: определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Личностные: построение логических рассуждений. Развивать способность к самооценке. 

VII.Включение в систему знаний и повторение.

Организует выполнение заданий, повторение изученного. У детей карточки с предложениями, в которых глаголы, стоящие в начальной форме с суффиксом    -чь, нужно изменить по смыслу, используя полученные на уроке знания. Работайте в парах.

Утром мама  (зажечь) печь и (напечь) пирогов. Дочка (помочь) маме и сама (допечь) пироги. Маме после обеда (прилечь) отдохнуть. Вечером вся семья будет смотреть фильм о пограничниках, которые (стеречь) границы нашей страны.

- Какое правило применили при выполнении задания.

Дети выполняют задание в парах.

Озвучивание  получившегося текста.

Ответы детей, повторение вывода по изученному материалу.

Позн.: применение и представление информации. Умение осуществлять логические действия

Рег.: Принимать и сохранять учебную цель и задачу.Контроль и коррекция.

Ком.: участвовать в учебном диалоге и строить высказывания

Лич.: Формулирование и аргументация своего мнения

VIII. Рефлексия деятельности.

- Вернёмся к теме урока. Какие цели были поставлены?

- Смогли вы их сегодня добиться?

- Как оцениваете работу класса?

- Где мы можем использовать полученные знания?

- Достаточно ли хорошо вы усвоили тему?

- Какое домашнее задание можно выполнить по новой теме?

- Дома потренируйтесь в употреблении в речи  глаголов, имеющих в начальной форме суффикс -чь, выполните упр.91

- Заполните  3  столбик  таблицы  «Знаю - Хочу знать – Узнал»

- Поделитесь своим мнением.

- Смогли мы добиться цели урока?

- Дайте эмоциональную оценку своей работы на  уроке. У всех сигнальные карточки: красный – работой не удовлетворен, желтый – не все понравилось на уроке, зеленый – остался доволен, все удалось.

Подведение итогов, выставление оценок.

- На этом наш урок закончен. Вы молодцы. Всем  спасибо.

Называют тему

Дети подводят итог урока

По учебнику определяют, что невыполненным осталось упр.91

Ответы детей.

Упр. 91.

Читают задание к упражнению, задают вопросы, возникшие при чтении задания, записывают домашнее задание.

Дети заполняют таблицу и высказывают свое мнение.

Рефлексия собственной деятельности

(сигнальные карточки)

Позн.: Оценка процесса и результатовдеятельности.

Рег.: Контроль, коррекция и

оценка.

Ком.: участвовать в учебном диалоге и строить высказывания;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

Личн.:

Самостоятельно оценивать свою деятельность и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата.

Используемая  литература

 

Абрамова  М.Г., Байкова  Т.А.,  Малаховская  О.В. Русский  язык.  Методическое  пособие. - М:Академкнига/Учебник, 2014

 Байкова Т.А.,  Каленчук М.Л.,  Чуракова  Н.А., Байкова  Т.А. Русский  язык .Учебник (Част.1,  часть 2). -   М:Академкнига/Учебник, 2014

Байкова Т.А. Руский язык. 4 кл.: тетрадь для самостоятельной  работы  № 1 / Т.А. Байкова; под ред. М.Л.Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник, 2015.

Интернетресурсы.