Тема урока: « Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс чь».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Багаева Нина Ивановна

Тема урока: « Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс чь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_4_klass.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс чь».

Цели урока: показать, как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме    суффикс – чь;

учить работать с обратным словарем;

сравнивать спряжение глаголов «жечь» и «печь» ;

учить находить чередование согласных в корне слова;

развивать навыки грамотного письма;

воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс часть 1 и 2, компьютер, мультимедийный проектор, карточки, листы с блицопросом.

                                              Ход урока:                                                                                                        

Организационный момент.                                                                            

Начинаем урок

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Пожелайте  всем удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!»

Ни минуты не теряем, сразу к делу приступаем.

Работа в тетрадях.

Сейчас открыли все тетради

И записали дату.

Чистописание   г   ж

А сейчас, послушайте загадку       Слайд 1

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пляшет иль поет,

Вышивает или пишет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

Все расскажет нам ….( глагол)

Актуализация темы урока.

Сегодня мы продолжим разговор о глаголе. У глаголов есть тайны, которые мы открываем   на  каждом  уроке.  И  сегодняшний  урок  не  исключение.

Давайте  вспомним  все об этой части речи

Глагол – это….          Слайд 2-3

Глаголы изменяются по…

Спряжение – это…

Спрягаются только глаголы…

На какую форму глагола указывает суффикс-л- ?

Глаголы прошедшего времени изменяются по…,а в единственном числе по…

Не с глаголами пишется…

В предложении глаголы являются…

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

Назовите суффиксы глаголов неопределенной формы.

Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом -чь?

- Можем ли мы дать ответ на последний вопрос?

- Почему возникли затруднения? (не хватает знаний).

СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ УРОКА  Слайд 4

Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом -чь?

- Какую цель поставим на сегодняшний урок?

- научиться изменять глаголы с суффиксом –чь.  Слайд 5

3.Работа над совершенствованием  навыков синтаксического и морфологического разборов.

Запишите предложение:      

Один человек у доски

 В высоком небе зажглись яркие звезды.

- Разберите предложение по членам. (Подчеркните главные и второстепенные члены предложения).

Выполните морфологический разбор слова  зажглись. Если нужна помощь – обращаемся к эталону по закладке, с 88.

Зажглись  

н. ф. зажечься – (что сделать?) – глагол, 1 спр.,

наст. вр., мн. ч., 3 л.

зажглись звёзды, зажглись – сказуемое.

- Какое слово дало жизнь глаголу  зажечься?     Слайд 6

 (зажечься – зажечь – жечь) 

Работа по теме

- Откройте Обратный словарь и найдите в нём глагол   жечь.

- Прочитайте глаголы, образованные от глагола  жечь, при помощи приставок.  

- Какие приставки изменяли значение слова жечь?

- В какой форме стояли данные глаголы?

- Сейчас вы будите работать в паре. На столе лежит карточка с заданием. Ваша задача - дополнить предложения подходящими по смыслу глаголами с приставками. Постарайтесь, чтобы глаголы не повторялись.

Он старался  ___ разжечь _______ костер.

Она решила  ___ сжечь _______старые письма.

Главное - не  _ обжечь _________ руку!

Рану пришлось ___ прижечь _______ йодом.

Проверим Слайд 7

Итак, мы с вами поняли, что в разных по значению предложениях необходимы разные глаголы.  

Физкультминутка.

Учитель называет глаголы. Если глагол имеет на конце ть- топают, если ти- приседают, если чь – хлопают в ладоши.

дружить, беречь, полоть, нести, стеречь, собирать, красить, жечь, запрячь, везти.

- Продолжаем наблюдать за глаголами.

Откройте учебник на стр. 116

Посмотрите в таблице, как интересно эти глаголы спрягаются.

Продолжаем работу в паре.

Внимательно рассмотрите спряжение двух первых глаголов.

Что интересного вы заметили?

- В каких формах есть звук [г]?  Это формы какого лица и числа?

 -В каких формах на месте звука[г] появляется звук [ж]?

Найдите в обратном словаре глагол беречь. Прочитайте родственные ему слова.

В паре с помощью карточки № 2 проспрягайте глагол беречь и уберечь.

Проверка (Слайд 8)

- Найдите в словаре глагол  печь. Прочитайте родственные ему глаголы. Проспрягайте глагол   печь и любой глагол с приставкой в тетради

Печь, испечь

ед. ч.                                                    мн. ч.

1 л. я пеку, испеку                             мы печём, испечём

2 л. ты печёшь, испечёшь                 вы печёте, испечёте

3 л. она печёт, испечёт                     они пекут, испекут

- Кто испытывает затруднения обращайтесь за помощью к таблице на странице  116 в учебнике.  

- В каких формах есть звук   к  ?

- Это формы, какого лица и числа?

- В каких формах на месте звука  к  появляется  шипящий звук ч?

- Сравните обе таблицы.

- На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока?

- Можем ли сейчас дать ответ?

Слайд  10        

Вывод: В формах 1 лица единственного числа и в форме 3 лица множественного числа у глаголов неопределенной формы с суффиксом чь появляются звуки  г  к,  а в остальных  формах эти звуки меняются на шипящие   ж  ч.

 - Мы достигли цели, которую ставили в начале урока?

- Теперь нам осталось только запомнить это правило, чтобы не делать ошибок при произношении и спряжении глаголов на чь. Здесь нам приходят на помощь Маша и Миша. Прочитайте, как они предлагают вам быстрее запомнить это правило.

-  (чтение диалога на стр. 117.)

- Еще раз сделаем вывод. (слайд).

Оцените свою работу на уроке с помощью ладони

  Д/з. У. упражнение 91 стр. 118, правило стр.117.

Подведение итогов.

     

 

 

  Он старался  __________________________ костер.

Она решила  __________________старые письма.

Главное- не  ___________________ руку!

Рану пришлось ________________ йодом.

Преступники хотели ______________ сарай с разных сторон, но им не удалось___________________ его.

        

  Он старался  __________________________ костер.

Она решила  __________________старые письма.

Главное- не  ___________________ руку!

Рану пришлось ________________ йодом.

Преступники хотели ______________ сарай с разных сторон, но им не удалось___________________ его.

        

  Он старался  __________________________ костер.

Она решила  __________________старые письма.

Главное- не  ___________________ руку!

Рану пришлось ________________ йодом.

Преступники хотели ______________ сарай с разных сторон, но им не удалось___________________ его.

        

  Он старался  __________________________ костер.

Она решила  __________________старые письма.

Главное- не  ___________________ руку!

Рану пришлось ________________ йодом.

Преступники хотели ______________ сарай с разных сторон, но им не удалось___________________ его.

        

  Он старался  __________________________ костер.

Она решила  __________________старые письма.

Главное- не  ___________________ руку!

Рану пришлось ________________ йодом.

Преступники хотели ______________ сарай с разных сторон, но им не удалось___________________ его.

        

Эталон для спряжения глаголов

                ед. ч.

мн. ч.

1 л.   Я

Мы

2. л. Ты

Вы

3. л.  Он

Они

  Эталон для спряжения глаголов

                ед. ч.

мн. ч.

1 л.   Я

Мы

2. л. Ты

Вы

3. л.  Он

Они

Эталон для спряжения глаголов

                ед. ч.

мн. ч.

1 л.   Я

Мы

2. л. Ты

Вы

3. л.  Он

Они

                     

Оценочный лист.

Блиц – опрос по теме «Глагол»

Я знаю

Не уверен, сомневаюсь

  Не знаю

Глагол – это…..

Глаголы изменяются по …..

Спряжение – это…..  

Спрягаются только глаголы…..

На какую форму глагола указывает суффикс-л?

Глаголы в прошедшем времени изменяются по ….., а в единственном числе по …..

Не с глаголами пишется…..

В предложении глаголы являются…..

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

Назовите  суффиксы глаголов неопределенной формы.

Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом

-чь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 клссе "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь".

В ноябре 2014 года был проведён открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь". Программа "Перспективная начальная школа"....

Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь

Разработка урока по русскому языку для 4 класса (УМК "Перспективная начальная школа")  содержит технологическую карту урока. Тема: "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь"....

Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь

Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс  -чь...

Урок русского языка. Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме.

Конспект урока по русскому языку.Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме...

Технологическая карта урока русского языка "Продолжаем определять спряжение глаголов по его начальной форме"( 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для закрепление умений определять спряжение глагола по его начальной формеЗадачи урокаДидактические:Закреплять умения определ...