Главные вкладки

    Урок русского языка в 4 классе по программе ПНШ "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс –чь"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл berezina_moy_urok.docx39.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель : Березина Т.А.

    УМК « Перспективная начальная школа»

    Класс 4

    Учебный предмет: русский язык

    Тема: Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс –чь

    Цель:  создание условий для формирования  навыка спряжения глаголов,  имеющих в начальной форме суффикс - чь.; обобщение  знания о глаголе как части речи.

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Формы работы: фронтальная (устные ответы), групповая , работа в парах, индивидуальная.

    Задачи:

    Обучающие: учить исследовать глагол, как самостоятельную часть речи, раскрывать его морфологические и синтаксические особенности;  показать его речевую функцию; учить работать с обратным словарем; сравнивать спряжение глаголов «жечь» и «печь»; учить находить чередование согласных в корне слова;

    Развивающие: развивать связную речь школьников, языковое чутьё; логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

     

    Воспитательные:  воспитывать внимательное отношение к слову,   организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач. 

    Планируемые результаты:

      Предметные:

    - закреплять  умения    определять грамматические признаки глагола;

    – спрягать глаголы;

    – образовывать личные формы глаголов с суффиксом –чь:

    – определять проблемы правописания и произношения;

    – объяснять правописание изученных орфограмм.

     

    Метапредметные УУД:                                                                                                                            

    Регулятивные  УУД: определять и формулировать  тему и цель  урока, проговаривать последовательность действий на уроке,  работать по  коллективно составленному плану,  оценивать правильность выполнения действия,  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,   самостоятельно оценивать свою деятельность и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата.

     

     Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме,  слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе,  обосновывать и доказывать собственное мнение.

     Познавательные УУД:  ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного,  добывать новые знания, находить ответы на вопросы,  используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,  работать с таблицами,  пользоваться  Обратным  словарём, сравнивать языковые явления и обобщать.

    Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, воспитывать культуру учебного труда, проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

         

     

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Предполагаемая деятельность детей

    Формируемые ууд

    I.Самоопределение к деятельности

    Здравствуйте! Посмотрите  друг  на  друга.  Улыбнитесь  и  пожелайте  соседу  по  парте  удачного  дня. Садитесь.  Проверьте, пожалуйста,  готовность  к уроку. С каким настроением пришли на урок?

    Что ждёте от урока?

    Пусть сегодня для нас всех,

    На урок придёт успех!

    Пожелайте  всем удачи,

    И успешности в придачу!

    Мы урок наш начинаем,

    Что учили, повторяем!»

    Приветствуют учителя

    Отвечают на вопросы

    Проверяют  наличие  на  парте  учебника, тетрадей.

    Позн. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

    Проявлять  эмоциональную отзывчивость

    Ком. Умение слушать и вступать в диалог

    II.Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

    -С какой  частью  речи  мы  работаем  на  уроках??

    - Сегодня мы продолжим разговор о глаголе. У глаголов есть тайны, которые мы открываем   на  каждом  уроке.  И  сегодняшний  урок  не  исключение..

    Давайте  вспомним  все об этой части речи

    - Возьмите таблицу «Знаю - Хочу знать – Узнал».

    Заполните  I  столбик «Знаю» (подумайте и поставьте в этой графе + или -)

     -Что  Вы  знаете  о  глаголе?

    Продолжите  предложения ( СЛАЙД  1)

    1.Глагол – это….

    2.Глаголы изменяются по…

    3.Спряжение – это

    4.Глаголы прошедшего времени изменяются по…,а в единственном числе по…

    5.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

    6. Назовите суффиксы глаголов неопределенной формы.

    7. Как изменяются глаголы  неопределенной  формы  с суффиксом  - чь?

    -Можем ли мы дать ответ на последний вопрос?

    -Почему возникли затруднения?    

    Отвечают на вопросы учителя,

    Выполняют  задание

    Озвучивание   записанного обучающимися. Ответ начинают со слов «Я знаю …»

    Не хватает знаний.  

    Позн.:Структурирование знаний.

    Осуществление различных мыслительных операций(сравнение, анализ, обобщение и др.)

    оформлять свои мысли в устной форме

    Рег.: Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

    Ком.:Умение слушать и вступать в учебный диалог.

    Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать выводы, способность к рассуждению

    III. Постановка учебной  задачи.

    - Прочитайте следующие строки:

    С небес Африканское солнце пе…,

    Река под названием Конго те….

    - Какой вопрос возникает?

    - Исследуйте глаголы. (Поставьте глаголы в начальную форму, определите суффикс)

    - Сформулируйте тему урока.

    - Проверим наши предположения по учебнику (с.115-118)

    - Заполните  2 столбик  таблицы   «Хочу  знать»

    Отталкиваясь от темы, используя  опорные  слова второго столбца, поставьте перед  собой  цель урока.

    - Спланируем работу.

    - Много у  нас  задач  на  уроке?

    -Какая  должна  быть  работа  на уроке?

    - Спланируем работу.

    - Подготовьте тетради к работе

    Дети читают , предлагая разные варианты        ( печёт- пекёт, течёт- текёт)

    - Какой вариант правильный?

    -Глаголы в начальной форме имеют суффикс –чь

    - Написание (спряжение)глаголов с суффиксом чь в начальной форме.

    Дети читают в учебнике

    Выполнение  задание.

    - узнать, как изменяются глаголы , имеющие в начальной форме суффикс чь, научиться писать и правильно произносить

    - Для работы нужны Обратные словари, будем работать с таблицами, рассуждать с героями учебника

    Ответы детей.

    Чёткая,  дружная.

    Дети самостоятельно записывают в тетради дату, тему урока

     Позн.:  Поиск и выделение необходимой информации.

    определять и формулировать  тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке,  работать по  коллективно составленному плану

    анализировать, сравнивать различные объекты

    Рег.: определять и формулировать  тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке;  принимать и сохранять учебную цель и задачу.

    Личн.: инициативное сотрудничество в поиске решения проблемной ситуации.

    Ком.Умение слушать и вступать в диалог, учитывая различные мнения; аргументация своего мнения.

    IV.Построение проекта выхода из затруднения.

    - С чего начнём? Прочитайте задание к упр.88.  Кто готов объяснить ?

    С какими глаголами будем работать? Трудное задание? Справитесь самостоятельно? Работайте в парах.

    Договоритесь в паре, кто будет работать с первыми тремя  предложениями, кто с остальными.

    - Проверим.

    - Для чего мы выполнили это задание?

    - Продолжим работу. Упр.89.

    - Чему учились, выполняя это задание?

    - А другие глаголы, имеющие суффикс чь в начальной форме, как будут склоняться?

    - Продолжим работу.  Упр. 90.

    Сравните обе таблицы. В чём сходство данных глаголов (лечь и жечь)?

    - Проспрягайте глаголы лечь и печь(у доски работают 2 ученика)

    Проверим работу. Какие есть претензии?

    Как оцените свою работу?

    В каких формах есть звуки [г]/[к]?    Это формы какого лица и числа?

    Что же необычного происходит с глаголами, оканчивающимися на  -чь?  

    На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока?    Можем ли сейчас дать ответ? Сделайте вывод

    Самостоятельно читают задание, работают с Обратными словарями.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Договариваются в парах, при необходимости консультируются.

    Выполняют проверку

    Познакомились с глаголом на чь, учились правильно записывать родственные глаголы

    Дети выполняют задание к упражнению 89,

    Работают с таблицей на с. 116

    - Учились склонять глагол жечь.

    Высказывают предположения (так же)

    Дети обсуждают задание к упражнению 90.

    Дети отвечают, ориентируясь на таблицы (с.116)Происходит  чередование  звуков. В  форме  1 л. ед.ч. и 3л. мн. ч. - звук  [г], в остальных формах -  звук [ж].

    Выполнение спряжение глаголов.

    У доски работают 2 ученика.

    Ответы детей.

    Дети оценивают работу.

    У  глаголов происходит чередование звуков. У  глаголов  в  форме 1 л.ед. ч. и 3 л.мн.ч.В остальных формах звук [ч].

    Происходит  чередование  звуков.

    Дети делают вывод.

    Позн.: Работа с информацией, представленной в словаре

    Умение осуществлять логические действия. Построение логической цепи рассуждений, доказательство.

    Рег.: Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выявлять отклонения от эталона, вносить необходимые коррективы. 

    Ком.: Инициативное сотрудничество в поиске решения проблемной ситуации.

     Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

     Лич.: Формулирование и аргументация своего мнения

    в коммуникации.

    Физминутка

    Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

    Дети выполняют физминутку

    Ком.:формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни  

    V. Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

    Мы достигли цели, которую ставили в начале урока?

    Теперь нам осталось только запомнить это правило, чтобы не делать ошибок при произношении и спряжении глаголов на - чь. Здесь нам помогут Маша и Миша. Прочитайте, как они предлагают вам быстрее запомнить это правило

    - Что интересного Вам  удалось  обнаружить ?

    -Дополните  то,  что  хотела  сказать  Маша.  В  каких  личных  формах  глаголов  на – чь  есть  звуки [г]  и [к],  А  в  каких  формах  эти  звуки  заменяются  на шипящие?  

    Устно  проспрягайте  глагол   состричь.

    Чтение диалога на стр. 117.

    Повторение  вывода.

    Спрягают глагол состричь

    Позн.:овладение способами  переноса одного вида информации в другой, формулировать простейшие выводы на основе этой информации.

    Рег.: Сравнение  языковых явлений и обобщение.

    Ком.Умение слушать и вступать в диалог, учитывая различные мнения; аргументация своего мнения.

    Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать выводы, способность к рассуждению

    Ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного,  добывать новые знания, находить ответы на вопросы,  используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

    VI.Самостоятельная работа с самопроверкой.

    А сейчас - самостоятельная работа.

    Выполните упражнение 58 из тетради для самостоятельных работ № 1 (с. 56)., проверьте в парах (взаимопроверка)

    - Какие были претензии?

    Дети готовят тетради на печатной основе

    Выполняют упражнение, работают в парах –выполняется взаимопроверка.

    Позн. - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

    Рег.:  контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Умение вносить необходимые коррективы. 

    Ком.: определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    Личностные: построение логических рассуждений. Развивать способность к самооценке.

     

    VII.Включение в систему знаний и повторение.

    Организует выполнение заданий, повторение изученного. У детей карточки с предложениями, в которых глаголы, стоящие в начальной форме с суффиксом    -чь, нужно изменить по смыслу, используя полученные на уроке знания. Работайте в парах.

    Утром мама  (зажечь) печь и (напечь) пирогов. Дочка (помочь) маме и сама (допечь) пироги. Маме после обеда (прилечь) отдохнуть. Вечером вся семья будет смотреть фильм о пограничниках, которые (стеречь) границы нашей страны.

    - Какое правило применили при выполнении задания.

    Дети выполняют задание в парах.

    Озвучивание  получившегося текста.

    Ответы детей, повторение вывода по изученному материалу.

    Позн.: применение и представление информации. Умение осуществлять логические действия

    Рег.: Принимать и сохранять учебную цель и задачу.Контроль и коррекция.

    Ком.: участвовать в учебном диалоге и строить высказывания

    Лич.: Формулирование и аргументация своего мнения

    VIII. Рефлексия деятельности.

    - Вернёмся к теме урока. Какие цели были поставлены?

    - Смогли вы их сегодня добиться?

    - Как оцениваете работу класса?

    - Где мы можем использовать полученные знания?

    - Достаточно ли хорошо вы усвоили тему?

    - Какое домашнее задание можно выполнить по новой теме?

    - Дома потренируйтесь в употреблении в речи  глаголов, имеющих в начальной форме суффикс -чь, выполните упр.91

    - Заполните  3  столбик  таблицы  «Знаю - Хочу знать – Узнал»

    - Поделитесь своим мнением.

    - Смогли мы добиться цели урока?

    - Дайте эмоциональную оценку своей работы на  уроке. У всех сигнальные карточки: красный – работой не удовлетворен, желтый – не все понравилось на уроке, зеленый – остался доволен, все удалось.

    Подведение итогов, выставление оценок.

    - На этом наш урок закончен. Вы молодцы, Всем  спасибо.

    Называют тему

    Дети подводят итог урока

    По учебнику определяют, что невыполненным осталось упр.91

    Ответы детей.

    Упр. 91.

    Читают задание к упражнению, задают вопросы, возникшие при чтении задания, записывают домашнее задание.

    Дети заполняют таблицу и высказывают свое мнение.

    Рефлексия собственной деятельности

    (сигнальные карточки)

    Позн.: Оценка процесса и результатовдеятельности.

    Рег.: Контроль, коррекция и

    оценка.

    Ком.: участвовать в учебном диалоге и строить высказывания;

    определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

    Личн.:

    Самостоятельно оценивать свою деятельность и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов"

    Представляю презентацию к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов."  Урок обобщения.Работа на уроке строится следующим образом. Дети определяю...

    Урок русского языка в 4 клссе "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь".

    В ноябре 2014 года был проведён открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь". Программа "Перспективная начальная школа"....

    Тема урока: « Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс чь».

    Тема урока: « Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс чь»....

    Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь

    Разработка урока по русскому языку для 4 класса (УМК "Перспективная начальная школа")  содержит технологическую карту урока. Тема: "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь"....

    Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь

    Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс  -чь...