Урок русского языка в 4 клссе "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
В ноябре 2014 года был проведён открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь". Программа "Перспективная начальная школа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 4 классе. "Перспективная начальная школа". | 216 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Надыма
(в рамках методической недели МОУ СОШ № 1)
Тема:
« Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь».
Важенина Г. П.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
ноябрь 2014 год
Тема урока: « Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс чь».
Цели урока: показать, как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс – чь;
- учить работать с обратным словарем;
- сравнивать спряжение глаголов «жечь» и «печь» ;
- учить находить чередование согласных в корне слова;
- развивать навыки грамотного письма;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс часть 1 и 2, компьютер, мультимедийный проектор, карточки, листы с блицопросом.
Ход урока:
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей улыбками. Садитесь.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пляшет, иль поет,
Вышивает или пишет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит,
Все расскажет нам ….(глагол)
- О какой части речи мы с вами будем говорить?
- Сегодня мы продолжим разговор о глаголе. По частоте употребления в речи глагол занимает второе место после имени существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять, не делать ошибок в его написании.
- Актуализация темы урока.
- Сейчас мы повторим все об этой части речи. Проведем блиц- опрос. У вас на столах лежат оценочные листы. Каждое задание вы будете оценивать с помощью «галочки» или плюса. ( - я знаю, - не уверен, сомневаюсь, - не знаю). Поставьте знак в нужный столбик.
- Глагол – это….
- Глаголы изменяются по…
- Спряжение – это…
- Спрягаются только глаголы…
- На какую форму глагола указывает суффикс-л- ?
- Глаголы прошедшего времени изменяются по…,а в единственном числе по…
- Не с глаголами пишется…
- В предложении глаголы являются…
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- Назовите суффиксы глаголов неопределенной формы.
- Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом -чь?
- Можем ли мы дать ответ на последний вопрос?
- Почему возникли затруднения? (не хватает знаний).
- Какую цель поставим на сегодняшний урок?
- научиться изменять глаголы с суффиксом –чь.
- Дайте оценку своей работе с оценочными листами. (что знаю, что надо повторить). Отложите листы.
Работа в тетрадях.
Сейчас открыли все тетради
И записали дату.
Чистописание г ж
Нет, стоп! Проверьте-ка сначала
Как положили вы мне их?
Пряма ли спинка?
Чтоб ручка свой конец направила в плечо
Поставьте ноги все на место!
Готовы? Пишем хорошо!
3.Работа над совершенствованием навыков синтаксического и морфологического разборов.
Запишите предложение: В высоком небе зажглись яркие звезды.
- Какими способами можно установить связь слов в предложении? Разберите предложение по членам. (Подчеркните главные и второстепенные члены предложения).
Слово зажглись, разберите как часть речи. Если нужна помощь – обращаемся к эталону по закладке, с 88.
Зажглись
- н. ф. зажечься – (что сделать?) – глагол, 1 спр.,
- наст. вр., мн. ч., 3 л.
- зажглись звёзды, зажглись – сказуемое.
- Какое слово дало жизнь глаголу зажечься?
(зажечься – зажечь – жечь)
- Работа по теме урока.
- Откройте учебник на странице 115. упр. 89 (значок Обратного словаря).
- Откройте Обратный словарь и найдите в нем глагол жечь.
- Прочитайте глаголы, образованные от глагола жечь, при помощи приставок.
Жечь, зажечь, обжечь, поджечь, разжечь, прижечь, сжечь.
- Сейчас вы будите работать в группе. На столе лежит карточка с заданием. Ваша задача - дополнить предложения подходящими по смыслу глаголами с приставками. Постарайтесь, чтобы глаголы не повторялись.
Он старался ___ разжечь _______ костер.
Она решила ___ сжечь _______старые письма.
Главное - не _ обжечь _________ руку!
Рану пришлось ___ прижечь _______ йодом.
Преступники хотели ___ зажечь _______ сарай с разных сторон, но им не удалось_____ поджечь _______ его.
- Какая цель нашего урока?
- научиться изменять глаголы с суффиксом –чь.
- Вернемся в Обратный словарик.
Жечь, зажечь, обжечь, поджечь, разжечь, прижечь, сжечь.
- Проспрягайте глаголы жечь и зажечь.
- Давайте попробуем. Ваши мнения разошлись, обращаемся за помощью к таблице на странице 116
жечь, зажечь.
Ед. ч. Мн. ч.
1 л. я жгу, зажгу мы жжём зажжём
2 л. Ты жжёшь, зажжёшь вы жжёте, зажжёте
3 л. Он жжёт, зажжёт они жгут, зажгут
- В каких формах есть звук г ?
- Это формы, какого лица и числа?
- В каких формах на месте звука г появляется шипящий звук ж?
- Найдите в словаре глагол печь. Прочитайте родственные ему глаголы. Проспрягайте глагол печь и любой глагол с приставкой в тетради
Печь, испечь
ед. ч. мн. ч.
1 л. я пеку, испеку мы печём, испечём
2 л. ты печёшь, испечёшь вы печёте, испечёте
3 л. она печёт, испечёт они пекут, испекут
- Кто испытывает затруднения обращайтесь за помощью к таблице на странице 116 в учебнике.
- В каких формах есть звук к ?
- Это формы, какого лица и числа?
- В каких формах на месте звука к появляется шипящий звук ч?
- Сравните обе таблицы.
- На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока?
- Можем ли сейчас дать ответ?
Вывод: В формах 1 лица единственного числа и в форме 3 лица множественного числа у глаголов неопределенной формы с суффиксом чь появляются звуки г к, а в остальных формах эти звуки меняются на шипящие ж ч.
- Мы достигли цели, которую ставили в начале урока?
- Теперь нам осталось только запомнить это правило, чтобы не делать ошибок при произношении и спряжении глаголов на чь. Здесь нам приходят на помощь Маша и Миша. Прочитайте, как они предлагают вам быстрее запомнить это правило.
- (чтение диалога на стр. 117.)
- Еще раз сделаем вывод. (слайд).
Теперь возьмите оценочные листы и отметьте вопрос, над которым мы работали, как усвоили его? Поставьте значок.
4. Д/з. У. упражнение 91 стр. 118, правило стр.117.
- Подведение итогов.
- Ребята, мне было интересно и приятно работать с вами. Большое спасибо.
Он старался __________________________ костер.
Она решила __________________старые письма.
Главное- не ___________________ руку!
Рану пришлось ________________ йодом.
Преступники хотели ______________ сарай с разных сторон, но им не удалось___________________ его.
Эталон для спряжения глаголов
ед. ч. | мн. ч. |
1 л. Я | Мы |
2. л. Ты | Вы |
3. л. Он | Они |
Оценочный лист.
Блиц – опрос по теме «Глагол»
Я знаю | Не уверен, сомневаюсь | Не знаю | |
Глагол – это….. | |||
Глаголы изменяются по ….. | |||
Спряжение – это….. | |||
Спрягаются только глаголы….. | |||
На какую форму глагола указывает суффикс-л? | |||
Глаголы в прошедшем времени изменяются по ….., а в единственном числе по ….. | |||
Не с глаголами пишется….. | |||
В предложении глаголы являются….. | |||
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? | |||
Назовите суффиксы глаголов неопределенной формы. | |||
Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом -чь? |