Урок русского языка в 4 клссе "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Важенина Галина Петровна

В ноябре 2014 года был проведён открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь". Программа "Перспективная начальная школа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

                МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Надыма

(в рамках методической недели МОУ СОШ № 1)

Тема:

« Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь».

                                                      Важенина Г. П.

                                                     учитель начальных классов

                                                            первой квалификационной категории

                                 

                            ноябрь 2014 год

Тема урока: « Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс чь».

Цели урока: показать, как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме    суффикс – чь;

  • учить работать с обратным словарем;
  • сравнивать спряжение глаголов «жечь» и «печь» ;
  • учить находить чередование согласных в корне слова;
  • развивать навыки грамотного письма;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс часть 1 и 2, компьютер, мультимедийный проектор, карточки, листы с блицопросом.

                                              Ход урока:                                                                                                        

  1. Организационный момент.                                                                            

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей улыбками. Садитесь.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пляшет, иль поет,

Вышивает или пишет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

Все расскажет нам ….(глагол)

- О какой части речи мы с вами будем говорить?

- Сегодня мы продолжим разговор о глаголе. По частоте употребления в речи глагол занимает второе место после имени существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять, не делать ошибок в его написании.

  1. Актуализация темы урока.

- Сейчас мы повторим  все об этой части речи. Проведем блиц- опрос. У вас на столах лежат оценочные листы. Каждое задание вы будете оценивать с помощью «галочки» или плюса.   (  - я знаю, - не уверен, сомневаюсь,  - не знаю). Поставьте знак в нужный столбик.

  1. Глагол – это….
  2. Глаголы изменяются по…
  3. Спряжение – это…
  4. Спрягаются только глаголы…
  5. На какую форму глагола указывает суффикс-л- ?
  6. Глаголы прошедшего времени изменяются по…,а в единственном числе по…
  7. Не с глаголами пишется…
  8. В предложении глаголы являются…
  9. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
  10. Назовите суффиксы глаголов неопределенной формы.
  11. Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом -чь?

- Можем ли мы дать ответ на последний вопрос?

- Почему возникли затруднения? (не хватает знаний).

- Какую цель поставим на сегодняшний урок?

- научиться изменять глаголы с суффиксом –чь.

- Дайте оценку своей работе с оценочными листами. (что знаю, что надо повторить). Отложите листы.

Работа в тетрадях.

Сейчас открыли все тетради

И записали дату.

Чистописание   г   ж

Нет, стоп! Проверьте-ка сначала

Как положили вы мне их?

Пряма ли спинка?

Чтоб ручка свой конец направила в плечо

Поставьте ноги все на место!

Готовы? Пишем хорошо!

3.Работа над совершенствованием  навыков синтаксического и морфологического разборов.

Запишите предложение:       В высоком небе зажглись яркие звезды.

- Какими способами можно установить связь слов в предложении? Разберите предложение по членам. (Подчеркните главные и второстепенные члены предложения).

Слово  зажглись,  разберите как часть речи. Если нужна помощь – обращаемся к эталону по закладке, с 88.

Зажглись

  1. н. ф. зажечься – (что сделать?) – глагол, 1 спр.,
  2. наст. вр., мн. ч., 3 л.
  3. зажглись звёзды, зажглись – сказуемое.

- Какое слово дало жизнь глаголу  зажечься?

 (зажечься – зажечь – жечь)

  1. Работа по теме урока.

 - Откройте учебник на странице 115. упр. 89  (значок Обратного словаря).

- Откройте Обратный словарь и найдите в нем глагол   жечь.

- Прочитайте глаголы, образованные от глагола  жечь, при помощи приставок.

Жечь, зажечь, обжечь, поджечь, разжечь, прижечь, сжечь.

- Сейчас вы будите работать в группе. На столе лежит карточка с заданием. Ваша задача - дополнить предложения подходящими по смыслу глаголами с приставками. Постарайтесь, чтобы глаголы не повторялись. 

Он старался  ___ разжечь _______ костер.

Она решила  ___ сжечь _______старые письма.

Главное - не  _ обжечь _________ руку!

Рану пришлось ___ прижечь _______ йодом.

Преступники хотели ___ зажечь  _______ сарай с разных сторон, но им не удалось_____ поджечь _______ его.

    - Какая цель нашего урока?

 - научиться изменять глаголы с суффиксом –чь.

- Вернемся в Обратный словарик.

Жечь, зажечь, обжечь, поджечь, разжечь, прижечь, сжечь.

- Проспрягайте глаголы  жечь и зажечь.  

- Давайте попробуем. Ваши мнения разошлись, обращаемся за помощью к таблице на странице  116

жечь, зажечь.  

                  Ед. ч.                                                              Мн. ч.

1 л.  я жгу, зажгу                                              мы жжём зажжём

2 л. Ты жжёшь, зажжёшь                                вы жжёте, зажжёте

3 л. Он жжёт, зажжёт                                      они жгут, зажгут

- В каких формах есть звук   г ?

- Это формы, какого лица и числа?

- В каких формах на месте звука  г   появляется шипящий звук  ж?

- Найдите в словаре глагол  печь. Прочитайте родственные ему глаголы. Проспрягайте глагол   печь и любой глагол с приставкой в тетради

Печь, испечь

ед. ч.                                                    мн. ч.

1 л. я пеку, испеку                             мы печём, испечём

2 л. ты печёшь, испечёшь                 вы печёте, испечёте

3 л. она печёт, испечёт                     они пекут, испекут

- Кто испытывает затруднения обращайтесь за помощью к таблице на странице  116 в учебнике.  

- В каких формах есть звук   к  ?

- Это формы, какого лица и числа?

- В каких формах на месте звука  к  появляется  шипящий звук ч?

- Сравните обе таблицы.

- На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока?

- Можем ли сейчас дать ответ?

Вывод: В формах 1 лица единственного числа и в форме 3 лица множественного числа у глаголов неопределенной формы с суффиксом чь появляются звуки  г  к,  а в остальных  формах эти звуки меняются на шипящие   ж  ч.

 - Мы достигли цели, которую ставили в начале урока?

- Теперь нам осталось только запомнить это правило, чтобы не делать ошибок при произношении и спряжении глаголов на чь. Здесь нам приходят на помощь Маша и Миша. Прочитайте, как они предлагают вам быстрее запомнить это правило.

-  (чтение диалога на стр. 117.)

- Еще раз сделаем вывод. (слайд).

Теперь возьмите оценочные листы и отметьте вопрос, над которым мы работали,  как усвоили его? Поставьте значок.

4.  Д/з. У. упражнение 91 стр. 118, правило стр.117.

  1. Подведение итогов.

- Ребята, мне было интересно и приятно работать с вами. Большое спасибо.

     

 

 

  Он старался  __________________________ костер.

Она решила  __________________старые письма.

Главное- не  ___________________ руку!

Рану пришлось ________________ йодом.

Преступники хотели ______________ сарай с разных сторон, но им не удалось___________________ его.

Эталон для спряжения глаголов

ед. ч.

мн. ч.

1 л.   Я

Мы

2. л. Ты

Вы

3. л.  Он

Они

 

                     

Оценочный лист.

Блиц – опрос по теме «Глагол»

Я знаю

Не уверен, сомневаюсь

  Не знаю

Глагол – это…..

Глаголы изменяются по …..

Спряжение – это…..  

Спрягаются только глаголы…..

На какую форму глагола указывает суффикс-л?

Глаголы в прошедшем времени изменяются по ….., а в единственном числе по …..

Не с глаголами пишется…..

В предложении глаголы являются…..

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

Назовите  суффиксы глаголов неопределенной формы.

Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом

-чь?