Конспект к уроку русского языка «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне» (Программа «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку на тему:
«Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»
(Программа «Школа России»)
Цели деятельности учителя: 
-формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками. 
Планируемые результаты:
Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; воспитывать интерес к русскому языку; учить детей наблюдать, анализировать, сравнивать; формировать у учащихся навык работы в парах; осознанное выполнение нравственно – этических норм при взаимодействии с одноклассниками и учителем на уроках русского языка.
Предметные: учатся различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_yaz_9.12.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку на тему:

«Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»

(Программа «Школа России»)

Цели деятельности учителя:

-формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками. 

Планируемые результаты:

        Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; воспитывать интерес к русскому языку; учить детей наблюдать, анализировать, сравнивать; формировать у учащихся навык работы в парах; осознанное выполнение нравственно – этических норм при взаимодействии с одноклассниками и учителем на уроках русского языка.

        Предметные: учатся различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.

Тип урока: интегрированный урок.

Оборудование: презентация, учебник 3 кл., 1 часть, стр. 111-112, раздаточный материал.

Этапы, методы и приёмы.

Хроно-метраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог.

4 мин.

-Здравствуйте, ребята! Сейчас 1 вариант сядет,если услышит слово,в котором пишется разделительный твердый знак,а 2 вариант,если услышит слово,в котором пишется только  мягкий знак.

Слова: пляж,стриж,дождь,объем,ружье.

-Молодцы,ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут меня Ирина Викторовна. Я очень рада познакомиться с вами, мне интересно узнать, что вы знаете, умеете.  Сегодня я хочу,вам пожелать,хорошо работать на уроке,помогать друг другу и стараться не делать ошибок.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу на уроке.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2. Мотивационный этап

Метод – словесный.

3 мин.

-Сядьте ровно,спинки прямые,ноги стоят правильно, тетрадь положите в наклон. Кто готов работать,руку на локоток. Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Готовиться к работе на уроке.

Личностные:

формирование навыков самоорганизации.

3. Постановка учебной задачи.

Практический-вопросы первичного восприятия;

наглядный;

словесный – объяснение.

Метод – практический;

Прием – анализ языкового материала, вывод правила.

Прием – работа по учебнику; беседа; письменные  упражнения.

Метод – словесный;

Метод – практический.

Прием – орфографический анализ; письменное упражнение.

15 мин.

-Посмотрите на доску,прочитайте  шуточное предложение про себя и назовите,какие орфограммы в нем спрятаны: «Среди ча[щ'] и ро[щ'] растут плю[щ']  и хво[щ']»

-Вы видели когда-нибудь плющ и хвощ? А  давайте посмотрим,как они выглядят. Посмотрите на доску.

-Так какие орфограммы спрятаны в этих слова?

-На какое правило эти слова?

-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить на уроке? (Тема: «Правописание Ь после шипящих у имен существительных»).

-Откройте учебник на странице 155 и прочитайте.

- Подумайте,какую вы поставите перед собой цель на этом уроке? Я даю вам 1 минуту.

-Цель урока-сделать обобщение по теме «правописание Ь после шипящих у имён существительных».

-Так в каких в каких случаях мы пишем Ь после шипящих в именах существительных? (на слайде)

«Ь после шипящих в именах существительных»

Ь пишется

Ь не пишется

1.У существительных женского рода в И.п. ед.ч.:

вещь,ночь

1.У существительных мужского рода: грач_.

2.У существительных, стоящих в Р.п. мн.ч.:

луж_,крыш_.

-Итак,приведите примеры на каждый случай,по цепочке.

-Расскажите это правило в парах, а теперь встаньте и расскажите это правило своему товарищу по варианту. Если вы первый вариант,рассказываете соседу по первому варианту и так у второго варианта. Хорошо,молодцы!

-Найдите упражнение 160,кто прочитает задание?

-Что нужно сделать? Прочитайте слова и попробуйте назвать,в каких словах 2 орфограммы и какие это орфограммы?

Орфограмма 1- «Парный согласный в корне слова»

Орфограмма 2- «Наличие/отсутствие Ь на конце основы».

Слова:стриж,молодежь,глушь,вираж,марш,вкладыш, сушь,чушь,голыш,крепыш,фарш,пляж,ложь.

-Назовите проверочные слова для первой орфограммы?

-Запишите слова в два столбика: 1) слова м.р., 2) слова ж.р.

-Второй столбик дополните своими примерами.            Для этого воспользуйтесь Обратным словарем (открой его на -Ь,на -жь, -чь, -шь, -щь).

-Вы работаете в паре,я засекаю 5 минут,как только вы выполнили задание поднимаете руку.

-Какими словами вы дополнили столбик?

-Хорошо, а теперь,ребята что вы скажете о работе Ь на конце основ слов 2-ого столбика ?

-На что он указывает? Какой вывод мы сделаем?

(Повторение таблицы,на слайде)

-Хором повторим правило написания Ь после шипящих в именах существительных. Посмотрите на доску.  

А теперь,кто хочет выйти и рассказать правило всем?

Объяснять выбор вставленной орфограммы.

Восприятие информации, осмысление ее.

Формулировать тему урока.

Работать с учебником.

Постановка цели урока.

Осуществлять обобщение по данной теме.

Работать в паре и по варианту.

Строить грамматическое рассуждение.

Выбирать необходимую информацию.

Работать с учебником;обратным словарём.

Выполнять упражнение.

Проверять работу.

Отвечать на вопросы.

Делать вывод.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Планировать работу.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: 

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

4. Физ. минутка.

5 мин.

-Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в «Карусель» и разомнемся. Встаём.

-Возьмите карточку.

-Поставьте,где нужно Ь. Сумеете ли вы объяснить свой выбор?

-А сейчас,каждый ряд должен собрать карточку со своими словами первый ряд ищет слова женского рода, 2 ряд слова мужского рода, 3 ряд- существительные стоящие во мн. числе  Р. п. У каждого ряда должно получиться по 9 слов.

-Я засекаю время,на работу 3 минуты.

Слова 1 ряда-мышь,рожь,помощь,дочь,ночь,вещь ,брошь, ложь,молодежь.

Слова 2 ряда-кирпич,шалаш,еж,нож,сторож,плащ, врач, ландыш,товарищ.

Слова 3 ряда- дач,задач,туч,луж,крыш,рощ,свеч, рощ,чащ.

Выполнять задание.

Разминка с помощью упражнения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

5. Решение учебной задачи.

Прием – работа по учебнику; беседа; письменные  упражнения, грамматическое упражнение.

13 мин.

Мы продолжаем урок и снова вернемся к упражнению 161, а какая здесь работа мягкого знака?

-Назовите правило.

-Откройте страницу 158 и найдите упражнение 163. -Прочитайте задание про себя,что нужно сделать?

-Упражнение 163. Открой Обратный словарь на -А, на -ша. Выпишите в строчку 4-е,5-е, 8-е и 11-е слова из списка.

Придумай с этими словами такие предложения ,чтобы слова стояли в форме Р.п. мн. ч.

-Выполняйте упражнение самостоятельно.

Слова: афиша,калоша,груша,крыша.

- Проверяем,кто хочет прочитать свои предложения?

- Так почему эти существительные вы написали без Ь?

(Повторение правила)

Регулятивные: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Познавательные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

6.Рефлексивный. Итог урока

Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

Составление обобщающего ответа.

5 мин.

-Чему вы научились на уроке,что нового узнали?                    -Ребята, давайте вспомним какие цели урока мы ставили перед собой?

-Мы их достигли?

-Почему вы так считаете?

-А сейчас мы проведем мини-диктант.

-Записывайте предложения:

1-Пришла весна,и с крыш сполз мокрый снег.

2-Я быстро бежал домой,потому что мама приготовила мой любимый борщ.

3-Бабушка купила брошь,на которой была нарисована рожь.

4-Мы приехали в деревню,там было много луж и построено много дач.

-Подчеркните орфограмму,которую мы с вами сегодня изучили.

-Читай предложение и называй с орфограммой,которую мы сегодня изучили.

- Какой вывод мы с вами сделаем?

(Повторение правила правописания Ь у имён существительных,возвращение в таблице)

Урок окончен. Спасибо за урок!

Анализировать проделанную работу.

Обобщать изученное.

Познавательные: 

строят речевые высказывания.

Коммуникативные: умение излагать свое мнение.

Личностные:

Участие в подведении итогов урока.