Конспект урока по обучению грамоте « Особенности звука (ж). Сочетание жи»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Данный конспект предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе Л.В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zhi-shi.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте

« Особенности звука (ж). Сочетание жи»

Мелихова Нина Ивановна, учитель начальных классов,

МОУ Лицей № 11, г. Волгоград

Цели урока:

Предметная: формировать умение обозначать гласный звук буквой после буквы ж.

Метапредметная: формировать УУД.

Личностные: проявление интереса к новому учебному предмету.

Познавательные: постановка познавательной цели, выбор наиболее эффективных  способов решения задач.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества, учет разных мнений, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, планирование работы, контроль полученного результата, его оценка.

Ход урока.

1. Оргмомент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела

Так скорей, друзья, за дело.

- Ребята, что вы ждете от урока?

2.Проблемная ситуация.

- Наступила зима. К нам в класс прилетели снежинки. Они приглашают нас отправиться на прогулку в зимний лес. Всюду снега намело. Как пройти по лесу?

Ответы детей ( - Взять лыжи с собой .)

- Как правильно написать это слово? Буква Ж решила попросить у вас совета: с какой гласной ей дружить – с Ы или И ?

3. Целеполагание.

- Кто понял, чем мы будем заниматься на уроке?

- Уточните, на какие вопросы мы должны ответить?

( Почему у буквы Ж возник такой вопрос?)

- Как вы думаете, мы сможем помочь букве Ж выбрать нужную букву?

- Как нам решить эту проблему? ( Ответы детей)

4. Повторение ранее изученного.

- На доске буквы, назовите их правильно.

Н, Р, О, М, И, Ж, У, А

- Разделите эти буквы на две группы.

- Как назовете каждую группу?

Проверка на доске:

( Буквы первой группы О, И, У, А. Это буквы гласных звуков, т.к. при произношении этих звуков воздух на своем пути не встречает преграды, проходит свободно.)

( Буквы второй группы Н ,Р, М, Ж. Это буквы согласных звуков, т. к. при произношении воздух на своем пути встречает преграду.

- А можно ли еще каждую группу разделить? И по каким признакам?

На доске:

О, А, У

(Эти гласные буквы указывают на твердость согласного.

И – ( Буква и указывает на мягкость согласного)

Н, Р, М – ( Эти буквы имеют твердый и мягкий согласный  звук)

Ж- ( Звук Ж всегда только твердый)

5. Решение проблемной ситуации.

-Соедините букву Ж с каждой гласной и прочитайте вслух получившиеся слоги.

 (ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ)

- Почему буква Ж не могла определить: с какой из гласных ей дружить – с И или с Ы?

- Какой гласный слышится при произношении, когда читаете слог ЖИ?

-  Сможет ли кто-нибудь сейчас ответить на вопрос: с какой гласной Ы или И  нужно дружить букве Ж? ( Ответы детей)

- Что это только что сделали вы?

- Можно ли вывод cчитать открытием?

Чтение столбиков слов  в Азбуке с. 53

ЖИЛ     ЖИВ   ЛЫЖИ

ЖИЛА  ЖИВЫ  НОЖИ

ЖИЛИ  ЖИВОЙ  ЛУЖИ

8. Закрепление.

- Открытие сделано. Молодцы! Советую закрепить эти знания.

- Отгадайте загадки.

1. Как называются неядовитые змеи с желтыми пятнышками на голове?

(Ужи)

2. Он ходит голову задрав,

Не потому, что гордый нрав,

Не потому, что важный граф,

 А потому, что он…( жираф).

3. Ползун ползет, иголочки везет.( ежик)

4.Они на холоде лежат,

Но от стужи не дрожат.

Пусть ветер и вода свежи,

Но на пляж идут … ( моржи)

5. Мухи белые летели,

На дворы, на крыши сели.

Не сочтете белых мух,

 Что летают словно пух. ( снежинки)

( Составление схем-слов с последующей проверкой  в парах, а потом на доске)

- Что общего во всех этих словах- отгадках?

- С какой буквой дружит буква Ж?

Чтение сказки « Колобок» (Азбука – с. 53)

- С каких слов обычно начинаются сказки?

-Иллюстрации к какой сказке изображены  в книге?

( Чтение начала сказки)

- Кто может продолжить?

- Какую роль из этой сказки хотите играть вы?

( Инсценирование сказки « Колобок»)

8. Рефлексия.

- Что было на уроке интересного?

- В чем была трудность?

---   Как ты преодолевал эту трудность?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Согласные звуки [т], [т`], буквы Т, т.". ФГОС

Урок построен на материале электронного приложения к учебнику В.Г. Горецкого "Азбука" ФГОС....

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Звуки [д], [д\']. Строчная буква д.»

Конспект разработан по образовательной  системе «Школа 2100».  Учебники «Букварь» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина...

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: "Звуки [г], [г`] , буквы Г, г ". 1 класс

Урок проводится в первом классе при знакомстве со звуками [г], [г*] и буквами Г,г по УМК "Перспектива"....

План – конспект урока по обучению грамоте «Согласные звуки [ п], [ п,]. Буквы П, п"

Урок опирается на знания, умения, полученные ранее.  Специфика урока в использовании индивидуальной  и фронтальной работы и использовании здоровьесберегающих методик. Применяются развивающие...