"Изменение глаголов прошедшего времени по родам", УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Нечаева Ольга Геннадьевна

Урок "открытия" новых знаний, урок - исследования.  На данном уроке решались самые разнообразные методические задачи постановочного, разъяснительного, инструктивного, проблемного, поискового характера. На уроке использовались ИКТ технологии, урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otkrytiya.doc92 КБ
Office presentation icon polnaya_versiya.ppt756 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: 1) сформировать представление об изменении по родам глаголов прошедшего времени; 2) сформировать понятие о различном правописании окончаний глаголов прошедшего времени; 3) сформировать способность к определению рода и правописанию окончаний глаголов прошедшего времени.

Демонстрационные материалы: таблицы с опорными схемами, образцы и эталоны для самопроверки, электронная презентация.

Раздаточный материал: карточки для работы в группах, рисунки для этапа рефлексии, алгоритм каждому ученику.

Планируемые результаты:

предметные:

- находить суффикс - л -, определять число и род у глаголов прошедшего времени

- правильно писать окончания глаголов прошедшего времени

личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу
  • понимает причины успеха в учебной деятельности

Метапредметные УУД:

регулятивные

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

познавательные

  • использует знако-символические средства при выделении суффикса;
  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  • составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

  • слушает и понимает речь других;
  • учится работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Ход урока.

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Мы  рада всех вас видеть! У нас сегодня гости. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь всем, улыбнитесь друг другу. Пусть этот урок подарит вам радость открытия новых знаний и радость общения.

Оцените, какое у вас сейчас настроение?

- Как вы думаете, можно знать всё на свете?

-А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?

- Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.

- Сегодня, мы не только повторим пройденный материал, но и откроем новые секреты русского языка. А какие, вы узнаете сами, но только чуть позже.

Артикуляционная гимнастика

- дыхательная

- Гласные А,О,У,И (с дыханием)

Чистописание:

одр (род)

- кто может прочитать слово?

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

в пробном действии.

- Какой раздел русского языка мы изучаем? (Части речи).

- С какой частью речи мы работали на последних уроках? (Глагол).

 (Слайд) 3

Блиц – опрос

Глагол – это……..

Глаголы отвечают на вопросы…….

Глаголы обозначают……..

Глаголы изменяются по…….

В настоящем времени обозначает действие которое …

В прошедшем времени обозначает действие которое …

В будущем времени обозначает действие которое

- Как вы думаете, мы всё узнали об этой части речи? (Наверное, нет).

Слайд 4

Как на уроке вы будете узнавать новое? (Сначала поймём, что не знаем, затем самостоятельно узнаем новое.)

Организация учебного процесса

Слайд 5

2. Словарная работа: б.реза, сев.р, [й, аблака].

Слайд 6 .

Проверка

-  Прочитайте, Что общего в словах?  (Это существительные).

- Чем отличаются эти существительные? (Они разного рода).

- Можно ли изменить род имен существительных? (Нет).

- Покажите карточками род имен существительных: север, береза, яблоко.

3. Орфографическая подготовка и запись слов

Запишите слова с комментированием в столбик: набежал, бегут, подлетит.

-  Что общего в словах? (Это глаголы).

- Чем отличаются данные глаголы? (В разных временах.)

- Можно ли глаголы изменять по временам? (Да.)

Слайд 7-

Запрограммируйте время записанных глаголов:

1 – б. вр.,

2 – пр. вр.

 3 – н. вр.,

Слайд 8

 Скажите, какое  получилось число. (231).  (ск. дес, сот, ед)

- Что вы повторили? (глаголы изменяются по временам.)

Мы ещё не  все знаем о глаголах?

4. Выполнение пробного действия на индивидуальных листах.

С какой целью вы будете выполнять пробное задание на индивид. листах?

(что – то узнать)

2 уровня

1 уровень

 (Настя и Камилла)

Допишите к слову солнце слово, обозначенное данными звуками: [с’и й’а л а].

2 уровень (на листочке записать словосочетание) на листочке

Денис  Солнце сиял_.

- Поднимите листы. Что замечаете? (Слово написано по-разному.)

- Почему один и тот же глагол написали по-разному?

 (Мы пока не можем объяснить причину этого явления).

 Выявление места и причины затруднения.

Организация учебного процесса

- Что необходимо сделать? (Остановиться и подумать, почему получились разные записи.)

- Какое задание выполняли? (Дописывали глагол к данному существительному.)

- Где возникло затруднение? (В записи окончания глагола.)

- В какой грамматической форме стоит глагол сияло? (Глагол прошедшего времени, единственного числа.)

- Почему не смогли выполнить задание? (Не знаем, как писать окончание.)

Значит, о глаголах какого времени будем говорить, сегодня на уроке?

(- о глаголах прошедшего времени)

Слайд 9

 Да, мы будем говорить о  глаголы прошедшего времени, ед.ч, мн.ч

Физминутка

Условие игры:

Я читаю глаголы. Как только вы услышали глагол прошедшего времени - хлопаете в ладоши, а остальные топаем.

Читает, веселится, рисовал, бегает, умывается, спал, шьёт, вяжет, метёт, пил, резал, прыгает, едет, подпрыгивает, пишет, думал, лёг.

- Как узнавали глаголы прошедшего времени? (Вопросы, суффикс -л)

- А чем, еще ? Посмотрите на доску

Построение проекта выхода из затруднения.

Организация учебного процесса на этапе

Сегодня мы будем вспоминать прошлое. Много лет прошло с тех пор, как закончилась ВОВ. Мы вспомним события прошлых лет

слайд 10

  • Прочитайте предложения.

в 1941 году враг напал… на нашу страну.

В 1941 году Германия напал…. на нашу страну.

В 1941 году фашистское войско напал… на нашу страну.

Согласны ли вы с таким написанием? Почему?

Проблемный диалог.

  • Чего не хватает? (Окончаний)
  • Определите число и время глаголов.
  • Давайте попробуем назвать окончания глаголов.
  • Почему глаголы употреблены в одном  времени, числе, а имеют разные окончания?
  • Мы можем ответить на вопрос сразу же?
  • Нет
  • Как вы думаете, почему?
  • Ваше мнение .

Значит наша цель урока?

Узнать, почему глаголы в прошедшем  времени и ед. числе, а имеют разные окончания.

Для чего нам это нужно знать? ( Чтобы их правильно писать)

Тема: Изменение глаголов прошедшего времени ед. числа по родам

  • Необходимо понаблюдать, как изменяются глаголы прошедшего времени в ЕД.Ч. МН.Ч
  • Нам надо провести исследование.
  • Заполнить таблицу

V. Исследование

Заполни таблицу. Поставить глагол в неопределенную форму (напасть)

Глагол (Н.Ф.)

прошедшее время

М.Р

ед.ч

Ж.Р

ед.ч

СР.Р

ед.ч

МН.Ч

шЁл

шла

шло

шли

напасть

напал

напала

напало

загрохотать

застонать

замахать

- Записать глагол в таблицу (напал, напала, напало)

- В какой части слова разные буквы? (В окончании).

Поставить ударение в глаголах.

- Окончание в слабой или сильной позиции? (В слабой – оно безударное.)

У глаголов какого времени меняется окончание? (У глаголов прошедшего времени.)

Что значит изменить окончание? (изменить форму слова)

- Почему форма меняется? (Имена существительные разного рода.)

- Может ли глагол изменяться по родам? (Да, но только в прошедшем времени.)

правило стр. 122

Слайд 10

Запишите предложения, применив полученные знания

в 1941 году враг напал на нашу страну.

В 1941 году Германия напала  на нашу страну.

В 1941 году фашистское войско напало на нашу страну.

Проверка написания слайд 11

  • подчеркните грамматическую основу
  • Назовите существительные. В каком числе они употреблены.
  • Определите  род существительных.
  • Назовите глаголы.
  • Определите время глагола, число (Поставить вопрос)
  • Определите род глагола.
  • Как вы определили род? ( по существительному)
  • Что общее в глаголах вы заметили? (суффикс Л всегда у глаголов прошедшего времени)

От чего зависит род  глаголов прошедшего времени в единственном числе?

правило с.121

Если рядом с глаголом прошедшего времени нет существительного?

Давайте понаблюдаем, изменяются ли по родам глагола во мн. числе?

упр № 217

- Найдите, глагол мн. числа.

- ДУМАЛИ

( Какие окончания у глаголов прошедшего времени мн.ч)

Если глагол во МН.Ч. и  используется без существительного, можно определить его род? (Нет.)

Что из этого следует? ( По родам изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе.)

 От чего зависит род  глаголов прошедшего времени в единственном числе?

правило с.121

(Глагол такого же рода, что и имя существительное, с которым он связан.)

правило с.122

Вывод: предположение подтвердилось (работа со схемой)

ДОСКА и Индивидуальные таблицы

М. Р

Ж .Р.                 Л +

СР,Р.

МН.Ч.

Какие окончания вы выделяете у глаголов прошедшего времени? (Дополнения в схему).

Будет ли отличаться безударная позиция окончания от ударной? (Нет.)

Какие выводы вы сделали?

В результате наблюдений за изменением глаголов, я знаю, как  пишутся окончания глаголов м.р., ж.р., ср.р., ед.ч, мн.ч.

У глаголов прошедшего времени есть суффикс Л

Физкультминутка.

Алгоритм правописания окончаний глаголов прошедшего времени

1. Найдите имя существительное, с которым связан данный глагол.

2. Определите число и род этого существительного.

3. Допишите окончание глагола прошедшего времени.

- Вернемся к началу урока. Проверим с помощью алгоритма слово, которое написали на листках СОЛНЦЕ СЧИЯЛО

(Комментарий с использованием схемы, на доске графический комментарий).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить свое умение применять изученное правило.

Игра

- «Вставить окончание глагола»

- У кого ошибок нет? Молодцы!

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

- А теперь вы можете поработать самостоятельно. Выберите себе задание по силам. Желаю успеха!

Слайд I уровень.

Определите род данных глаголов: тлела, разгоралось, кричали, полыхал.

II уровень.

Запишите глаголы прошедшего времени с данными существительными: роща догорал, дерево полыхал, птицы замолчал.; определите их род.

III уровень.

Измените глагол гореть по родам.

- Проведите самопроверку по эталонам.

I уровень: тлела – ж.р., разгоралось – ср.р., кричали – мн.ч., полыхал – м. р.;

II уровень: роща догорала – ж.р., дерево полыхало – ср.р., пенёк тлел – м.р., птицы замолчали – мн.ч.;

III уровень: горел – м.р., горела – ж.р., горело – ср.р.

Сдать работы

- Кто допустил ошибки при выполнении задания?

- Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Запомнить правило правописания окончаний глаголов прошедшего времени, пользоваться схемой).

- Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак «+».

- У кого ошибок нет? Молодцы!

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 1) оценить результаты собственной деятельности; 2) согласовать домашнее задание.

Организация учебного процесса

1. - Что нового узнали про глагол?

- Какую цель ставили перед собой? (Узнать правило правописания окончаний глаголов прошедшего времени).

- Достигли мы цели? (Да).

- Как пишутся такие слова? (Ученики рассказывают правило).

- Оцените свою деятельность.

- Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь?

Лист самооценки

Оцени сегодняшний урок знаком «+» или « --»

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 

 

2. Домашнее задание: № 219 или 220

Алгоритм правописания окончаний глаголов прошедшего времени

1. Найдите имя существительное, с которым связан данный глагол.

2. Определите число и род этого существительного.

3. Допишите окончание глагола прошедшего времени.

Алгоритм правописания окончаний глаголов прошедшего времени

1. Найдите имя существительное, с которым связан данный глагол.

2. Определите число и род этого существительного.

3. Допишите окончание глагола прошедшего времени.

Алгоритм правописания окончаний глаголов прошедшего времени

1. Найдите имя существительное, с которым связан данный глагол.

2. Определите число и род этого существительного.

3. Допишите окончание глагола прошедшего времени.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Нечаева Ольга Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 36»

Слайд 2

Урок открытие новых знаний «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»

Слайд 3

Блиц - опрос Глагол – это …. , отвечают на вопросы … Глаголы изменяются по …. Глагол обозначает … Глагол в настоящем времени обозначает... Глагол в настоя времени обозначает … Глагол в будущем времени обозначает …

Слайд 4

Как узнавать новое? Поймем, что не знаем Самостоятельно узнаем Сделаем вывод

Слайд 5

Словарная работа с-вер б-рёза [ Й АБЛАКА ]

Слайд 6

Словарная работа сЕвер (м.р.) бЕрёза ( ж.р.) яблОкО (ср.р.)

Слайд 7

Запрограммируйте время глаголов Н.В. - 1 Б.В - 2 П.В. - 3

Слайд 8

231

Слайд 9

ГЛАГОЛ прошедшего времени ЕД.Ч. МН.Ч.

Слайд 10

Прочитай предложения В 1941 году враг напал.. на нашу страну. В 1941 году фашистская армия напал… на нашу страну. В 1941 году фашистское войско напал… на нашу страну.

Слайд 11

Проверка В 1941 году враг напал на нашу страну. В 1941 году фашистская армия напал а на нашу страну . В 1941 году фашистское войско напал о на нашу страну.

Слайд 12

Что узнали? Какие окончания у глаголов прошедшего времени?

Слайд 13

Алгоритм Шаг 1 Найдите глагол Шаг 2 Определи число глагола Шаг 3 Определи род глагола по существительному, с которым связан глагол Шаг 4 Написать окончание глагола Шаг 5 Выделите в слове окончание Шаг 6 Проверить

Слайд 14

Игра «Вставь окончание»

Слайд 15

БЕРЕЗА РОСЛ__ А О

Слайд 16

ДЕНИС РИСОВАЛ А О __

Слайд 17

ОКНО УПАЛ_ О А

Слайд 18

СОЛНЦЕ СИЯЛ__ А О

Слайд 19

ПТИЧКИ ЗАПЕЛ ___ А И О

Слайд 20

ДОЖДИК ПАДАЛ __ А О

Слайд 21

ДЕРЕВО РОСЛ__ О А

Слайд 22

Молодец!

Слайд 23

Найди ошибку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"

Урок русского языка в 4 классе. "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"...

Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...

План-конспект урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"

План-конспект урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"....

Конспект урока русского языка для 3 класса на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам"

Урок разработан на основе программы "Перспектива" по ФГОС НОО по учебнику Климановой.  Тип урока - урок открытия нового знания. На уроке использованы элементы Сингапурской методики, а именн...

Русский язык 3 класс УМК "Школа России" Тема: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам.»

Цели деятельности учителя: познакомить с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результатыПредметные:знать: зависимость рода глагола от рода существительного.у...

Урок русского языка в 4 классе ( УМК "Школа России") по теме «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам »

Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.Цель урока: развивать умение различать временные формы глагола и правильноих употреблятьОбразовательные задачи:развивать умение правильно ...