Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Максимова Мария Владимировна

Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Местоимение как часть речи" по программе "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Местоимение как часть речи.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока: познакомить учащихся с функцией местоимений в устной и письменной речи

Предметные:

  • Ученик знает как употреблять местоимение вместо существительных
  • Ученик научится использовать терминологию при определении частей речи
  • Ученик получит возможность научится наблюдать и анализировать языковые явления
  • Личностные:
  • Контролировать свои действия
  • Оценивать правильность выполнения действия

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение организовывать свои действия( ставить перед собой цель, удерживать учебную задачу)

Коммуникативные УУД: умение формировать свои мысли в устной форме, умение слушать собеседника, работать в паре

Познавательные УУД: выделение и обработка необходимой информации из текста, умение ориентироваться в своей системе знаний

 Оборудование: раздаточный материал с заданием, карточки с таблицами

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Словесный: слово учителя

2мин.

-Заливистый школьный звонок

Позвал нас опять на урок

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Садитесь.

Приветствовать  учителя.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Мотивационный этап

Словесный:

учебный диалог

3мин.

-Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нем самом!

- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)

- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

- Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.

Отвечать на вопросы. Приводить примеры

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в  диалог.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебник на печатной основе

Практический: работа с учебником

10мин.

Прочитайте текст и скажите, какая ошибка в нем допущена.

Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши. ( на слайде)

- О какой птице говорится в данном тексте? ( о сове)

- Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? ( Повтор слова сова)

- Как исправить эту ошибку? ( Заменить слова сова другим словом.)

- Каким словом можно заменить слово сова? ( Птица, она)

- Какой текст получится? Прочитайте.

Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У нее мощные когти и чуткие уши.

- Какой частью речи является слово сова? ( именем существительным)

- Вместо какой же части речи мы употребили слово она? ( вместо имени существительного).

- Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? (о местоимении)

- Кто сформулирует тему урока?

- Итак, тема урока « Местоимение как часть речи».

- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? ( Должны узнать, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи)

-Как должны быть использованы местоимения в речи? (они должны заменять определенные, ранее употребленные в речи слова.)

-Однако и вне текста местоимения имеют значение. Давайте ответим на вопрос Совёнка на с.70.

Формулировать ответ

Отвечать на вопросы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности на уроке.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Первичное закрепление

Словесный: слово учителя, учебный диалог

Практический: работа с понятиями

Наглядный: учебник, ТСО

8мин.

Для начала выясним, почему же эта часть речи получила такое название?

- Может быть это уже кто-то знает? ( ответы уч-ся)

Оказывается, слово местоимение произошло от двух греческих слов анти

( вместо) и онима ( имя)

- Попробуйте сделать вывод, что такое местоимение. ( спросить несколько человек)

- Итак, местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

- Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)

- Про друга ? (он)

- Про подругу? (она)

- Про детей ? (они)

- Как бы вы обратились к другу?( ты)

- А к взрослому человеку? ( Вы)

Упр.117.

-Прочитайте задание и текст. Верно ли школьник употребил местоимения? (Учащиеся должны ответить, что в предложении «Она лежала на полке» местоимение «она» может заменять и слово «книга», и слово «соседка».)

-Такое употребление является речевой ошибкой. Прочитайте правило употребления местоимений в «Узелках на память» на с.77.

 Рассмотрите таблицу.

- Назовите личные местоимения 1-го и 2-го лица в начальной форме. (Я, мы, ты, вы)

- Какие из них являются формами ед. ч., а какие – формами мн.ч.?

(Формы ед. ч. – я, ты, формы мн. ч. – мы, вы)

- Назовите местоимения 3-го лица. (Он, она, оно, они)

- Что сделали с местоимениями я, мы, ты, вы, он, она, оно, они?

(Их просклоняли, т. е. изменили по падежам)

-Посмотрите на местоимения 3-го лица ед. ч. Что интересного вы увидели?

(Местоимения он и оно склоняются одинаково)

- Докажите, что местоимения м.р. и ср. р. склоняются одинаково. Для этого просклоняйте их, подставляя существительные «дом» и «облако».

Например: Р.п. – нет дома (его), нет облака (его). (Устно)

- Назовите формы местоимений 3-го лица мн.ч. (Они, их, им, их, ими, о них)

- Различаются ли они по родам? (Нет)

- Что интересного ещё заметили в таблице? ( Формы Р.п. и В. п. одинаковые)

- Что же делать, как распознать падежи? (Подставить проверочное слово – мама: нет мамы  - Р.п., вижу маму – В.п.)

Участвовать в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечать на поставленные вопросы, приводить примеры

Выполнять задания по теме

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: учебно  – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Самостоятельная работа

Наглядный: ТСО, учебник

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Практический: работа с учебником

10мин.

Упр. 118.

-Прочитайте, как Аня пересказала текст Б.Житкова. Какой недостаток вы заметили?  С помощью, какой части речи можно было бы избавиться от повторения имён существительных? Прочитайте измененный текст. Запишите его. Разберите по составу слово – подставках.

Выполнять задания из учебника

Самостоятельная работа с учебником.

Выполнять грамматические задания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Рефлексия деятельности

Наглядный: ТСО

Словесный: слово учителя; учебный диалог

7мин.

-Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.

Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?

- Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного).

-В чем же различие существительного и местоимения?

( Существительное называет предмет, а местоимение только указывает на предмет, не называя его.)

Закончи предложения:

Местоимения – это слова, которые не называют людей, животных, предметы, а только … (указывают на них)

Я знаю личные местоимения:…(я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

Местоимения: 1-го лица…(я, мы)

                          2-го лица…(ты, вы)

                          3-го лица…(он, она, оно, они)

По родам изменяются только местоимения …(3-го) лица, …(единственного) числа.

Местоимений в русском языке немного, всего 69, но они часто потребляются в нашей речи.

-С какой целью мы употребляем местоимения в нашей речи? (Чтобы сделать нашу речь разнообразной, помогают избежать повторов.)

-Домашнее задание упр.70 из РТ и упр. 120 из учебника.

Делать вывод.

Анализировать свою деятельность на уроке

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....