Склонения имени существительного
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Склонение имен существительных».
Тип урока: открытие нового знания
Цель: познакомить с падежами и что такое склонение имен существительных
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с падежами русского языка;
Личностные: понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку; разрешать проблемные ситуации; реально оценивать свои успехи в освоении языка; стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру.
Оборудование: В. П. Канакина учебник русского языка 3 кл. 2 часть, презентация.
№ | Этап урока Методы и приемы | Время | Содержание урока | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Орг.Момент Словесный: Слово учителя | 2 мин | Здравствуйте ,ребята! Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Присаживайтесь. | Слушать учителя. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. |
2 | Мотивационный Актуализация знаний | 8 мин | - Прочитайте слова. (Лиса,лисы,лисе, лисой.) -Это однокоренные слова? (Нет. Это формы одного и того же слова.) - Поставьте к каждому слову вопрос. - Выделите окончание в этих словах. -Сколько раз изменилось окончание в словах? -Что изменяется в слове при измимении его по вопросам? (Окончание.) - Давайте сформулируем тему и цели нашего урока. -Что мы должны узнать? ( Что такое склонение имен существительных? Что такое падеж? Какие бывают падежи.) -Цель урока? ( Познакомиться с падежами.) - Тема нашего урока «Что такое склонение имен существительных.» | Отвечать на вопросы Делать вывод Выявлять тему и цели урока | Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы, строят речевые высказывания. Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности; |
3 | Постановка учебной задачи и ее решение Практический: Работа с учебником, с упражнениями | 10 мин | -Откройте учебники на странице 36. Прочитайте тему урока. -Теперь прочитайте упражнение № 64. Запишите текст, вставляя имя существительное СОСНА в нужной форме. -На какой вопрос отвечает имя существтительное сосна в первом предложении?( Что?) - Каким членом предложения оно является? (Подлежащим) - На какие вопросы отвечает имя существительное сосна в других предложениях? -Выделите окончание в каждом имени существительном. -Почему изменилось окончание? -Сколько раз оно изменилось? -Как вы думаете, как называется изменение имен существительных по вопросам? (Склонение) - Итак, что же такое склонение? ( Это изменение имени существительного по падежам.) -Сколько падежей в русском языке? -Какие падежи вам знакомы? Обобщение: в русском языке шесть падежей.Иминительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.) -Посмотрите на таблицу на странице 37. Как она называется? Прочитайте название таблицы. -Прочитайте название колонок. Как называется первая колонка? Как называется вторая колонка? Как называется третья колонка? -Теперь разберм каждую строку . Кто прочитает первую строку? Как называется падеж? Падежные вопросы, на которые отвечают имена существительные в этом падеже. Имена существительные в данной форме. Какие имена существительные изменяются по вопросам кто? Кого? и т.д.( Одушевленные) Какие имена существительные изменяются по вопросам что? Чего? И т.д. (Неодушевленные) Итак, как мы видим из таблицы, то имена существительные изменяются по падежам. Каждый падеж отвечает на свои вопросы, употребляетс со своими предлогами и выполняет свою роль в предложении и словосочетании. | Работать со словами Делать вывод совместно с соседом Читать правило Делать вывод | К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров. |
4 | Физ.минутка | 1 мин | - Давайте теперь встанем и немного разомнемся. | Выполнять действия. | Л: установка на ЗОЖ. |
5 | Решение частной задачи Словесный: беседа Практический: Фронтальная проверка | 15 мин | - Выполним упр. 66. Прочитайте задание. Что нужно сделать? - На какие вопросы будут отвечать данные имена существительные при изминении по падежам? Просклоняйте одно из этих слов у себя в тетрадях. А кто-то один просклоняет его на доске. - Прочитайте задание 67.Выполните его самостоятельно. Кто прочитает полученное стихотворение? Определите падеж имен существительных полынья и свинья в каждом предложении. Подчеркните в первых двух предложениях главные члены. | Объяснять пословицы Работать с упражнением Отвечать на вопросы | Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров. Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания. |
7 | Итог урока. Рефлексия. Словес.: ответы на вопросы | 4 мин | - Давайте вспомним, как называется тема нашего урока? -Какие цели мы ставили в начале урока? (узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется, познакомиться с новой ролью мягкого знака). -Кто достиг этих целей? - В каких случаях в им.сущ., оканчивающихся на шипящий пишется мягкий знак, а в каких нет? - Молодцы! Запишите домашнее задание: повторять все, про имя сущ-е. - Урок окончен, готовимся к следующему уроку. | Подводить итоги. Отвечать на вопросы. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме "Три склонения имён существительных (общее представление) 1-е склонение имен существительных единственного числа"
Технологическая карта урока в 4 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-313423-1381489531.jpg)
«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».
Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....
Развитие умения определять склонение имен существительных. Безударные окончания имен существительных 3-го склонения.
Конспект урока с УУД, с разнообразными видами работ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/19/picture-1119345-1550606466.jpg)
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/27/picture-1192459-1574861629.jpg)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/05/picture-30031.jpg)
Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.
Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/26/picture-1366928-1637923252.jpg)
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»
Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...