Склонения имени существительного
план-конспект урока по русскому языку на тему

Павликова Елизавета Алексеевна

Тема : " Склонения" 3 класс УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skloneniya.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Склонение имен существительных».

Тип урока: открытие нового знания

Цель: познакомить с падежами и  что такое склонение имен существительных

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с падежами русского языка;

Личностные:  понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку; разрешать проблемные ситуации; реально оценивать свои успехи в освоении языка; стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру.

Оборудование: В. П. Канакина учебник русского языка 3 кл. 2  часть, презентация.


Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1

Орг.Момент

Словесный: Слово учителя

2 мин

Здравствуйте ,ребята!

Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Присаживайтесь.

Слушать учителя.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

2

Мотивационный

Актуализация знаний

8

мин

- Прочитайте слова.

(Лиса,лисы,лисе, лисой.)

-Это однокоренные слова?

(Нет. Это формы одного и того же слова.)

- Поставьте к каждому слову вопрос.

- Выделите окончание в этих словах.

-Сколько раз изменилось окончание в словах?

-Что изменяется в слове при измимении его по вопросам?

(Окончание.)

- Давайте сформулируем тему и цели нашего урока.

-Что мы должны узнать? ( Что такое склонение имен существительных? Что такое падеж? Какие бывают падежи.)

-Цель урока? ( Познакомиться с падежами.)

- Тема нашего урока «Что такое склонение имен существительных.»

Отвечать на вопросы

Делать вывод

Выявлять тему и цели урока

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы, строят речевые высказывания.

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности;

3

Постановка учебной задачи и ее решение

Практический:

Работа с учебником, с упражнениями

10

мин

 -Откройте учебники на странице 36. Прочитайте тему урока.

-Теперь прочитайте упражнение № 64. Запишите текст, вставляя имя существительное  СОСНА в нужной форме.

-На какой вопрос отвечает имя существтительное сосна в первом предложении?( Что?)

- Каким членом предложения оно является? (Подлежащим)

- На какие вопросы отвечает имя существительное сосна в других предложениях?

-Выделите окончание в каждом имени существительном.

-Почему изменилось окончание?

-Сколько раз оно изменилось?

-Как вы думаете, как называется изменение имен существительных по вопросам? (Склонение)

- Итак, что же такое склонение? ( Это изменение имени существительного по падежам.)

-Сколько падежей в русском языке?

-Какие падежи вам знакомы?

Обобщение: в русском языке шесть падежей.Иминительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.)

-Посмотрите на таблицу на странице 37. Как она называется? Прочитайте название таблицы.

-Прочитайте название колонок. Как называется первая колонка? Как называется вторая колонка? Как называется третья колонка?

-Теперь разберм каждую строку . Кто прочитает первую строку?

Как называется падеж?

Падежные вопросы, на которые отвечают имена существительные в этом падеже.

Имена существительные в данной форме.

Какие имена существительные изменяются по вопросам кто? Кого? и т.д.( Одушевленные)

Какие имена существительные изменяются по вопросам что? Чего? И т.д. (Неодушевленные)

Итак, как мы видим из таблицы, то имена существительные изменяются по падежам. Каждый падеж отвечает на свои вопросы, употребляетс со своими предлогами и выполняет свою роль в предложении и словосочетании.

Работать со  словами

Делать вывод совместно с соседом

Читать правило

Делать вывод

К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

4

Физ.минутка

1 мин

- Давайте теперь встанем  и немного разомнемся.

Выполнять действия.

Л: установка на ЗОЖ.

5

Решение частной задачи

Словесный: беседа

Практический:

Фронтальная проверка

15 мин

 - Выполним упр. 66. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- На какие вопросы будут отвечать данные имена существительные при изминении по падежам? Просклоняйте одно из этих слов у себя в тетрадях. А кто-то один просклоняет его на доске.

- Прочитайте задание 67.Выполните его самостоятельно. Кто прочитает полученное стихотворение?

Определите падеж имен существительных полынья и свинья в каждом предложении.

Подчеркните в первых двух предложениях главные члены.

Объяснять пословицы

Работать с упражнением

Отвечать на вопросы

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания.

7

Итог урока. Рефлексия.

Словес.:

ответы на вопросы

4 мин

- Давайте вспомним, как называется тема нашего урока?

-Какие цели мы ставили в начале урока? (узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется, познакомиться с новой ролью мягкого знака).

-Кто достиг этих целей?

- В каких случаях в им.сущ., оканчивающихся на шипящий пишется мягкий знак, а  в каких нет?

- Молодцы! Запишите домашнее задание: повторять все, про имя сущ-е.

- Урок окончен, готовимся к следующему уроку.

Подводить итоги.

Отвечать на вопросы.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...