Конспект урока по русскому языку. 3 класс "Имя прилагательное. Повторение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Орехова Оксана Валериевна

В ходе урока проводилось обобщение и систематизация знаний, умений и навыков  учащихся об имени прилагательном, его грамматических признаках,  о согласовании с именем существительным, о роли имен прилагательных в предложении, о способе образования имени прилагательного; повторение известных самостоятельных частей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon imya_prilagatelnoe._povtorenie_3_klass.zip93.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повторение. Имя прилагательное.

Цели: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков  учащихся об имени прилагательном, его грамматических признаках,  о согласовании с именем существительным, о роли имен прилагательных в предложении, о способе образования имени прилагательного; повторение известных самостоятельных частей речи.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

  1. Актуализация знаний.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- На доске записано высказывание А.Н. Толстого, (некоторые слова закрыты карточками.)  Прочитайте его про себя.

- Прочитайте высказывание А.Н. Толстого «Русский народ  создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью»

                                                   А.Н.Толстой

- Что заметили? (ответы детей)

(Убираю карточки.)

- Прочитайте высказывание вслух (1 ученик читает)

- Что изменилось? Что почувствовали?

 -Какие слова помогли понять всю красоту нашего языка?

- Сформулируйте тему нашего урока. (ответы детей )

- Какие учебные задачи вы поставите перед собой сегодня на уроке?

- Спишите высказывание Алексея Николаевича  себе в  тетрадь, соблюдая все правила каллиграфии.(списали)

- Выделите изученные  орфограммы.

- Какие орфограммы встретились в данном высказывании?(перечислить)

 

Сегодня в ходе  урока по теме повторения «Имя прилагательное » мы составим памятку, которой вы сможете воспользоваться в дальнейшем, либо подарить второклассникам.

Итак:

1.Подчеркните имена прилагательные в этом предложении. (подчеркивают)

2.Назовите  имена прилагательные.

3.Как определили? (по вопросам)

4. Чем являются в предложении?(….)

Возьмите карточки. Заполните 1 часть.

Выводы (таблица). Подводим итог работы.

Высказывание непонятное, некрасивое.

Имена прилагательные

 

- Повторение. Имя прилагательное.

- Обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном, о роли имени прилагательного в предложении.

Записывают высказывание.

Выделяют орфограммы.

Русский, яркий, весеннего, меткий, певучий, богатый, задушевный.

В предложении являются второстепенным членом предложения.

Вывожу на экран

Имя прилагательное

Обозначает признак предмета

Какой? Какая? Какое? Какие?

В предложении является  Второстепенным членом предложения

                             Физминутка

  1. Повторение.

- Итак, мы повторили, что такое имя прилагательное, что обозначает и чем является в предложении. Вспомним, как  же изменяются имена прилагательные.

- Послушайте отрывок из стихотворения замечательного поэта Дальнего Востока  Белинского  Юрия  Николаевича «Амурская чайка».  

Амурская чайка

Амурская чайка летает,
Как ветер легка и вольна,
И
темное облако тает,
И млеет
тугая волна.

Летает красивая птица,
И слышится
радостный крик.
И самые
хмурые лица
Светлеют хотя бы на миг.

- О чем этот отрывок? (ответы детей)

- У вас на партах карточки с этим отрывком из стихотворения, внимательно прочитайте его.

-Найдите имена прилагательные, выпишите их вместе с именами существительными.(назвали их)

- Определите род , число и падеж имен прилагательного.

- Сделаем вывод: как изменяются имена прилагательные?

.- Возьмите карточку (часть2) , заполните ее.

(Заполняют карточку)

Имя прилагательное

Обозначает признак предмета

Какой? Какая? Какое? Какие?

В предложении является  Второстепенным членом предложения

Имя прилагательное связано с именем существительным

Изменяется по числам,  родам, падежам.

Мужской род: какой? Ой, ий, ый.

Женский род: какая? Ая,яя.

Средний род: какое? Ое, ее.

Во мн.ч. по родам не изменяются

Читаю стихотворение.

Амурская чайка – ж.р., темное облако – ср.р., тугая волна – ж.р., радостный крик – м.р.

У вас на столах лежат листы со стихотворением. Прочитайте. 

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. 

Закружилась голова у зеленого листа. 

Ветер нес его и нес, бросил только на мосту. 

В тот же миг веселый пес шмыг – к зеленому листу. 

Лапой – хвать зеленый лист, дескать, поиграем 

“Не хочу” - парашютист, головой качает… 

Ветер вмиг с листом зеленым над землей взметнулся снова, 

Я пишу в саду под кленом, стих о том листе зеленом. 

Обратите внимание на выделенные слова.  

Что общего у этих слов? (это прилагательные, общее значение, род и число) 

А какие отличия? Почему? (разные окончания, т.к.употреблены в разных падежах)

У вас на столах лежат листы со стихотворением. Прочитайте. 

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. 

Закружилась голова у зеленого листа. 

Ветер нес его и нес, бросил только на мосту. 

В тот же миг веселый пес шмыг – к зеленому листу. 

Лапой – хвать зеленый лист, дескать, поиграем 

“Не хочу” - парашютист, головой качает… 

Ветер вмиг с листом зеленым над землей взметнулся снова, 

Я пишу в саду под кленом, стих о том листе зеленом. 

Обратите внимание на выделенные слова.  

Что общего у этих слов? (это прилагательные, общее значение, род и число) 

А какие отличия? Почему? (разные окончания, т.к.употреблены в разных падежах)

У вас на столах лежат листы со стихотворением. Прочитайте. 

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. 

Закружилась голова у зеленого листа. 

Ветер нес его и нес, бросил только на мосту. 

В тот же миг веселый пес шмыг – к зеленому листу. 

Лапой – хвать зеленый лист, дескать, поиграем 

“Не хочу” - парашютист, головой качает… 

Ветер вмиг с листом зеленым над землей взметнулся снова, 

Я пишу в саду под кленом, стих о том листе зеленом. 

Обратите внимание на выделенные слова.  

Что общего у этих слов? (это прилагательные, общее значение, род и число) 

А какие отличия? Почему? (разные окончания, т.к.употреблены в разных падежах)

Подведем итог (спрашиваю класс)

- Молодцы, сейчас чтобы проверить,  как усвоена тема «Имя прилагательное» предлагаю выполнить задание по карточке.

 - Возьмите карточку , рассмотрите.

Самый, страна, в, мире, Россия, большое. Она, реками, лесами, рощами, восхищает, просторами, своими, голубая, светлая, березовая, живописная.

самооценка

- Попробуйте сформулировать задание, которое вам предстоит выполнить.(…..)

Запишите в тетради полученные предложения.

Проверка: Прочитайте предложения, которые у вас получились.

Выводы: какие правила вы применили для составления предложений? (форма имени прилагательного- окончание, род)

Задание: предлагаю вам указать род, число, падеж имен прилагательных во втором предложении.

Если осталось время.

Проверка  на доске (карточке в конверте №) либо взаимопроверка, оценка на полях

Кто сегодня испытывал трудности при выполнении самост.заданий?

Россия самая большая страна в мире.  Она  восхищает своими голубыми  просторами, светлыми  лесами, березовыми  рощами, живописными реками.  

Он деформирован.

Необходимо составить текст, изменяя, где нужно форму имени прилагательного.

Читают предложения.

Итог урока

Итак, подведем еще раз итог нашего урока.

Общая таблица

Д.з. опишите любой предмет, используя как можно больше имен прилагательных.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Повторение и закрепление изученного в 1 классе"

Урок проводится в конце 1 класса, включает все разделы курса русского языка за 1 класс....

Конспект урока по русскому языку по теме : "Повторение о предложении".

Конспект урока по русскому языку,  2 класс, по программе "Школа России"..Тема урока: "Повторение о предложении". Цель урока: систематезировать знания о предложении; развивать умения распозновать ...

Конспект урока по русскому языку "Проверяем себя(повторение орфограмм "Безударные гласные в корне слова", "Парные согласные по глухости-звонкости на конце слова и перед глухим согласным"

Цель: Повторять и закреплять изученные орфограммы, формировать навык находить опасные места в тексте и решать орфографические задачи, учить самостоятельно оценивать свои знания и знания товарищей, ком...

Конспект урока по русскому языку " Правописание глаголов. Повторение" 4 класс ПНШ

Урок для 4 класса по совершенствованию умений в правописании глаголов....

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Повторение правописания мягкого знака в словах»

Конспект урока по русскому языку 4 класс  «Повторение правописания мягкого  знака в словах»...

конспект урока по русскому языку " Части речи.Повторение".

Конспект урока по русскому языку, проведенного во 2 классе  по теме:" Части речи.Повторение"....

Конспект урока по русскому языку "Части речи. Повторение" (ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ), 4 класс, Школа России

Тема: Повторение знаний по теме «Части речи»Цели:Образовательная:  Создать условия для повторения знаний учащихся о частях речи. Формировать навыки  распознавания частей речи по ...