технологическая карта урока
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

 

Тема урока: «Правописание мягкого знака в именах  существительных с основой на шипящий».

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать умение о способе выбора написания Ь  на конце имён существительных с основой на шипящий;

2) сформировать умение применять изученные  правила;

3) развивать интерес к исследовательской деятельности;

4) тренировать мыслительные операции: анализ сравнение, обобщение;

5) тренировать умение работать в группах и парах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_plotnikova_s.v.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание мягкого знака в именах  существительных с основой на шипящий».

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать умение о способе выбора написания Ь  на конце имён существительных с основой на шипящий;

2) сформировать умение применять изученные  правила;

3) развивать интерес к исследовательской деятельности;

4) тренировать мыслительные операции: анализ сравнение, обобщение;

5) тренировать умение работать в группах и парах.

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к деятельности.

  • Настрой на работу.
  • Прочитайте девиз урока.
  • Как вы его понимаете?
  • Надо ли бояться ошибок?
  • Что надо делать для того, чтобы не было ошибок?

- Трудностей не боитесь?

- Как надо относиться к трудностям? (К трудностям надо относиться спокойно.)

  • Как же будет построена работа на уроке?
  • Пожелайте друг другу удачи.
  • С чего начнете работу? (С повторения необходимых знаний.)

Подготовка класса к работе.

Настрой на дальнейшую работу.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Минутка чистописания.

На доске слова: чучело, шишка.

- Что интересного в написании слов вы увидели? (В словах есть повторяющиеся буквы.)

- Назовите звуки, которые обозначают эти буквы.

- Дайте им характеристику.

- Какая характеристика для них общая. (Шипящий звук.)

- Какие еще шипящие звуки вы знаете?

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Расшифруйте слова. (Петелька, лень, зверь.)

На слайде ребус:

Отгадки- петелька, лень, зверь

- Какой знак спрятался в этих словах? (Ответы детей.)

- Какую функцию выполняет Ь? (Ответы детей.)

 - Какое из этих слов может быть лишним?

- Какую работу может еще выполнять Ь?

Карточка на доске:

Ь – показатель мягкости

Разделительный Ь знак

- Приведите примеры.

- Определите, где, какое правило Ь спряталось:

Вьюга воробьи тетрадь  коньки

- Молодцы! Что вы повторили?

- А сейчас настало время пробного действия. А для чего оно нужно? (Чтобы выяснить чего пока мы не знаем.)

- Перед вами  слова. Определите, какое правило Ь спряталось?

МЫШЬ   ДОЧЬ

- Итак, давайте посмотрим ваши результаты. Кто пока не смог выполнить задание?

- Что вы пока не смогли сделать? (Я пока не смог определить, какое правило спряталось на этой карточке.)

- Кто считает, что смог выполнить задание, какое правило вы использовали при ответе на вопрос?

- Какое у вас пока затруднение? (Мы пока не можем обосновать вывод, который мы сделали.)

- Что надо сделать, если возникло затруднение? (Надо остановиться и подумать

Анализ слов, работа на доске

Характеристика звуков

Работа с ребусами

Анализируют и дают ответы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

3.

Выявление места и причины затруднения

-Какое задание вы выполняли? (Надо было определить, какое правило Ь спряталось в словах.)

- Чем эти слова отличаются от предыдущих слов? (У этих слов на конце шипящий.)

- Почему вы пока не смогли выполнить задание? (Мы не знаем правила Ь в словах с шипящим на конце.)

Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать правило написания Ь в словах, называющих предмет, после шипящих.)

Сформулируйте тему урока. (Ь после шипящих в словах, называющих предметы.)

Ставят цели, формулируют тему урока.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Логические – формулирование проблемы.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Реализация построенного проекта

- Строить новое правило будете в группах. На основе сравнения и наблюдения. Вам в помощь я приготовила слова, и в вашей работе поможет план.

  • Каждая группа получает карточку со словами, лист с незаполненной схемой и чистый лист для выполнения 2 пункта плана:

Меч, душ, хвощ, нож, речь, роскошь, мощь, рожь.

[___________жшщч] Ь       [____________жшщч] Ь

- Приступайте.

- А сейчас самый трудный вопрос, какую функцию выполняет Ь у существительных оканчивающихся  на шипящий? На что указывает Ь? (Мягкий знак указывает на род существительных, оканчивающихся на шипящие ш, ж, ч, щ.)

- Это правило “нефонемное”, т.к. в данном случае “ь” не обозначает мягкость предыдущего согласного. Он выполняет совсем другую функцию.

На доске -карточка:    Ь – показатель рода

- Это третий случай использования “ь” в русском языке. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных – это орфограмма.

- Теперь вы сможете ответить на вопрос, который был поставлен в пробном действии? (Дочь, мышь − слова оканчиваются на шипящий, ж.р.)

Работа в группе

  • Учащиеся работают в тетрадях. После выполнения задания на доску вывешиваются листы с результатом работы. Одна из групп рассказывает, как они работали,  и какое правило получили, остальные группы работают на дополнение и уточнение. В результате на доске фиксируется опорная схема и эталон

Регулятивные: планирование, прогнозирование,

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы,

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.Первичное закрепление.

  • Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Какой следующий шаг в нашей работе? (Закрепить эталон порядка действий.)

-Что теперь необходимо сделать? (Научиться пользоваться новыми знаниями.)

- Работать вы будете в парах. Вы должны проговорить друг другу по два слова и придумать свой пример.

Учащиеся работают в парах, после окончания работы проводится самопроверка по образцу.

- У каких пар возникли затруднения?

- В каких словах?

- Почему возникли затруднения?

- У каких пар не было затруднения?

Работа в паре

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • Организует деятельность по применению новых знаний.

- Как вы можете узнать, усвоили ли вы новое правило? (Надо  выполнить самостоятельную работу.)

задание:

- Подберите к данным словам однокоренные слова с шипящим на конце. Запиши слова с новой орфограммой.

Самостоятельная работа.

После выполнения работы учащиеся проводят самопроверку по образцу

Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, Личностные: самоопределение.

7.Включение в систему знаний

 Прочитайте слова, и запишите их в три столбика:

Ь – показатель мягкости                     разделительный Ь                         Ь- показатель рода.

Скатерть, вьюга, глушь, ложь, муравьи, пень, тишь, пью, тушь, степь, птичьи, конь, медаль.

Работа выполняется фронтально.

8.Рефлексия деятельности.

Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?

- Какую цель вы ставили перед собой?

- Как вы открывали новое знание?

- Какие знания вы использовали при открытии нового?

- Что особенно каждому из вас больше всего запомнилось, понравилось на уроке?

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смысло образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...