Объяснение правописания слов с разделительным Ь.
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Научить правильно писать слова с разделительным мягким знаком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obyasnenie_pravopisaniya.doc83.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Объяснение правописания слов с разделительным Ь.

Цель:  Совершенствовать умение правильно употреблять в словах  разделительный мягкий знак, объяснять правописание слов с разделительным мягким знаком; провести словарно-орфографическую работу на основе знакомства со словом из словаря.

Оборудование: картинки с изображением героев сказки «Колобок», карточка со словарным словом.

Ход   урока:

1. Орг. момент.

- Герои сказки «Колобок» пришли сегодня на урок. Каждый задание принёс, а вместо ответа поставил вопрос.

2. Проверка домашнего задания.

- Ребята, вы все хорошо знаете сказку «Колобок». Куда от правился Колобок? Кого он встретил первым на своём пути? (Зайца.)

Учитель крепит на доску картинку с изображением зайца.

- Но сегодня в известной вам сказке произойдут изменения. А вот какие, вы узнаете чуть позже. Итак, катится Колобок, ка тится. А навстречу ему Заяц.

Учащиеся в масках Зайца и Колобка ведут диалог.

Заяц. Колобок, какой ты румяный, ароматный, я тебя съем.

Колобок. Не ешь меня, Заяц, я выполню любое твоё за дание.

Заяц. Хорошо, если ты сможешь выполнить правильно моё задание, а тебя не буду есть.

- Ребята, наш Колобок испугался, ведь он ещё маленький, и в школу никогда не ходил. Давайте поможем ему выполнить задание Зайца.

Учитель открывает запись на доске.

Коньи, свини, ручьи, ключьи, брови, мурави, вороби, голуби.

- Прочтите, что записано, исправьте ошибки.

- Назовите слова с разделительным мягким знаком. Для чего нужен разделительный мягкий знак?

3. Минутка чистописания.

- Отпустил Заяц Колобка. Катится Колобок дальше, а навстречу ему… Волк. (Учащиеся в масках Волка и Колобка ведут диалог.)

Волк. Колобок, Колобок, я тебя съем.

Колобок. Не ешь меня, Волк.

Волк. Так и быть, может, и отпущу тебя, если ты выполнишь правильно мои задания.

- Ребята, поможем Колобку?

- Прочтите буквы, записанные на доске. скандошби

- Определите буквы, которые мы с вами будем писать минутке чистописания.

Подсказка: мысленно подчеркните каждую третью букв

- Какие буквы по заданию Волка должен записать Колобок (а, о, и.) Назовите элементы, входящие в состав каждой буквы.  Объясните написание букв.

- Запишите буквы красиво в тетради.

4. Словарно-орфографическая работа.

      А                Г                 П

      У                К                 Б

      О               С                  И

- Определите новое слово из словарика, с которым Волк предлагает Колобку и нам познакомиться. Для этого на игровом поле найдите домик с первой буквой искомого слова. Остальные буквы  - верхний левый угол, верхний правый угол, нижний левый угол, середина верхней строки, нижний правый угол.

- Какое слово у вас получилось? (Сапоги.) Что означает слово САПОГИ? (САПОГИ - это высокая обувь, охватывающая голени.)

  • звукобуквенный анализ слова САПОГИ. Слово прочитывается по карточке, соотносятся произношение и написание, слово записывается в тетради, ставится ударение, подчёркивается гласная, написание которой необходимо за помнить.

- И с этим заданием Волка вы справились. Отпустил Волк Колобка. Катится Колобок, катится, а навстречу ему Медведь. Да как начал, как начал реветь. (Учащийся в маске Медведя про износит слова.)

Медведь. Ой, Колобок, спаси, задание выполнить помоги.

- Составьте и запишите предложение со словом «сапоги», начертите схему предложения.

Физминутка.

Брату впору башмаки - не малы, не велики.

(Руками изобразить маленькие и большие башмаки.)

Нарядили в них Андрюшку. (Показать на ноги.)

Но ни с места он пока! (Изобразить невозможность сдви нуться с места.)

Он их принял за игрушку, глаз не сводит с башмака...

Сел Андрей и поднял ногу (присесть, постараться поднять одну ногу),

Языком лизнул башмак. (Покачивания головой.)

Ну, теперь пора в дорогу, можно сделать первый шаг. (Ходьба на месте.)

5. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока.

2.Объяснение правописания слов в разделит ным Ь.

- Кого повстречал Колобок после Медведя? (Лису.)

- Лиса какая? (Хитрая, коварная, лживая...)

- Но в нашей сказке Лиса совсем не такая, ходит в школу, хочет стать умной. Попросила она Колобка помочь ей разобраться в задании.

• Наблюдение, объяснение правописания слов с разделительным мягким знаком, запись: скам…я, солов…и. пол...ю, коп…е, раздол…е. сем...я. Ил…я, обез...яна, п…ет, в...ет, кол…я, варен…е.

- На что показывает разделительный мягкий знак? (Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным.) После каких букв пишется разделительный кий знак? (После букв, обозначающих согласные звуки.) Перед  какими буквами? (Перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И.)

3. Чтение и заучивание правила.

Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным. Он пишется после согласного перед бук вами Е, Ё, Ю, Я, И.

6. Закрепление изученного.

Работа по учебнику.

Стр. 131   Упр. 3

7. Итог урока.

- Что понравилось вам на уроке? Что запомнилось? Когда пишется разделительный мягкий знак?

Д/з   Стр. 131   Упр. 4

____________________________________________________________________________________

Индивидуальная работа:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" : Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.Цели урока: обозначать звук [й\'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и пи...

Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

Цель: 1) Создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести  исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак»...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...

Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

ФоДанная разработка представлена для формирования у обучающихся навыков правописания слов с разделительным мягким знаком....