Учебно–методическое пособие по обучению письму
учебно-методическое пособие по русскому языку (1 класс) на тему

Лаврова Ирина Александровна

Систематическая работа по формированию почерка обучающихся – одна из главных задач школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в 1 класс одновременно с обучением письму и продолжается в последующих классах. А как же обучать первоначальному письму, как формировать графический навык, какую методику работы выбрать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno-metodicheskoe_posobie_po_obucheniyu_pismu.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лаврова Ирина Александровна

Учитель начальных классов ГБОУ школы №595 Приморского района Санкт-Петербурга.

Информация о себе: учитель высшей категории; педагогический стаж – 29 лет. Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ «За значительные успехи в организации и совершенствовании учебного  и воспитательного процессов, многолетний  добросовестный труд в системе образования»  № 656/К-Н. За заслуги в области образования Российской Федерации награждена отраслевой наградой Министерства образования и науки Российской Федерации и присвоено звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации».

Учебно-методическое пособие по обучению письму

       Систематическая работа по формированию почерка обучающихся – одна из главных задач школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в 1 класс одновременно с обучением письму и продолжается в последующих классах. А как же обучать первоначальному письму, как формировать графический навык, какую методику работы выбрать? Традиционно обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Проблемы, связанные с письмом, встречаются примерно у 70% учеников, поступивших в первый класс. Формирование навыка письма - действительно сложная задача, для решения которой требуется соблюдение многих условий, тщательная отработка множества приёмов. Многолетние поиски новых форм обучения детей красивому четкому почерку и привели к желанию создать учебное пособие, для того чтобы обучение письму проходило успешно.

       Комплект пособия состоит из магнитной доски, которая является и маркерной, набора магнитных элементов букв.

       На белом поле магнитной доски голубыми линиями нанесена разметка широких рабочих строчек. Пунктиром показаны вспомогательные линии, которые являются пределом высоты строчных и заглавных букв. Также на доску нанесены частые  косые линии, которые показывают ширину буквы, соблюдение интервалов между буквами и их параллельности (см. Приложение). Дополнительная разлиновка облегчает и способствует лучшему формированию каллиграфических навыков. У каждого ребёнка есть модульная сетка (см. Приложение), которая подкладывается под страницу прописи. В результате получается такая же разлиновка, как на доске.

       Период отработки графических навыков  включает в себя три этапа.             На первом этапе обучающиеся знакомятся с элементами букв. Иллюстративным образцом являются  магнитные элементы. Затем учитель маркером даёт показ написания элементов по наклонным линиям маркерной доски. Дети по аналогии пишут элементы (копировальный прием) в прописи.

Описание: C:\Documents and Settings\Леня\Рабочий стол\страница.tif

       На втором этапе идет отработка сходных по алгоритму написания строчных и заглавных букв, их соединений с предшествующими и последующими буквами в словах. Обучение начертанию буквы  предваряется формированием в памяти ребенка четко зрительного образа этой буквы, то есть он должен ясно представлять, из каких элементов состоит буква и в каких пространственно-количественных соотношениях эти элементы находятся в ней. Такой поэлементный анализ позволяет ребенку творчески, осознанно подойти к конструированию буквы  из магнитных элементов. Благодаря этому у ученика формируется  образ каждой буквы, что составляет необходимую основу для выработки графического навыка. После анализа буквы и её конструирования  из магнитных элементов, даётся образец написания буквы маркером на доске, их соединения с другими буквами. Затем в тетрадях обучающиеся учатся вписывать в рабочую строку форму буквы, соблюдая ее пропорции, писать буквы на равном расстоянии друг от друга.

Описание: C:\Documents and Settings\Леня\Рабочий стол\пропись51.tifОписание: http://www.referat-web.ru/content/referat/pedagogy/img318.jpg(для сравнения)

       На третьем этапе осуществляется ознакомление обучающихся со способами написания слогов, слов, предложений. Учитель даёт показ процесса письма и объяснение способов их написания  на разлинованной маркерной доске, а затем обучающиеся индивидуально пишут (копируют) в прописи.

Описание: C:\Documents and Settings\Леня\Рабочий стол\пропись58.tif

Описание: C:\Documents and Settings\Леня\Рабочий стол\пропись54.tif

       Целью использования данного пособия является отработка умения правильно графически изображать каждую букву, усвоение всех ее возможных соединений с другими буквами, научить детей контролировать свои действия, определять графические недочеты и находить пути их исправления, проговаривать написание букв, узнавать их по письменному описанию.

Задачи учителя:

  1. сформировать графические навыки у первоклассников;
  2. формирование умения производить аналитические операции;
  3. научить обучающихся пользоваться основным алгоритмом написания той или иной буквы и их соединений;
  4. формировать у обучающихся навыки  каллиграфического письма;
  5. сделать обучение письму процессом нескучным и нетрудным.

       Пособие будет большим подспорьем педагогу в обучении письму обучающихся начальной школы. Комплект облегчает работу учителя, а для обучающихся служит образцом,  содержит дополнительную разлиновку, помогающую разрабатывать ровный почерк, что является важнейшим качеством каллиграфического письма.

       Состав комплекта предусматривает самый широкий круг его использования не только в период обучения грамоте, но и на уроках русского языка на протяжении всего курса начальной школы. Вариативность комплекта позволяет учителю работать с пособиями не только на этапе ознакомления, но при закреплении, контроле знаний. Можно использовать как для фронтальной работы, так и для индивидуальной. Интересный дизайн, возможность трансформации помогает сделать увлекательным и лёгким процесс восприятия и усвоения знаний, благодаря которым ученик не только поймёт систему письма, но выработает каллиграфический почерк.

        Пособие полностью соответствует новому образовательному стандарту (ФГОС), главной целью которого является развитие личности ребёнка.

Данное пособие выпускает  ООО «Русские магниты».

Рекламно-производственная фирма Русские Магниты

198095, Санкт-Петербург, ул. Швецова, 41        +7 (812) 973-55-99

http://www.russianmagnets.com

Приложение

http://russianmagnets.com/images/stories/virtuemart/product/Lineika.jpg

Описание

   Как и доска в клетку, эта магнитная доска появилась по просьбам учителей начальной школы (в частности, о ее необходимости нам долго твердила прекрасный педагог Лаврова Ирина Александровна из 595-ой школы Санкт-Петербурга).  Мы и представить себе не могли, что чуть ли не каждый урок в первом классе начинается с того, что учитель разлиновывает доску! Потом на этой доске пишутся крючочки и палочки, постепенно они складываются в цифры и буквы. Но в конце урока всё приходится стирать вместе с линейкой или клеткой!

   Мы очень хотели бы, чтобы учителя тратили больше времени на объяснение урока, на общение с ребятами. Поэтому линейки и клетки всегда остаются на поверхности наших магнитных досок, не стираются.

   Писать на них можно маркерами для белых досок фирмы Erich Krause (на водной основе). Прикреплять к ним магнитные карточки тоже исключительно удобно. 

   Мы рекомендуем использовать специальные принадлежности, которые упростят использование досок и продлят срок их службы.