Русский язык
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области " Русский язык и литературное чтение ", которая обеспечивает: - формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом; - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_1-4_programma.docx80.48 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по учебному предмету: 

Русский язык

(новая редакция)

Срок реализации:

основное общее образование (4 года)

Составители:

Симченко Ольга Юрьевна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория,

Кемерово, 2016 г.

Содержание

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»……….………………………………………………………………………………….3
  2. Содержание учебного предмета «Русский язык» ………..……………………….8
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы…………………….………..………………………………….20

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области " Русский язык и литературное чтение ", которая обеспечивает:

        - формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский язык»:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

6) для слепых обучающихся:

  •  умение соотносить рельефные изображения в учебнике с натуральными объектами и их моделями;
  •  овладение умениями и навыками письма рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;
  •  овладение умением правильно использовать дидактический материал при фонетическом и морфологическом разборе слов (при чтении и составлении рельефных схем);
  •  овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе).

7) для слабовидящих обучающихся:

  • развитие нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности;
  • развитие зрительного восприятия для создания графического образа буквы;
  • формирование навыков пространственной ориентировки в микропространстве (на индивидуальном фланелеграфе, на плоскости стола, в книге, в тетради, на рабочем месте, доске);
  • совершенствование мелких точных координированных действий пальцев руки, развитие зрительно-моторной координации;
  • овладение навыком безнаклонного письма.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Содержание учебного предмета «Русский язык»

1 класс  

1 полугодие - 80 часов

Введение - 5 часов

Развитие речи

Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников.

Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.

Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения. Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Слово и предложение

Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

Подготовительный период - 15часов

Фонетика

Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.

Основной период - 60 часов

Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости — мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

         Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Чтение

Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребенка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям.

Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

   Письмо

Практическое освоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Поэлементный анализ букв. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.

Письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Овладение разборчивым аккуратным письмом.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Списывание слов, предложений, небольших текстов. Приемы и последовательность действий при списывании.

 2 полугодие - 85 часов

Фонетика и орфоэпия - 20 часов

        Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

          Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без    стечения согласных). Ударение.

           Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика и орфография - 20часов.

Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь:

 1) показатель мягкости предшествующего согласного;

 2) разделительный.

Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.

Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

•        раздельное написание слов;

•        прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

•        обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);

•        сочетания чк,чн;

•        перенос слов;

•        непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

•        знаки препинания в конце предложения.

      Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Слово и предложение. Пунктуация  - 22часа

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).

        Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи  - 23часа

Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

2 класс

Фонетика и графика - 10 часов

Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.

Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги.

Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

«Орфоэпия»

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Слово и предложение - 6 часов

Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.

Состав слова (морфемика) - 21 час

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Лексика - 22 часа

 Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) - 45 часов

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

-перенос слов; проверяемые безударные гласные в корнях слов;

-парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

-непроизносимые согласные;

-непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

-разделительные твердый и мягкий знаки;

-правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

-правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

-правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив,   лив;

-раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

«Развитие речи» -35 часов

Устная речь.

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

Письменная речь.

Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.

Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.

Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Повторение - 10 часов

Контрольные и проверочные уроки -21 час

3 класс

Фонетика и графика - 3 часа

Повторение изученного в 1-ом и 2-ом классах на основе фонетического разбора слова

«Орфоэпия»

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Состав слова (морфемика). - 4 часа

Повторение изученного во 2-ом классе на основе разбора слова по составу.

Синтаксис - 20 часов

Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

Морфология - 38 часов

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имен существительных.

Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных.

Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) - 50 часов

Повторение правил правописания, изученных в 1–2-ом классах.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

-приставки, оканчивающиеся на з, с;

-соединительные гласные о, е в сложных словах;

-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой) ;

-буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

-буквы и, ы после ц в различных частях слов;

-суффиксы имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк;

-мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

-безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

-безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;

-буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

-безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;

-раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

-знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

«Развитие речи» - 25 часов

        Устная речь.

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Письменная речь

Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2-ом классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.

Знакомство с жанром письма.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных cлов, устаревших слов и фразеологизмов.

Повторение - 10часов

Проверочные и контрольные уроки - 20 часов

4 класс

Фонетика и графика Состав слова (морфемика) - 1 ч

            Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.

«Орфоэпия»

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

           Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

Морфология. - 33часа

Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора.

Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. Имя числительное: общее значение.

Синтаксис - 18часов

Синтаксический анализ простого предложения.

Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании.  

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) - 51 час

Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.

Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой) ;

-не с глаголами;

-мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

-мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;

-безударные личные окончания глаголов;

-суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;

-гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;

-буквы а, о на конце наречий;

-мягкий знак на конце наречий;

-слитное и раздельное написание числительных;

-мягкий знак в именах числительных;

-запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).

«Развитие речи» - 30 часов

Устная речь

Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Письменная речь

Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.

Повторение - 15 часов

Контрольные и проверочные уроки - 22 часа

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

1 класс

п\п

Тема

Количество часов

Русский язык. Обучение грамоте

Введение -  5часов

1

Ориентировка на странице прописей. Школьные принадлежности

2

Отработка алгоритма действий на страницах прописей. Правила посадки при письме

3

Введение понятия «слово». Рисование длинных горизонтальных

линий

4

Отработка алгоритма действий на страницах прописей. Рисование длинных вертикальных линий

5

Отработка понятия «слово». Рисование коротких горизонтальных линий

Подготовительный период  - 15 часов

6

Деление предложения на слова. Рисование коротких вертикальных линий

7

Сравнение звуков. Рисование длинных наклонных линий

8

Знакомство со звуковой схемой слова. Рисование длинных наклонных линий

9

Интонационное выделение заданного звука в слове, определение его места в слове. Рисование прямых линий

10

Знакомство с рабочей строкой. Письмо

полуовалов

11

Сравнение слов по звуковой структуре. Письмо прямых вертикальных палочек

12

Звуковой анализ слов «кит», «кот».  Сравнение этих слов по звуковой структуре. Письмо прямых наклонных палочек

13

Звуковой анализ слов «лук», «лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре.  Рисование змейки

14

Развитие свободы движения руки

15

Отработка написания элементов букв

16

Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова

17

Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова

18

Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова

19

Письмо заглавной и строчной букв  А, а

20

Знакомство с буквой Я (я)

21

Письмо заглавной и строчной букв Я, я

Основной период -60 часов

22

Закрепление правил обозначения звука [а] буквами

23

Письмо заглавной и строчной букв О, о

24

Письмо заглавной и строчной букв Ё, ё

25

Буква ё в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о])

26

Закрепление правил обозначения звуков [а] и [о] буквами

27

Письмо заглавной и строчной букв У, у

28

Письмо заглавной и строчной букв Ю, ю

29

Закрепление правил обозначения звуков [у], [а] и [о] буквами

30

Знакомство с буквой Э (э)

31

Письмо заглавной и строчной букв Э, э

32

Письмо заглавной и строчной букв Е, е

33

Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв

34

Письмо строчной буквы ы

35

Знакомство с буквой И, (и)

36

Письмо заглавной и строчной букв  И, и

37

Отработка написания изученных букв

38

Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твердости-мягкости звуков

39

Письмо заглавной и строчной букв  М, м

40

Знакомство с буквой Н (н)

41

Письмо заглавной и строчной букв  Н, н. Письмо слогов, слов

42

Письмо заглавной и строчной букв  Р, р. Письмо слогов, слов

43

Письмо заглавной и строчной букв  Л, л

44

Письмо заглавной и строчной букв  Й, й

45

Введение понятия «слог»

46

Отработка написания изученных букв

47

Введение понятия «ударение». Письмо заглавной и строчной букв  Г, г

48

Письмо заглавной и строчной букв  К, к

49

Дифференциация  букв Г, г – К, к

50

Письмо заглавной и строчной букв  З, з

51

Письмо заглавной и строчной букв  С, с

52

Дифференциация  букв З, з – C, c

53

Письмо заглавной и строчной букв  Д, д

54

Письмо заглавной и строчной букв Д, д

55

Знакомство с буквой Т (т)

56

Письмо заглавной и строчной букв Т, т

57

Дифференциация букв Д, д, Т, т

58

Письмо заглавной и строчной букв Б, б

59

Письмо заглавной и строчной букв П, п

60

Знакомство с буквой В (в)

61

Письмо заглавной и строчной букв В, в

62

Письмо заглавной и строчной букв Ф, ф

63

Письмо заглавной и строчной букв  Ж, ж

64

Письмо заглавной и строчной букв Ш, ш

65

Знакомство с буквой Ч (ч)

66

Письмо заглавной и строчной букв  Ч, ч

67

Письмо заглавной и строчной букв  Щ, щ

68

Письмо заглавной и строчной букв  Х, х

69

Письмо заглавной и строчной букв  Ц, ц

70

Знакомство с буквой ь. Особенности буквы ь

71

Письмо строчной буквы ь

72

Слова с разделительным мягким знаком

73

Письмо строчной буквы ъ.

74

Упражнение в написании слов и предложений

75

Проверочная работа по теме: «Звуки и буквы»

76

Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе

77

Закрепление написания всех букв русского алфавита

78

Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных. Правописание ча–ща, чу–щу, жи–ши. Разделительные ъ и ь

Русский язык.

Фонетика и орфоэпия – 20часов

79

Язык как средство общения

80

Язык как средство общения. Порядок действий при списывании

81

Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения

82

Речевой этикет: слова приветствия. Интонация предложений; восклицательный знак в конце предложений

83

Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения

84

Отработка порядка действий при списывании

85

Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»

86

Речевой этикет: слова просьбы и благодарности

87

Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; знаки препинания в конце предложения

88

Речевой этикет: ситуация знакомства. Собственные имена, правописание собственных имен

89

Речевой этикет: использование слов «ты», «вы» при общении

90

Правописание собственных имен

91

Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Отработка порядка действий при списывании и правила правописания собственных имен

92

Описание внешности

93

Слова, отвечающие на вопросы «какой?»,«какая?», «какое?»,

«какие?»

94

Описание внешности. Повторение слогоударных схем

95

Описание внешности

96

Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «какой?»,

 «какая?», «какое?»,«какие?»

97

Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем

98

Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке

Графика и орфография -20 часов

99

Правила переноса слов

100

Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов

101

Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь

102

Знакомство с образованием слов в русском языке

103

Речевая ситуация: приглашение на экскурсию.  Отработка умения задавать вопросы к словам

104

Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей

105

Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?»

106

Речевая ситуация: обсуждение выбора будущей профессии. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?»

107

Речевая ситуация: обсуждение поступков

108

Повторение правила правописания сочетаний жи-ши

109

Речевая ситуация: использование речи для убеждения. Повторение правила правописания сочетаний ча-ща, чу-щу

110

Речевая ситуация: описание своего характера и поступков

111

Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?»

112

Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»

113

Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта

114

Знакомство с родственными словами

115

Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?»

116

Письменная речь: объявление

117

Повторение постановки знаков препинания в конце предложения и правила правописания сочетаний жи-ши

118

Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов

Слово и предложение. Пунктуация-22 часа

119

Устная речь: вымышленные истории

120

Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов

121

Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правила переноса слов

122

Письменная речь: объявление

123

Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?» и правила правописания собственных имен

124

Описание внешности животного. Повторение правила правописания сочетания жи-ши и работы со звуковыми моделями

125

Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения

126

Отработка звукового анализа и порядка действий при списывании

127

Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам

128

Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам

129

Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам, порядка действий при списывании; повторение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща

130

Речевой этикет: слова приветствия. Отработка порядка действий при списывании

131

Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении

132

Отработка умений задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании

133

Речевая ситуация: обсуждение интересов. Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правил правописания сочетаний ча-ща, чу-щу

134

Речевая ситуация: обсуждение проблемного вопроса

135

Отработка порядка действий при списывании

136

Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях общения. Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова

137

Речевая ситуация: выбор адекватных языковых средств при общении с людьми разного возраста

138

Повторение функций ь

139

Речевая ситуация: поздравление и вручение подарка. Повторение функций ь и порядка действий при списывании

140

Точность и правильность речи. Повторение звукового анализа и правила переноса слов

Развитие речи -23 часа

141

Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Знакомство с правилом правописания сочетаний чк, чн

142

Речевая ситуация: использование интонации при общении

143

Знакомство со словами, близкими по значению

144

Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании

145

Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном

146

Знакомство с нормами произношения и ударения

147

Научная и разговорная речь

148

Наблюдение за образованием слов и местом в слове, где можно допустить ошибку

149

Научная и разговорная речь

150

Повторение звукового анализа, порядка действий при списывании

151

Письменная речь: написание писем

152

Знакомство с изменяемыми и неизменяемыми словами

153

Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет

154

Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам

155

Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном

156

Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правила переноса слов

157

Речевая ситуация: составление краткого рассказа о летнем отдыхе. Комплексное повторение пройденного

158

  Проверочная работа за год

159

Комплексное повторение пройденного

160

Речевая ситуация: составление объявления

161

Комплексное повторение пройденного

Итого: 165 ч

2 класс

п\п

Тема

Количество часов

Фонетика -10часов

Звуки речи и буквы

Гласные и согласные звуки и их буквы

Обозначение звуков речи на письме

Ударные и безударные гласные звуки в слове

Согласные звуки

Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие

Звонкие и глухие согласные к в конце слова

Слог

Учимся переносить слова. Словарный диктант

Слоги ударные и безударные. Роль ударения

Состав слова. Морфемика - 21час

Окончание как часть слова

Изменение формы слова с помощью окончания. Словарный диктант

Неизменяемые слова

Корень  как часть слова. Словарный диктант

Корень как общая часть родственных слов

Однокоренные слова

Корень слова с чередованием согласных

Суффикс как часть слова

Значение суффиксов

Значение суффиксов

Образование слов при помощи суффиксов. Образование слов при помощи суффиксов

Приставка как часть слова

Значение приставок

Образование слов с помощью приставок

Как образуются слова

Основа слова

Повторяем состав слова

Повторение: правописание частей слова

Повторение по разделу «Части слова»

Слово и предложение – 6часов

Слово

Слова, называющие предмет

Слова, называющие признаки и действия

предметов

Слово и предложение. Списывание

Восклицательные и невосклицательные предложения

Слова в предложении

Лексика - 22часа

Слово и его значение

Значение слова

Как сочетаются слова

Значение слова в словаре и тексте

Слово в толковом словаре и тексте

Слова однозначные и многозначные

Как появляются многозначные слова

Слова – синонимы

Сочетание синонимов с другими словами

Как используются синонимы

Синонимы в тексте. Учимся применять орфографические правила

Слова -антонимы

Сочетания антонимов с другими словами

Слова-омонимы

Слова исконные и заимствованные

Значение заимствованных слов

Устаревшие слова

Фразеологизмы

Использование фразеологизмов

Повторение. Что ты знаешь о лексическом значении и составе слова?

Правописание - 45часов

Учимся писать сочетания жи-ши

Учимся писать сочетания ча-ща.  Словарный диктант

Учимся писать сочетания чу-щу

Разделительный мягкий знак (ь)

Вспоминаем правило написания заглавной буквы

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Учимся писать буквы согласных в корне слова. Словарный диктант

Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова. Словарный диктант

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. Словарный диктант

Учимся писать слова  с суффиксами -ёнок; -онок

Учимся писать слова  с суффиксами -ик, -ек. Значение суффиксов

Учимся находить и проверять орфограммы в слове

Правописание слов с суффиксом -ость-. Словарный диктант

Учимся писать суффиксы имен прилагательных. Образование слов с помощью суффиксов

Учимся писать корни и суффиксы в словах

Учимся писать приставки

Различаем приставки с буквами о, а

Учимся писать разделительный твердый знак

Различаем слова с  разделительными Ь и Ъ знаками. Словарный диктант

Учимся различать предлоги и приставки

Повторяем правописание частей слова

Учимся находить и проверять орфограммы в слове. Словарный диктант

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

Учимся писать слова  с суффиксами

Учимся различать предлоги и приставки  

Учимся находить и проверять орфограммы в слове

Учимся находить и проверять орфограммы в слове

Развитие речи - 35часов

Текст

Заголовок  текста. Списывание

Один текст – разные заголовки

Учимся озаглавливать текст

Как строится текст. Окончание текста

Учимся заканчивать текст

Как строится текст. Начало текста

Последовательность предложений в тексте

Связь предложений в тексте

Предложения в тексте

Абзац. Выделение абзацев

Учимся выделять абзацы

Абзац, последовательность абзацев. Учимся составлять текст из абзацев

Развитие речи. Последовательность абзацев

Составление текста

План текста. Словарный диктант

Учимся составлять план текста

Составление текста по плану

Текст- описание

Восстановление деформированного текста

Особенности текста – описания

Учимся сочинять текст-описание

Учимся сочинять яркий текст-описание

Текст-повествование

Особенности текста – повествования. Словарный диктант

Учимся сочинять текст-повествование

Описание и повествование в тексте

Текст-рассуждение

Развитие речи. Текст-рассуждение

Описание. Повествование. Рассуждение

Учимся сочинять текст-описание

Проверочные и контрольные уроки - 21час

Входной диктант с грамматическим заданием

Входная контрольная работа

Текущий диктант с грамматическим заданием

Текущая контрольная работа

Итоговая контрольная работа

Итоговый диктант с грамматическим заданием

Тест  «Правописание изученных орфограмм».

Списывание

Повторение - 10часов

Повторение и закрепление изученного

10ч

Итого: 170 ч

3 класс

п\п

Тема

Количество часов

Фонетика - 3часа

Повторяем фонетику

Фонетический анализ слова

Состав слова - 4часа

Состав слова

Повторяем словообразование

Разбор слова по составу и словообразование.

Синтаксис - 20часов

Предложение и его смысл. Слова в предложении

Виды предложения по цели высказывания и интонации

Последовательность предложений в тексте

Главные члены предложения

Подлежащее

 Сказуемое

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

Обстоятельство

Определение

Дополнение. Словарный диктант

Однородные члены предложения

Морфология - 38часов

Части речи

Самостоятельные и служебные части речи

Имя существительное

Род имен существительных

Число имен существительных

Изменение имен существительных по числам

Изменение имен существительных по падежам

Падеж имен существительных. Косвенные падежи

Падеж имен существительных. Падежные предлоги

Падеж имен существительных

Склонение имен существительных. Наблюдение. Понятие о склонении

Склонение имен существительных

Склонение имен существительных родительного падежа множественного числа

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Имена существительные собственные и нарицательные

Способы образования имен существительных

Имя прилагательное

Качественные имена прилагательные

Степени сравнения качественных прилагательных. Словарный диктант

Краткая форма качественных прилагательных

Относительные имена прилагательные

Относительные имена прилагательные. Правописание относительных прилагательных

Как образуются относительные имена прилагательные. Словарный диктант

Относительные имена прилагательные

Притяжательные имена прилагательные

Местоимение

Личные местоимения

Как изменяются местоимения

Правописание - 50часов

Вспоминаем правила написания заглавной буквы

Вспоминаем правило переноса слов. Словарный диктант

Правила обозначения гласных после шипящих

Правописание безударных гласных в корне слов

Повторяем правила правописания согласных в корне. Словарный диктант

Повторяем правописание суффиксов

Повторяем правописание приставок

Повторяем написание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков

Учимся писать приставки. Словарный диктант

Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з/с

Учимся писать приставку с-

Учимся писать слова с двумя корнями

Запоминаем соединительные гласные о, е

Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]

Знаки препинания при однородных членах предложения

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. Словарный диктант

Повторение

Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных. Словарный диктант

Учим слова с удвоенными согласными в корне слова. Словарный диктант

Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных

Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания ичк и ечк

Учимся писать сочетания инк, енк

Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения

Учимся писать безударные окончания имен существительных 2 склонения

Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц

Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения

Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений

Правописание окончаний имен существительных множественного числа

Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных

Правописание имен существительных на ий, ия, ие

Повторение правил правописания безударных окончаний имен существительных

Правописание окончаний имен прилагательных

Правописание относительных прилагательных

Правописание притяжательных прилагательных

Правописание сравнительной степени качественных прилагательных.

Правописание краткой формы качественных прилагательных

Правописание местоимений с предлогами. Словарный диктант

Правописание местоимений. Как изменяются местоимения

Правописание местоимений. Как изменяются местоимения

Развитие речи - 25часов

Текст, его признаки и типы. Словарный диктант

Повторяем признаки и типы текстов

Текст и его заглавие

Заглавие и начало текста. Словарный диктант

Учимся писать письма

Повторение

Текущее изложение

Работа с текстом

Самостоятельная работа

Проверочные и контрольные уроки - 22часов

Входной диктант с грамматическим заданием

Текущий диктант с грамматическим заданием

Текущая контрольная работа

Итоговая контрольная работа

Итоговый диктант с грамматическим заданием

Тест  «Правописание изученных орфограмм»

Списывание

Комплексная итоговая контрольная работа

Повторение- 8 часов

Повторение  

Комплексное повторение пройденного

Итого: 170ч

4 класс

п\п

Тема

Количество часов

Фонетика и Состав слова. Морфемика - 1час

Повторяем фонетику и состав слова

Морфология - 33часа

Повторяем признаки имени существительного

Морфологический разбор имени существительного

Повторяем признаки имени прилагательного

Морфологический разбор имени прилагательного

Повторяем местоимение

Глагол

Глагол как часть речи. Словарный диктант

Вид глагола. Словарный диктант

Начальная форма глагола

Личные формы глагола

Лицо и число глаголов

Спряжение глаголов. Словарный диктант

Спряжение глаголов

Настоящее время глагола

Прошедшее время глагола. Словарный диктант

Будущее время глагола

Изменение глаголов по временам

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

Условное наклонение глагола

Повелительное наклонение глагола

Словообразование глаголов

Морфологический разбор глагола

Наречие. Словарный диктант

Как образуются наречия

Морфологический разбор наречий

Имя числительное

Изменение имён числительных. Словарный диктант

Синтаксис – 18часов

Разбор по членам предложения

Синтаксический разбор предложения

Глагол в предложении

Связь слов в  предложении. Словосочетание

Словосочетание

Слово. Словосочетание. Предложение. Словарный диктант

Связь слов в словосочетании. Согласование

Связь слов в  словосочетании. Управление

Связь слов в словосочетании. Примыкание

Словосочетание в предложении

Сложное предложение

Как связаны части сложносочинённого предложения

Как связаны части сложноподчинённого предложения

Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения

Сложное предложение

Правописание - 51час

Вспоминаем изученные орфограммы. Словарный диктант

Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения

Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения

Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Словарный диктант

Орфограммы в окончаниях имён прилагательных

Буквы о, ё после шипящих и ц

Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих»        

Орфограммы приставок

Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак

Знаки препинания при однородных членах предложения

Правописание приставок в глаголах

Правописание не с глаголами

Мягкий знак после шипящих в глаголах

Правописание –ться и -тся в глаголах

Правописание безударных окончаний глаголов

Правописание безударных окончаний глаголов

Правописание глаголов

Правописание суффиксов глаголов

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант

Правописание глаголов

Правописание гласных на конце наречий

Мягкий знак на конце слов после шипящих

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

Слитное и раздельное написание числительных

Правописание мягкого знака в именах числительных

Правописание числительных. Словарный диктант

Повторяем правила правописания мягкого знака в словах

Правописание слов в словосочетаниях. Словарный диктант

Знаки препинания в сложном предложении

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. Словарный диктант

Развитие речи - 30часов

Пишем письма

Текст

22ч

Текущее изложение

6 ч

Проверочные и контрольные уроки - 21час

Входной диктант с грамматическим заданием

Текущий диктант с грамматическим заданием

Текущая контрольная работа

Итоговая контрольная работа

Итоговый диктант с грамматическим заданием

Тест  «Правописание изученных орфограмм»

Списывание

Комплексная итоговая контрольная работа

Повторение - 15часов

Повторение

15ч

Итого: 170ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...