Уроки русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Смирнова Яна Александровна

Технологические карты уроков по русскому языку 3 класс ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rusyaz_2-6.docx47.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок2  Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм                                                                                                      Учитель:Смирнова ЯА.

Задачи:создать условия для  формирования    УМЕНИЯ  определять вид орфограммы, формирования поняти я орфограмма, развитие наблюдательности, умения проводить анализ языковых единиц, используя инструкцию учебника

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые рез-ты

1.Самоопределение к деятельности.

 Орг. момент

Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку

 

Учебная дискуссия о  правилах посадки, ориентирование в прописи по заданиям учителя.

Повторить положение тетради во время работы и положение ручки во время письма

Познавательные: наблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма.

Регулятивные Ставить цель и оценивать успешность ее реализации, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности,  анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины;

Коммуникативные Умение  грамотно вести дискуссию,  отстаивать свою точку зрения, опираясь на материалы учебника

Личностные: осознавать значимость словарей для изучения родного языка; работать со словарями как источником познания окружающей действительности; высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.

.З. Т С. 1 №1

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности

Работа над каллиграфией

Словарное слово ПОГОДА (С№ 2; Т.1)

Работают в тетради

3. Постановка учебной задачи.

С. 8  Упражнение 2.  Цель упражнения  –  добиться осознанного различения написания

строчной и прописной буквы;  напомнить о существовании омонимов    (в данном случае  омофонов  –  слов, которые одинаково произносятся, но означают  разное), напомнить базовые орфограммы (безударный гласный  в корне слова, парный по звонкости/глухости согласный в  середине слова).  

Картинка (изображение березовых сережек)  добавляет еще один омоним, поэтому

необходимо уточнить у детей, почему здесь именно такая картинка.

Ставят цель урока

4. Построение проекта выхода из затруднений.

Физминутка

. С. 9. Упражнение 3. Это маленькое стихотворение чрезвычайно насыщено орфограммами:

 1. «Парный по звонкости/глухости согласный в корне слова» – сладким;

 2. Написание буквосочетания  ЖИ-ШИ под ударением – душистые;

 3. Безударный гласный в корне  слова – поля, цветку, шмеля;

 4. Выбор написания (наличие/отсутствие) ь в словах основой на букву шипящего – брошь.

Повторяют   правила  работы  в рабочей тетради.

1. Письмо учащимися в тетради

5. Первичное закрепление

Физминутка

С. 10.  Упражнение 4.  Цель этого упражнения  –  тренировать  осознанное восприятие

орфограммы  «парный по звонкости/глухости согласный в корне слова». Орфограмма не

выделена специально: школьник должен ее обнаружить в 10 случаях (повтор мы не учитываем) и

проверить

Выполняют задания  учителя

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Словарный диктант   Ворона, сорока, воробей, завод,  лопата, работа, лимон, дежурный.

Работают с доской и самостоятельно. Проверяют свою работу по образцу

Рефлексия деятельности

- Какое у вас настроение?

- Что нового для себя узнали?

- Что бы вам хотелось бы узнать?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Урок3  Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм                                                                                                      Учитель:Смирнова ЯА.

Задачи:создать условия для  формирования    УМЕНИЯ  определять вид орфограммы, формирования поняти я орфограмма, развитие наблюдательности, умения проводить анализ языковых единиц, используя инструкцию учебника

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые рез-ты

1.Самоопределение к деятельности.

 Орг. момент

Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку

 

Учебная дискуссия о  правилах посадки, ориентирование в прописи по заданиям учителя.

Повторить положение тетради во время работы и положение ручки во время письма

Познавательные: наблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма.

Регулятивные Ставить цель и оценивать успешность ее реализации, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности,  анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины;

Коммуникативные Умение  грамотно вести дискуссию,  отстаивать свою точку зрения, опираясь на материалы учебника

Личностные: осознавать значимость словарей для изучения родного языка; работать со словарями как источником познания окружающей действительности; высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.

Д.З. Т С. 9 №5

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности

Работа над каллиграфией Л, М

  • Четверг Т. с. 12 №8

Работают в тетради

3. Постановка учебной задачи.

С.10–11. Упражнение 5. Цель этого упражнения – повторение  орфограммы

«непроизносимый согласный в корне слова»,  осознание причины существования этой

орфограммы (чередование звуков [т]/[–]) и понимание того, как именно образованы некоторые слова, имеющие эту орфограмму.

Требование выписать слова-названия признаков, которые  образованы от ОСНОВ слов ж.р., предполагает несколько шагов:  

а) школьники называют существительные, от основ которых образованы все слова из списка (не учитывая слов с приставками!), и тут же определяют их род;  

б) если слово ж.р., школьники выписывают его  (власть, часть, совесть, доблесть,прелесть, горесть, честь, тягость, сладость, радость, ярость, грусть);  

в) выбирают 4-е слова из этого списка, чтобы показать, как они образованы.

На доске нужно показать образование всех этих слов.

Сам процесс словообразования обнажает природу орфограммы: дети видят, как именно она появляется.

Ставят цель урока

4. Построение проекта выхода из затруднений.

Физминутка

С. 11–12. Упражнение 6. Цель этого упражнения – столкнуть в рамках одного упражнения

слова, в которых есть чередование звуков [т]/[–], и слова, где этого чередования нет.

Слова делятся на группы:  

а) ужасный, опасный, прекрасный, напрасный, вкусный, ясный, тесный;  

б) местный, честный, прелестный, тягостный, грустный, лестный, уместный.

Как доказать, что во всех этих словах есть орфограммы?

Обратиться к определению орфограммы (на с. 7.) и взять любую пару слов, где одному и тому

же звукосочетанию [сн] соответствует разное написание: сн и стн.

Повторяют   правила  работы  в рабочей тетради.

1. Письмо учащимися в тетради

5. Первичное закрепление

Физминутка

С. 12–13. Упражнение 7. Это упражнение можно выполнить так, как рекомендует учебник,

а можно попросить детей  списать текст, вставляя нужные буквы и указывая в скобках

проверочные слова. Два столбика, о которых упоминает учебник,  делят слова на такие две

группы:  

а) несчастная, опасна, ужасно, прекрасна;  

б) в будке, незабудки, в желудке.

Родственные слова: собака – собачий.  

Не нужно просить детей показывать, как от одного слова образовалось другое, поскольку они

еще не знают суффиксов притяжательных прилагательных и могут не понять, что  -ий  –  это

суффикс.

Достаточно выполнить требование учебника  –  показать стрелочкой, какое слово от какого

образовано.

С. 13.  Упражнение 8.  Это упражнение, как и предыдущее,  можно выполнить так, как

рекомендует учебник, а можно попросить детей записать текст, поставив нужные буквы и

записав  проверочные слова на отдельной строчке. В выделенном предложении надо показать

обращение. Если следовать второму  варианту, то можно превратить это в маленькую

самостоятельную работу с взаимной проверкой ошибок (дети меняются тетрадями с соседом по

парте) и последующим выполнением работы над ошибками с помощью Обратного словаря (см.

форзацы в начале и конце учебника).

Выполняют задания  учителя

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

ТПО  С.5 №2

Работают с доской и самостоятельно. Проверяют свою работу по образцу

Рефлексия деятельности

- Какое у вас настроение?

- Что нового для себя узнали?

- Что бы вам хотелось бы узнать?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Урок 4. Звукобуквенный разбор слова                                                                                                   Учитель:Смирнова ЯА.

Задачи:создать условия для  формирования    УМЕНИЯ   характеризовать звук, ориентируясь на произношение слова;        – объяснять написание буквы, опираясь на понимание правил графики и знание орфограмм

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые рез-ты

1.Самоопределение к деятельности.

 Орг. момент

Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку

 

Учебная дискуссия о  правилах посадки, ориентирование в прописи по заданиям учителя.

Повторить положение тетради во время работы и положение ручки во время письма

Познавательные: наблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма.

Регулятивные Ставить цель и оценивать успешность ее реализации, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности,  анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины;

Коммуникативные Умение  грамотно вести дискуссию,  отстаивать свою точку зрения, опираясь на материалы учебника

Личностные: осознавать значимость словарей для изучения родного языка; работать со словарями как источником познания окружающей действительности; высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.

Д.З. Т С. 10 № 7.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности

Работа над каллиграфией

Словарное слово ФУТБОЛ (У. № 9; Т.1)

Работают в тетради

3. Постановка учебной задачи.

С. 18–19.  Учитель предлагает детям читать этот параграф  по пунктам и параллельно

выполнять те инструкции, которые  там содержатся. Кто-то из детей читает каждый пункт до

конца,  после чего все его выполняют (один на доске). И так  до конца.  После того как будет

разобрано слово «рука», можно точно так же разобрать слово «як»...

Ставят цель урока

4. Построение проекта выхода из затруднений.

Физминутка

С. 20.  Упражнение 13.  Единственная тонкость сравнения  звукового облика двух слов

состоит в том, что дети должны сразу, произнеся эти два слова, убедиться в том, что у обоих слов

он – одинаковый, поскольку на конце слова «луг» слышится глухой звук [к].

С. 20.  Упражнение 14.  Если во 2 классе учебник дублировал пиктограмму словаря

(условное обозначение словаря в виде бокового флажка) и название словаря в тексте упражнения, то в 3 классе этого дублирования уже нет: осталась только пиктограмма. Это необходимо, чтобы  приучить детей правильно читать язык условных обозначений. Поэтому на первом этапе работы с упражнениями, отсылающими к словарям, необходимо прежде  всего уточнить у детей, какой  же словарь имеется  в виду. Так,  упражнения 14 и 15  работают со словарем  «Произноси  правильно»*.

*Примечание.  Каков принцип подбора слов в словаре  «Произноси правильно»? Здесь

представлены слова, в которых чаще всего делаются  орфоэпические ошибки (по статистике  отдела фонетики Института русского языка РАН), а также слова из текстов учебников «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир», содержащие орфоэпические сложности. Цель этого упражнения  –  не только еще раз обратить внимание детей на разное качество  согласных звуков и на разницу слов-названий предметов по родам, но и заставить читать подряд  с целью выбрать нужные слова) все слова, содержащие орфоэпическую проблему.  После того как самостоятельный этап работы закончится, важно перейти к проверке, а значит, к чтению всех слов подряд по цепочке с обсуждением того, нужно ли было выписывать данное слово и почему.  Во время этого чтения вслух важно следить за правильным произношением.  Дети должны выписать такие слова:  автор,  аккордеон,  ансамбль,  батальон,  ветеринар, ымпел  (объясните им, что  гантель  –  существительное ж.р.),  дельфин,  император,  квартал, композитор,  корень,  музей  (напомните детям, что звук [й']  –  звонкий и не имеет пары по вонкости/глухости), павильон, спортсмен, чемпион.

Повторяют   правила  работы  в рабочей тетради.

1. Письмо учащимися в тетради

5. Первичное закрепление

Физминутка

С. 20. Упражнение 15. Перед тем как побудить детей сделать звукобуквенный разбор слов  купе и кафе, очень важно, чтобы они нашли эти слова в словаре «Произноси правильно»: словарь обозначает твердость  второго согласного звука в каждом слове. Именно необозначение этой  твердости является той ошибкой, которую можно допустить в звукобуквенном разборе данных слов.

Выполняют задания  учителя

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Т. с. 14 №10

Работают с доской и самостоятельно. Проверяют свою работу по образцу

Рефлексия деятельности

- Какое у вас настроение?

- Что нового для себя узнали?

- Что бы вам хотелось бы узнать?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Урок 5 Звукобуквенный разбор слова                                                                                                        Учитель:Смирнова ЯА.

Задачи:создать условия для  формирования    УМЕНИЯ  определять вид орфограммы, формирования поняти я орфограмма, развитие наблюдательности, умения проводить анализ языковых единиц, используя инструкцию учебника

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые рез-ты

1.Самоопределение к деятельности.

 Орг. момент

Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку

 

Учебная дискуссия о  правилах посадки, ориентирование в прописи по заданиям учителя.

Повторить положение тетради во время работы и положение ручки во время письма

Познавательные: наблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма.

Регулятивные Ставить цель и оценивать успешность ее реализации, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности,  анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины;

Коммуникативные Умение  грамотно вести дискуссию,  отстаивать свою точку зрения, опираясь на материалы учебника

Личностные: осознавать значимость словарей для изучения родного языка; работать со словарями как источником познания окружающей действительности; высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.

Д.З. Т С. 17 №11

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности

  •  Работа над каллиграфией Н,П.

Работают в тетради

3. Постановка учебной задачи.

С. 20–22. Контрольная работа  (в 32-х  словах есть орфограммы), Правописание слов:  в  саду,  листопад,  в доме,  половицы,  не  скрипят,  молчит,  собачья,  будка,  скворечник,  сеновал,  в рот, воды, на дорожку, не спешит, травинками, шуршит, воздушный, воздушной, ножкой, бьет. Школьники делают звукобуквенный разбор слова сад: [сат]; показывают образование слов  дорожка  и  травинка: дорог/а →  дорог/; дорог/ + к + … = дорожк/а; трав/а → трав/; трав/ + инк + … = травинк/а

Ставят цель урока

4. Построение проекта выхода из затруднений.

Физминутка

Выполнение  этой работы и взаимная  проверка  (дети меняются тетрадями с соседом по

парте)  

Повторяют   правила  работы  в рабочей тетради.

1. Письмо учащимися в тетради

5. Первичное закрепление

Физминутка

Работа над ошибками с использованием фoрзацев учебника.  

Освоение этой методики работы над ошибками – специальная работа, которой нужно уделить особое внимание.  Учитель показывает, как выполнять работу над ошибками на конкретных примерах.  – У кого есть ошибка на безударный гласный в корне слова? Открываем оборот обложки в начале учебника и проверяем, есть ли здесь такая  орфограмма. Если ее здесь нет, значит, она указана в самом конце учебника.  – Нашли? Сколько заданий есть на эту орфограмму? Несколько?  – Выполняйте первое из этих заданий. Все задания предполагают использование Обратного словаря. Прочитайте инструкцию и приступайте к выполнению задания.  

– На какую еще орфограмму вы допустили ошибку?  

– Давайте найдем ее название на обороте обложки учебника и  выполним одно из заданий, которое там предлагается.  –  Как вы думаете, почему учебник  предлагает не одно задание  на одну  орфограмму, а

несколько? Возможно ли, что в следующей самостоятельной или контрольной работе некоторые из вас снова сделают подобную ошибку? Конечно, возможно: не так-то легко освоить сразу все орфограммы. Понимаете теперь, почему заданий на каждую орфограмму несколько?

Выполняют задания  учителя

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Т. с. 84 .

Работают с доской и самостоятельно. Проверяют свою работу по образцу

Рефлексия деятельности

- Какое у вас настроение?

- Что нового для себя узнали?

- Что бы вам хотелось бы узнать?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Урок6 ПРОверочная работа                                                                                                        Учитель:Смирнова ЯА.

Задачи:создать условия для  формирования    УМЕНИЯ  определять вид орфограммы, формирования поняти я орфограмма, развитие наблюдательности, умения проводить анализ языковых единиц, используя инструкцию учебника

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые рез-ты

1.Самоопределение к деятельности.

 Орг. момент

Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку

 

Учебная дискуссия о  правилах посадки, ориентирование в прописи по заданиям учителя.

Повторить положение тетради во время работы и положение ручки во время письма

Познавательные: наблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма.

Регулятивные Ставить цель и оценивать успешность ее реализации, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности,  анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины;

Коммуникативные Умение  грамотно вести дискуссию,  отстаивать свою точку зрения, опираясь на материалы учебника

Личностные: осознавать значимость словарей для изучения родного языка; работать со словарями как источником познания окружающей действительности; высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.

Д.З. Т С. 1 №1

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности

Работают в тетради

3. Постановка учебной задачи.

Ставят цель урока

4. Построение проекта выхода из затруднений.

Физминутка

Диктант

Первый снег

     Я всегда рад зиме и снегу. Вот, наконец, и первый снег.  Крупные  мохнатые снежинки кружили над землей. Вот снег повалил хлопьями. Лавочка у окна и ветви ели стали белыми и пушистыми. А с неба сыпал и сыпал белый пух зимы.

Грамматическое задание

Вариант 1

1. Подчеркни основу в 3-м предложении.

2. Подчеркни в 3-м предложении слова с безударным гласным в корне. Выпиши слова вместе с предлогами, рядом пиши проверочное слово.

Вариант 2

1.Подчеркни основу в 4-м предложении.

3. Выпиши из 4-го предложения словосочетание, в котором командует слово – название действия

Повторяют   правила  работы  в рабочей тетради.

1. Письмо учащимися в тетради

5. Первичное закрепление

Физминутка

Выполняют задания  учителя

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работают с доской и самостоятельно. Проверяют свою работу по образцу

Рефлексия деятельности

- Какое у вас настроение?

- Что нового для себя узнали?

- Что бы вам хотелось бы узнать?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....