"Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе"
статья по русскому языку на тему

Эффективность интеллектуального развития младших школьников зависит от деятельности учителя, его творческого подхода к обучению детей, когда учитель отдаёт предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы, способствует самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на их творчество.                                                                                                                                          Русский язык – важнейший фактор развития умственных способностей учащихся, их речи, нравственных качеств и в целом личности ребенка. Многие прогрессивные общественные деятели, лингвисты, методисты XIX века (Ф.И. Буслаев, В.Г.Белинский, Л.И.Поливанов, Д.И. Тихомиров и др.) в своих трудах писали об огромном развивающем значении родного языка как школьного учебного предмета.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе.

Наши дети тем умнее, чем больше возможностей быть умными,  мы им предоставляем.

Глен Доман.

Введение

Современные преобразования, происходящие в России, предъявляют новые требования к личностным качествам участника общественного процесса. В связи  с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих и духовно богатых граждан страны.                                                        Школа не может быть безразлична к современным переменам в социально – экономической структуре нашего общества. Она вносит коррективы в программы, учебники, методы обучения и воспитания. Концепция модернизации российского образования дает возможность учителю строить свою педагогическую деятельность в зависимости от специфики образовательного учреждения, а так же от уровня развития учащихся конкретного классного коллектива.                                Формирование личности человека тесно связано с развитием умственных способностей человека, волевых качеств и эмоционально – чувственной сферы. Разработанная концепция актуализирует проблему интеллектуального развития ребенка, которая диктуется условиями и потребностями современного общества.                Жизнь постоянно ставит перед человеком острые,  неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непознанного. Следовательно, необходимо глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.                                                                 

                                

Глава 1. Суть и смысл концепции.

                                       1.1        Цель, задачи.

Цель:                 Социализация личности ребенка в образовательном процессе.

Задачи:           1. Развитие интеллектуальных способностей учащегося                                    (речи, мышления, памяти, восприятия, воображения)        .                                  2. Воспитание социально - активной личности.                                                3. Формирование качеств: коммуникативность, компетентность, умение                     жить в ладу с собой и другими.        

1.2 Психолого – педагогическое обоснование.

Психологами установлено, что свойства психики  человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном  возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. Психолог Л.С.Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению  и абстрагированию. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно, рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.                Система развивающего обучения направлена на развитие у детей интеллектуальных способностей, желаний и умения учиться, навыков делового сотрудничества со сверстниками. В младшем школьном возрасте у ребёнка происходит интенсивное развитие интеллекта. К 6 годам это развитие осуществляется более, чем на треть, к 8 – на половину, к 12 годам на три четверти.

При этом необходимо помнить и о том, что интеллектуальные способности развиваются в деятельности и что для их развития нужна высокая познавательная активность детей. Причём не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.   Но этого чаще всего не наблюдается. Дети затрудняются обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Им трудно устанавливать закономерности. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не  могут быть опорой прочных знаний. Поэтому одна из главных задач педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную  деятельность.                                                Для понимания сути этой проблемы, рассмотрим такое понятие, как «интеллект». В словаре Ожегова интеллект – это совокупность качеств индивида обеспечивающая мыслительную деятельность человека.  Представления об интеллекте  различны и в известной мере отражают ценности той или иной культуры.                                                В европейской культуре это понятие включает в себя определенный набор умений, способностей и знаний.                                                                                         В восточной философии интеллект – это овладение хорошим умом и талантами, связанное с настойчивостью и социальной ответственностью, соединение умственных и социальных навыков.                                                                                          Интеллект характеризуется:                                                                         -         эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;                                 -         способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации и их производным : творчеству и  абстрагированию;                        -         способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;                                                                -        вниманием, памятью,  наблюдательностью, сообразительностью, различными  видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.                                                                                                 Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.                                Еще Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог считает необходимым, чтобы ребёнок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением. Поэтому уроки обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.                 Эффективность интеллектуального развития младших школьников зависит от деятельности учителя, его творческого подхода к обучению детей, когда учитель отдаёт предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы, способствует самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на их творчество.                                                                                                Русский язык – важнейший фактор развития умственных способностей учащихся, их речи, нравственных качеств и в целом личности ребенка. Многие прогрессивные общественные деятели, лингвисты, методисты XIX века (Ф.И. Буслаев, В.Г.Белинский, Л.И.Поливанов, Д.И. Тихомиров и др.) в своих трудах писали об огромном развивающем значении родного языка как школьного учебного предмета.

  1. Принципы

Организация уроков русского языка в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:                                                                1.      Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель  подбирает и составляет упражнения в процессе выполнения которых у учащихся формируются  лингвистические знания, умения и навыки, вырабатываются и совершенствуются ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.        2.      Принцип деятельностного подхода к обучению  заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.                                                        3.      Принцип  обоснованного ответа.     Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными  перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.                                                        4.      Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.   Реализовать  эти принципы на уроках русского языка лучше всего при изучении нового материала. Особенностью современного урока является то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый метод.

  1. Инновационные элементы, используемые на уроках русского языка.

Для успешного развития интеллектуальных качеств младшего школьника на каждом этапе урока русского языка внесены определенные изменения в процесс обучения:

а) введение дополнительной лексики во время словарно – орфографической работы, закрепление, повторение и обобщение изученного;

б) увеличение масштаба использование пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;

в) расширение объема работы с понятиями и терминами;

г) широкое использование в содержании уроков различных текстов воспитывающего и познавательного характера.

Глава  2        Практическое применение инновационных элементов на уроках русского языка.

Инновационные изменения способствуют расширению кругозора учащихся, их знаний об окружающем мире, активизируют умственную деятельность детей.

Рассмотрим урок русского языка по этапам.

  1. Специфика проведения минутки чистописания.

        а) нахождение буквы, предназначенной для написания, с неполным фонетическим разбором. Например, учитель пишет на доске слова: нос, лак, лен.

Задание: «Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем писать. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?» Учащиеся должны дать аргументированный ответ: «Сегодня мы будем писать букву л . Она находится в слове лен, где обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук / л /».

        б) поиск буквы с неполным фонетическим разбором и введение дополнительных сведений. Например, учитель пишет на доске слова: лампа, ветка, отлетел.

Задание: «Определите букву, которую мы будем писать. Она находится в корне глагола и обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква?»

        в) поиск лишней буквы. Например, посмотрите на данный ряд: т, н, к, е, п. Какую букву мы будем писать? Она в этом ряду лишняя.

        г) самостоятельное выполнение задания, предусматривающего определение буквы. Например, учитель ориентирует на запись:

                большой – маленький

                сухой -                         ?

                война -                         ?

Учитель: «Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем писать».

        Таким образом, во время проведения минутки чистописания совершенствуется не только графический навык, но и осуществляется нетрадиционные виды фонетического разбора слова по составу. Углубляются знания по изученным темам, продолжается формирование важнейших качеств интеллекта.

  1. Особенности проведения словарно – орфографической работы.

        

        а) поиск слова, связанный с работой по фонетике и повторение изученного материала. Например, учитель на доске помещает изображение:

                                                                                       

                                                                                                                           

                                               т      х      е                                              

                                       к                            ш                                                   а

                              б                                           с                                      ц        

                      ф                                                         ч                       з

                п                                                                       е       ш                                  

Задание:  «Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной фигуре, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Какое это слово»?

Д:        Это слово – береза.

У:        Сформулируйте лексическое значение слова.

Д:        Береза – это дерево.

У:        Но ель, сосна – тоже деревья.

Д:        Береза – лиственное дерево, ель, сосна – хвойные деревья.

У:        Назовите существенные признаки.

Д:        К березы белая кора и листья в виде сердечка.

У:        Что же обозначает слово береза?

Д:        Береза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.

В процессе такого рассуждения у учащихся формируется понятийный аппарат. Они овладевают сложнейшими мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Существенны моментом в словарно – орфографической работе является введение этимологической справки: « Береза растет в России с незапамятных времен. От цвета коры получила она свое имя, которое означает «белый», «светлый». Береза на Руси – любимое дерево. В древние времена Новый Год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый Год существовал до 1343 года. Работа такого рода повышает интерес не только к изучаемому слову, но и к языку в целом.

б)         определить слово, восстанавливая размеры прямоугольников от  маленького к большому. Например:

ььт

в) «Рассмотрите данную запись и определите два слова, с которыми мы будем знакомиться».

о з а б в т е р а д к

г) по данному шифру определить слово. Работа с символами, кодами, шифрами позволяет формировать абстрактное мышление и совершенствовать ряд других качеств интеллекта.

Например, дан шифр:

1        2        3        4        5        6        7        8

1        А        М        Н        О        Р        К        В        У

2        С        Г        Д        Я        Л        Ч        Ц        Т

И ключ к нему: 2 1;  1       4;  2        5;  1  4;  1  2;  1   1.

При введении новых слов в активный словарь детей на основе фольклорного материала осуществляется многоплановая аналитико – синтетическая работа. Например: при ознакомлении со словом яблоко учитель дает задание: «Прочитайте написанное на доске в такой последовательности.

а) фразеологические обороты;

б) пословицы.

Определите их смысл».

Яблоку негде упасть; яблоко от яблони далеко не падает; конь в яблоках; как румяное яблоко.

Обстоятельно организованная, систематическая словарно – орфографическая работа является эффективным средством интенсивного развития интеллектуальных качеств ребенка.

2.3  Специфика изучения нового материала.

Наиболее приемлем для изучения нового материала частично – поисковый метод, представляющий собой совместную поисковую деятельность учителя и учащихся с новым материалом. Например, при изучении темы «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей». Поиск рассуждений может быть построен так: Учитель пишет на доске два предложения: «Надя Сергеева, Олег Серов, Оля Руднева готовили клумбу к посадке цветов. К ним подошла учительница Светлана Петровна».

У: Прочитайте предложения. Назовите имена.

Д:  Надя, Оля, Олег, Светлана.

У: С какой буквы написаны имена людей?

Д: Имена людей написаны  большой буквы.

У: Прочитайте отчество.

Д: Петровна.

У: Как написано отчество?

Д: Отчество написано с большой буквы.

У: Найдите и прочитайте фразами. Как написаны фамилии людей?

Д: Фамилии людей пишутся с большой буквы.  

У: Сформулируйте правило в процессе нашего рассуждения.

Д: Имена, отчества, фамилии пишутся с большой буквы.

В старших классах начальной школы вполне оправдан проблемный метод. Создание проблемной ситуации предусматривает несколько уровней: высокий, средний и низкий. Например, при изучении темы «Мягкий знак в конце имен существительных после шипящих».

Высокий уровень:         Внимательно прочитайте слова. Найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило.

Дочь,  врач,  тишь,  шалаш,  рожь,  нож.

        Средний уровень:         Внимательно прочитайте столбики слов. Объясните принцип их группировки. Сформулируйте правило.

                                Дочь                                        врач

                                Тишь                                        шалаш

                                Рожь                                        нож

                                           

        Низкий уровень:         Внимательно прочитайте слова в столбиках и ответьте на вопросы:      

 - к какой части речи относятся все слова?

                - определите род имен существительных первого и второго столбцов.

                - какие согласные буквы стоят на конце имен существительных обоих

                          столбцов?

                - в конце, каких существительных, и в каком случае пишется мягкий знак?

         

При данном проблемном методе развиваются не только интеллектуальные качества школьника, но и его творческие способности. Творческие способности – это способность осознать противоречия и выдвинуть проблему.  (Мельникова Е.Л. Удивить, заинтересовать, разобраться! // 1 сентября. №75, 17 октября 2000г.)

2.4  Закрепление изученного учебного материала.

На этом этапе урока существует возможность целенаправленно формировать определенные наборы интеллектуальных качеств и умений путем набора специальных упражнений.

  1. Формирование сосредоточенности, абстрактного мышления, умение осуществлять сопоставительный анализ.

Например, тема «Суффикс».

Задание: «Напишите пары слов, которые состояли бы из видового и родового понятий.

Образец: тополь – дерево. В словах выделите их составные части.:

                        Щука                                        птица

                        Тарелка                                кустарник

                        Ландыш                                посуда

                        Диван                                        игрушка

                        Мишка                                мебель

                        Дрозд                                        цветок

                        Малина                                рыба

  1. Формирование внимания, аналитико–синтетического мышления, речи, умения обобщать, умения давать определения понятиям.

Например, тема «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих».

Задание: Самостоятельно подберите пропущенные слова в предложении. Составленные предложения напишите и составьте орфограммы».

Врач… - это …,  который … . К…р…ндаш … -  это …, которым … . Скрипач… - это…, который …  .

  1. Формирование речевых способностей, умения осуществлять классификацию, умения переходить на более высокий уровень обобщения и анализа.

Например, тема « Число имен существительных».

Задание: Прочитайте, сравните между собой пары слов над одним номером. К каждой паре подберите точное название, а затем для двух названий найдите одно общее. Укажите род и число имен существительных».

а)                платок,   кепка  -  ?

                                                          ?

шуба,   варежки  -  ?

        б)                ре…ка,   м…рков…  -   ?

                                                                                               ?

                        пш…ница,   …вес  -  ?

платок  (м.р.ед.ч.)                                                  

кепка  (ж.р.ед.ч.)

шуба  (ж.р.ед.ч.)                          

варежки  (ж.р.ед.ч.)

  1. Формирование мышления, внимания, смысловой памяти,  

      сосредоточенности.

Например,  тема «Ударные и безударные гласные».

Задание: внимательно прочитайте пары слов, запомните их. Ориентируясь на пкрвое слово каждой пары, запишите по памяти вторые слова. Подберите к ним проверочные, орфограммы подчеркните».

Мост                река

Шум                вода

Лес                грибы

Гвоздь        доска

Рой                пчела

Больница        врачи

  1. Формирование сообразительности, наблюдательности, аналитико – синтетического мышления, устойчивого внимания, оперативной памяти, умения классифицировать, речи.

Например, тема: « Разделительный твердый знак ».

Задание: прочитайте пословицы, объясните их смысл, самостоятельно классифицируйте их по найденному признаку.

А)        Лен… ч…ловека не красит.

Б)        Знает кошка, ч…е мясо  с…ела.

В)        не радуйся ( под) гору: под…ем  крут.

Г)        Мален…кое дело лучше  б…л…шого  (без)  дел…я.

Д)        (На)   (без)  рыб…е  и  рак рыба.

2.5  Работа с текстом.

Особым направлением в процессе интеллектуального развития школьника является работа с текстом. Тексты в обязательном порядке должны носить воспитательно– познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно – этические качества личности ребенка, совершенствовать его знания об окружающем мире.  Важным условием при работе с текстом является использование специальных заданий, которые стимулируют мыслительную деятельность, формируют творческое воображение, образное мышление.

Задание 1:        Прочитайте предложения; составьте из них  зимнюю зарисовку; исключите предложения, которые не подходят по теме.

Задание 2:        Прочитайте стоки из стихотворения И. Бунина. Составьте  и напишите свой рассказ, используя слова  с безударными гласными в корне, употребленные поэтом.

Задание 3:        Прочитайте текст. Вставьте в него подходящее по смыслу предложение.

Задание 4:        Прочитайте текст. Определите его основную мысль и озаглавьте. Выберете подходящую по смыслу пословицу и введите ее в текст.

Задание 5:        Прочитайте части текста. Расположите их в правильной последовательности.

Заключение

Таким образом, интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения русскому языку происходит путем обогащения его содержания и совершенствования способов практической  деятельности, учащихся на уроке. Учитель в максимальной степени использует те преимущества в развитии интеллекта ребенка, которые заложены в психофизических возрастных особенностях младшего школьного возраста.

Литература.

  1. Бакулина Г.А.   Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.  М.,  1999год.
  2. Бакулина Г.А. .   Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.  М.,  2001год.
  3. Бакулина Г.А.   Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. // «Начальная школа»  М.,  1999год, №8.
  4. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М., 1994.
  5. Винокурова Н.К.  Сборник упражнений и текстов для развития ваших творческих способностей. М.,  1995 год, серия  «Магия интеллекта».
  6.  Мельникова Е.Л.  Удивить, заинтересовать, разобраться!  //  1 сентября. №75,  17 октября 2000 год.
  7. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль 1996год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"

Комплексная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуа...

Доклад:"Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка"

В докладе показаны примеры и задания, с помощью которых учитель развивает интеллектуальные способности учащихся, согласно требованиям новых стандартов. ...

интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка

специфика проведения минутки чистописания, словарной работы, создание проблемной ситуации, виды упражнений...

Концепция "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

1. Почему я уделила место этому вопросу?        Интеллект - это достояние,мощь,будущее каждоц нации. На протяжении ряда лет я наблюдаю, что на современном этапе развития среди ряда...

Система работы по интеллектуальному развитию младших школьников на уроках русского языка

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:Современная школа уделяет большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех...