Рабочая программа по предмету "Русский язык" 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Акчурина Альфия Равильевна

В рабочую программу входит : пояснительная записка и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx48.98 КБ
Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа по предмету  «Русский язык» для 4 класса МАОУ СОШ п.Новониколаевский  составлена на  основе:

- Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);

-Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

-общей образовательной программы ФГОС НОО МАОУ СОШ п.Новониколаевский;

-учебного плана МАОУ СОШ п.Новониколаевский;

-примерного тематического планирования примерной программы по русскому языку и авторской программы «Программа по русскому языку» Н.А.Чураковой,  М.Л.Каленчук УМК «Перспективная начальная школа».               

         Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  второго поколения начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться,концепции комплекта «Перспективная начальная школа», основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД.

Концепция(основная идея) программы

 Концептуальные положения нашли своё развитие в дидактических принципах развивающей личностно – ориентированной системе обучения «Перспективная начальная школа» и типических свойствах учебно – методического комплекта, реализующего эту систему.

         Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.       

         Курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

-  познавательная цель  предполагает формирование у обучающихся представлений о языке как составляющей  целостной научной  картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково - символического и логического мышления учеников;

-  социокультурная цель  изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

         Для достижения поставленных целей изучения русского языка необходимо решение следующих практических  задач: 

-  развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

-  осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

-  развитие  речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;      

-  освоение  первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

-  овладение  умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;

-  воспитание  позитивного эмоционально - ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

-  развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению.

Общая характеристика учебного процесса

      Решение проблем развития речи опирается на развитие представлений о языке и о речи: язык, как система, позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативная – это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные «жанры» письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.

     Теоретическими и методическими источниками программы по русскому языку являются идеи, изложенные в научных и научно-методических работах: М.В.Панова (фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения); П.С.Жедек (теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова); П.С.Жедек, М.И.Тимченко (роль списывания в обучении правописанию); Е.С.Скобликовой (синтаксис простого предложения); В.В.Репкин (принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения);  М.С.Соловейчик (требования к современному уроку русского языка); Н.И.Жинкина (развитие речи младших школьников).

Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.
1. А) Обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны. Это касается разных сторон преподавания языка — и практической, и теоретической. Например, рассмотрения одной из ведущих орфографических проблем — проблемы безударных гласных. Для многих территорий, на которых распространено полногласие, нет проблемы чередования звуков [о] и [а] в первой предударной (и даже во второй предударной!) позиции. Поэтому традиционный вариант рассмотрения проблемы безударных гласных здесь не срабатывает, является неубедительным. Это касается и теоретических проблем, поскольку отражается на формировании понятийного аппарата. При учете существования территорий, на которых распространено полногласие, невозможно пользоваться определением орфограммы, к которому мы привыкли. Это понятие должно быть ориентировано не на подчеркивание расхождения между произношением и написанием, а на существование вариантов произношения и необходимость правильного выбора написания.
Б) Учет реальных норм произношения предполагает и учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков. Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения. Это требует и введения в обиход (и включения в корпус УМК) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.
2. Учет того, что с каждым годом в классах растет процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят. Не учитывать этого в структуре материала учебника означает не только игнорировать важнейшую проблему адаптации этой части класса к доминирующей языковой среде, но и искусственно тормозить языковое развитие русскоговорящей части класса. Учитывая тот факт, что в русском языке господствует флексийный (через окончания) способ связи слов в предложении, совершенно ясной становится задача именно 2-го класса: постоянно обращать внимание детей на ПРИЧИНЫ разницы окончаний знаменательных частей речи в словосочетаниях и в предложениях. Решение этой задачи требует создания многочисленных ситуаций, которые позволяют детям осознавать различие существительных по родам, осознавать разницу окончаний прилагательных, согласованных с существительными, и причины этой разницы.
Специально организованная по другим основаниям орфоэпическая работа, о которой мы уже говорили выше, также является чрезвычайно важной и для решения проблем двуязычных детей.
Постоянная работа с обратным словарем (включенным в корпус УМК), в котором языковой материал выстроен с учетом суффиксального способа словообразования как господствующего в русском языке и флексийного способа связи слов в предложении, также способствует не только сознательному, но и подсознательному освоению системы языка.
3. Учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, — это ребенок со своим набором_логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой — усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения. В течение первого года обучения каждый школьник осваивает базовые звуковые оппозиции (к которым относятся гласные и согласные, а внутри гласных — [а]-[о]; внутри согласных —[м]-[п], [т΄]-[д΄], [д]-[н] и др.). В течение второго года обучения школьники переходят к закреплению базовых оппозиций, а также к тренировке различения периферических оппозиций, которые важны для усвоения круга орфограмм 2-го класса, связанных с правописанием шипящих, звонких-глухих парных согласных, разделительных знаков. Это прежде всего оппозиция свистящие-шипящие, шипящие между собой, свистящие между собой, звонкие-глухие парные согласные. Без внимания не остаются также оппозиции [р]-[л], [л]-[л΄], [л΄]-[в΄], [л]-[й΄], [р]-[й΄], [р΄]-[л΄], [г]-[х], [в]-[д], [ф]-[п], [ш]-[ф], [ч΄]-[т΄] и др. Из большого числа периферических оппозиций предпочтение отдано именно тем, не различение которых дает максимальное количество дисграфических ошибок. Разработанная система упражнений (включающая так называемую звукобуквенную зарядку и последовательную работу с орфоэпическим словарем) постепенно подводит школьников к пониманию многих фонетических закономерностей, например: в каких случаях пишутся разделительные Ь и Ъ; почему парные звонкие согласные на конце слова заменяются глухими; как и почему используются приставки
о- и об-, и др. Эта система работы в итоге приводит к правильному определению корней слов и — что очень важно — к правильному выделению окончаний.
4. Учет того, что ученик начальной школы — это не только городской, но и сельский ребенок, привел к тому, что в качестве того жизненного опыта, на который ориентировались авторы комплекта, был выбран жизненный опыт ребенка, проживающего в провинции и в сельской местности. Та картина мира, которая выстраивается в учебниках комплекта путем разворачивания внешней интриги, обладает узнаваемостью для большинства учащихся. Те психологические характеристики, которыми отличаются разновозрастные дети — герои учебников, — являются достоверными, вызывают доверие учащихся, стремление общаться (переписываться) с ними. Интерактивная переписка, которая заложена как методический прием в комплект учебников, — это тоже форма реакции на то, что обучающиеся в начальной школе проживают не только в мегаполисе или крупных областных центрах, но и в небольших городах и в сельской местности, часто испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке.
5. Учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях:
А) изучение всего материала строится не на искусственных языковых моделях и примерах, а на реальных коротких стихотворных, часто шуточных текстах, которые: а) представляют собой реальные высокохудожественные, доступные возрасту образцы речи, б) способны удержать внимание ребенка своей эмоционально-образной системой и поддержать его интерес к рассматриваемой проблеме;
Б) система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений. Только движение от конкретных наблюдений к обобщению и только пошаговое рассмотрение материала соответствуют возрастным особенностям младшего школьника и создают условия ненасильственного изучения материала;
В) свойственная возрасту и современному неврологическому состоянию сознания неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чем-то одном, а также удерживать в памяти открытую закономерность или правило требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения. Любое изученное правило, каждая открытая языковая закономерность через определенный отрезок времени вновь и вновь предъявляются школьнику — но не для того, чтобы он ее вспомнил, а для того, чтобы он ею воспользовался как инструментом для решения текущей языковой задачи.
6. Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идет о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2-го класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающие знания в «другой» книге.
7. Для создания или восстановления целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении четырех лет обучения. Эти герои — действующее интеллектуальное окружение школьника — они не только наравне с ним решают те же задачи, но и завязывают с ним содержательную переписку, смысл которой не только в том, чтобы создать интерактивную форму обучения русскому языку, но и в том, чтобы возродить почти утраченную культуру переписки, возродить почти утраченную культуру клубной работы с младшими школьниками, восстановить тот воспитательный потенциал (без прежней идеологической подоплеки), который несли в себе прежние идеологические объединения школьников.
Для восстановления целостной картины мира особое внимание в УМК уделяется системе иллюстраций. Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребенка — хорошо известный факт. Разработанная система иллюстраций включает: а) иллюстрации внешней интриги, позволяющей школьнику удерживать в сознании образы тех героев, которые его сопровождают в книге; б) дидактические иллюстрации, которые носят образно-ассоциативный характер и помогают школьникам понять абстрактные языковые закономерности; в) иллюстрации к текущим стихотворным текстам.
Чтобы сделать учебник любимым, авторский коллектив стремился к тому, чтобы иллюстрации были проникнуты чувством юмора и нравились детям.

Методы и формы обучения:

   В основе методики преподавания предмета лежит проблемно - поисковый подход, информационно - коммуникационная технология, технология личностно-ориентированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно - рецептивный: рассказ,  объяснение,  работа с учебником,  демонстрация картин, мультимедиа

б)  репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод.

Формы организации процесса обучения:

  1. Индивидуальная
  2. Парная
  3. Групповая
  4. Фронтальная

Место предмета «Русский язык» в учебном плане

Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Согласно Федеральному базисному учебному плану на курс «Русский язык» отводится 5 часа в неделю. В 4  классе  170часов (5 ч. в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явление национальной культуры; ·     
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
  • овладение словами речевого этикета.    

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать  различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • умение задавать вопросы;
  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление причинных связей и зависимостей между объектами;
  • умение работать с таблицами, схемами, моделями;
  • умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
  • умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей (математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;
  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.   

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; 
  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания  (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; ·        умение проверять написанное;
  • умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • способность контролировать свои действия, проверять написанное.        

      

Содержание учебного предмета

Фонетика и орфография (25ч)

         Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).

         Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения.

Понятие о вариантах произношения. Наблюдения над некоторыми проявлениями «старшей» и «младшей» нормы (на материалах стихотворных текстов). Наблюдения над стилистическими орфоэпическими вариантами.

         Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

         Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-).

         Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-).

         Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.

         Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»).

         Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).

         Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).

         Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-.

         Звукобуквенный разбор слова.

Морфемика и словообразование (15ч)

         Производные и непроизводные слова. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Система способов словообразования в русском языке. Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным  словотворчеством в поэзии и детской речи.

         Морфемная структура русского слова.

         Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.

         Разбор слов разных частей речи по составу.

Морфология и лексика (70ч)

         Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи.

         Имя существительное. Категориальное значение имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Морфологический разбор имени существительного.

         Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе.

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

         Местоимение. Категориальное значение местоимений. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений.

Синтаксическая роль местоимений в предложении.

         Глагол. Категориальное значение глагола. Грамматическое значение глагола и система его словоизменения.

Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.

         Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа выпишете выпишите.

Синтаксическая функция глаголов в предложении.

         Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.

         Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова.

Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений). Тематические классы слов.

Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Система парадигматических отношений между словами.

Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи.

Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами.

Общенародная и необщенародная лексика. Наблюдения над терминами русского происхождения и заимствованными; над диалектными языковыми различиями.

Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.

Синтаксис и пунктуация (25ч)

         Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.

         Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.

         Разбор простого предложения по членам предложения.

Представления о сложном предложении (наблюдения).

Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.

Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)

         Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.

Развитие речи с элементами культуры речи (35ч)

         Освоение изложения как жанра письменной речи.

Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

         Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.

         Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник

произведений. Определение основных идей (мыслей) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».

         Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.

         Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.

         Правила употребления предлогов О и ОБ (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом).

         Правила употребления местоимений ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.

Планируемые результаты освоения учебной программы

по предмету «Русский язык» к концу 4-го года обучения

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

        Выпускник научится:

        • различать звуки и буквы;

        • характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

        • зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

                Выпускник получит возможность научиться:

        • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.

        Раздел «Орфоэпия»

        Выпускник получит возможность научиться:

        • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;

        • правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;

        • правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;

        • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

        • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Раздел «Морфемика и словообразование»

        Выпускник научится:

        • проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;

        • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

        Раздел «Лексика»

        Выпускник научится:

        • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

        • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

        Выпускник получит возможность научиться:

        • подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов;

        • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

        • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

        • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

        Выпускник научится:

        • определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;

        • определять три типа склонения существительных;

        • определять названия падежей и способы их определения;

        • определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.

        Выпускник получит возможность научиться:

        • проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

        • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

        Выпускник научится:

        • определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);

        • определять однородные члены предложения;

        • составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.

        Выпускник получит возможность научиться:

        • различать второстепенные члены предложения – дополнение, обстоятельство, определение;

        • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

        • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

        Выпускник научится:

        • применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;

        • применять правила правописания: безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении;

        • использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря).

        • определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;

        • определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.

        Выпускник получит возможность научиться:

        • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

        • подбирать примеры с определенной орфограммой;

        • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

        • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее

в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

        Выпускник научится:

        • различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);

        • обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;

        • составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;

        • доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;

        • владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;

        • составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;

        • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;

        • писать письма с соблюдением норм речевого этикета.

        Выпускник получит возможность научиться:

        • создавать тексты по предложенному заголовку;

        • подробно или выборочно пересказывать текст;

        • пересказывать текст от другого лица;

        • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

        • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

        • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;

        • оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов)

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения

        В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:

        • свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи.

        • свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта;

        • в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

        • свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций).

        В области коммуникативных учебных действий:

        а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

        • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);

        б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

        • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;

        • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).

        В области регулятивных учебных действий:

        • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного

Словарь

    Автомобиль, аннотация, беседа, библиотека, биография, богатство,

билет, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать,

железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, корабль,

коллектив, коллекция, костёр, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор.                                               (45 слов)                                                                              

Учебно-методическое обеспечение

Методические и учебные пособия:

1.Закон «Об образовании в РФ»

2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.        

3Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2009

4.Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост.Н.В.Лободина. – М.: Академкнига/Учебник, 2011

5.М.Л.Каленчук,Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова Русский язык. 4 класс: Учебник. 1, 3 ч. - М.: Академкнига/ Учебник, 2014;

6.М.Л.Каленчук, О.В.Малаховская, Н.А.Чуракова. Русский язык. 4 класс: Учебник. 2 ч. - М.: Академкнига/ Учебник, 2014;

7.Т.А.Байкова Русский язык. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1, №2 - М.: Академкнига/Учебник, 2015;

8.А.А.Коржукова. Русский язык. 4 класс: Поурочные разработки. – М.:ВАКО, 2013;

9.Н.М.Лаврова. Русский язык. 3-4 классы: Методическое пособие. Сборник проверочных и контрольных работ. - М.: Академкнига/ Учебник, 2011.

10.Н.М.Лаврова Русский язык.4 класс: Тетрадь для проверочных работ-М: Академкнига/Учебник, 2014

Образовательные диски:

1. Энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронный вариант).

2.http://www.openclass.ru,

3.http://fcior.edu.ru,

4.http://files.scool-collection.edu.ru,

5.http://festival.1september.ru,

6.http://www.viki.rdf.ru,

7.http://www.uchportal.ru,



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Корректировка

1

Повторение. Понятие «орфограмма». Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке

2

Повторение. Части слова. Безударный гласный, проверяемый ударением

3

Повторение. Части речи. Безударный гласный в корне, суффиксе и приставке

4

Повторение. Члены предложения. Безударный гласный, проверяемый ударением в суффиксе и приставке

5

Развитие речи. Текст-рассуждение

6

Различение суффиксов. Значения суффиксов

7

Различение суффиксов. Суффиксы-синонимы, суффиксы- омонимы

8

Административная контрольная работа по теме «Повторение»

9

Работа над ошибками. Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

10

Развитие речи. Учимся рассуждать с опорой на наблюдение

11

Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

12

Употребление слов оба, обе

13

Однородные главные члены предложения

14

Однородные второстепенные члены предложения

15

Развитие речи. Работа с картиной И.Фирсова «Юный живописец»

16

Контрольный словарный диктант

№1. Однородные члены предложения

17

Работа над ошибками. Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую?

18

Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы?

19

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и, а, но

20

Развитие речи. Текст-рассуждение на тему «Размышление о моих увлечениях»

21

Знаки препинания при однородных членах предложения, связанных союзами

22

Спряжение. Ударные и безударные личные окончания глагола

23

Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям

24

Развитие речи. Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей

25

Контрольное списывание № 1

26

Работа над ошибками. Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям

27

Учимся различать спряжения глагола по ударным личным окончаниям

28

Определение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям

29

Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов

30

Развитие речи. Учимся делать научное сообщение

31

Правописание безударных личных окончаний глаголов

32

Правило употребления предлогов о и об

33

Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме

34

Глаголы-исключения на -ать

35

Развитие речи. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением

36

Контрольная работа № 1 по теме «Безударные личные окончания глагола»

37

Работа над ошибками. Определение спряжения глагола по его начальной форме

38

Глаголы-исключения на -еть

39

Определение спряжения глагола по его начальной форме

40

Развитие речи. Обучающее изложение «Куда лето прячется»

41

Подвижное и неподвижное ударение глаголов прошедшего времени

42

Характеристика предложения и разбор имени существительного как части речи

43

Характеристика предложения и разбор имени прилагательного как части речи

44

Характеристика предложения и разбор глагола как части речи.

45

Развитие речи. Учимся делать научное сообщение

46

Спряжение глаголов брить, стелить

47

Правописание глаголов с суффиксом -я

48

Написание безударных суффиксов глаголов в форме прошедшего времени

49

Безударные суффиксы глаголов прошедшего времени

50

Развитие речи. Описание, повествование и рассуждение

51

Суффиксы повелительной формы глагола

52

Различение повелительной формы мн.ч.и формы 2-го лица мн.ч.

53

Повелительная форма глагола

54

Трудности написания глаголов на

-ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени

55

Развитие речи. Работа с картиной И.Левитана «Тихая обитель»

56

Контрольная работа № 2 по теме «Правописание глаголов»

57

Работа над ошибками. Повелительная форма глагола

58

Написание глаголов на

-ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени

59

Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь

60

Развитие речи. Что такое монолог и диалог

61

Написание глаголов, имеющих в начальной форме суффикс -чь

62

Контрольный словарный диктант № 2. Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

63

Работа над ошибками. Усекаемая и неусекаемая основа глаголов

64

Усекаемая и неусекаемая основа глаголов

65

Развитие речи. Обучающее изложение «Одуванчик»

66

Образование личной формы глаголов от усекаемой и неусекаемой основы глагола

67

Разноспрягаемые глаголы бежать и хотеть

68

Правописание личных окончаний разноспрягаемых глаголов

69

Развитие речи. Учимся делать научное сообщение

70

Итоговая контрольная работа за I полугодие

71

Работа над ошибками. Разноспрягаемые глаголы

72

Написание о и ё после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных

73

Написание о и ё после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных

74

Написание о и ё после шипящих в корнях существительных

75

Развитие речи. Азбука вежливости. Учимся отстаивать своё мнение (свою точку зрения) в споре

76

Написание о и ё после шипящих в корнях разных частей речи

77

Контрольная работа № 3  по теме «Написание о и ё после шипящих»

78

Работа над ошибками. Краткая форма имён прилагательных

79

Образование краткой формы имён прилагательных

80

Развитие речи. Работа с картиной В.Джеймса «Кот на окне»

81

Краткая форма имён прилагательных с основой на шипящий

82

Образование наречий от имён прилагательных

83

Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание

84

Повторение. Правописание глаголов настоящего времени

85

Развитие речи. Сочинение-рассуждение на тему «О чём размышляет кот, сидя на окне?»

86

Повторение. Спряжение глаголов

87

Повторение. Глаголы прошедшего времени

88

Повторение. Выбор гласной в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов

89

Повторение. Правописание окончаний разных частей речи

90

Развитие речи. Учимся писать сочинение – описание

91

Повторение. Правописание слов с удвоенной согласной, пришедших из других языков

92

Повторение. Слова-синонимы. Слова-антонимы

93

Повторение. Где используются однородные члены

94

Повторение. Предложения с однородными членами

95

Развитие речи. Как устроена книга

96

Контрольная работа № 4 по теме «Глагол»

97

Работа над ошибками. Части речи

98

Части речи. Имя существительное

99

Части речи. Имя прилагательное

100

Развитие речи. Рассуждаем о нашем прошлом

101

Краткая форма прилагательных

102

Синонимы

103

Части речи. Глагол. Повелительная форма глагола

104

Спряжение глагола. Правописание безударных окончаний глаголов

105

Развитие речи. Рассуждаем о нашем прошлом. Древние украшения

106

Контрольный словарный диктант

№ 3. Устойчивые выражения

107

Работа над ошибками. Простая и сложная формы будущего времени глаголов

108

Простая и сложная формы будущего времени глаголов

109

Образование простой и сложной формы глаголов будущего времени

110

Развитие речи. Что такое аннотация и как её составить

111

Контрольная работа № 5 по теме «Части речи»

112

Работа над ошибками. Личные местоимения

113

Личные местоимения

114

Разбор слова по составу

115

Развитие речи. Составляем аннотацию к любимой книге

116

Разбор по составу глаголов

117

Орфограммы в корнях слов

118

Определяем орфограммы в корнях слов

119

Орфограммы в суффиксах слов

120

Развитие речи. Письменное изложение «Самолётик»

121

Определяем орфограммы в суффиксах слов

122

Существительные. Беглый гласный

123

Существительные. Буквы о/е после шипящих

124

Существительные. Безударный гласный, проверяемый ударением

125

Развитие речи. Что такое монолог и диалог

126

Прилагательные. Буквы о/е после шипящих и ц

127

Образование прилагательных с помощью суффиксов -ов-, -ев-, -н-, -ск-

128

Образование прилагательных с помощью суффиксов -лив-, -ист-

129

Развитие речи. Учимся составлять аннотации

130

Прилагательные. Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить

131

Глагольные суффиксы

132

Контрольная работа № 6 по теме «Орфограммы в корнях слов разных частей речи»

133

Развитие речи. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением

134

Работа над ошибками. Глагольные суффиксы

135

Орфограммы в окончаниях имён существительных

136

Орфограммы в окончаниях имён прилагательных

137

Развитие речи. Работа с картиной Н.Богданова-Бельского «Дети»

138

Орфограммы в окончаниях глаголов

139

Правописание окончаний глаголов

140

Контрольное списывание №2

141

Работа над ошибками. Форма 2-го лица мн.ч. и повелительная форма глагола

142

Развитие речи. Письменное изложение «Муравьишкин корабль»

143

Учимся различать форму 2-го лица мн.ч. и повелительную форму глагола

144

Орфограммы в приставках

145

Правописание приставок в словах разных частей речи

146

Развитие речи. Учимся составлять аннотации

147

Работа разделительного «ь»

148

Работа разделительного «ь» в прилагательных, отвечающих на вопрос чей?

149

Контрольный словарный диктант №4. Слова, которые легко перепутать

150

Развитие речи. Составляем аннотацию к книге любимого писателя

151

«ь» после шипящих на конце основы имён существительных

152

«ь» после шипящих на конце основы имён прилагательных

153

«ь» после шипящих на конце основы глаголов

154

Развитие речи. Рассматриваем старые фотографии

155

Контрольная работа № 7 по теме «Правописание мягкого знака на конце основ разных частей речи»

156

Работа над ошибками. Написание –ться и –тся в глаголах

157

Глагол как часть речи

158

Распространённые и нераспространённые предложения. Однородные члены

159

Развитие речи. Учимся писать сочинение. Сочинение (описание и рассуждение) на тему «О чём мне рассказала старая фотография»

160

Однородные члены предложения

161

Характеристика предложения

162

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях

163

Развитие речи. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта

164

Итоговая контрольная работа

165

Работа над ошибками. Знаки препинания в сложных предложениях

166

Сложные предложения и простые предложения с однородными членами

167

Развитие речи. Сочинение «Интересные места моего села»

168

Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами

169

Сложные предложения и простые предложения с однородными членами. Разбор предложений по членам

170

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...