Главные вкладки

    Урок русского языка 2 класс УМК "Гармония", тема: "Что в слове главное?"
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

    Некруцу Светлана Викторовна

    Урок русского языка 2 класс УМК "Гармония" , тема: "Что в слове главное?"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл технологическая карта28.83 КБ
    Файл презентация832.16 КБ
    Файл схема13.24 КБ
    Файл работа в парах236.51 КБ
    Файл 3ряд36.69 КБ
    Файл группы10.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе ОС «Гармония», учитель Некруцу С.В.

    Тема

    Разговор о значении слова

    («Что в слове главное?»)

    Цели

    На основе наблюдений подвести учащихся к выводу, что главное в слове - это его значение. Создать условия для формирования умения грамотно использовать слова в речи, внимательно относится к лексическому значению слова

    Планируемый результат

    Предметные:

    Знать: термин «значение слова».

    Уметь: объяснять значение слова самостоятельно и  с помощью толкового словаря.

    Личностные УУД: Осознание важности понимания значения слов.  Интерес к наблюдениям за языком и его использованием в речи. Желание продолжать осваивать русский язык, познавательный интерес к предмету.

    Метапредметные

    Познавательные УУД: Находить на страницах учебника необходимую информацию, пользоваться ею в практических целях. Использовать знаково-символические средства при решении задач. Наблюдать за языковым материалом, вычленять существенные признаки, на основе их комплекса подводить факты языка под понятие. Анализировать, классифицировать, группировать языковой материал, делать умозаключения, выводы.  

    Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполнять принятые правила речевого поведения. Задавать вопросы, отвечать на вопросы других, выбирать наиболее точные слова для выражения мыслей, чувств, ориентироваться на адресата высказывания, проявлять заботливое отношение к своим близким,  ко всем людям.  

    Регулятивные УУД: Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в её решении. Учитывать выявленные ориентиры, совместно планировать действия, определять общий способ решения задачи и осуществлять его. Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять контроль за выполнением действий.  

    Основные понятия

    значение слова

    Межпредметные связи

    Русский язык, литературное чтение

    Ресурсы:

    - основные

    - дополнительные

    Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 2 класс, 2ч.

    Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетрадь-задачник  ч.2

    Учебная презентация

    Организация пространства

    Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группе

    Технология проведения

    Деятельность

    учеников

    Деятельность

    учителя

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

    Планируемые результаты

    Предметные

    УУД

    I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

    Цели: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

    - уточнение типа урока;

    Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

    Организует учащихся на начало урока.

    Уточняет тематические рамки.

    Громко прозвенел звонок -  
    Начинается урок
    Наши ушки на макушке,
    Глазки хорошо открыты.
    Слушаем, запоминаем,
    Ни минутки не теряем.

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

    II. Формулирование темы урока, постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся         (3 мин)

    Цели:  организация формулирования темы урока учащимися;

    - организация постановки цели урока учащимися; актуализация опорных знаний и умений;

    - мотивация учащихся на дальнейшую деятельность.

    Запись в тетрадях числа, оформление вида работы.

    С помощью учителя формулируют тему, цели  урока.

    Актуализирует знания учащихся по теме способом проверки умения подбирать проверочные слова разными способами.

    Организует формулирование темы  и целей урока учащимися

    - Запишите число, классная работа..

    -Начать урок я хочу с небольшого высказывания, а вы догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить: «Слово живет тогда, когда ты открываешь его тайну.»

    - Предположите о чем сегодня будем говорить?

    - Прочитайте тему нашего урока. (Что в слове главное?)

     - Какова будет цель урока? (Узнать, что в слове главное).

    Строить предложения при ответе на вопросы.

     Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

    III. Творческое применение  знаний в новой ситуации (проблемные задания)  (15  мин)

    Цели: подвести учащихся к выводу, что главное в слове-значение; значение слова влияет на написание слова, употребление в речи и произношение

    Просматривают фрагмент, отвечают на вопрос.

    Выполняют задание с опорой на инструкцию.

    Объясняют написание слов.

    Оценивают правильность выполнения, вносят коррективы.

    Задание выполняется в парах.

    Мотивирует на просмотр фрагмента.

    Организует работу над заданием, регулирует правильность рассуждений учащихся, выполнения заданий.

    Оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения в выполнении.

    Инструктирует учащихся по поводу самостоятельного выполнения задания.

    Посмотрите небольшой фрагмент мультфильма и скажите, что вызвало недоумение одного из героев.

    - Почему пес не понял котенка и щенка?

    - Что нужно, чтобы речь была понятной?

    ВЫВОД: чтобы понять, то о чем говорят нужно знать значение слов. (схема)

    1,2 ряд пишут под диктовку предложение (1 ребенок у доски): В каникулы у бабушки Груши будет жить мой брат Василёк.

    3ряд – Задание 276 (учебника.)

    - От чего зависит написание слов?

    ВЫВОД: написание слов зависит от их значения (схема)

    -Послушайте, какая интересная история произошла в рассказе Николая Сладкова «Овсянка»:

    «Встретились два друга Сашка и Матвей. Сашка сказал:

    - А у меня дома ОВСЯНКА!

    - Подумаешь, - сказал Матвей,- у меня дома тоже ОВСЯНКА.

    - Люблю я ОВСЯНКУ! – добавил Сашка.

    - И я люблю! – сказал Матвей.

    - Она жёлтая, красивая такая!

    - И вкусная. Особенно с молоком!

    - Как это вкусная! Как это – с молоком! – удивился Сашка.

    - Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком!

    - Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

    - Как это –про что? Про ОВСЯНКУ! – ответил Матвей.

    - Про какую ОВСЯНКУ?

    - Про обыкновенную ОВСЯНКУ. А ты про какую?

    - И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

    - Каша песни пела?! – изумился Матвей.

    - Какая каша? Не каша, а птица. Птица ОВ-СЯН-КА! Не слыхал про такую что ли? – рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне – мою ОВСЯНКУ СЛУШАТЬ.

    -Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою ОВСЯНКУ КУШАТЬ!

    И друзья побежали.»

    -Какое слово ввело в заблуждение мальчиков?

    - А почему ребята не поняли друг друга?

    - Какие значения у слова овсянка?

    Овсянка – каша

    Овсянка – птичка

    -Эти слова различаются произношением? Может написанием?

    - Чем же они различаются? (значением)

    ВЫВОД: от значения слова зависит не только правильное написание, но и грамотное … (употребление в речи) (схема)

    Задание 277 Р.Т(на листочках работа в парах)

    Соотнести картинку и подпись

    белки-белки        ирис-ирис

    кружки-кружки    полы-полы

    замок-замок    пироги-пироги

    стрелки-стрелки   мука-мука

    -Почему слово одно, а картинки две?

    ВЫВОД: от значения слов зависит их произношение, постановка ударения (схема)

    -Не встретились ли незнакомые слова?

    - Где можно найти их значение?

    Найдите в толковом словаре в учебнике

    1в –пирога

    2в-мука

    Строить предложения при ответе на вопросы

    Знать, что главное в слове-значение.

    Уметь писать под диктовку (с окошками).

    Уметь офотмлять границы предложений; писать имена собственные.

    Умение из контекста понимать значение слова

    Умение ставить ударение, в зависимости от значения слова

    Находить необходимую информацию

    Строить понятные  высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других..Работать в паре, группе (Коммуникативные УУД)

    Осуществлять анализ языкового материала моделировать выводы, использовать их в практических целях, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения. (Познавательные УУД)

    Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

    IV. Контролирующее задание (10 мин)

    Цель: проверка умения находить значение слова в толковом словаре.

    Работа в группе

    Организует работу класса над заданием.

    Поиск в толковом словаре незнакомых слов (Ожигова) по группам:

    - козни

    -торбаса

    - архар

    - белуха

    - шлюпяк

    - верстак

    Уметь находить слово в толковом словаре.

    Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

    Работать в группе (Коммуникативные УУД)

    V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин)

    Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся.

    Выполняют самооценку работы.

    Сдают тетради на проверку.

    Записывают домашнее задание.

    Организует рефлексию.

    Выставляет отметки за урок.

    Дает инструкцию по домашнему заданию.

    -   Какое же важное открытие вы сделали сегодня на уроке? Работа со схемой

    слово

    значение

    написание

    употребление в речи

    произношение(постановка ударения)

     - Работа с рефлексивным плакатом

    Дома:  с.6 №280

     Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

    Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Слово живет тогда, когда ты открываешь его тайну.»

    Слайд 2

    Размышляем о словах. Что в слове главное?

    Слайд 5

    Н. Сладкова «Овсянка» «Встретились два друга Сашка и Матвей. Сашка сказал: - А у меня дома ОВСЯНКА! - Подумаешь, - сказал Матвей,- у меня дома тоже ОВСЯНКА. - Люблю я ОВСЯНКУ! – добавил Сашка. - И я люблю! – сказал Матвей. - Она жёлтая, красивая такая! - И вкусная. Особенно с молоком! - Как это вкусная! Как это – с молоком! – удивился Сашка. - Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком! - Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка. - Как это –про что? Про ОВСЯНКУ! – ответил Матвей. - Про какую ОВСЯНКУ? - Про обыкновенную ОВСЯНКУ. А ты про какую? - И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. - Каша песни пела?! – изумился Матвей. - Какая каша? Не каша, а птица. Птица ОВ-СЯН-КА! Не слыхал про такую что ли? – рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне – мою ОВСЯНКУ СЛУШАТЬ. -Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою ОВСЯНКУ КУШАТЬ! И друзья побежали.»

    Слайд 6

    овсянка

    Слайд 7

    белки замок кружки стрелки

    Слайд 8

    мука пироги Сильное страдание Узкая, длинная лодка у индейцев



    Предварительный просмотр:

            

    написание

    употребление в речи

    произношение (постановка ударения)



    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:

    козни

    торбаса

    архар

    белуха

    шлюпяк

    верстак


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

    Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

    РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

    РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

    Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

    Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

    Описание результатов работы над темой самообразования:«Орфографическое чтение на уроках русского языка, как основа формирования грамотного письма слов с непроверяемым написанием в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)»

    В программе по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов с непроверяемым написанием, традиционно называемых «словарными». Тема «Непроверяемые гласные и согласные в корн...

    Конспект урока русского языка 3класс Перспектива Тема: Что рассказало слово. Фразеологизмы.Общение жестами.

    Конспект урока с презентацией по теме "Что рассказало слово. Фразеологизмы."Тип урока- "открытие новых знаний"...

    Конспект урока русского языка 3класс Перспектива Тема: Что рассказало слово. Внешняя и внутренняя сторона слова

    Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Что сказало слово. Внешняяя и внутренняя сторона слова"...

    Технологическая карта урока. Русский язык Класс: 1 «г» Тема: «Не главные слова-предметы»

    Цель: создать условия для формирования умения составлять схемы предложений и записывать предложения по схемам, ориентируясь на сюжетную картинку;Планируемые результаты: Предметные: ·...