Урок рус.яз. "Ознакомление с правилом правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени и его применение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок составлен по системе учебников "Начальная школа XXI века" (4 класс), в соответствии стребованиями ФГОС НОО. В рамках урока осуществляется системно-деятельностный подход, применяются различные формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russ_yazyka_25.01.17.docx39.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Лицей № 10» города Белгорода

СУ «Начальная школа XXI века»

4 класс

Русский язык

Ознакомление с правилом правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени и его применение

                Подготовила

Семикопенко Лариса Юрьевна

        учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

                   

                

                                     

г. Белгород,  2017 г

Тема урока.  Ознакомление с правилом правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени и его применение

Целевое назначение урока:

Применение умений и навыков в условиях решения учебной задачи повышенной сложности.

Тип урока: урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков.

Цель урока: создать условия для наблюдения за окончаниями глаголов в форме прошедшего времени.

Планируемые результаты

Предметные

Ученик получит возможность научиться:

- осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Познавательные

- Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

- Выполнение задания с использованием материальных объектов (указатели).

Регулятивные

- Формулировать и удерживать учебную задачу.

- Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.

- Составлять план и последовательность действий.

- Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.

Коммуникативные

- Определять общую цель и пути  её достижения.

- Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

- Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

- Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.

- Соблюдать грамматические нормы речи.

Учебные задачи: 

  1. Наблюдать за окончаниями глаголов в форме прошедшего времени.
  2. Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения.
  3.  Контролировать собственные действия при написании глаголов в форме прошедшего времени.
  4. Устанавливать связь между выбором окончания глаголов в форме прошедшего времени родом имён существительных.
  5.  Контролировать правильность выполнения задания, находить и исправлять ошибки, устанавливать причину их появления.

 

Учебно - методическое обеспечение:

- учебник «Русский язык» 4 класс, автор С.В. Иванов, 2014 г.;

- рабочая тетрадь №2;

- карточка самоконтроля;

- конверты с заданиями.

Ф.И. _____________________________________________________

План работы

Выполнил без ошибок

Допустил

1 ошибку

Допустил

2 ошибки

Допустил более 3-х ошибок

Не выполнил

Я

С.

Уч.

Я

С.

Уч.

Я

С.

Уч.

Я

С.

Уч.

Я

С.

Уч.

Ход урока

I Организационно – мотивационный этап. 

Уч: - Поприветствуем  гостей. Какой сейчас урок. Прошу дежурного ученика показать организацию рабочего места. Что понадобится сегодня на уроке?

Д: - Учебник, рабочая тетрадь, пенал, лист планирования и оценивания.

Уч: - Над каким уроком мы сегодня будем работать?  По содержанию учебника определите на какой странице находится урок № 73?

Обратная связь

Д: - Урок №73 находится на странице 20. Такой же урок есть в тетради на печатной основе на странице 5.

Уч: - Сверим страницы.

( Дежурный проговаривает и показывает обучающимся нужный разворот. Дети сверяют страницы)

II  Постановка цели и определение учебных задач

1. Целеполагание

А)  Определение темы и цели урока

Уч: - К какому блоку относится урок?

Д: - Правописание.

Уч: - Какие задачи решаем на уроках данного блока?

Д: - Учимся писать грамотно без ошибок.

Уч: - Назовите тему урока.

Д: - Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

Уч: -  Предлагаю  рассмотреть задания в  учебнике и в  тетради. Какие шаги мы сделаем для изучения данной темы?

Д: - Вставлять окончания глаголов, работать в группе и в паре, подбирать к каждой форме глагола подходящие имена существительные, находить ошибки.

Уч: -   Какую цель поставим перед собой на урок? Обсудите в парах.  

Д: - Научиться писать окончания глаголов в прошедшем времени.

Б) Составление плана

Уч: - Рассмотрите задания из учебника и тетради, представленные на доске. Составьте план урока.  

 (План на доске:

Рубрика «Давай подумаем»

Учебник с. 21 упр. 1

Учебник с. 21 упр. 2

РТ  с.5 упр.2

Учебник с.22  упр. 4 (резерв)

РТ с.5 упр. 1)

III  Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов).

1) Работа по учебнику с .20

Д: -  Урок начинает рубрика «Давай подумаем». От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени? Спиши предложения, выбирая нужные окончания. Подчеркни в каждом предложении слово, которое помогло тебе сделать правильный выбор окончания.

(4 ученика выходят к доске, записывают, делают вывод)

Уч: - Обсудим вывод, сделанный Аней.  

(Учащиеся должны согласиться с этим выводом)  

Д: - Выбор формы рода и числа глагола  зависит от рода и формы числа слова, с которым связан данный глагол.

2)  Составление таблицы «Окончания глаголов прошедшего времени»

Уч: -  Предлагаю заполнить таблицу окончаний глаголов в прошедшем времени в парах)

(Таблица окончаний глаголов прошедшего времени - индивидуально на столах учащихся  )

Род

и число

Единственное число

Множественное число

женский  род

мужской род

средний  род

Окончание

Ответ:

Род

и число

Единственное число

Множественное число

женский  род

мужской род

средний  род

Окончание

Уч: - Сверим свои таблицы с моей.   Какое задание продолжает наш урок.

3) Работа по учебнику с .21

Д: - Упражнение 1 на странице 21. Спиши, вставляя окончания глаголов.

Уч: -  Прочитаем стихотворение «Наоборот». (Читает Миша). В какой части стихотворения установлены правильные причинно-следственные связи.

Д: - Во второй.

(Дети самостоятельно списывают упражнение, выделяют окончания глаголов)

Уч: - Проверим свою работу.  Совпадают ли окончания глаголов в форме прошедшего времени с окончаниями  в таблице.

(Учитель включает презентацию с правильно выполненным упражнением)

Наоборот

Потускнел.. зеркало – солнце померкл… .

Лавка упал… - земля задрожала… .

Бабка чихнул… - ветром подуло.

Снял дед кожушок – растаял снежок.

Что происходит, кто разберёт?

А если попробовать наоборот?

Солнце померкл… - потускнел..  зеркало.

Земля задрожал… - лавка упал… .

Ветром подул.. – бабка чихнул.. .

Растаял снежок – снял дед кожушок.

              (И.Змай, перевод с сербского Л.Яхнина)

Уч: - Ребята, выполняя это задание, оно приближает нас к поставленной цели  урока? Напомните цель урока.

 (Ответы детей)

IV Этап усвоения новых знаний

Работа в группе

Уч: -  Какое задание продолжает урок?

Д: - Упражнение номер 2 на странице 21.

Уч: -  Прочитай Артём задание.

Д: - Подбери к каждой форме глагола подходящие имена существительные.

Уч: -  Предлагаю это упражнение выполнить в группах. Напомните правила работы в группе.

Д: - В группе должен быть ……..

Уч: -  Выберите командира. Подойдите к предметному столику,  возьмите задание своей группы. Прочитайте задание (Дополнительно: выделите суффиксы глаголов).

Обратная связь:

Уч: - Я прошу группы презентовать свои работы……

Д: - Нам было предложено к каждой форме глагола подобрать подходящие имена существительные.  (Шумел ветер, шумела девочка, шумело море, шумели дети. Стоял солдат, стояла погода, стояло утро,  стояли дети. Убежал ребёнок, убежала Даша, убежало молоко, убежали ученики. Отвечал Дима, отвечала Маша, отвечало зеркало,  отвечали дети.)

Уч: - Оцените свою работу в листе оценивания.

V  Физминутка. Мозговая гимнастика.

Комплекс упражнений:

1. Дотянись плечом до противоположного колена.

2. Шапка для размышления (улучшает внимание, ясность восприятия и речь).

Мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

3. «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).

- Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

VI  Применение полученных знаний.

1) Работа в тетради с.5 упражнение 2 (в тройках)

Уч: -  Какое задание по плану продолжает урок?

Д: -  В тетради упражнение 2.

Уч: - Предлагаю его выполнить в тройках.  Прочитай София задание.

Д: - Запиши данные глаголы в форме настоящего времени 3-го лица единственного числа и в форме прошедшего времени единственного числа среднего рода. Обозначь суффиксы и окончания.

Уч: - Проверим работу.  Посмотрите на презентацию.

Смотреть

смотр

смотрел

Видеть

вид

видел

Обидеть

обидел

Таять

та

таял

Строить

стро

строил

Слышать

слыш

слышал

Слушать

слуша

слушал

Уч.: - Почему к слову обидеть мы не подобрали форму настоящего времени?

Д: -  Потому что это глагол совершенного вида

Уч.: -  Какие суффиксы мы наблюдаем у глаголов прошедшего времени?

Д.:  - Формообразующий суффикс л.

Уч.: -  Что мы заметили в окончаниях глаголов 3 столбика?

Д.:  - Окончание о, т.к. это средний род.

2) Учебник с.22  упражнение 4 (резерв)

Уч: - По плану урок продолжает упражнение 4 в учебнике на с.22. Прочитает задание Лера.

Д: - Найди ошибки в работе Кирилла. Спиши без ошибок.

Уч: - Обратите внимание на доску. Прочитайте самостоятельно.

    Скворцы вывелесь и улетели, и давно уже их место занято воробьями. Но до сих пор на ту же яблоню в хорошее, росистое утро прилетаит  старый скворец и поёт.

     Вот странно! Казалось бы, всё уже кончено, самка давно вывела птенцов, детёныши выросле и улетели….  Для чего же старый скворец прилетаит  каждое утро на яблоню, где прошла его весна, и поёт?

Уч: - Обсудите в парах.  Назовите глагол и слово, с которым он сочетается?

Д: - Скворцы вывелись. Прилетает скворец. Детёныши выросли. Скворец прилетает.

Уч: - Запишите в тетрадь. Ребята, что вы заметили?

Д: - Мы записали нераспространённые предложения.

VII Рефлексия

Уч: - Предлагаю оценить свою работу на уроке. Напомните тему урока, цели.

Д: - У меня всё получилось. Я доволен своей работой.

- Я хотел бы работать лучше. У меня не всё получилось, но я понял, какие ошибки допустил.

- Я не доволен своей работой.

Уч: - Я хочу оценить вашу работу, как вы усвоили тему урока.  Предлагаю выполнить задание в тетради на странице 5 упражнение 1 самостоятельно.

(Дети работают в тетрадях, затем их сдают учителю)

VIII Домашнее задание

Дифференцированное выполнение задания

Уч: - Рассмотрите упражнение 5 на странице 22 и упражнение 6 на странице 23. Выберите то, которое выполните дома. Упражнение 6 продолжается в рабочей тетради на странице 6.

IX Итог урока

Уч: - Спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени

Словарные слова, связанные с войной; объяснение лексического значения слова победа(толковый словарь С.И.Ожегова); работа с текстом....

Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'

Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....

Технологическая карта урока. 3 класс. Русский язык."Планета знаний".Правописание безударной гласной в родовых окончаниях глаголов прошедшего времени

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс по программе"Планета знаний". Учебник " Русский язык" Л. Я. Желтовская, ч. 2, стр. 18-20....

Правописание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени (4 класс)

Коспект урока русского языка для 4-х классов по теме: "Правописание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени перед  -л"...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени", 4 класс, УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: знакомство с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развитие умения правильно писать глаголы с этой орфограммой....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени", 4 класс, УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: знакомство с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развитие умения правильно писать глаголы с этой орфограммой....

Урок русского языка "Правописание окончаний глаголов прошедшего времени"

Познакомить с правописанием окончаний глаголов прошедшего времени ....