Развитие орфографической зоркости учащихся
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Шумай Инна Ильинична

Для сознательного усвоения орфограмм большое внимание уделяю звуко-буквенному и слого-звуковому анализу слов. В процессе закрепления изучаемой орфограммы я предлагаю учащимся индивидуальные карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_orfograficheskoy_zorkosti_uchashchihsya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости учащихся

(методическая копилка)

                                                                             Подготовила: Шумай И.И.

Грамотный ученик тот, кто читает и пишет без ошибок. Учителя и родители часто задают вопрос: «Как добиться прочных и глубоких знаний учащихся по русскому языку?»

Одним из эффективных приемов в усвоении орфограмм учащимися является использование раздаточного материала.

Уже в 1 классе я использую раздаточный материал на уроках русского языка.

Для сознательного усвоения орфограмм «Парные согласные», «Непроизносимые согласные» большое внимание уделяю звуко-буквенному, слого-звуковому анализу слов. В процессе закрепления, повторения изучаемой орфограммы учащиеся формируют навыки грамотного письма способом выполнения разноуровневых заданий. Эти задания я предлагаю цчащимся на индивидуальных карточках. Заданий дети выполняют в тетради.

Раздаточный материал – это карточки из плотной бумаги, на которых напечатаны тренировочно-творческие тесты, столбики слов, схемы слов, предложений.

Каждая карточка содержит разный материал, объединенный одной орфограммой. Карточки раздаются группе детей одного ряда или варианта.

Дети работают в паре или индивидуально в зависимости от поставленной цели урока: закрепление орфограммы или отработка ее.

Работа с карточками дает полную картину усвоения учащимися изучаемой орфограммы. Подобная работа дисциплинирует детей, экономит время. Для ребят сильной группы свободное время не пропадает даром в ожидании, когда другие дети выполняют задание. Работая с карточкой, учащийся должен проявить самостоятельность, еще раз повторить орфограмму и закрепить ее при выполнении разноуровнего задания, проявить упорство и аккуратность.

Дети быстро привыкают к требованиям работы с индивидуальной карточкой, совместной деятельности с соседом по одной карточке, когда материал нужно усвоить с помощью более сильного ученика.

Не удивительно, что в тетрадях отдельных детей можно увидеть по 2-3 оценки.

Накопляемость оценок за письменные работы очень высокая. Во время урока ученик по желанию учителя может выйти к доске и получить оценку за письменную работу или получить помощь от учителя для дальнейшего выполнения задания.

Каждый ученик может получить карточку на любом этапе урока: в начале урока, по ходу урока, в конце урока.

Характерно, что дети не стремятся подсмотреть у соседа, так как карточки с заданиями по содержанию разные.

Примерное содержание карточек по теме «Предложение»

Карточка 1

  1. Распространи предложение.

     Девочка чистит.

  1. Допиши родственные слова.

Сад, ___________, ________________.

  1. Разбери по составу.

Подкладка, домовой.

Карточка 2

  1. Составь предложение по схеме.

На, дует, теплый, ветерок, улице.

  1. Раздели слова на слоги.

Деньки, собака, кусты, играй, пойте, мастер, стол.

Карточка 3

  1. Выпиши пары слов.

Голодные птицы кружили около кормушки.

Птицы кружили

Птицы (какие?)______________

Кружили (где?) (у чего?) ________________

  1. Раздели слова для переноса.

Ольга, коньки, кормушка, лейка, этажи, бельё.

              Карточка 4

  1. Выпиши пары слов.

Лесные жители укрываются на зиму в теплые норки

____________(какие?)___________

____________(когда?)____________

____________(куда?)______________

____________(какие?)_____________

  1. Придумай предложение.

__________  ___________  __________  __________ кормушку.

             Карточка 5

  1. Доскажи фразу. Слово начинается с буквы М (однородные члены    

предложения)

Медведь любит _______

Я собираю коллекцию __________

Мои новые игрушки ____________

  1. Нужен ли ь знак?

Ил…я, кон…ки, доч…, короч…ка, меч…, дич…, ноч…ка, руч…ка, молодеж…, кач…нуло, душ…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости учащихся 1 класса.

Сообщение на МО начальных классов. Рассматриваются разные формы и методы работы по предупреждению орфографических ошибок у учащихся начальных классов....

Статья развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени

Формы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе....

Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма

Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...

Развитие орфографической зоркости учащихся

Методические рекомндации для учителей начальной и средней школы....

Развитие орфографической зоркости учащихся – главный фактор формирования навыка правописания.

В статье рассматривается проблема формирования орфографической зоркости учащихся. Умению определять орфограммы в словах....

Дифференцированный подход при развитии орфографической зоркости учащихся

Возможности образовательной интеграции для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют или близки к возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению с но...