Разработка урока "Работа с картиной В.Серова «Портрет Мики Морозова». Устное сочинение"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Кузьмина Ирина Александровна

Урок по УМК "Перспективная начальная школа".

Пользовалась пособием Н.М.Лавровой  «Поурочное планирование методов и приемов индивидуального подхода к учащимся в условиях формирования УУД" издательства "Академкнига/Учебник"( 3 класс, Часть 1)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_ustnoe_sochinenie_po_kartine.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 3 а

Дата проведения: 15.11.14 г.

Тип урока: урок развития речи

УМК: «Перспективная начальная школа»

Тема

 Работа с картиной В.Серова «Портрет Мики Морозова».

Устное сочинение

Цель

Создать условия для формирования у учащихся умения составлять устный рассказ-описание по картине

Задачи

Работать над устным описанием живописного портрета.

Использовать план для устного рассказа по картине.

Привлекать личный социальный опыт ребенка для обострения восприятия живописного образа.

Привлекая биографические сведения о герое картины, формировать у школьников исследовательский интерес к живописному произведению. 

Ресурсы

  1. Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А.. Русскийязык:3 кл.:Учебник.-М.: Академкнига/учебник, 2013 (часть 2).
  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник: 3 кл.: Учебник.-М.: Академкнига/учебник, 2013 (часть 1)
  3. Аудиофайлы для проведения физминуток

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация детей на урок. Мотивация к учебной деятельности

Цель: формирование положительной

учебной мотивации.

Развитие доброжелательного отношения друг к другу

- У нас урок русского языка. Проверьте готовность к нему.

Для работы нам понадобится:

учебник русского языка - часть 2

учебник литературного чтения – часть 1

дневник

пенал

-  Пожелайте друг другу удачи и плодотворной работы на уроке.

Проверяют готовность к уроку

Желают друг другу удачи

Определение темы урока, постановка задач

- Как вы уже догадались, работать сегодня мы будем по 2 части учебника русского языка. Значит, какой будет тип урока?

- Откройте учебник на странице Содержание. Определите тему урока.

- Найдите в учебнике нужный материал. Отметьте закладкой.

- Какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок?

- Урок развития речи

Находят материал на стр. 46-49

- Научиться описывать картину, составлять рассказ по ней

Рассматривание репродукции картины, ее анализ

Цель:

подготовка к устному сочинению

-«Знаете, как называется описание человека в живописи и в литературе?- спросила Анишит Йокоповна Машу и Мишу». Помогите, ребята, нашим героям ответить на вопрос Волшебницы.

Упражнение 21 (с.46)

-Обратите внимание на пиктограмму рядом с упражнением. Что она означает?

-Какую картину будем искать в «Музейном Доме»?

- Кто автор?

- Найдите  репродукцию этой картины. Внимательно рассмотрите ее.

Беседа по вопросам учебника:

1) Как ты думаешь, что это за имя – «Мика»? Можешь уточнить это на с. 48.

2) Подходит ли оно мальчику?

3) Сколько, на твой взгляд, ему лет?

4) Какие детали на картине помогли тебе определить возраст мальчика? (Обрати внимание на кресло, где сидит мальчик, на подушки, которые его окружают.)

5) Можно ли по внешним деталям (по одежде, прическе ребенка) сделать вывод о времени суток: художник пишет Мику утром? Днем? Вечером?

*Выслушать и принять все версии учащихся

6) Как тебе кажется, Мика долго сможет просидеть на одном месте? Или создается впечатление, будто он может в любой момент спрыгнуть, куда-то побежать?

7) Ног мальчика не видно. Как ты думаешь: Мика босой? В носочках? В тапочках? Что больше соответствует его образу?

8) Что можно сказать о характере мальчика, если судить по его позе, по его внешнему виду: он резвый или спокойный?

9) Рассмотри внимательно лицо мальчика. Что можно сказать о характере мальчика по выражению его лица? Он кажется тебе бойким и смышленым или тихим и нерешительным? Он любознательный и впечатлительный? Или он ничем не может себя занять? Как ты думаешь, если Мике читать сказку, он будет внимательно ее слушать или нет? Мика способен сосредоточенно слушать, или он непоседливый ребенок, которому интереснее бегать и резвиться?

10) Помнишь ли ты себя в возрасте Мики Морозова? Этот мальчик похож на тебя в раннем детстве или нет?

        Физминутка

-Это портрет

- Мы должны отправиться в «Музейный Дом»

-Портрет Мики Морозова»

-Валентин Серов

Ищут в учебнике «Литературное чтение» (Часть 1)

«По цепочке» читают вопросы, отвечают на них

-Это имя Миша. Мика – в будущем Михаил Морозов – стал известным ученым, исследователем литературы, профессором Московского университета

- Поскольку мальчик еще мал, ему подходит такое уменьшительно-ласкательное, домашнее имя

- От 4 до 6.

- Мальчик маленький по сравнению с большим креслом; само кресло покрыто цветастыми мягкими подушками, чтобы ребенку было удобнее; у мальчика полуоткрыт рот, что выдает его детскую непосредственность

-Мика в ночной рубашке, волосы растрепаны, он возбужден: это может быть и ранним утром, и перед сном.

-Мальчик сидит в кресле на краешке и, таким образом, кажется, будто он может в любой момент спрыгнуть

Высказывают разные предположения

- Есть живость уже в самой позе Мики, в том, как растрепаны волосы

-Судя по выражению его лица, Мика бойкий и смышленый мальчик. Глаза горят, рот полуоткрыт, на щеках румянец. Взгляд у мальчика очень внимательный и серьезный, свидетельствующий об уме и любознательности. Судя по всему, это впечатлительный мальчик, в котором природная резвость уживается с развитым воображением и умением слушать

Устное сочинение

по плану

- Расскажите о Мике Морозове по тому плану, который задан порядком вопросов в учебнике. Читайте только вопросы на голубом  фоне и постарайтесь ответить на них самостоятельно.

Оценки!

Составляют устное сочинение по картине

Домашнее задание

Учебник (2 часть) стр. 46-49 задание 21 (подготовить устный рассказ о Мике Морозове по плану (по вопросам на голубом  фоне)).

Записывают домашнее задание в дневник

Итог урока.

Рефлексия  учебной деятельности

Цель:

осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Что нового вы узнали?

- Какую ставили учебную задачу?

- Удалось ли ее решить?

-Оцените свою работу на уроке

Оценивают работу с помощью «Дерева успеха»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по картине Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»

Урок по  развитию устной и письменной речи...

Устное сочинение. Работа с картинкой Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»

Устное сочинение. Работа с картинкой Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»...

Разработка сценария интерактивной игры по станциям: «Ожившая картина» по картине Бориса Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина»

Использование эффективных современных технологий развивающего общения для формирования творческого потенциала каждого ребенка через создание оптимальных условий для развития коммуникативных, творчески...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Устное изложение и устное сочинение по картине"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Устное изложение и устное сочинение по картинеЦель урока: познакомить учащихся с картиной И.И. Шишкина «Лес» учить составлять текст по картине о природе.План...

РУССКИЙ ЯЗЫК РАЗВИТИЕ РЕЧИ 3 КЛАСС ТЕМА: Работа с картиной Валентина Серова « Портрет Мики Морозова».

РУССКИЙ ЯЗЫК РАЗВИТИЕ РЕЧИ  3 КЛАССТЕМА: Работа с картиной Валентина Серова « Портрет Мики Морозова»....

Сочинение по картине В.Серова "Девочка с персиками"

План-конспект урока русского языка. Сочинение по картине В.Серова "Девочка с персиками". Программа "Школа России", 3 класс. Учебник "Русский язык. 3 класс" , авторы В.П.К...