1) Распределительный диктант. - Я вам буду диктовать слова, а вы записывайте их в два столбика – слова с орфограммой парного согласного в корне слова и словарные слова. Выделяем все орфограммы в словах. Диктую слова: альбом, поезд, гриб, воробей, ложка. В самом конце диктую ещё два слова с неизвестной орфограммой (свистнул, известный), создавая тем самым проблемную ситуацию. - Поменяйтесь тетрадками и проверьте работу друг у друга, сравнивая с образцом на доске.
- Проверим, как вы распределили эти слова в два столбика. - Мы сейчас с вами выяснили, что слова свистнул и известный вы распределили по-разному. - А некоторые из вас не писали их вообще. - Получились у вас и разные варианты написания данных слов. (на доске фиксирую ответы детей.) свиснул известный свистнул извесный - Почему же вы выполнили задание по-разному? - Как же узнать, кто прав? На доске: сви [ ] ул, изве [ ] ый - Какова причина вашего затруднения? (У нас нет знаний - нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.) - Можно ли сказать, что на месте этого сочетания звуков есть орфограмма? (Да) К этой орфограмме у меня есть интересный стишок.
Играли звуки в домике, Как маленькие гномики, Меж собой они дружили, Ничего не говорили, Любили в прятки поиграть Шапку-неслышимку одевать.
- Вам важно знать, как пишутся слова: с буквой «т» или без неё? (Да. Мы должны уметь грамотно писать диктанты, сочинения)
- Какую цель поставите на уроке? (Узнать пишутся ли в словах согласные, если они не произносятся.) - Что нам поможет узнать пишутся ли в словах согласные, если они не произносятся? (Правило) -Значит, какая наша задача? (Узнать правило.) - Тогда начнем наше исследование., вернёмся к нашим словам. 1) Понаблюдаем над словами. - Произнесите хором слово «свистнул», и проследите за звуками. [с в̛ и с н у л]. - Какие звуки пропущены в слове на доске? (СН) - Теперь хором произнесите второе слово – «известный», и также проследите за звуками. - Какие звуки пропущены в этом слове на доске?(СН). - А теперь посчитайте, сколько звуков в первом слове? - А теперь посмотрите внимательно и посчитайте – сколько в нём букв? - А теперь посчитайте - сколько звуков во втором слове? А букв? - Значит, у нас появилась проблема: звука нет, а буква есть! Откуда же взялась буква «Т»? (ответы детей) -Подберите однокоренные слова. (на доске: [с в̛ и с н у л], [с в̛ и с т ], [с в̛ и с т о к]. - Какой корень в этих словах? / - свист- /. Аналогично проходит работа над словом «известный». - Наблюдая за этими словами, что вы заметили? (Мы заметили, что в одних однокоренных словах появляется [Т], а в других - нет.) - Уточните, на месте какого сочетания звуков возникла проблема? (СН) - Какую орфографическую задачу задает нам при письме сочетание звуков [СН] и [С̛ Н̛ ]? (В окружении этих звуков может быть согласный звук) - Так как можно назвать тему нашего урока? 2) работа по учебнику - Проверим наши предположения по учебнику, и выясним, как там формулируется тема урока. Но для этого сначала выполним задания в учебнике на с. 73 упр. 436 (тетрадь – задачник с. 45 упр. 436) - Заяц! – молвил гусь. – Отчего ты гру[ ] ый? - Откровенно признаюсь: Я ужасно вку [ ] ый? По Н.Матвеевой На доске заранее записаны слова: гру [ ] ый, вку [ ] ый - Покажите звуки, которые слышим. гру [сн] ый, вку [сн] ый - Как узнать, как пишутся эти слова? (Надо проверить) - К какой группе относятся эти слова? - Как мы умеем проверять слова – названия признаков? (По команде вопросов что?, каков?) - Что? грусть Каков? грустен - Что? вкус Каков? вкусен - Проведём опыт, сделаем вывод: Запись на доске: грустный – грусть, вкусный – вкус Сравни записи и свои наблюдения покажи на схеме в тетради – задачнике стн [сн] сн
- Можно ли сказать, что на месте этого сочетания звуков есть орфограмма? (Да) - Объясните ответ. (Иногда в сочетании [сн] звука нет, а буква есть.)
Физминутка.
– Проведём ещё один опыт, а потом проверим, как по – другому можно назвать тему урока. Подсказку найдём в сообщении, данном в учебнике на странице 73 упражнение № 437. Чтение детьми текста учебника. - Почему некоторые звуки русского языка трудно выговаривать? (Это тогда, когда они попадают между двумя соседями – согласными) - Зачитаем вывод: - Как называется тема этого урока по-другому? - Непроизносимые согласные звуки. - Продолжим наше исследование - Как мы умеем проверять парный согласный в корне слова? - Гласный или согласный звук требует проверки в словах свистнул и известный? (Согласный) - Тогда попробуйте проверить его таким же способом, как и парный согласный.
Об этом есть стихотворение.
Порой в словах встречаются Ужасные согласные. Они не произносятся, И что писать, неясно вам… Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять, Чтоб за звуком непонятным Гласные стояли.
- Давайте, пользуясь этим правилом, проверим слово свистнул. - Свистнул (записывают в тетрадь с окошками: свистнул – свисток). - Но оказывается, слова с непроизносимыми согласными можно проверить и другим способом. Для этого же слова есть проверочное слово свист. Значит, как еще можно проверить слово? - Изменить слово так, чтобы согласный звук был в конце слова. - Так как же узнать, надо ли писать букву Т? (Показываю детям на все однокоренные слова.) (Надо подобрать однокоренные слова, выделить корень и т.д.) - Какие же слова будут здесь проверочными для слова свистнул? (Свисток, свист) - Почему? (Непроизносимый согласный звук в них слышится четко.) - Какие же слова будут здесь проверочными для слова известный? (Известие, весть) - Почему? (Непроизносимый согласный звук в них слышится четко.) - Что нужно сделать, чтобы правильно написать букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в корне? (Выводы делаем вместе.) - А теперь посмотрим, что нам рекомендует учебник с. 67 (читаем вслух). -Запомните правило! 1. Чтение правила. 2. Деление текста на логические части. Сколько частей в правиле? 3. Анализ содержания текста. а) воспроизводящие вопросы. -О каких согласных говорится в правиле? - Как узнать, есть в слове (в корне) непроизносимый согласный звук или нет? - Когда обозначаем буквой непроизносимый звук? - Когда не обозначаем непроизносимый? б) анализирующие вопросы. - Всегда ли в проверочных словах появляется непроизносимый согласный звук? - Можно ли непроизносимый согласный звук обозначать буквой, если в проверочном слове он не появился? -Вспомним действия, которые выполняли, для того чтобы правильно писать слова с непроизносимым согласным и вместе составим общий алгоритм для проверки написания согласных букв в корне слова. -Прежде всего что мы делаем, для того чтобы узнать орфограмму непроизносимый согласный. (Произносим слово и определяем, есть ли в нём стечение согласных в середине слова.) - Первое действие в нашей памятке, какое будет? ( Произнесу слово. Определю, есть ли в нем стечение согласных в середине слова.) - Если есть стечение согласных, тогда каким будет следующее действие нашей памятки? ( Подберу однокоренное проверочное слово.) - Если в проверочном слове появится непроизносимый звук, то, как будете писать это слово? (На письме обозначу его буквой) Значит, какое будет следующее действие нашей памятки? ( Напишу слово с непроизносимой согласной, если в проверочном слове появится непроизносимый звук.) - Если в проверочном слове не появится звук, то как будете писать это слово? (На письме, на этом месте букву писать не буду.) - Значит, какое будет следующее действие нашей памятки? ( Если звук не появился в проверочном слове, букву в этом месте не напишу.)
- А чтобы убедиться в том, что правильно написали слово на эту орфограмму, что для этого можно сделать? ( Можно проверить себя) - Как будете проверять себя? - Мы знаем несколько способов проверки написания слов с непроизносимым согласным, поэтому постараюсь применить все способы. - Каким будет последний шаг? ( Обозначу орфограмму.) - Кто повторит все действия, которые выполняем, для того чтобы правильно писать слова с непроизносимой согласной? Памятка. 1. Произнесу слово. Определю, есть ли в нем стечение согласных в середине слова. 2. Подберу однокоренное проверочное слово. 3. Напишу слово с непроизносимой согласной, если в проверочном слове появится непроизносимый звук. 4. Если звук не появился в проверочном слове, букву в этом месте не напишу. 5. Проверяю себя: попробую применить разные способы проверки. 6. Обозначу орфограмму. Упр. 438 (комментированное письмо цепочкой) Дети читают слова, говорят какие звуки слышат в сочетаниях [сн ], [с’н’], какими знакомыми способами проверяют, есть или нет непроизносимый согласный, как напишут. - Какое слово проверить не сможете? (лестница) - Куда обратитесь за помощью? (в орфографический словарь) - В каком слове непроизносимый согласный находится не в корне? ( радостный – это единственное слово, когда непроизносимый согласный в суффиксе и его можно показать – «шалашиком ^») Отмечается работа детей. 2) Орфографическая игра. -Докажите мне, что вы можете решить орфографическую задачу непроизносимых согласных. Определите, есть ли в моих словах непроизносимый звук, или нет. Свой выбор докажите. Я буду называть слова. Если в слове надо писать непроизносимую согласную, вы будете хлопать в ладоши, а если в сочетании [сн ], [с’н’] не надо писать Т, тогда вы потопаете ножками. Че[__]ый, прекра[__]ый, опа[__]ый, изве[__]ый, я[__]ый, ме[__]ость, нена[__]ый. ски[__]ет, пови[__]ет) 3) Работа в группах -Я приготовила для вас испытание. - Вставьте в слова пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова. Непроизносимые согласные подчеркните. Приложение Проверка. - Сверьте с образцом. - Молодцы, ребята! Вы постарались и справились с моими заданиями. - Какие задачи стояли перед нами на уроке? - Как вы думаете, мы достигли своей цели? А теперь пришло время проанализировать свою деятельность на уроке. Ведь как сказал один очень умный и известный человек «Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». Поднимите вверх карточки с цифрами, которые обозначают следующее: 1. Понял, могу помочь другим 2. Понял 3. Понял, но нужна помощь 4. Ничего не понял
|