Урок русского языка «Буква на месте звука, которого нет».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
В материале представлен урок открытия новых знаний. Целью урока является конкретизация общего способа проверки орфограмм слабой позиции при проверке орфограммы непроизносимой согласной. Ученики сталкиваются с проблемой, выдвигают версии и выводят способ решения новой орфографической задачи с помощью известных способов проверки корней, учатся работать в паре, группе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка «Буква на месте звука, которого нет».
(Проверка орфограмм непроизносимой согласной)
по учебнику М.С.Соловейчик «К тайнам нашего языка»
(Программа «Гармония», 3 класс)
В материале представлен урок открытия новых знаний. Целью урока является конкретизация общего способа проверки орфограмм слабой позиции при проверке орфограммы непроизносимой согласной. Ученики сталкиваются с проблемой, выдвигают версии и выводят способ решения новой орфографической задачи с помощью известных способов проверки корней, учатся работать в паре, группе.
Цель. Конкретизация общего способа проверки орфограмм слабой позиции при проверке орфограммы непроизносимой согласной.
Задачи. Привлечь внимание детей к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами определённых сочетаний звуков, помочь осознать их как опознавательный признак ещё одной орфограммы корня: «буквы на месте «опасных» сочетаний звуков [сн, с'н', зд, з'д', ств]; научить решению новой орфографической задачи с помощью известных способов проверки корней; развивать умения работать в паре, группе, умение сотрудничать, помогать друг другу.
Тип урока – урок – игра- открытие нового.
ФОПД – урок (фронтальная, парная, групповая, индивидуальная)
МО: проблемный, поисковый, игровой, практический, словесный.
План урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Создание ситуации успеха.
4. Ситуация затруднения.
- Постановка учебной задачи.
- Работа в группах.
- Проверка правильности версии.
- Способ проверки непроизносимых согласных.
- Тренировочные упражнения.
- Физкультминутка.
- Тренировочные упражнения.
- Итог урока.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Сегодня на уроке мы откроем новую тайну русского языка. Я предлагаю провести необычный урок. Давайте устроим игру в прятки!
Сначала проверим, как выполнили домашнее задание.(435)
- Что нужно было сделать?
- Какие предложения отметили знаком + ?
- Какие буквы гласных и согласных звуков в корнях слов вы смогли объяснить с помощью проверочных слов?
( В это время у доски работают 3 человека):
1) - Подбери противоположные по значению слова. На доске: здоровый - (б.льной)
высокая - ( ни.кая)
далёкий - (бли.кий)
тяжёлый - (лё.кий)
широкий - (у.кий)
твёрдые - (мя.кие)
- Что называют эти слова?
- На какой вопрос отвечают? Если обнаружишь орфографическую задачу, которая сразу не поддаётся решению, оставь «окошко», а потом можно вернуться и подумать. Найдётся решение – вписать букву, нет – оставить «окошко».
2) – Выполни звуко - буквенный разбор слова юбка.
[ й' ] ="
[ у´] O ю´
[ п ] - б
[ к ] - к
[ а ] O а
2 слога
5 зв., 4б.
юбка
3) – Из двух слов выбери проверочное и подчеркни:
мороз (Морозко, заморозит)
шубка (шубки, шубы)
книжка (книжный, книжкина)
ночной (ночь, ночевать)
3. Создание ситуации успеха.
- Можете ли вы мне сказать, какой звук обозначает та или иная буква? (Да.)
- Хорошо, давайте поиграем в игру «Поймай звук». Я буду показывать вам букву в слове, а вы будете называть звук, который она обозначает.
- Итак, слово коты. (Буква о обозначает звук [ а ]).
- Бровь. (Буква в обозначает звук [ф]).
- Сделать. (Буква с обозначает звук [ з]).
- Лёд. (Буква д обозначает звук [т]).
- Грустный. (Буква т не обозначает никакого звука).
4.Ситуация затруднения.
- Нет звука, а буква есть? Может, это ошибка? Как вы думаете? ( Это ошибка. Если звук неслышим, а буква есть, надо как-то проверить. Чтобы проверить, надо проговорить этот звук в слове.)
- В упражнении 439 (тетрадь-задачник) устно закончим строки. В слова с «окошками» вставьте значки тех звуков, которые вы слышите.
…Заяц! – молвил гусь. –
Отчего ты гру[ ]ный?
Откровенно признаюсь:
Я ужасно вку[ ]ый!
- Узнай, как пишутся эти слова, сравни записи и покажи свои наблюдения в схеме:
грустный
[ сн ]
вкусный
5. Постановка учебной задачи.
- Какой вопрос возник у вас? (Надо ли писать букву, если звук неслышим или нет, и как это узнать.)
- Можно ли сказать, что на месте этого сочетания есть орфограмма? (Неслышимый звук обозначается буквой в одном слове, а в другом – нет в одном и том же сочетании).
- Как проверить эту странную орфограмму?
- Прочитайте название темы. Какое из слов, которые вы сравнивали (436), к ней особенно подходит? Почему?
- Иногда согласные играют с нами в прятки,
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
Сегодня на уроке мы будем ловить звуки – согласные - призраки, которые от нас прячутся.
6. Работа в группах.
- Попробуйте найти такой способ, при помощи которого можно проверить эту орфограмму. Но сначала вспомните, что обозначает буква в слове.
Учащиеся работают в группах. Далее следует обсуждение, в ходе которого дети приходят к выводу: в однокоренном слове грустит звук-призрак появился, значит, этот звук нужно обозначать буквой и там, где он не слышится.
7.Проверка правильности версии.
- Может быть, это только одно такое слово в русском языке, где есть звук-призрак?
- От данных слов образуйте слова, называющие признаки:
область (областной)
гигант (гигантский)
несчастье (несчастный)
честь (честный)
радость (радостный)
Дети работают в группах, записывают слова, которые образовали.
- Произнесите и послушайте, есть ли во втором слове звуки-призраки? (Есть).
- Прочитайте в рамке (437) сообщение и решите, как по-другому можно назвать тему? (Буквы непроизносимых согласных звуков).
8. Способ проверки непроизносимых согласных.
Учащиеся обсуждают задания из упр.438. Попробуйте решить новую орфографическую задачу знакомыми способами проверки. К одному слову проверки не найдёте. Куда обратитесь?
- Как узнать секрет звуков-призраков? Как можно узнать, есть в слове непроизносимый согласный или нет? И как от этого зависит написание слова? (Надо подобрать такие однокоренные слова, в которых непроизносимый согласный звук слышится).
- Сверьте свой вывод с выводом авторов учебника. Чтение правила из упр.439.
10. Физкультминутка.
Исходное положение – стоя.
- Если я назову слово, в котором есть непроизносимый согласный, вы плывёте, догоняете призраки, если в слове нет непроизносимого согласного, вы выполняете прыжок.
Земля, якорь, местный, известняк, ненастный, грустная, дожди, лесной, честный, туча, радостный, хрустнуть.
11.Тренировочные упражнения (упр.440 из тетради-задачника)
- Какие способы проверки корней помогли вам решить эти орфографические задачи?
12. Итог урока.
- Найдите в предложении слово с непроизносимой согласной.
Мы научились искать неизвестные орфограммы.
- Как проверить эту непроизносимую согласную? (проверочным словом вести)
- Какие привидения играли с нами в прятки? (буквы непроизносимых согласных звуков.
- Какую тайну букв на месте «опасных» сочетаний узнали? (Если был непроизносимый согласный – он появится. Тогда его нужно обозначать буквой.)
- А кто сможет рассказать об открытом секрете родителям? Думаю, что упр.441 вам теперь будет выполнить легко.
- На следующем уроке мы узнаем другие «опасные» сочетания, потренируемся в нахождении непроизносимых согласных.
- Спасибо. Хорошо играли в прятки … .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Буква на месте звука, которого нет
На уроке учащиеся познакомятся со способом проверки букв на месте непроизносимых согласных звуков...

Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква П и звуки, которые она обозначает"
Урок разработан с применением игровых технологий, содержит работу в группах....
Конспект урока по русскому языку по программе УМК "Гармония" по теме "Буква на месте звука, которого нет." 2 кл.
Познакомить уч-ся с новой орфографической задачей "Непроизносимые согласные в корне слова"...

Урок русского языка по теме"Буква на месте звука, которого нет".
Урок разработан по учебнику Русский язык. К тайнам нашего языка, автор М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко....

Презентация по русскому языку "Буква на месте звука, которого нет"
Презентация по русскому языку "Буква на месте звука, которого нет"...

Урок русского языка по теме "Буква на месте звука, которого нет" 2 класс "Гармония"
Урок русского языка по теме "Буква на месте звука, которого нет" предназначен для учащихся 2 класса, занимающихся по программе "Гармония"...
