Часть адаптированной образовательной программы для ребенка с умственной отсталостью (в соответствии ФГОС для обучения с интеллектуальными нарушениями) по письму и развитию речи
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Пивоварова Татьяна Геннадиевна

Адаптированная образовательная программа для ребенка с умственной отсталостью (в соответствии ФГОС для обучения с интеллектуальными нарушениями) определяет содержание образования,  организацию образовательного процесса и обеспечивает:

 создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность;

 формирование общей культуры обучающегося, его духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

 создание условий для удовлетворения и развития интересов и способностей обучающегося, самореализацию его личности;

обеспечение формирование здорового образа жизни.

Учащийся с умственной отсталостью не может получить качественного образования в системе специального образования, изолированной от общества, от всей системы образования. Поэтому актуальностью данной программы является включение ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Делидон Татьяна Геннадиевна

(МБОУ: Рябичевская СОШ, Волгодонской район, Ростовская область)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

часть адаптированной образовательной программы для ребенка с умственной отсталостью (в соответствии ФГОС для обучения с интеллектуальными нарушениями) по письму и развитию речи

по программе повышения квалификации для педагогов,

учителей предметников, классных руководителей образовательных организаций, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

 

2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

I.Введение…………………………………………………………………………3

II. Основная часть (адаптированная рабочая программа для ребенка с умственной отсталостью (в соответствии ФГОС для обучения с интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для 3 класса:

Глава 1. Теоретические аспекты изучаемой проблемы…………………………...5

Глава 2. Практические аспекты деятельности педагогических кадров………13

III. Заключение……………………………………………………………………23

IV. Список использованной литературы…………………………………………25

I.Введение

Адаптированная образовательная программа для ребенка с умственной отсталостью (в соответствии ФГОС для обучения с интеллектуальными нарушениями) определяет содержание образования,  организацию образовательного процесса и обеспечивает:

 создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность;

 формирование общей культуры обучающегося, его духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

 создание условий для удовлетворения и развития интересов и способностей обучающегося, самореализацию его личности;

обеспечение формирование здорового образа жизни.

Учащийся с умственной отсталостью не может получить качественного образования в системе специального образования, изолированной от общества, от всей системы образования. Поэтому актуальностью данной программы является включение ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.

Для решения этой проблемы необходимо обеспечить доступность образования через возможность выбора содержания обучения, его форм,  т.е. через организацию обучения по адаптированной образовательной программе.

Адаптированная образовательная программа является программой образовательной деятельности учащегося, составленной на основе его образовательных и профессиональных интересов, уровня успеваемости, предшествующих результатов обучения, состояния здоровья,  и фиксирующей образовательные цели и результаты. АОП способствует формированию у учащегося навыков планирования своей деятельности, выбора средств достижения цели, способности брать на себя ответственность за последствия деятельности, коррекции нарушений развития.

Цель реализации программы - создание необходимых условий для максимально возможной социальной адаптации, вовлечения в процесс интеграции личностной самореализации детей, имеющих умеренную степень умственной отсталости, частично способных к овладению учебными навыками.

Адаптированная образовательная программа по русскому языку не сводится только к обученности учащегося, набору знаний и навыков, но и связывается с воспитанием, понятием "качество жизни", раскрывается через такие категории как  "социальное благополучие", "самореализация", "защищенность", «система практических проб».

Важнейшей задачей данной программы является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация.

Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.

При таком подходе объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, окружающими (взрослыми и сверстниками), самим собой.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы.

   В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта полного общего образования разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся.

        Особенностями системы оценки для учащегося являются:

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов образования);

- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

-  оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

- оценка динамики образовательных достижений обучающегося;

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представление их;

- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

II. Основная часть (адаптированная рабочая программа для ребенка с умственной отсталостью (в соответствии ФГОС для обучения с интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для 3 класса.

Глава 1. Теоретические аспекты изучаемой проблемы.

Пояснительная записка

 Адаптированная рабочая программа по предмету  «Русский язык» разработана на основе: 

Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189, зарегистрированного в Минюсте РФ 3 марта 2011г., регистрационный № 19993;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Приказа Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». Под ред. И.М. Бгажноковой/ – М.: Просвещение, 2010;

 Примерной программы  начального общего образования, авторской программы  по русскому языку М.Л. Каленчук,  Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой  -   «Программы по учебным предметам»,  М.:  Академкнига/Учебник,  2012 г.  -Проект  «Перспективная начальная школа»,

Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

Учебной программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений    VIII вида.  Подготовительный, 1-4 классы    (авторы-составители М.Н. Перова, В.В.Эк/ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2010г.);

Учебного плана МБОУ: Рябичёвская СОШ;

В программе сохранено основное содержание  общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с умственной отсталостью  и специфика усвоения им учебного материала.

Цели и задачи предмета « Русский язык».

Адаптированная образовательная  программа по предмету « Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

 познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

 социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в необходимо решение следующих практических задач:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

 - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

 - овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

 - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

 Обучение русскому языку направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Место предмета в базисном учебном плане.

На реализацию программы по русскому языку в 3 классе в  федеральном базисном учебном плане предусмотрено 170 часов, 5 часов в неделю.  В соответствии с годовым календарным графиком, расписанием уроков, учебным планом МБОУ: Рябичёвская СОШ  на 20…-20… учебный год количество часов по данному предмету составляет- …часа.

Характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью. 

В 3 классе умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по русскому языку, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по русскому языку прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение русскому языку способствует их умственному и речевому развитию.

      Обучение русскому языку будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.

      Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Содержание адаптированной  программы по русскому языку:

Фонетика и орфография

Лексика

Морфемика и словообразование

Морфология

Синтаксис

Развитие речи с элементами культуры речи

     Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого внимание уделяется звуко-буквенному анализу.

           Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

      Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

В процессе практических грамматических упражнений в 3 классе изучаются различные разряды слов  — названия предметов, действий, признаков.      Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению. Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

      В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

В 3 классе особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

      В 3 классе проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

      Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

      У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Планируемые результаты:

      Учащиеся должны знать и  уметь:             

      алфавит;
      составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
      анализировать слова по звуковому составу;
      различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
      определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
      списывать текст целыми словами;
      писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения.

 В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

 -- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, находить нужную словарную статью;

 - ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

 - работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

 - работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей, тетрадью для самостоятельной работы и дополнительными источниками информации – другими учебниками комплекта, библиотечными книгами); текстами и иллюстрациями к текстам.

В области коммуникативных учебных действий:

 а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

 - работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

 б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

 - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями;

 - находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения.

В области регулятивных учебных действий:

- осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.

Система оценки планируемых результатов

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных         списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям учащегося, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной ребенку: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 6 слов.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями–пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Глава 2. Практические аспекты деятельности педагогических кадров.

Календарно тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол.

час

Характеристика деятельности учащихся

1.

 Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм.

1

Знать понятие «орфограмма»; структуру построения учебника «Русский язык»; основные словари русского языка. Уметь списывать текст, вставляя пропущенные буквы; ориентироваться в странице «Содержание»; выполнять практическую работу со словарями.

2-4

 Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм.

3

5.

Развитие речи с элементами культуры речи.

Для чего нужна речь.

1

Знать, что при помощи устной и письменной речи мы общаемся, передаем информацию.

Уметь отвечать на вопросы; участвовать в диалоге.

6-7

Звукобуквенный разбор слова.

2

Знать порядок звукобуквенного разбора; значение звукобуквенной зарядки.Уметь выполнять звукобуквенный разбор слова по алгоритму; различать звуки; выделять звуки  в слове.

8-11

Части речи. Имя существительное.

4

Знать понятия «части речи», «имя существительное».Уметь делить слова на группы по частям речи; ставить существительное в начальную форму; изменять существительное по числам; определять род существительного; работать с толковым словарем.

12-13

Части речи. Имя прилага-тельное.

2

Знать определение «имя при-лагательное». Уметь выделять в тексте слова-названия признаков; определять род имен прилагательных; работать с толко-вым и обратным словарями..

14.

Части речи. Глагол.

1

Знать определение «глагол».

Уметь работать с толковым и обратным словарями; выписывать глаголы в начальной форме; выполнять звукобук-венный разбор слова; находить близкие по значению глаголы.

15.

Развитие речи с элементами культуры речи. Какие бывают предложения.

1

16-17

Части речи.

2

Повторить понятия «существительное», «прилагательное», «глагол»

18-21

Многозначность слова.

4

Знать понятия «многозначные слова». Уметь работать с толковым словарем; объяснять значения многозначных слов.

22-23

Части речи. Местоимение.

2

Знать определение личного местоимения. Уметь заменять существительные личными местоимениями.

24-25

Предлоги и приставки.

2

Знать, что предлог – служебная часть речи, а приставка – часть слова. Уметь различать приставки и предлоги; выделять корни и приставки; выписывать существительные с предлогами; выписывать глаголы с приставками.

26.

Главные  члены предложения.

1

Знать термины «подлежащее», «сказуемое», «главные члены предложения», «второстепен-ные члены предложения».Уметь выделять главные члены предложения.

27.

Синонимы.  

1

Иметь представление о синонимах в русском языке. Уметь работать с толковым словарём; подбирать синонимы; опреде-лять, чем отличаются друг от друга синонимы в разных парах.

28.

Изменение имени существительного по числам.

1

Знать, что существительные изменяются по числам.Уметь  изменять существитель-ные по числам.

29-40

Изменение имени существительного по падежам.

12

Знать, что имена существительные изменяются по падежам. Названия и вопросы падежей.

41.

Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Клода Моне «Прогулка». Устное сочинение.

1

Знать понятие «тема картины».

Уметь анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник.

42.

Контрольный дик-

тант по пройденному материалу.

1

Написание под диктовку текста  в соответствии с изученными нормами правописания

43-45.

Изменение существительных по числам и падежам.

3

Уметь изменять существительные по числам и падежам

46-47

Антонимы.

2

Иметь представление о словах-антонимах.Уметьнаходить антонимы в пословицах; объяснять смысл пословиц.

48-51

Различение падежей.

4

Уметь различать падежи имен существительных; списывать текст с изученнымиорфограммами; выписывать пары родственных слов; подчеркивать главные члены предложения.

52.

Контрольная работа по теме: «Различение падежей».

1

Уметь различать падежи имен существительных; выполнять контрольную работу.

53-62.

Склонения имен существительных.

10

Знать, что склонение – это изменение слова по падежам и числам; признаки существительных 1, 2 и 3-го склонения.

Уметь склонять существительные 1, 2 и 3-го склонения; выделять окончания существительных.

63-64.

 Развитие речи с элементами культуры речи.

Азбука вежливости. Как писать письмо.

1

Уметь писать письма

65-67

Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова.

3

Уметь работать с обратным словарем; объяснять, почему в прилагательном пишется удвоенная буква «н».

68-72

Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний.

5

Уметь правильно писать падежные окончания существительных; работать с орфографическим словарем.

73.

Контрольный диктант  с грам-

матическим задани-ем по теме: « Право-писание падежных окончаний  имён существительных».

1

Знать изученные орфограммы.

Уметьписать текст под диктовку.

74-78.

Второстепенные члены предложения. Дополнения.

5

Знать определение второстепенных членов;  подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте

второстепенные члены.

79-80.

Развитие речи с элементами культуры речи.Ра-бота с картиной Валентина Серова «Портрет Мики Мо-розова». Устное сочинение.

2

81-86

Безударные окончания существительных в единственном числе.

6

Знать, что безударные и ударные окончания слов одного и того же склонения пишутся одинаково. Уметь подбирать опорные слова для написания безударного окончания существительного.

87-88

Как пишутся приставки.

2

Знать, как пишутся приставки раз- и рас-.  Уметь выделять приставки в словах.

89-90.

Развитие речи с элементами культуры речи.

Устное изложение.

2

Уметь работать с толковым словарем; объяснять название текста; пересказать текст по плану; делить текст на смысло-вые части.

91-92

Значения слов. Повторение старого и открытие нового.

2

Иметь представление о словах-синонимах, антонимах, омонимах. Уметьработать с толковым словарем; составлять пред-ложения с омонимами; подчеркивать основу в предложении;

делать звуко-буквенный анализ слова

93-97

Безударные окончания существительных в единственном числе.

5

Знать, что безударные и ударные окончания слов одного и того же склонения пишутся одинаково.Уметь подбирать опорные слова для написания безударного окончания сущес-твительного.

98-99.

Слова с удвоенной согласной, пришедшие из других языков.

2

100.

Развитие речис элементами культуры речи.

Составляем рассказ по рисунку.

1

Уметь составлять план рассказа; составлять рассказ по серии рисунков; рассказывать историю по цепочке.

Уметь правильно писать слова; придумывать и записывать предложения с этими словами.

101-104.

Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных.

4

Знать, что после шипящих под ударением в окончании существительных пишется буква «о», а без ударения – буква «е».

105.

Диктант по пройденному материалу

1

Уметь применять полученные знания на письме.

106-107.

Жизнь корня в составе слов разных частей речи.

2

108-109

Слова с удвоенной согласной, пришедшие из других языков.

2

Уметь правильно писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков; придумывать и записывать предложения с этими словами.

110-113.

Окончания существительных во множественном числе.

4

Знать, что существительные во множественном числе не различаются по склонениям, у них одинаковые окончания в дательном, творительном и предложном падежах.Уметь выделять и писать окончания существительных во множест-венном числе.Уметь писать окончания сущетвительных во множествен-ном числе в именительном па-деже; находить сложные слова; подчеркивать соединительные гласные; объяснять смысл устойчивых выражений.

114-116.

Написание существительных с суффиксом  -ищ-.

3

Знать, как пишутся окончания существи-тельных во множественном числе. Уметьопределять окончания существительных во множественном числе в разных падежах,разбирать предложение по членам; определять падеж существительных.

117-119.

Окончания существительных во множественном числе в разных падежах.

3

120.

Развитие речи с элементами культуры речи.

Работа с картиной Ивана Шишкина «Дубовая роща». Устное сочинение.

1

Уметь анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; работать с толковым словарем; устно описать картину по плану; пересказать письменно по данному плану.

121-122.

Написание суффикса -ок- после шипящих.

2

Знать, что в суффиксах существитель-ных,  корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква «о», если суф-фикс стоит под ударением.

Уметь работать с обратным словарем; выделять суффикс; правильно писать суффикс -ок- после шипящих; правильно произносить слова в именительном падеже единственного и множественного числа.

123.

Контрольный диктант по теме:«Окончания существительных во множественном числе разных падежей»

1

Уметь писать под диктовку текст с изученнымиорфограммами.

124-125.

Изменение прилагательных по родам и числам.

2

Знать, как определять безударные окончания прилагательных.

Уметь изменять прилагательные по числам и родам.

126.

Изменение прилагательных по падежам.

1

Знать, что безударные и ударные окончания прилагательных в одной и той же форме пишутся одинаково.

127-129.

Окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах.

3

Знать окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах.

130-133.

Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода.

4

Знать падежные окончания прилагатель-ных мужского, среднего и женского рода.

Уметь определять род, падеж прилагательных; выделять и правильно писать падежные окончания прилагатель-ных разбирать прилаг. по составу.

134.

Диктант по теме: « Падежные окончания имён прилагательных».

1

Уметь применять на письме изученные орфограммы, производить звук-буквенный анализ слов

135-136.

Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е иО – беглые гласные звуки.

2

137.

Развитие речи с элементами культуры речи.

Азбука вежливости.

1

138.

Склонение прилагательных во множественном  числе.

1

Уметь писать окончания при-лагательных во множественном числе в именительном и вини-тельном падежах; определять число, падеж прилагательных.

Уметь писать окончания прилагательных во множественном числе в родительном, винительном и предложном падежах; выписывать прилагательные с существительными.

139-142.

Окончания прилагательных во множественном числе в именительном и винительном падежах.

4

143.

Слова с удвоенной буквой согласного.

1

Уметь работать с обратным словарем; писать словарные слова с удвоенной буквой согласного; выделять корень, суффикс, окончание

144.

Начальная форма глагола.

1

Знать понятие  начальной формы глагола; на какие вопросы отвечают глаголы. Уметь определять начальную форму глагола.

145.

Написание частицы  -ся.

1

Знать понятие «частица»; правило написания «ь» в конце глаголов. Уметьписать глаголы с частицей –ся.

146

Другие суффиксы глагола:  -а-, -е-,  -и-, -о-, -у-, -я-.

1

Знать глагольные суффиксы.

Уметь работать с обратным словарем; выделять глагольные суффиксы.

147.

Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение. Устный рассказ по серии рисунков Херлуфа Бидструпа.

1

Уметь делить текст на части; пересказывать текст по плану по цепочке; работать с толковым словарем; составлять план по серии рисунков; рассказывать текст по плану по цепочке.

148-154.

Времена глагола.

7

Знать, что глаголы изменяются по временам

155.

Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Дитца «Охота на редис». Письменное сочинение.

1

Уметь анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; записать текст о картине по данному плану; письменно продолжать сочинение по картине повествованием.

156.

Итоговый диктант с грамматическим заданием

Уметь писать под диктовку текст с изученными орфог-ми.

157.

 Написание «ь» после шипящих во всех формах глагола.

1

Знать, что во всех формах глагола после шипящих пишется «ь».Уметь писать «ь» после шипящих во всех формах глагола.

158.

Обобщение по теме «Фонетика и орфография». «Морфемика и словообразование».

1

Уметь выполнять звукобуквенный разбор слов; писать слова с изученными орфограммами; подбирать проверочные слова.

159.-161

Обобщение по темам «Лексика», «Синтаксис».

3

Уметь подбирать синонимы, антонимы; находить многозначные слова; пользоваться толковым словарем; опре-делять прямое и переносное значение слова.

162-163.

Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение по наблюдениям.

1

Уметь пользоваться словарями русского языка; находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию; писать сочинение по наблюдениям.

III. Заключение.

Адаптированная основная образовательная программа общего образования для обучающихся с ОВЗ по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса содержит: планируемые результаты освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования; систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования.

          Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. В результате дети с ОВЗ привыкают жить среди людей, не имеющих психических или физических недостатков, уменьшается изолированность первых от семьи. Также у детей формируется мотивационная сфера. Дети достигают необходимого для обучения уровня развития восприятия, внимания, памяти. У них усиливаются процессы переработки сенсорной информации, пространственного анализа, временной ориентировки, зрительно-моторной координации, а также умственной работоспособности.

Все это уменьшает трудности, которые испытывают дети с ОВЗ в овладении и навыками письма, в усвоении грамматических правил и т.д.

IV. Список использованной литературы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.09. № 373; зарегистрированный Министерством юстиции России 22.12.09, регистрационный номер № 17785;

2. Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273-ФЗ (ред.от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html;

3. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции О правах инвалидов»;

4.  «Об образовании в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 29 декабря 2012 года. 
5. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации от 2.07.2013 № 185-ФЗ.
6. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями) 
7. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.)
8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271)
9.  «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599
10. "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» - Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761

11. Постановление от 12 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда»;

12. Закон Российской федерации «Об образовании»  от 10.07.1992 N 3266-(ред. от 27.12.2009) ;

13. Учебная программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений    VIII вида.  Подготовительный, 1-4 классы    (авторы-составители М.Н. Перова, В.В.Эк/ под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010г.).

14. Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru

15. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.

16.Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ образовательная ПРОГРАММА для детей с умственной отсталостью (лёгкой) 1-4 класс

Сквозная адаптированная программа для детей с умственной отсталостью (лёгкой): Маткматика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология....

Адаптированная образовательная программа для детей с умственной отсталостью, вариант1.

Адаптированная программа для детей с умственной отсталостью— это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с умстве...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант1

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдля детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант1 ...

Уровень усвоения адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития

Уровень усвоения адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития...

ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ Адаптированная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью 1 и 2 классов

Настоящая адаптированная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью поможет организовать деятельность педагога по активизации детского развития, коррекции и компенсации разнооб...